Школьная мотивация 5 классников

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебная мотивация современных пятиклассников: составляющие,

пути и методы ее коррекции

Автор: педагог-психолог Осняч Е.Б.

Исследование уровня учебной мотивации школьников было и остается одной из актуальнейших проблем для прикладной психологии и педагогики в системе школьного образования.

В настоящее время, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, тема учебной мотивации открывается в новом ракурсе.

Вопрос снижения учебной мотивации учащихся особенно остро стоит при переходе ребенка из начального в среднее школьное звено. Это обусловлено, по мнению таких исследователей, как А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, прежде всего, особенностями подросткового возраста, в который вступают ученики пятого класса [7; 10; 13; 1].

Понимание мотива и мотивации в психологи трактуется достаточно широко. По мнению Х. Хекхаузена, это побуждение к действию, определяющее такие факторы поведения человека, как направленность, организация, активность, устойчивость, связанное со способностью человека удовлетворять свои потребности [11,с. 124]. Он выделял два вида мотивации - интринсивная (внутренняя, опосредована психологическими характеристиками индивида, его интересами и потребностями.), и экстринсивная (внешняя, ситуативная).

Л.И. Божович понимает мотив как нечто, ради чего осуществляется непосредственно сама деятельность, движущая сила в качестве предметов, идей, чувств, переживаний – всего того, в чем воплощается потребность. Мотивация же, по ее мнению, это совокупность мотивов поведения и деятельности, и она находит выражение в таких характеристиках, как сила, устойчивость, множественность, структурность, иерархичность [1].

Учебная мотивация – это, по мнению Л.И. Божович, это вид мотивации, включенный непосредственно в деятельность учения, сложная система мотивов, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности. К мотивам учебной деятельности она относит все факторы, опосредующие проявление учебной активности. В качестве таких мотивов могут выступать предметы школьного и внешнего мира, представления, идеи, чувства — то, что составляет потребность в обучении [1, с. 118].

В. Вилюнас рассматривает мотивацию и как психическое свойство личности и, как процесс, побуждающий и детерминирующий активность личности на должном и необходимом личности уровне [2].

А.Н. Леонтьев к мотивационной сфере человека относит всю совокупность мотивов, которая формируется и развивается в онтогенезе личности [6].

Безусловно, учебная мотивация имеет свои характерные черты в зависимости от возраста ученика.

Рассматривая особенности младшего подросткового возраста, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.А.Реан выделяют следующие его характеристики. Это и общение с ровесниками как ведущая деятельность, это и развитие познавательных процессов, это и становление рефлексии, и также развитие системы волевой саморегуляции [14; 3; 1; 8].

К новой социальной ситуации развития в подростковом возрасте Л.С. Выготский относит личностные изменения, происходящие во внутреннем мире подростка - смена системы ценностных приоритетов, установок, стремление к независимости и самостоятельности, появление новообразования – чувства взрослости [3, с. 231].

Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и многие другие авторы выделяют отдельный феномен – подростковый кризис – сложный переходный период, проявляющийся в острой эмоциональной нестабильности, ломке приоритетов, поиске себя [14].

А.К. Маркова, Г.И. Щукина подразделяют мотивы учения подростка на две группы – внешние (задаются другими людьми) и внутренние (вся система мотивов, побуждающая ученика к учебе, как к личной желанной цели) [7; 13].

А.К. Маркова выделяет также группу личных источников учебной мотивации. Это интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной деятельности [7, с. 83]

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов.

Е.П. Ильин выделяет у подростков следующие учебные мотивы.

- ш ирокие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения ) ;

- узкие социальные - стремление получить признание окружающих, вознаграждение);

- мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими);

- широкие познавательные мотивы (ориентация на эрудицию, удовлетворение от самого процесса учения и его результатов);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

- личностные (чувство самоуважения и честолюбия);

- мотивы самообразования [4, с. 361].

Л.С. Выготский отмечал, что ведущую роль в подростковом возрасте в процессе повышения уровня учебной мотивации играет такой мотив, как интерес. Интерес определяется как вид познавательной потребности, который определяет направленность субъекта на понимание целей своей деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что удовлетворенный интерес способен вызывать новые интересы, тем самым расширяя границы непознанного [3, с. 78].

Интерес показывает совпадение деятельности школьника с его органическими потребностями. Именно поэтому правильная организация учебной деятельности, по мнению Г.И. Щукиной, и всей системы воспитании должна совпадать с детскими потребностями [13, с. 239].

Познавательный интерес – это центральный мотив учебной деятельности в характеристике мотивов учения подростка. Г.И. Щукина полагает, что он бескорыстен [13, с. 39], а А.К. Маркова – что он опирается на характер учебной деятельности. По ее мнению, развитие познавательных интересов подростка насчитывает три этапа – это ситуативный интерес (что-то новое), устойчивый интерес, и далее – личностное присвоение такого интереса в систему жизненных ценностей субъекта [7, с. 90].

И.А. Ларионова отмечает, что при правильно поставленном обучении интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет [5, с. 112].

Е. П. Ильин считает, что особенности мотивация учения младших подростков является стойкий интерес (или интересы) к какому-либо предмету на фоне снижения мотивации к остальным [4, с. 231].

Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов по сравнению с младшим школьником, как указывает А.К. Маркова. При этом подросток побуждается несколькими мотивами, то есть его учебная деятельность всегда полимотивирована [7].

Н.Ф. Талызина называет такие функции учебных мотивов в подростковом возрасте, как побуждающая (активность), направляющая (вектор мотива на конкретный объект) и регулирующая (характер поведения, реализация в деятельности подростка его специфических потребностей) [, с. 149]:

К факторам формирования учебной мотивации в подростковом возрасте Е.П. Ильин относит: вербальные поощрения педагога и оценки, содержание самого учебного материала, организация учебной деятельности, групповые формы учебной деятельности; конкретная (официальная) оценка учебной деятельности, а также стиль и методы педагога [4, с. 174].

Причинами отрицательного отношения к учению у младших подростков Н.Ф. Талызина называет следующие: несоответствие учебного материала интересам учеников, их актуальному уровню развития; методы работы педагога;

Как указывает А.К. Маркова, положительная учебная мотивация формируется на основании изучения потребностей ученика, и тогда работа педагога должна носить личностно-ориентированный, субъект-субъектный характер, в чем-то быть совместным творческим процессом [7, с. 173].

При формировании мотивации учения важно учитывать, что стойкий интерес к предмету появляется на основании накопленных знаний; ж елание учиться у подростка социально обусловлено. И не только требованиями общества, но и желанием общаться с ровесниками.

Результаты исследования показали, что на уровень учебной мотивации младших подростков действительно, оказывают влияние такие их личностные характеристики, как способность к рефлексии и волевая саморегуляция. Отмечено, что в данной группе детей высокий уровень учебной мотивации прямо пропорционален хорошим показателям школьной успеваемости.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в современной школе для эффективного развития учебной мотивационной сферы младшего подростка необходимо опираться на его личностный потенциал.

Соответственно, психолого-педагогическая помощь должна быть нацелена не всех участников образовательного процесса, включая родителей подростка.

Формы работы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Для взрослых (и педагогов, и родителей) важно донести информацию об особенностях возраста и учебной мотивации подростков, групповые же формы работы с педагогами и родителями подразумевают обучению навыкам и умениям по взаимодействию с учениками, и следовательно, пониманию и уважению индивидуальности подростка.

Для учителей в работе с подростками важно развитие субъект-субъектного и творческого стиля педагогической деятельности.

Для родителей – развитие адекватной системы требований, помогающей развитию волевой саморегуляции и системы самоконтроля ребенка. Главное же в детско-родительский отношениях - уважение к личности ребенка, его чувству взрослости, доверие, совместный анализ ситуаций или поступков, – все то, что помогает развитию рефлексивности.

Для самих школьников, по мнению О.В. Хухлаевой, наиболее эффективны групповые формы работы, такие, как тренинги, учитывая направленность их ведущей деятельности. Тренинги должны учитывать интересы младших подростков, в особенности социальный и познавательный характер учебной мотивации в этом возрасте [13].

Таким образом, к характерным особенностям учебной мотивации младших подростков моно отнести ее обусловленность новым социальным статусом подростка, большей степенью свободы и произвольности, важностью социальных коммуникаций, уровнем развития рефлексивности и саморегуляции, а также доминированием личного познавательного интереса как движущей силы развития учебной мотивации.

Следовательно, для эффективного развития мотивационной сферы младшего подростка необходимо опираться на его личностный потенциал.

Поэтому психологическая помощь в этом вопросе должна быть нацелена не только на всех участников образовательного процесса.

Формы работы могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Для взрослых (и педагогов, и родителей) важно донести информацию об особенностях подросткового возраста, родителей важно обучать пониманию и уважению личности ребенка. Педагоги должны опираться на личностно-ориентированный стиль деятельности, нацеленный на учет особенностей мотивационной сферы подростка, адекватной системы оценок и поощрений, успешных групповых форм деятельности, формировании стойкого интереса к предмету на основе социально и лично обусловленного желания подростка (коммуникациями с ровесниками, уровнем развития рефлексии и волевой саморегуляции).

Для самих школьников в вопросе повышения учебной мотивации наиболее эффективны групповые формы работы, такие, как тренинги, и они должны быть ориентированы на развитие сферы внутренних познавательных мотивов, рефлексивности, и умений саморегуляции.

Безусловно, данная проблема требует дальнейших разработок, рассмотрения других аспектов, и будет полезной в работе школьного психолога.

Список литературы

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2002. – 219 с.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2016. – 496 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.

Леонтьев А. Н. Мотивация учения / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 243 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в среднем и старшем школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Генезис, 2010 – 286 с.

Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан – Спб.: Питер, 2006. – 423 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. – 540 с.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2009. – 340 с.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — М.: Академия, 2006. – 408 с.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс) / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2007. – 207 с.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1989. – 369с.


Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.

В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.

Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.

Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.

Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.

Что влияет на нежелание учиться

1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.

2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.

3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.

4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.

5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.

6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.

Какие факторы влияют на интерес к учёбе

1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

Какие бывают виды мотивации

Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
  • коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
  • эмоциональные;
  • саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние — поощрения, наказания.


Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые

Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.

1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.

2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.

5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.

Как повысить мотивацию к учёбе

1. Обучайте ребёнка в игровой форме

Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.

Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.

Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях

Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения, а не большие награды

4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками

Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.

Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.

5. Минимизируйте стрессы

Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.

Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.

Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.

Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.

Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.

Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!

Читайте также: