Школьная медицина методические рекомендации

Обновлено: 05.07.2024

В советские времена в каждой школе был медицинский кабинет, в котором на постоянной основе работала либо медицинская сестра, либо врач. Они помогали решать многие проблемы. Проблемы есть и сейчас. А вот медперсонала в школах теперь нет.

ПЕРВЫЙ ШАГ СДЕЛАН

Многочисленные обращения учителей и родителей нашли отклик у депутатов Государственной Думы РФ. Там прошли парламентские слушания, посвященные законодательному регулированию организации оказания медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях, чтобы обеспечить подрастающему поколению оптимальные условия для роста и развития. В слушаниях принимали участие представители Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Роспотребнадзора, Росстрахнадзора, представители научного сообщества, директора школ, главные врачи поликлиник, представители родительского сообщества. Свободная дискуссия длилась более 3 часов. "Это говорит о том, что проблема школьной медицины давно назрела, накоплены примеры передовых практик. Обострили проблемы кадров, межведомственного взаимодействия, заработной платы. И главной идеей стало то, что необходимо менять отношение к роли школьной медицины с тем, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребенка", — считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Леонидович Круглый.

"Мое общение с людьми в ходе предвыборной кампании длилось 124 дня, по шесть встреч ежедневно. И не было ни одной встречи, чтобы не обсуждался вопрос школьной медицины. И не удивительно. Ведь большую часть жизни современные дети проводят в школе. И тут возникает много вопросов, касающихся освещения, питания, проверки физического состояния и особенностей каждого ребенка, который поступает в школу, наличие у него хронических заболеваний. Я как хирург не очень понимаю, как педагоги берут на себя ответственность за большую группу детей, практически не зная, как в случае необходимости оказать им помощь при неотложных состояниях. А ведь такие случаются… На парламентских слушаниях нам приводили в пример позитивные практики. Но — это исключение. Нам же необходимо законодательство", — уверен председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Дмитрий Анатольевич Морозов.

У директора Института стратегии развития образования Российской академии образования Светланы Вениаминовны Ивановой есть свои доводы для решения обсуждаемой проблемы. Она в частности сказала: "В школе сегодня многие законодательные нормы мешают поддерживать здоровье школьников. Например, учитель не имеет права заниматься никакой медицинской практикой, вплоть до того, что не может дать ребенку градусник. А ни врача, ни медсестры в школе нет. На практике нередки случае, когда ребенок приходит в школу больной, например, гриппом, а педагог, не имея возможности даже измерить ему температуру, допускает ученика к занятиям. В результате его болезнь прогрессирует, оставляя за собой осложнения, а другие учащиеся школы и учителя заражаются от больного школьника и тоже заболевают. Но учитель ко всему прочему не имеет никакой медицинской подготовки. Ведь у нас в образовательных программах педагогических учебных заведений остались очень небольшие учебные объемы по детской физиологии и психологии. Их надо возвращать. Врач в школе может работать вместе с педагогическим коллективом, обсуждая на педсоветах те или иные проблемы, помогать их решать, корректировать стрессогенность образовательного процесса, перегрузку детей. Конечно, наши учителя–предметники, стремясь добросовестно выполнять свои обязанности, хотят дать своим ученикам как можно больше знаний. В результате объемы домашних заданий растут буквально с каждым годом. И конечно, в школе каждый день необходим медицинский работник, т.к. проблем именно медицинского характера очень много. Подростки не умеют общаться лично друг с другом, а только в формате социальных сетей".

ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ!

Заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Владислав Ремирович Кучма призвал учителей (и это, по его мнению, также надо отобразить в законодательных актах) выполнять Санитарные нормы и правила (СанПин), в которых написано, что нагрузка одиннадцатиклассников должна составлять 34 часа в неделю. Но в реальности–то это не так. Сегодня эта нагрузка — 50 часов! Это тоже приводит к тому, что состояние здоровья современных детей далеко от благополучного. И практически все работники школьного образования говорят буквально следующее: "Верните медицинских работников в школы, чтобы они могли трудиться в них на постоянной основе". Врачи, занимающиеся профилактикой среди взрослого населения, на парламентских слушаниях прямо сказали, что в детстве зарождаются и формируются те факторы риска, которые приводят к низкой продолжительности жизни россиян, высокому уровню смертности от сердечно–сосудистых заболеваний. На слушаниях было отмечено, что для работы школьной медицины наблюдается нехватка и финансовых возможностей, и подготовленных кадров.

Оставляет желать лучшего и уровень подготовки персонала, который мог бы работать в школе. В то же время Минпромторг Российской Федерации выражает готовность обеспечить медицинские кабинеты школ всем необходимым отечественным и импортным оборудованием. Но не хватает межведомственного взаимодействия. И это тоже прозвучало на парламентских слушаниях. "Я еще помню, что был межведомственный совет, который возглавляли замминистр образования и замминистр здравоохранения. Мы обсуждали все насущные вопросы. Сегодня такого совета нет. И приходится всем вступать в переписку. Это, конечно, тоже нужно делать. Но так, чтобы живое общение не превращалось в бюрократическую канцелярщину. Считаю, какой бы трудной ни была проблема, в формате одного избирательного цикла, решить ее можно. Для этого будет создана рабочая группа, в состав которой войдут представители Минздрава России, Минобрнауки России, другие члены правительства", — выразил уверенность В.Р. Кучма.

В ходе слушаний рассмотрели предложения ряда субъектов РФ, которые на региональном уровне уже предприняли определенные шаги по развитию системы школьной медицины.

"Принимая во внимание состояние здоровья подрастающего поколения, необходимо формировать на законодательном уровне комплекс мер, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, одним из составных элементов которого должно стать развитие системы оказания медицинской помощи непосредственно в общеобразовательных учреждениях. Именно поэтому в настоящее время комитет активно занят выработкой механизмов практической реализации данной инициативы, в т.ч. в части ее кадрового обеспечения, с учетом имеющегося дефицита медицинских работников в отдельных районах", — сказал Д.А. Морозов. Он отметил, что система оказания медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях должна включать в себя следующие мероприятия: анализ и изучение состояния здоровья школьников и организацию необходимых лечебно–оздоровительных мероприятий; организацию и проведение противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных и профилактике неинфекционных заболеваний; обеспечение врачебного контроля физического и гигиенического воспитания в школе; осуществление систематического контроля по соблюдению санитарно–гигиенических условий при проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня; проведение систематической санитарно–просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей; контроль санитарно–гигиенического состояния школьных столовых; привлечение учителей, родителей и представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья школьников.

Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что полный перечень таких мероприятий должен приниматься на основании компетентного мнения специалистов: педиатров, работников образования, а также родительской общественности. Необходимо учитывать и мнения органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области образования и здравоохранения. Ведь в каждом регионе есть те или иные специфические факторы, влияющие на здоровье школьников.

На парламентских слушаниях прозвучали и конкретные требования к школьному доктору: это должен быть врач общей практики, который обладает необходимыми компетенциями для того, чтобы контролировать жизнь ребенка в школе с точки зрения безопасности для его здоровья. При этом предполагаемая нагрузка для такого доктора — 1000 учащихся. Предполагается, что в каждой школе постоянно будет находиться и медицинская сестра, работу которой координирует врач. При необходимости она может вызвать врача, причем не только в учебные часы, но и во время продленки, спортивных соревнований.

Обговорены и параметры школьного медицинского кабинета. Так, это будет помещение длиной 7 метров, в котором предусмотрен шкаф и аптечка с медикаментами для оказания первичной медицинской помощи, а также манипуляционная, в которой можно проверить зрение, слух, проводить вакцинацию, мероприятия по диспансеризации.

Врач вводится в педагогический коллектив и помогает учителю физкультуры, контролирует питание школьников, освещение помещений, их инсоляцию, ход диспансеризации… И одновременно, работая в поликлинике, он может (об этом настоятельно просят родители) позвать вовремя невролога, эндокринолога. Рассматривается вопрос о том, чтобы в медкабинетах школ работала медицинская сестра с высшим образованием, которых уже немало подготовлено в вузах страны. Штат школьного врача будет числиться за отделениями работы в общеобразовательных учреждениях, которые уже есть в поликлиниках. "То есть по большому счету требуются организационные меры, некоторая рекогносцировка, а не новые финансы. Надеюсь на скорое принятие закона, потому что сложилась ситуация, когда этого хотят педагоги, это понимают в здравоохранении", — уточнил Дмитрий Анатольевич Морозов.

УВАЖАТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА

И еще. О том, чем болеет ребенок, врачи не имеют права сообщить ни учителю, ни директору школы, ни даже его родственникам за исключением прямых попечителей — родителей или кого–то другого, кто выполняет эту функцию. С одной стороны — это правильно. А с другой стороны, возникает проблема для педагогов — они не знают тех особенностей здоровья ученика, которые необходимо учитывать. И эту ситуацию нужно как–то решать. А кто может сейчас дать ребенку в школе таблетку никто? Никто. Даже витамин. Вдруг у школьника, например, аллергия? При этом надо учитывать, что школьная медицина в первую очередь профилактическая. Она ни в коем случае не должна дублировать функции поликлиники или больницы. Но школьный врач должен быть в контакте с участковым доктором ЛПУ.

Минздрав России приступил к реализации пилотного проекта "Школьная медицина", в рамках которого разработан проект профессионального стандарта для бакалавров "школьная медицина". Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы". Она пояснила, что проект направлен на улучшение здоровья школьников и повышение их ответственности за свое здоровье и здоровье близких. Минздрав совместно с Министерством образования и науки РФ и Российской академией образования разработали программы и памятки для педагогов, учеников и родителей по здоровому образу жизни и оказанию первой помощи. В регионах отрабатываются варианты взаимодействия между центрами здоровья, центрами профилактики, участковыми и школьными врачами с использованием информационных технологий. По итогам парламентских слушаний было принято решение по созданию рабочей группы. Все коллеги представят свои предложения по ключевому документу парламентских слушаний, который мы представим в Министерство образования и науки РФ, а также в Министерство здравоохранения РФ.

Сейчас разрабатывается дорожная карта действий в плане организации школьной медицины. Первый шаг — парламентские слушания, дальше — формулировка заключений, потом внесение изменений в законодательную базу. И далее — отправка предложений в аппарат правительства. К весне должны выйти на конечный согласованный продукт. В нем будет не только прописано, что в школе должен быть медицинский работник, но и пояснено, какими обязанностями и полномочиями он наделяется.

По материалам пресс–конференции "Законодательные инициативы в сфере школьной медицины"

Образовательное учреждение является местом массового скопления детей с различными особенностями здоровья, поэтому медицинское обеспечение обязательно должно быть организовано в каждой ОО. Как правильно и качественно это осуществить? Как реагировать, если медсестры нет, а помощь ребенку требуется? Подлежат ли лицензированию школьные медицинские кабинеты? Что нас ждет в 2018 году?


Одно из главных направлений в работе ОО — охрана здоровья обучающихся.

Сегодня в случаях, когда нужна медицинская помощь, педагог сразу вызывает скорую помощь и звонит родителям, а не отправляет ребенка к медсестре. Всегда ли это необходимо?

Особую категорию составляют дети, которые посещают образовательное учреждение, находясь на домашнем обучении или обучающиеся с ОВЗ. Возникают вопросы, связанные с организацией медицинского обслуживания.

Приведенные ниже документы регламентируют основные вопросы охраны здоровья обучающихся, правила прохождения осмотров, компетенцию медицинской сестры и врача ОО:

Поясним сразу

Итак, оказание медицинской помощи следует отличать от оказания первой помощи, которая является доврачебной. Первая помощь оказывается:

  • при состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью;
  • лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с законодательством и имеющими соответствующую подготовку.

Внимание! Педагоги не вправе оказывать обучающимся и воспитанникам медицинскую помощь. Первая помощь до прихода медицинского работника (остановка кровотечения, транспортировка пострадавшего в отдельное помещение со специальными условиями и т. д.) может быть оказана только педагогическими работниками, прошедшими подготовку по оказанию первой медицинской помощи (нововведение с 2016 года).

Отметим, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то педагог обязан незамедлительно вызвать медсестру. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку медикаменты.

Рекомендуется также оформлять лист здоровья, в который вносятся сведения о группе здоровья, группе занятий по физической культуре, состоянии здоровья (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?

  • Педагог должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).
  • Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, чтобы обучающийся был доставлен в медицинское учреждение.

Внимание ! Если есть согласие родителей на медицинское вмешательство, то ребенку в ОО могут сделать прививку, дать необходимое направление к специалистам и т. д.

Если же родитель не желает вызова скорой ребенку в случаях легкого вреда здоровью, можно написать заявление на имя руководителя школы или детского сада.

Медицинский блок: оборудование и количество специалистов

Медицинский блок включает кабинет врача-педиатра или фельдшера, а также процедурный кабинет. Образовательная организация должна оснастить медицинский блок мебелью, необходимой оргтехникой, а также медицинскими изделиями, руководствуясь стандартом оснащения (Приложением 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним № 822н).

Согласно приказу Минздрава РФ № 822н в штат отделения медицинской помощи обучающимся входят: заведующий отделением, старшая медсестра — по одной штатное единице на 10 врачей; врач по гигиене детей и подростков — одна штатная единица на 2500 обучающихся; врач-педиатр — одна штатная единица на 180–200 детей в яслях, или на 400 — в детских садах, или на 1000 — в школах и учреждениях среднего профобразования; медицинская сестра, или фельдшер — одна штатная единица на 100 детей в детских садах, на 100–500 — в школах и учреждениях среднего профобразования; санитарки — по количеству штатных единиц медсестер.

Для регионов с низкой плотностью населения количество медицинского персонала определяется исходя из меньшей численности обучающихся.

Проблемы. Нововведения 2018 года

С принятием законов об охране здоровья граждан и об образовании медкабинеты фактически ушли из образовательных учреждений. Во многих субъектах не хватает финансирования на закупку необходимого оборудования.

Объединение школ с детскими садами и создание комплексов привело к увеличению нагрузки медперсонала…

И это не последний случай…

Нововведения

Решат ли такие нововведения актуальные проблемы медицины в ОО? Спорный вопрос… Поделитесь мнением как обстоят дела в вашей организации.









О профилактике заболеваний в школе: 10 шагов к здоровью школьника

01.09.2020

О профилактике заболеваний в школе: 10 шагов к здоровью школьника

Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе

10 шагов к здоровью школьника

1) Перед выходом в школу проверь в портфеле наличие антисептических салфеток.

Антисептические салфетки используй для обработки рук по приходу в школу, а также по мере необходимости (после того как высморкал нос, покашлял или чихнул).

Протирай антисептической салфеткой рабочее место перед началом уроков, если пользуешься компьютерной техникой, протирай мышку и клавиатуру.

2) Обрати особое внимание на подбор одежды.

Помни про значимость комфортного теплоощущения, не перегревайся и не переохлаждайся.

В школе надевай сменную обувь.

3) Ежедневно измеряй температуру тела.

При входе в школу проходи через специально оборудованный фильтр, тебе измерят температуру тела.

Не волнуйся при измерении температуры.

Температуру измерят взрослые с помощью бесконтактного термометра.

Если температура будет выше 37,0 С – тебе окажут медицинскую помощь.

4) Занимайся в одном кабинете, закрепленным за классом.

Помни, что в период пандемии все занятия, за исключением физики, химии, трудового обучения, физической культуры, иностранного языка и информатики, проходят в специально закрепленном за каждым классом кабинете, это одна из значимых мер профилактики – не забывай об этом.

5) Что делать на переменах?

На переменах выполни упражнения на расслабление мышц спины и шеи, гимнастку для глаз.

Выходи из класса организованно для похода в столовую (в регламентированное для питания класса время) и перехода в специальные кабинеты (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык), неорганизованно – в туалет, медицинский кабинет.

6) Учись правильно прикрывать нос при чихании.

При чихании, кашле прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками или локтевым сгибом руки.

Береги здоровье окружающих людей.

7) Регулярно проветривай помещения.

Организуй в классе сквозное проветривание во время отсутствия детей в кабинете – на переменах, предназначенных для организованного питания, а также во время уроков, которые проходят в иных кабинетах и помещениях (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык).

Помни, что недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям.

8) Не забывай делать физкультминутки во время урока.

Делай физкультминутки - на 25-30 минуте урока разминай мышцы рук, плечевого пояса, туловища, делай упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, улыбайся друг другу.

Это поможет тебе чувствовать себя лучше, поднимет настроение, сохранит высокую работоспособность, а значит и успешность в освоении знаний.

9) Питайся правильно.

Помни, что горячее и здоровое питание в школе – залог хорошего самочувствия, гармоничного роста и развития, стойкого иммунитета и отличного настроения.

Перед едой не забывай мыть руки.

Съедай все, не оставляй в тарелке столь нужные для организма витамины и микроэлементы.

10) Правильно и регулярно мой руки.

Руки намыливай и мой под теплой проточной водой - ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей.

Ополаскивай руки.

Суммарно время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд.

Руки мой после каждого посещения туалета, перед и после еды, после занятий физкультурой.

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Сервис Яндекс.Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс.Метрика.

Временные методические рекомендации: профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 22.02.2022

Минздрав России утвердил 15 версию Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, подготовленную ведущими российскими экспертами в связи с распространением варианта омикрон SARS-CoV-2.

В новой версии внесены дополнения и уточнения в рекомендации по лечению пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) с учетом новых научных данных и клинической практики. Включены рекомендации по организации медицинской помощи пациентам с COVID-19 из групп риска при проведении терапии препаратами на основе вируснейтрализующих моноклональных антител в условиях дневного стационара.

В связи с интенсивным распространением варианта омикрон выделены приоритетные группы пациентов для назначения амбулаторного лечения. При этом по-прежнему основным подходом к терапии COVID-19 должно быть упреждающее назначение лечения до развития полного симптомокомплекса жизнеугрожающих состояний, а именно пневмонии, острого респираторного дистресс-синдрома, сепсиса.

Новая версия временных методических рекомендаций содержит также типовые схемы организации медицинской помощи пациентам с ОРВИ, гриппом, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) легкого течения и течения средней степени тяжести.

Также в новую версию включены рекомендации по оценке изменений после перенесенного COVID-19 с помощью лучевой диагностики.

Новая версия методических рекомендаций направлена в регионы для использования в практической работе.

Методические рекомендации предназначены для руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-инфекционистов, врачей-педиатров, врачей-акушеров-гинекологов, врачей-реаниматологов отделений интенсивной терапии инфекционных стационаров, врачей скорой медицинской помощи, а также иных специалистов, работающих в сфере лабораторной и инструментальной диагностики и организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19.

Использованные источники
Приложения 1 – 12
Список использованных сокращений
Авторский коллектив

Читайте также: