Школьная медиация в казахстане

Обновлено: 07.07.2024

Как научить детей и подростков мирному сосуществованию, решать конфликтные ситуации и обсуждать недопонимание с учителями, родителями, сверстниками? Ведь именно эти факторы, накапливаясь и принимая гипертрофированные формы, могут стать причинами замкнутости и ухода в себя от реальности. А "выход" агрессии и протеста в виде асоциального поведения вполне может привести еще по сути ребенка на скамью подсудимых, передает корреспондент Устинка LIVE.

В 21 школе и трех колледжах ВКО активно действуют Службы школьной медиации. Порядка 80 подростков, столько же родителей и педагогов региона прошли обучение технологиям и процедурам примирения. Внедрение Служб инициировали специалисты областного Управления образования, у истоков стояли профессиональные медиаторы, поддержали и продвинули судьи региона. Так как же это работает?

Научить общаться!

Мы стали свидетелями, как Служба школьной медиации делала первые шаги в Усть-Каменогорском колледже строительства. Среди учащихся определили формальных и неформальных лидеров, тех, к кому прислушиваются сверстники. Этих ребят из разных групп и практически незнакомых друг с другом собрали вместе на семинаре-тренинге по разрешению конфликтов. Ох, признаться, не завидовали мы тренеру Аксане Каленовой, председателю ВК Центра медиации и права "Альтернатива", идейному вдохновителю всего проекта. Казалось, что аудитория никогда не пойдет на контакт. Практически все учащиеся сначала были погружены в свои телефоны, отпускали саркастические реплики и поднимали на смех любую попытку их объединить. Однако умению и упорству спикера можно было позавидовать.

- Когда-то в нашем далеком и безинтернетном детстве нам приходилось искать друг друга на улицах, стучаться в двери квартир, договариваться о встречах заранее, - начинает свой диалог с ребятами Аксана. - А самое главное, мы общались между собой, со взрослыми. И если бы мы тогда позволяли себе высказывания, которыми вы спокойно обмениваетесь сейчас в соцсетях и мессенджерах, мы бы сразу же получили больно и поучительно по лицу

Аудитория оживляется, откладывает гаджеты - разговор им становится понятен и интересен. И так шаг за шагом, раскрепощая и объединяя, медиатор привлекает учащихся, буквально заставляет их взаимодействовать между собой и с ней. Природное любопытство берет верх, и вот уже все действующие лица заняты обсуждением предложенных ситуаций, самозабвенно рисуют плакаты на заданную тему, защищают их, по-хорошему конкурируя между собой. Достигнута главная цель - ребята поняли, что победителей и побежденных в конфликте нет! И поэтому так важно уметь его предупредить и помочь сторонам разобраться в нем. А еще они почувствовали, что вполне могут это сделать сами.

Юля "троллит" Олю…

А вот реальный пример, когда Служба школьной медиации смогла разрешить в одном из учебных заведений области затяжной и очень болезненный конфликт.

Одноклассницы Юлия и Ольга, проживающие в одном дворе, открыто враждовали между собой, собирая вокруг себя конфронтирующие группировки. Родителей Оли очень встревожила переписка девушек в социальных сетях с использованием нецензурной лексики, взаимных оскорблений и угроз. Они обратились за помощью к классному руководителю. Процесс применения медиативных практик был запущен. Поставлена цель: обеспечить психологическую стабильность учебного процесса, способствовать восстановлению конструктивных отношений между одноклассниками и минимизировать моральный вред от конфликта.

- Сначала мы встретились с девочками без родителей, пообщались, - рассказывает психолог школы. - Одноклассницы не слушали и не слышали друг друга, были очень агрессивно настроены, следовательно, мы не смогли приблизиться к разрешению самого конфликта. Дальше за дело взялись их сверстники-медиаторы, которые прошли обучение. Ребятам удалось выяснить, что всему виной симпатия обеих девушек к одному парню.

Также удалось определить, что у Юли и раньше возникали конфликты, она жила с отцом в другом городе, из-за взрывного и резкого характера девушка не смогла утвердиться в коллективе, мать забрала ее к себе. С Юлией начала работать психолог с целью преодоления напряжения и страхов, связанных с рисками изоляции в молодежной среде. Вторая встреча соперниц прошла с участием их родителей и классного руководителя. Выявили истинную причину конфликта - психологическая несовместимость сторон, что, по мнению психологов, является, пожалуй, самой трудноразрешимой в практике примирения. Осложнена она была подростковой влюбленностью, а также невозможностью девушек самореализоваться в школе. Им попытались найти занятие по душе. Развели в разные стороны. Через месяц и Юля, и Оля сформировали свой круг общения. Одна стала регулярно участвовать в общешкольных мероприятиях, другая проводила мероприятия для младших школьников по умению общаться. Обстановка и в классе, и во дворе стабилизировалась.

- Несмотря на то что девушки сделали свой выбор, не посчитав нужным сближаться, несомненным успехом стало выстраивание ими отношений по принципу "минимизации вербального общения", - поясняет психолог. - С учетом специфики конфликта такое частичное решение проблемы и есть наиболее возможное и оптимальное.

Медиативные технологии не могут разрешить все спорные школьные ситуации, не подменяют административные меры. Но важно, что они предлагают разумную альтернативу разрешению многих назревающих и текущих конфликтов, дают возможность сторонам воспользоваться восстановительным подходом в максимальном количестве случаев в целях обеспечения комфортной и безопасной среды в школе.

"Поговорим повзрослому!"

Есть и еще один яркий пример работы Служб школьной медиации. Предметом конфликта между учителем и родителем стало якобы предвзятое отношение педагога к Азамату, ученику выпускного класса. Мама была возмущена тем, что учитель вызвала ее на разговор в школу из-за неуспеваемости сына. Она была уверена, что ее ребенок учится с полной самоотдачей и должен приносить домой только пятерки и четверки, а раз ему ставят тройки и двойки, значит, виноват преподаватель. Классный руководитель предложила урегулировать конфликт с помощью медиации. При этом медиаторами выступили не психолог школы, а родитель из параллельного класса и одноклассники парня.

- Удивительно, как много я узнала о своем сыне, - делится мама Азамата. - Ребята рассказали о том, что он очень активно участвует во всех мероприятиях, любит юморить, нравится девушкам. И именно это отвлекает его от учебы. А уроки, которые даются с трудом, предпочитает прогуливать. А с отцом-медиатором мы беседовали о его уважительном отношении к этому учителю-предметнику - он сам когда-то был его учеником.

Встреча продолжалась три часа, и конфликт был исчерпан.

- В школе наряду с процессом обучения и воспитания, существуют и другие малоизученные процессы, которые потом приводят к конфликтам, и наша служба старается помочь ребятам не переступить черту, - считает Аксана Каленова. - Опыт этой работы показывает, что службы примирения способны помогать разрешать 80% самых сложных ситуаций.

Медиация необходима людям, которые готовы к применению новых технологий в общении, уходя от привычных, стереотипных формул повседневности. Это действенный способ, который позволит продолжить взаимодействие между сторонами конфликта, не поступаясь собственными интересами и при этом не теряя свое лицо.

В тему

Проект по внедрению Служб ювенальной медиации, успешно апробированный в образовательных учреждениях зарубежных государств Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, городах Европы, в Российской Федерации (10летний опыт), набирает обороты в Восточном Казахстане.

К сведению

По результатам казахстанского исследования, опубликованного в Докладе о положении детей в РК, 66% опрошенных детей столкнулись со школьным насилием и дискриминацией (психологическое, физическое насилие, вымогательство, кибербуллинг травля в интернет-пространстве). При этом 63% стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% жертвами, 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других. Треть детей (33%), ставших свидетелями школьного насилия, никому не рассказали об этом.

Сергей, учащийся колледжа, медиатор:

- Медиация дает много возможностей защитить несовершеннолетних от серьезных последствий конфликтов. Уберечь от необдуманных поступков, правонарушений, которые могут сломать его жизнь.

Виктория, ученица 10 класса, медиатор:

- Приятно, когда удается помочь одноклассникам услышать друг друга. Понять и примирить их. Часто обращаемся к учителям и родителям за помощью. И здорово, что с нами говорят на равных.

Азамат, участник медиативной процедуры:

- Благодаря помощи одноклассников, удалось найти понимание с родителями. Сейчас и сам хочу поучаствовать в работе Службы школьной медиации, пройду тренинги.

Ирина, психолог колледжа:

- Просто не узнаю наших ребят таких сложных, даже закрытых, которые с энтузиазмом теперь разбирают назревшие в их среде конфликты. Они стали как будто мудрее, человечнее

Школьная медиация – необходимость времени

Необходимость содействия мирному урегулированию спора,проведения системной разъяснительной работы с гражданами, направленной на расширение действия примирительных процедур является одной из приоритетных задач государства. С каждым годом растет количество поступающих заявлений в суды на 10-20% , с одной стороны мы говорим о том, что народ стал доверять больше судам, но с другой стороны с точки зрения мировой практики - у нас каждый 5 гражданин судится, что свидетельствует о том, что у нас конфликтное общество. В Европе, США из 100 дел вынесением решения заканчивается всего 2 %, остальные 98 прекращаются путем примирения, заключения медиации.

Все мы знаем множество примеров, когда в школе между детьми возникает конфликт, он становится известен их родителям, которые в последствии приходят в школу (на детскую площадку) и желая проучить, как они считают обидчика, оскорбляют и применяют силу к другому ребенку, последствия которого, увы непредсказуемы. Так, родитель после такого конфликта, ударивший несколько раз другого ребенка по голове, причинил ему легкие телесные повреждения-ребенок оказался в больнице с сотрясением головного мозга, а родитель, занимавший ответственную государственную должность был уволен по отрицательным мотивам, в отношении него было возбуждено уголовное дело.

В другом случае, в ходе игры на улице случайно был поврежден пуховику ребенка, дети повздорили между собой и через несколько дней помирились. А родители еще несколько месяцев судились по возмещению ущерба, взысканию морального вреда, вовлекая в судебные тяжбы педагогов, детей, психологов.

Как научить наших детей правильно вести себя в конфликтной ситуации, к кому обратиться?

Для разрешения конфликтов между детьми, детьми и педагогами, детьми и родителями, а также между педагогами и родителями необходимо в каждой школе организовать школьную службу примирения.

Необходимо учить детей со школьной скамьи правильно вести себя при возникшем конфликте, решать все споры мирным путем, применяя медиацию.

Медиация - это внесудебный способ урегулирования споров, избираемый сторонами на добровольной основе, для достижения определенных целей.

Школьные службы примирения уже работают в школах более 70 стран.

Школьные службы примирения или службы школьной медиации — являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Школьная медиация представляет собой демократический институт.

Это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работника детского учреждения, учащегося и представителя от родителя, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Полагаю, что это должны быть люди, которые пользуются уважением и авторитетом, к кому взрослые и дети могли бы подойти со своей проблемой и получить дельный совет. Думаю возможно пригласить на начальном этапе профессионального медиатора.

В ходе своей профессиональной деятельности, общаясь с детьми я узнала, что в некоторых школах нашего города есть дети, которые уже являются примирителями. И есть много примеров, когда такой подросток - примиритель при обращении к нему сверстника выслушает его и другую сторону, дает необходимый совет, который помогает ребенку понять и помириться со своими родителями, найти общий язык с друзьями, которые по какой-то причине на него обиделись, пересмотреть свой образ жизни и отказаться от мысли совершения суицида.

Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду. Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций силами самой школы, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы, развивается школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы. Таким образом, в школе создаются условия, где две конфликтующие стороны смогли снова друг друга понимать, договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Каким образом можно организовать данную службу в школе?

1. Познакомить участников образовательного процесса с особенностями организации и деятельности такой службы в школе.

2. Замотивировать обучающихся их родителей и педагогов к участию в деятельности школьной службы примирения.

3. Провести обсуждение по организации такой службы с участием совета школы.

5. Установить тесное сотрудничество медиаторов с органами опеки и попечительства, профилактики безнадзорности и правонарушений, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

6. Разработать локальный акт регулирующий работу такой службы.

В результате реализации создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

В чем заключается деятельность школьных служб примирения?

2. Служба примирения решает, какой случай возьмет для проработки и какими методами будет пользоваться при решении конфликта.

3. Проведение восстановительной медиации в сложных случаях (работа с семьями, находящимися в социально-опасной ситуации, с подростками совершившими правонарушения и т. д.)

5. Работа с родителями обучающегося.

6. Описание работы с различными случаями.

7. Проведение встреч со сторонами конфликта по истечении определенного времени.

В каких случаях можно обратиться в службу примирения?

В службу примирения ребенок может обратиться если он с кем то подрался, его побили и он знает обидчика, если его обижают в классе, если у него есть проблема во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями, родителями.

Зачем нужна школьная служба медиации?

Подросток вовлекается в конфликты, становится жертвой или правонарушителем. Используемая восстановительная медиация позволяет подростку избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Детям медиация необходима, чтобы они сами умели выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе как и в обществе неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

Ребенок, совершивший правонарушение – осознает причины своего поступка и его последствия, приносит извинения и получает прощение, заглаживает причиненный вред, возвращает к себе уважение и восстанавливает важные отношения (в школе и семье), которые возможно были нарушены в результате случившегося.

А что является принципиальным: школьная медиация дает возможность улучшать взаимодействие и понимание не только в тех ситуациях, о которых стало известно взрослым, но и в той среде, куда взрослым доступа нет. Детям проще достичь доверия со сверстниками – они говорят на одном языке. Ровесники лучше понимают жизненные позиции, принципиальные установки, нормы и ценности друг друга. Школьники более откровенны с ровесниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста.

Это очень важно, учитывая, что наше государство лидирует по числу суицида среди несовершеннолетних, причины которого так и остаются неизвестны их родителям. Порой за видимым благополучием, скрывается большая личная трагедия ребенка, которую он не смог никому доверить, не нашел нужного человека, который помог бы ему.

Для детей, которые будут работать в школьных службах примирения предоставляется прекрасный тренинг по конструктивной коммуникации, который им пригодится в дальней жизни.

Родителям медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Родители могут помочь ребенку в трудной жизненной ситуации способствовать развитию у него ответственности за свои действия, слова и поступки.

В ходе организации деятельности службы школьной медиации в других странах были выявлены следующие проблемы: специалисты и учащиеся, входящие в состав служб примирения, не проходили специального обучения, что затрудняло качественную деятельность в данном направлении. Иногда данная служба дублировала работу специалистов социально-психологической службы.

Думаю, что службы примирения могли бы оказать большую помощь не только в школе, но и в колледжах, институтах.

В этом направлении специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Акмолинской области ведет постоянную разъяснительную беседу на встречах со школьниками и студентами, в День открытых дверей, на родительских конференциях, выступает в средствах массовой информации. Однако, до настоящего времени дело с мертвой точки не сдвинулось.

Полагаю, что организацию служб примирения в школах (колледжах, институтах) Министерству образования и науки необходимо взять на особый контроль, учитывая опыт и проблемные вопросы других стран, провести разъяснительную работу среди педагогов, родителей и детей, обучение с привлечением специалистов Центра развитии медиации, централизованно составить методички, рекомендации, стимулировать, проводя тематические конкурсы служб примирения между школами области, региона, республики, изучать опыт и распространять его, разместить информационные стенды, буклеты, ввести учебный час – конфликтология, организовать командировки с участием членов службы примирения - детей и взрослых в другие страны, для изучения их опыта на месте.

Ну и конечно же, становясь невольным свидетелем драк на улице водителей, не уступившим друг другу дорогу, недопустимого поведения в общественных местах, хотелось бы напомнить взрослым, что на нас смотрят ваши дети, поэтому, необходимо контролировать свои эмоции и поступки, чтобы быть примером для них в будущем.

Жуматова Айсулу,

председатель специализированного межрайонного суд

по делам несовершеннолетних Акмолинской области

Медиация — форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника). Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора.

Сегодня отчетливо видно, что медиация стала важной частью правовой системы общества. Об этом свидетельствует положительная динамика увеличения обращений в кабинеты медиации и количество разрешенных конфликтов.

В 2016 году при Северо-Казахстанской областной Ассамблее народа Казахстана открыт кабинет медиации, первым и настоящим руководителем которого является кандидат юридических наук Гулбахша Мусабаева.

Кабинетом медиации областной Ассамблеи народа Казахстана проводятся мероприятия, направленные на популяризацию института медиации во всех сферах общества с целью разрешения спорных ситуаций мирным путем.


Основной целью семинара является обучение основам медиации, а также демонстрация положительного опыта применения медиативных технологий на базе школ.

В рамках семинара с приветственным словом выступила заведующая кабинетом медиации Северо-Казахстанской областной Ассамблеи народа Казахстана Гулбахша Мусабаева. Она осветила основные направления деятельности кабинета медиации, а также рассказала о роли и значении института медиации в решении проблем на основе примирительных процедур.

Видеоролики стали демонстрацией реальных жизненных ситуаций, происходящих в обществе. Участникам необходимо было, разделившись на команды, проанализировать ситуации, определить суть и причину конфликта, а также предложить возможные варианты решения спора.

Главная страница конференции Секция 1

Файзуллина Сауле Насипкалиевна

Медиация (посредничество) – это переговоры между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.

Цель медиации – добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны. Необходимым условием медиации является добровольное участие сторон.

Документ регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в РК, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.

  1. достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
  2. снижение уровня конфликтности сторон.

Принципами проведения медиации являются:

  • добровольность;
  • равноправие сторон медиации;
  • независимость и беспристрастность медиатора;
  • недопустимость вмешательства в процедуру медиации;
  • конфиденциальность.

Область применения медиации:

  • в семейных спорах;
  • в трудовых спорах;
  • в корпоративных спорах;
  • в коммерческих спорах;
  • в школьных конфликтах;
  • в межкультурных, религиозных спорах;
  • и другие области.

Главная идея школьной медиации

Школьная медиация, метод, который использует медиацию в учебно-воспитательном процессе. Школьная медиация помогает всем участникам образовательного процесса (ученики, учителя, родители) в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия.

Зачем нужна медиация школе?

Главная идея медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Зачем медиация нужна детям?

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем.

Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Служба школьной медиации эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Читайте также: