Школьная мебель для детей с нарушением опорно двигательного аппарата

Обновлено: 05.07.2024

Приложение 1. Цифровая маркировка мебели соответственно росту школьников по ГОСТУ…………………………………………………………….

Приложение 2. Рост учащихся МБОУ Калининская СОШ………………………..

Приложение 3. Рекомендации для учащихся по профилактике нарушений

осанки во время занятий в школе……………………………………………….

Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоит нарушение осанки. Соответствие школьной мебели всем гигиеническим нормам, качество развития телесной вертикали определяют меру свободы раскрепощения и реализации видового генетического плана человека и играют первостепенную роль не только в функциональном состоянии внутренних органов и систем, но и духовно-психическом. Вот почему контроль над динамикой этого показателя в период учебы имеет сверхважное значение и является первейшей задачей школьных медработников, руководства школы, учителей и родителей. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования [1]; [5].

Цель работы : выявление нарушений опорно-двигательного аппарата школьников, связанного с несоответствием гигиеническим нормам школьной мебели.

1)выяснить, как важна школьная мебель, соответствующая всем гигиеническим нормам, для растущего организма;

2)выяснить, соответствует ли школьная мебель росту обучающихся школы;

3) составить рекомендации для учащихся по профилактике нарушений

осанки во время занятий в школе.

Объект исследования - опорно-двигательный аппарат учащихся МБОУ Калининская СОШ.

Предмет исследования - влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата школьника.

Глава 1. Значение правильной осанки для формирования

опорно-двигательного аппарата школьника

Опорно-двигательный аппарат объединяет скелет и мышцы . Некоторые части скелета, как например, грудная клетка, таз, позвоночник являются вместилищем и защитой жизненно важных органов – лёгких, сердца, кишечника, мозга. Отклонения позвоночного столба от анатомической формы сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук, ног [2].

По разным данным от 30 до 60% современных школьников имеют те или иные нарушения осанки. Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. (Рисунок 1).

Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Неправильная осанка может превратиться в стойкое искривление позвоночника, которое трудно поддается исправлению. ( Рисунок 2).

Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед - лордоз, или назад - кифоз, плоская спина) и сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста.

Сколиоз - это боковое отклонение линии позвоночника от оси туловища.

t1604933816ad.jpg
t1604933816ae.jpg

Рисунок 3. Рисунок 4.

Он отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают уже кости и связки. При этом происходят деформация межпозвоночных дисков, самих позвонков и зон их роста. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма [2].

Самым опасным периодом сколиоза являются периода роста ребёнка (6 – 8 лет, 10 – 14 лет) и период полового созревания (девочка 10 – 13 лет, мальчики 11 – 14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребёнок уже имеет I степень сколиоза, подтверждённую рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов) [3].

t1604933816af.jpg

Давно известно, что дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают нарушениями остроты зрения, чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, нередки и заболевания органов дыхания, нервной системы, вегето-сосудистая дистония и заболевания органов пищеварения. Формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода формирования и закрепления двигательно-статистических навыков. Одной из причин этих заболеваний является несоответствие школьной мебели росту ребенка [3]; [4].

Глава 2. Результаты исследования

Исследования проводились с учащимися 1-10 классов МБОУ Калининская СОШ.

На протяжении нескольких лет рост ребенка увеличивается, а школьная мебель остается прежней, это способствует нарушению опорно-двигательного аппарата.

За период обучения в школе учащиеся претерпевают значительные изменения центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Кроме того, сами темпы этого развития не одинаковы в различные возрастные периоды. Следует особенно отметить значение нормального формирования позвоночника в этот период жизни человека. Значение его в организме настолько велико, что даже незначительные отклонения от нормального развития могут повлечь за собой последствия на протяжении всей жизни [3]; [4].

Большинство школ оборудованы школьной мебелью , не приспособленной к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц. В результате число детей с нарушениями осанки растет день ото дня. При этом большинство родителей обращают внимание на состояние своего ребенка только тогда, когда процесс заходит достаточно далеко и лечение требует длительного времени и больших усилий, как со стороны врача, так и со стороны ребенка и его родителей. Все это должно учитываться при подборе школьной мебели для различных школьных возрастов (Приложение 1).

В ходе исследовательской работы мы провели замеры школьной мебели, чтобы убедиться соответствует ли она росту школьников, обучающихся в кабинетах. Для этого мы использовали данные размеров мебели кабинетов 301, 306, 307, 210, 204, 205, 206, 202, 102. Результаты замеров школьной мебели занесли в таблицу 1, рост учеников по классам - приложение 2.

Несмотря на то, что мебель в нашей школе постоянно меняется, все - таки есть кабинеты, где мебель одних и тех же размеров: высота стола 79 см, высота стула 45 см, хотя рост учащихся 5-10 классов колеблется от 130 до 181 сантиметров. Мебель, которую мы измерили, должна соответствовать росту ребенка от 175 сантиметров и выше, следовательно, школьная мебель не соответствует росту всех учащихся.

Продукция Specialised Orthotic Services

Оборудование для детей с ДЦП применяется в инклюзивном образовании - это определение, которое подразумевает общую программу обучения для всех категорий детей. В такой системе общеобразовательного процесса смогут участвовать дети с особенными потребностями, включая учеников с детским церебральным параличом. Суть методики заключается в создании специальных условий для образования с использованием необходимого оборудования. Благодаря этому все дети, независимо от интеллектуального, психического и физического развития, смогут обучаться в общеобразовательных учреждениях.

В основе лежит отсутствие разделения детей по уровню физических возможностей. Благодаря этому ребенок с ограничениями свободно находится в широком обществе детей. Все это позволяет почувствовать себя частью коллектива и способствует правильному личностному росту. Такая методика важна для лечения ДЦП, особенно тяжелых форм. Инклюзивное образование выделяет следующие принципы:

  1. Каждый человек имеет право выражать мысли и чувства;
  2. Любой человек имеет право на общение с другими людьми;
  3. Жизненные достижения не могут определить ценность индивидуума;
  4. Каждый индивидуум нуждается в поддержке близких;
  5. Разнообразие улучшает человеческую жизнь;
  6. В жизни коллектива должен принимать участие каждый его член;
  7. В общеобразовательных учреждениях не должно быть классов для инвалидов, которые бы разделяли детей;
  8. Ребенок инвалид должен жить с родителями;
  9. У всех учащихся должно быть равноправие;
  10. Важно воспринимать человеческие различия, как обычные.

Учитывая эти принципы, можно помочь ребенку с ДЦП найти себя в обществе.

Как внедрить инклюзивное образование

Лечение ДЦП в настоящее время находится на высоком уровне, однако полностью решить проблему заболевания не представляется возможным. Поэтому детский церебральный паралич требует особого внимания и комплексной реабилитации. Для этого важно воздействовать совместно: дома, в детском саду, школе, медицинском учреждении. Благодаря современным разработкам можно разнообразить жизнь ребенка инвалида и помочь ему найти себя в обществе. Причины ДЦП весьма разнообразны, однако в любом случае необходимо обеспечить физиологическую фиксацию осанки. Только создав максимально естественные условия для передвижения и работы, можно ожидать положительных результатов.

Первые приспособления для лечения детского церебрального паралича были разработаны неврологами в 1940-х годах. Специалисты доказали, что существует прямая зависимость тонуса тела от его положения. Таким образом, в обыденной жизни человеку нужно создать условия, максимально приближенные к норме. Это поможет не только в лечении детского церебрального паралича, но и положительно скажется на социальной адаптации ребенка. Инвалид ДЦП нуждается в правильном подборе вспомогательного средства. Для этого необходимо пройти обследование и проконсультироваться со специалистами. Однако окончательное решение в приобретении инвалидной коляски и других приспособлений принимают близкие родственники.

Правила подбора оборудования для развития детей с ДЦП

При выборе оборудования для детей с ДЦП необходимо помнить, что в первую очередь это оборудование должно помогать при физической нагрузке. Вспомогательные средства изготавливают с учетом основного заболевания, а также для предупреждения развития вторичных осложнений. Поэтому при подборе оборудования следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и тяжесть патологии.

Следует помнить, что форма вспомогательного оборудования, цвет, дизайн и материал изготовления не должны вызывать у ребенка негативных эмоций. Поэтому рекомендовано подбирать приспособления совместно с детьми. Инвалидные коляски, сиденья, вертикализаторы должны обеспечить максимальную фиксацию тела ребенка, но при этом не сковывать активные движения. Поэтому доверять свой выбор следует проверенным производителям, которые разрабатывают оборудования не первый год.

Для изготовления оборудования применяются только качественные материалы. Поэтому ребенку будет удобно находиться в вертикализаторе или специальном сидении. Кроме того, разработка таких приспособлений осуществляется с учетом всех анатомических особенностей человеческого организма.

Правильный выбор опоры для сидения

Для осуществления целенаправленных движений необходимо поддерживать ровную осанку. Создать условия для ребенка с ДЦП помогут особые сидения, обеспечивающие нужную фиксацию тела. Подбор такого оборудования осуществляется в зависимости от особенностей ребенка и тяжести основного заболевания. Различные модели имеют разную степень поддержки.

Когда у человека легкая степень ДЦП и он свободно сидит без поддержки, отличный вариант - треугольная табуретка или небольшой стульчик с подставкой под локоть. Опираясь на такие приспособления руками, ребенок сможет работать руками. Такие стулья существуют для разных возрастов, классифицируются в основном по весу.

В тех случаях, когда поддержание осанки представляет проблему, туловище, плечи и голова могут запрокидываться. Здесь необходима высокая спинка и приспособление, которое поддерживает голову в нужном положении. С анатомически правильном фиксатором головы можно осуществлять различные движения, смотреть по сторонам.

Когда ребенок падает на бок, не может удержать равновесие, требуется сидение с боковыми опорами. Это позволит детям удерживать осанку и осуществлять физиологически правильные движения. Реабилитация детей с ДЦП требует много времени и знаний. Поэтому доверять свой выбор в плане подбора вспомогательного оборудования следует только проверенным производителям.

В основном дети инвалиды чувствуют себя комфортно в специальном кресле с любой тяжестью заболевания. Важно, чтобы сиденье подходило по размеру. Поэтому ориентироваться нужно не на возраст ребенка, а на вес. Необходимо наблюдать за ребенком и следить за его равновесием для профилактики вторичных осложнений.

Выбор вертикализатора

Программа для детей с ДЦП подразумевает максимально приблизить ребенка к естественным условиям существования. Однако часто встречаются случаи, когда малыш не может самостоятельно стоять. Поэтому для полноценного развития внутренних органов требуется специальное оборудование. Вертикализатор для детей ДЦП подбирают в зависимости от тяжести заболевания и степени нарушения координации. Однако не зависимо от этого каждое приспособление должно иметь полный спектр регулировок, ремни, застежки и другие фиксаторы. Вертикализатор подстраивают под рост ребенка, поэтому он должен быть максимально укомплектованным. Кроме того, при асимметрии тазовых костей приспособление должно быть оборудовано дополнительными ремнями, которые позволяют прочно фиксировать таз. Выбор модели осуществляется индивидуально.

Выбор велосипеда для детей с ДЦП

Довольно часто данное заболевание протекает в средней и тяжелой формах. Поэтому для перемещения малыша требуется специализированное оборудование -хэндбайк или специализированный велосипед. В основном такие приспособления делятся на два типа: для активного и пассивного движения. В первом случае ребенок может перемещаться сам, во втором требуется помощь других людей.

При выборе данного приспособления также важно уделить внимание наличию дополнительных устройств. К примеру, если ребенок плохо держит равновесие или вовсе не может, запрокидывается вперед, нужно фиксировать тело в анатомически правильном положении. Для этого используются дополнительные ремни для обхвата паховой области, подлокотники. Если у ребенка есть перекрест ног, то выбирают оборудование с абдуктором. Также практически каждое устройство имеет прочные ремни безопасности или специальный жилет.

В любом случае при выборе вспомогательного оборудования нужно ориентироваться на тяжесть заболевания и индивидуальные особенности детского организма. Современные методики образования используют адаптированные игровые наборы, специализированные коммуникаторы Gotalk+ (Go Talk), специальные устройства ввода и вывода информации.

Государственные образовательные программы ориентированы не только на эффективное обучение детей с нормальными физическими возможностями, но и всячески адаптированы под образование учеников с особыми потребностями.

Школьники с любыми дефектами опорно-двигательного аппарата имеют отдельные образовательные потребности, поэтому нуждаются в организации специальных условий воспитания, развития и обучения.

Задачи по созданию оптимальной и комфортной среды возложены на плечи школьной администрации, которой следует воспользоваться государственными методическими рекомендациями и стандартами, разработанными специально для школьников с нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата.

Специализированная мебель и системы хранения для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Каждый школьник должен иметь в рамках учебной аудитории собственное рабочее место для занятий. Комфорт и удобство в классе достигаются за счет правильного подбора мебели и применения специальных средств с учетом потребностей каждого ребенка. При двигательных ограничениях максимально безопасным является положение ребенка в фиксирующих позициях с закреплением головы, конечностей и возможностью частой смены позы.

Основными предметами мебели является регулируемый рабочий стол для учащихся с детским церебральным параличом и опоры для сидения.

Как оборудовать предметные кабинеты для школьников с особыми потребностями?

Предметные кабинеты для детей с дефектами в работе опорно-двигательного аппарата комплектуются путем подбора мебели и интерактивных средств обучения с учетом личных антропометрических характеристик и специфики заболевания школьника.

Адаптировать специализированные кабинеты под потребности учеников с инвалидностью позволит стандартизированный набор оборудования:

  • Система удаленного телеприсутствия;
  • Адаптированная беспроводная клавиатура с большими кнопками и накладкой;
  • Адаптированный беспроводной джойстик для компьютера;
  • Компьютерная беспроводная адаптированная кнопка;
  • Ресивер для организации беспроводной связи.

Какой должна быть санитарная комната для учеников с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата?

Стандартная санитарная комната не приспособлена для удобного посещения туалета и ванной детьми с инвалидностью. Школьникам с особыми потребностями, помимо стандартного набора сантехники и санитарного оборудования, потребуются специализированные аксессуары, которые позволяют быстро и легко выполнять повседневные гигиенические процедуры.

В рамках стандартизации производители школьного оборудования предлагают следующие варианты оснащения: зеркало поворотное, мнемосхема санузла, крючок для костылей и система быстрого вызова помощника.

Есть заявка? Хотите скомплектовать класс? Подберем всё оборудование и мебель, подготовим документы и поставим с отсрочкой 45 дней.


При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений, которые могут быть единичными или сочетанными.

Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами:

  • напряжение мышц;
  • спастическое сокращение мышц;
  • разнообразные движения непроизвольного характера;
  • нарушения походки; ограниченная подвижность.

Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности.

Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, дыхания, трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении.

Детский церебральный паралич не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным - оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани.

Спастическая гемиплегия, гемипарез характеризуется односторон- ним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются эпилептические приступы.

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук затрудняет самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и моз-жечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП отмечается снижение интеллекта.

Вывод: Диагностировать конкретную форму ДЦП может только врач-специалист. Особенно важно организовать взаимодействие педагогов, врачей и родителей для составления реабилитационной карты ребёнка, его индивидуальной программы обучения и развития.

Читайте также: