Школьная библиотека территория чтения

Обновлено: 05.07.2024

(текст представлен в авторской редакции)

Цель проекта: привлечение читателей, создание новых форм услуг.

Задачи проекта:

-Формирование привлекательного образа библиотеки, как центра культурной жизни населения и создание условий для работы с новыми технологиями.

-Увеличение количества читателей, в результате привлечения детей и молодежи.

— Приобщение молодежи к чтению и пользованию библиотекой;

-Вовлечение молодежи, посещающей библиотеку к участию в различных мероприятиях, акциях, организуемых для продвижения книги и чтения.

-проведение круглого стола в стенах библиотеки, для того что бы выяснить, как молодежь видит библиотеку будущего, с приглашением представителей Молодежного актива г. Гусева и всех соучастников проекта;

Место реализации: Калининградская обл., г. Гусев, ул. Красноармейская, д.6

Дата реализации: с 1.07.2019

Целевая аудитория:

Молодежь и студенты
Дети и подростки

Команда проекта:

Аннотация:

Массовая работа в школьной библиотеке, как правило, ведется по следующим основным направлениям:

- поощрение свободного чтения (чтение для удовольствия);

- содействие учебному процессу;

- содействие воспитательным программам школы.

Массовая работа имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Библиотечное мероприятие должно стать побуждением, превратиться в мотив чтения и познавательной деятельности ребенка. Массовая работа – один из сложных и неоднозначных видов деятельности библиотеки. Как никакая другая, эта деятельность может создать имидж библиотеке или уронить её престиж, так как работа ведется с организованными группами читателей, где легче и быстрее формируется общественное мнение. И если массовая работа создает благоприятные условия для библиотеки в целом, значит, нужна она и библиотеке, и читателям.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? Этот вопрос волнует родителей, учителей и, конечно, школьного библиотекаря. Чтобы дать ответ на этот вопрос я, как школьный библиотекарь, большое внимание уделяю активизации читательской деятельности лицеистов, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, поэтому егоприменяю в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьной библиотеки,в работе с семьями учащихся. Имея определенный опыт работы могу заметить, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает, поэтому развитие читательского интереса необходимо с начальных классов. В нашем лицее совместная работа библиотекаря, учителей начальных классов и учителей русской литературы направлена на решение следующих задач:

-развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

-развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

-стимулирование творчества детей.

Исходя из этого, показателями читательского интереса школьников являются:

положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Формы массовой работы можно разделить по методам выполнения и воздействия:

устной пропаганды (агитации);

наглядной пропаганды (рекламы);

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСТНОЙ ПРОПАГАНДЫ ИЗДАНИЙ

Час интересной книги – отличие здесь будет в выборе самой книги. Книга должна быть не новой, а незаслуженно забытой или просто интересной, но вышедшей в свет раньше. Вечер книги посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть одно или несколько произведений. Проводятся вечера, знакомящие с деятельностью (творчеством) нескольких лиц или целой художественной школы. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранными с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.

Бенефис читателя — это мероприятие посвящено лучшему читателю. Заранее можно оформить книжную выставку любимых книг читателя. Читатель, в честь которого проходит бенефис, обязательно выступает перед собравшимися, рассказывая о себе и прочитанных книгах. Часто такое мероприятие готовится в форме праздника, где чествуют читателя, который сопровождается музыкальными номерами и игровой программой.

Литературная игра – массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т. д. Все перечисленные формы относятся к интерактивным методам работы с детьми, так как включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления, требования, предъявляемые к интерактивным методам. Главное условие – чтобы они не закрепляли старый изученный материал, а изучал новое. Литературная игра обычно завершает определенный этап работы с читателями, когда они прочитали многие книги, пропагандировавшиеся ранее.

Литературное путешествие – игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными.

Театр книги – одна из эффективных форм работы с книгой. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, его творчестве, рекомендовать книги. Кукольный театр в школьной библиотеке выступает как игровая форма работы с книгой. Назначение мероприятия этой формы заключается, прежде всего, в духовной реабилитации ребенка.Обычно театрализация произведения не является полным повторением оригинала. Его суть – обязательная недосказанность, которая подталкивает зрителей к прочтению книги.

КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ

Комплексное массовое мероприятие — крупное массовое мероприятие, которое включает мероприятия различных видов и форм.

Неделя книги — включает книжные выставки, экскурсии и беседы по ним, библиографические обзоры, Дни информации, встречи с авторами, литературные вечера и т. п. Массовые мероприятия проводятся в течение всего указанного срока (недели или декады). Цель — пропаганда литературы и знаний, привлечение к чтению.

Ток-шоу. На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, встречающихся в художественных произведениях, в журнальных статьях,кинофильмах и т. п. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей, обучение методам публичного выступления. В основном эта форма применяется при работе со старшеклассниками.

Чтения — комплекс форм и методов пропаганды литературы по определенной теме. Чтения включают научно-практические конференции и семинары, вечера книги, книжные выставки, лекции, литературные вечера и устные журналы, библиографические обзоры. Чаще всего мероприятия проходят в течение нескольких дней. В проведении мероприятий могут принимать участие различные учреждения и общественные организации. Цель — пропаганда литературы и знаний.

Методика подготовки и проведения библиотечных мероприятий, несмотря на их разнообразие, в своей основе – общая практически для всех.

Припроведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень знаний учащихся. Мы все знаем, что слишком просто – неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота или сложность ведут к потере внимания и интереса. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем ярче и красочнее материал, тем сильнее будет его влияние. Здесьиспользуются не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстрированный материал, музыку, видео материалы.

Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличаться от школьного урока. Учитываются возрастные и психологические особенности школьников. Например, для младших школьниковиспользуются игровые моменты, для старших подбираю больше темы для самовыражения.

Юные книголюбы с родителями создавали мини- проекты в стиле скрайбинга, разучивали стихотворения на конкурс, готовили костюмы, поделки. Выставка детского творчества была организована прямо в фойе, куда любоваться работами приходили учителя, родители, старшеклассники.

Праздничное настроение осталось ещё надолго. Такой чудесной стала для детей Неделя книги. Праздник, который дети устроили для себя сами. А мы, взрослые, им чуть – чуть помогли. Это напоминание о том, что счастье всегда рядом, нужно только протянуть руку и взять с полки любимую книгу. В библиотеке всегда открыты двери для интересных встреч.

При проведении массовой работы со школьниками мы стремимся показать детям, что чтение может доставить эстетическое наслаждение, что общение с книгой раскрывает горизонты перед человеком, что книга и чтение являются источником знаний и информации, другом и советчиком.

Таким образом, лицей имеет достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной, внешкольной и воспитательной работе. Изменения системы общего образования активизировали инновационный потенциал школьных библиотек, их стремление расширить свои функции, шире включиться в образовательный процесс, стать полноправными членами педагогического коллектива, обеспечить включенность библиотеки в педагогическую систему школ.

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

Цель проекта :

Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства

Вид проекта : практико-ориентированный-творческий.

Участники проекта :

дети дошкольных групп,

воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель; учитель-логопед, педагог-психолог, методист

Охватываемые образовательные области:

- формирование элементарных математических представлений (считаем персонажи рассказов)

- предметное окружение, расширение кругозора, экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность

- ознакомление с художественной литературой

(игровая деятельность, театрализованная)

Физическое развитие (тематические занятия)

Задачи проекта :

• Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя

совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

• Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

• Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

• Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

• Повышение интереса детей к художественной литературе, книге как

• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания

• грамотного читателя, речевого развития ребёнка,

• Позитивные изменения в речи детей.

• Возрождение домашнего чтения.

• Обобщение и распространение семейного опыта.

Перспективы распространения результатов проекта.

Уровень детского сада:

1. Внедрение в практику новых технологий

2. Обмен полученным опытом внутри сада (консультации, мастер-классы, выставки)

3. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

Уровень образовательного комплекса:

1. Обмен полученным опытом внутри комплекса (консультации, мастер-классы, выставки)

2. Преемственность между образовательными ступенями.

План реализации проекта

Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные

Подготовительный 1. Составление плана реализации проекта

2. Изучение методической литературы

6. Анализ содержания уголков книг (мини-библиотека) в группах в соответствии с возрастом, спецификой работы

1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.

2. Изучить социальный заказ родителей, познакомить с проблемой.

3. Подобрать методическое обеспечение проекта

Основной 1. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей

3. Экскурсия в школьную библиотеку

4. Консультации и беседы с родителями

5. Создание мини-музея книги

6. Книжный доктор

1. Пополнить фонд детской литературы в Доу

3. Активизировать всех участников образовательного процесса Октябрь-апрель Методист,

Завершающий 1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Изготовить и выпустить иллюстрированный сборник «Сказочные капельки (сочинения детей)

1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту

2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам Апрель Методист,

Месяц Тема занятия

(конспект прилагается) Источники Используемые материалы Подготовительная работа

(конспект прилагается) Сеть интернет, использование методической литературы.

2. Речевое развитие:

заучивание стихотворений к празднику,

3. Стихи русских поэтов о природе

Ноябрь День матери в России.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.

viki.rdt.ru Рассматривание иллюстраций картин известных художников "Образ матери в искусстве. "

Презентация на электронном носителе. Беседа о празднике "День Матери"

Беседа "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"

Беседа "Как я помогаю маме"

Рассматривание наглядного материала о профессиях наших мам.

Рассматривание книг о семье, о маме.

Просмотр мультфильмов "Мама для мамонтенка", "Обезьянки - осторожно, обезьянки!",

Выставка детских работ "Портрет любимой мамы";

Декабрь День героев Отечества.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.

Презентация на электронном носителе. 1. Рассказ воспитателя об истории праздника и о Высшей награде Российской Федерации (орден Святого Георгия).

2. Рассматривание иллюстраций о сражениях в разное историческое время.

4. Беседа с детьми об историческом прошлом нашей Родины.

5. Рассказы детей о выбранном герое.

(конспект прилагается)

Фотографии достопримечательностей Франции,

Портрет Шарля Перро;

Выставка книг со сказками;

Иллюстрации к сказкам Шарля Перро;

1. Продолжить знакомить детей с традициями Франции и ее достопримечательностями;

2. закрепить знания детей о сказках Шарля Перро;

2. рассматривание иллюстраций книг сказок Шарля Перро;

3. выявление уровня знаний детей о сказках Шарля Перро.

4. Выставка детских рисунков с изображением сказочных героев;

Февраль Международный день родного языка.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Материал из методической литературы.

Презентация на электронном носителе 1. Воспитывать у детей интерес и уважение к родному языку. (беседы о ценности и красоте, средствах выразительности родного языка)

2. Познакомить детей с историей славянской письменности.

3. Чтение стихотворений русских поэтов: Пушкин, Суриков, Есенин;

рассматривание иллюстративного материала (костюмы, предметы быта, промыслов русского народа);

4. Чтение русских народных сказок;.

знакомство с пословицами и поговорками.

Март Неделя детской книги.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы

Книги русских народных сказок

Иллюстрации к произведениям

Наборы разных видов театральных костюмов

Наборы для художественного творчества 1. Выставка иллюстраций к русским народным сказкам

4. Рисование и лепка на мотивы русских народных сказок

5. Просмотр м/фильмов по русским народным сказкам

6. Слушание песен на сказочную тематику

7. Разучивание пословиц и поговорок, пришедших из сказок

Апрель День космонавтики.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы

макет солнечной системы.

Май День славянской письменности и культуры.

(конспект прилагается) Использование материала из сети. Использование методической литературы Творческие работы детей.

наглядный материал (старославянский и современный алфавит).

2. Знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.

3. Познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

5. Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.

6. Приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок немецкого языка "Час поэзии" совместно со школьной библиотекой

Данную разработку можно использовать на уроке немецкого языка по теме "Фридрих Шиллер - романтик всея Руси" в 10-11 классах.


Методическая разработка занятия на английском языке к Международному дню школьных библиотек

Продолжительность занятия: 90 минутВозраст детей 13-15 летЦель занятия: - формирование творческих способностей и коммуникативной компетенции детей в области истории и культуры;- умение использовать зн.


. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван.


Роль школьной библиотеки в учебном процессе.


Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, под.


Программа развития школьной библиотеки МОБУ Новобурейской СОШ №3 на 2016-2020 года

Программа развития составлена на 2016-2020 годы.


Доклад на РМО "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"

Доклад "Работа ШБ по развитию у учащихся читательской компетенции" можно использовать при подготовке мероприятий, на педсовете.

Школьная библиотека – территория чтения, творчества и фантазии.

Миссия библиотеки :

сохранение и развитие культуры чтения через формирование нового имиджа чтения

График работы школьной библиотеки:

8.30 до 16.30

8.30 – 15.00 – обслуживание читателей

15.00- 16.30 – внутренняя работа

Сб., вс. – выходные дни

Книжный фонд библиотеки состоит из двух частей:

Фонд учебников – 28 553 экз. (на 25.06.2020)

Фонд художественной, познавательной и справочной литературы – 3328 экз. (на 25.06.2020)

Самые яркие библиотечные события года:


Встреча с автором

Нашу школьную библиотеку посетила ещё одна поэтесса- Елена Дунаева.
"В" очень понравилась книга "Понять другого"!


Блинная викторина

Прощай, зима холодная,-
Пора весну встречать!
Традиция народная:
Блинами угощать


Гайдаровский квест


Итоги акции

Итоги акции
Пришло время подвести итоги акции “Подари книгу школьной библиотеке!”, проведенной в рамках Международного дня книгодарения.

Нашей библиотеке подарили более 300 отличных книг!


Встреча с Екатериной Тимашпольской-детским современным писателем

18 февраля в школьной библиотеке ученики данных классов встретились с детским писателем.

Екатерина Тимашпольская презентовала свои книги, читала отрывки из новой повести, играла с ребятами.


Международный день книгодарения

Международный день книгодарения - совсем молодой праздник, но его популярность быстро набирает обороты. Каждый, кто любит читать, безусловно, согласится с известным утверждением , что книга - лучший подарок.


Библиомаркет!

24 дек.в школьной библиотеке прошло мероприятие,к которому готовились и с нетерпением ждали учащиеся 2-4классов.Это -Библиомаркет!Цель проведения библиомаркета-популяризация школьной библиотеки среди учащихся начальной школы.


Встреча с писательницей Маей Лазаренкой

5 декабря в школьной библиотеке состоялась встреча учащихся 3-а класса с писательницей Маей Лазаренской.Мая на встречу приехала со своими друзьями, которые озвучивают на "Чудо радио, рф"сказки, смешные истории,рассказы писательницы.


Встреча с писательницей Мариной Тараненко

29 ноября с самого раннего утра у ребят 2-г и 2-ж классов было приподнятое настроение,т.к. они встретились с детской писательницей , членом союза писателей - Мариной Тараненко.


Читательский марафон

22 ноября у учащихся 3-а класса в рамках читательского марафона прошёл урок-игра по книге Толкиена"Хоббит туда и обратно".Класс разделился на 3 команды:"хоббиты","эльфы"и гномы".Каждая команда выполняла сложнейшие задания, преодолевала трудности, сражалась с "гоблинами,находила в затруднительных ситуациях помощь и поддержку других команд.В ходе игры ученики показали знание текста, умения отвечать и доказывать, а главное помогать друг другу.Читательский марафон продолжается,ребят ждет встреча с книгой Анне-Катрине Вестли и её героями

Читайте также: