Школа территория здоровья фото

Обновлено: 05.07.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №1", город Нижневартовск

Номинация Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий

Автор(ы): Ивин Сергей Владимирович, Зелинская Елена Вацлавовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5, город Сургут

Автор(ы): Насырова Элмира Бийтемировна

Номинация Лучший конспект тематического занятия

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа"

Автор(ы): Зотова Ирина Николаевна, Матыгулина Наталья Валерьевна

Автор(ы): Струихина Наталья Михайловна

Автор(ы): Трохименко Татьяна Иосифовна, Козел Галина Александровна

Автор: Конинина Елена Сергеевна

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Яя

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Наш посёлок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. .

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
  2. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
  3. Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
  4. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
  5. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
  6. Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
  7. Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.

3. Партнёры проекта

4. Целевая группа проекта

Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.

В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.

Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.

5. Механизм реализации проекта

Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.

В школе необходима организация следующих мероприятий:

- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;

- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;

- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.

Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:

1. Информационный блок:

- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);

- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).

2. Интерактивный блок:

- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);

- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);

- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).

3. Спортивно - массовая работа:

- спортивные праздники, соревнования;

- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.

6. Ресурсное обеспечение

1. Материально - техническая база:

Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  1. Кадровое обеспечение:
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • фельдшер;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учитель физической культуры;
  • классные руководители;
  • библиотекарь.

Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами.

I этап - подготовительный. Август 2021 г.

Разработка организационных мероприятий

II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

Практическое осуществление проекта.

III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.

Анализ и систематизация полученных результатов.

8. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Тематические классные часы по программам:

В течение учебного года

Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Классные руководители 1 - 4 кл.

Классные руководители 5 - 9 кл.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; изготовление печатной продукции с

размещением на информационных стендах микрорайона.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.

Обучающиеся 5 - 7 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

- Писатели о здоровье;

- Азбука здорового питания;

- Береги здоровье смолоду.

Обучающиеся 3 - 9 кл.

В течение учебного года

- участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы;

- привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ;

- пропуски уроков по болезни;

- организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел;

- организация походов, экскурсий, прогулок;

- занятость обучающихся в спортивных секциях;

- организация в классе утренней зарядки;

обучающихся вредных привычек.

Обучающиеся 1 - 9 кл.

Заместитель директора по ВР

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Классные руководители, старшая вожатая

Малые олимпийские игры

2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Поход выходного дня

Совместные походы обучающихся класса и родителей.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители

Массовый забег на разные дистанции.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы

Февраль, март 2022

Совместные лыжные походы в сосновый бор

Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы

Учителя физической культуры, комитет по спорту

Спортивные походы памяти

Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Учителя физической культуры, ЦДТ

Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Парад героев спорта школы

В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года.

Заместитель директора по ВР

Два направления работы клуба:

- занятия физической культурой;

Родители, педагоги школы

Фельдшер, учителя физической культуры, заместитель директора по ВР

Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ.

Родители, педагоги школы

Фельдшер, заместитель директора по ВР

Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни.

Родители, обучающиеся 1 - 5 кл.

Учителя физической культуры, старшая вожатая

Родители, педагоги школы

Заместитель директора по ВР

Проходит в рамках международной недели отказа от курения.

Заместитель директора по ВР

В течение проекта

Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.

Обучающиеся, педагоги школы

9. Ожидаемые результаты

- Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.

- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.

- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.

- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.

- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.

- Повышение уровня физической активности обучающихся.

- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

10. Дальнейшее развитие проекта

Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.

Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.

Один мудрец заметил: ученик не сосуд, который необходимо заполнить, а факел, который надо зажечь. Если знания давать по принципу сосуда, наши дети, хрупкие амфоры, переполнившись, не в состоянии будут уцелеть под мощным информационным потоком. Поэтому одной из важнейших задач лицея является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся культуру здоровья, формировала потребность в здоровом образе жизни.

В последние годы совершенствование системы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и пропаганда здорового образа жизни стали важнейшими направлениями в деятельности школы.

Для сохранения высокой работоспособности учащихся педагоги школы стараются принимать во внимание такие моменты школьной жизни, как правильная организация учебного процесса, благоприятный психологический климат в школе, соблюдение санитарно-гигиенических условий, посещение учащимися кружков и секций, вырабатывающих физическую активность и восстанавливающих физиологический тонус организма.

Школа старается создать комфортные условия для духовно нравственного развития учащихся. Эстетически, со вкусом оформленный зал школы, светлые, уютные учебные кабинеты, просторный, оснащенный всем необходимым оборудованием спортивный зал помогают созданию благоприятного климата для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.

Благоприятная световая обстановка в классных комнатах, оптимальное сочетание естественного и искусственного освещения, использование специальных упражнений для профилактики и лечения близорукости позволили приостановить показатели нарушения зрения.

Каждый детский коллектив становится собственником классной комнаты: заботится о чистоте и порядке, выращивает цветы, проводит влажную уборку, проветривает помещение и отвечает за сохранность мебели. Занятия по учебным предметам проходят в классной комнате, где каждый ученик занимает соответствующий своему росту стол и стул, что способствует профилактике сколиоза у детей.

Учитывая советы психологов и специалистов по воздействию цвета на самочувствие ребенка, при ремонте классных помещений младших школьников мы используем цветовую гамму, создающую теплую, жизнерадостную обстановку. У старших школьников стремимся к созданию деловой атмосферы, способствующей сосредоточенной работе. Для отделки классов используем материалы и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов: желтый, бежевый, розовый, зеленый и голубой. Все классные кабинеты отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.

Еще 5—6 лет назад администрации школы приходилось регулярно следить за соответствием нормам температурного и осветительного режима, обеспечением горячим питанием учащихся. В настоящее время это перестало обременять учителей и выполняется почти автоматически.

Предметом особой гордости школы является кабинет лечебной физкультуры, он пользуется популярностью не только в школе, но и во всем микрорайоне. Нарушение осанки, плоскостопие — с такими диагнозами идут сюда дети не только нашей школы. Стараемся помочь всем. В конце года больше половины детей снимаются с учета либо переводятся на домашние занятия — это прекрасный результат.

Как снизить нагрузки напряженного учебного процесса? Над этим постоянно работает педагогический коллектив школы.

Выработка твердых навыков ЗОЖ у детей идет с первых дней учебы в лицее. Ведущая роль в этом деле принадлежит нашим педагогам. Этой работе посвящаются:

— обсуждение проблем сохранения здоровья на педсоветах, родительских собраниях;

- организация встреч всех участников образовательного про цесса с медицинскими работниками.

Во время уроков проводятся мероприятия по профилактике близорукости — физкультминутки, гимнастика для глаз, правильное рассаживание детей, соблюдение светового режима. Число страдающих близорукостью и дальнозоркостью остается на стабильном уровне, однако и здесь намечаются положительные изменения.

В лицее создана обстановка всеобщего неприятия и осуждения пагубных привычек. Мы стремимся, чтобы наш лицей стал школой здоровых детей — храмом здоровья. Мы верим, что наши ученики — бывшие, настоящие и будущие — станут идеалом нравственного, физического и духовного совершенства.

У нас тщательно подобран штат специалистов, отвечающих за здоровье школьников: учителя высшей категории, педагоги-психологи, прошедшие обучение и имеющие сертификаты на проведение тренингов. Большинство педагогов школы прослушали курс лекций по здоровьесберегающим технологиям

Ежегодно учителя физкультуры проводят учебу для учителей-предметников по методике проведения физкультминуток.

Введение в расписание трех уроков физкультуры и динамической паузы с преимущественным созданием игровых ситуаций на свежем воздухе; регулярное проведение дней здоровья, лыжных вылазок, спортивных игр на свежем воздухе, физкультминуток на уроках; упражнений с элементами дыхательной гимнастики, пропаганда ЗОЖ с привлечением родителей при организации различных мероприятий прививают у каждого ребенка навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Повышение сопротивляемости организма детей к неблагоприятным тепловым изменениям окружающей среды является неотъемлемой частью оздоровительной работы. Хорошим центром оздоровления учащихся и учителей стал школьный бассейн. За окнами зима, а здесь можно попасть прямо в лето, окунуться в ласковую воду. Надо ли говорить, что уроки плавания самые любимые?! Плавание — полезный вид спорта, который развивает деятельность легких и сердца, улучшает дыхание, вызывает увеличение мускулатуры, повышает выносливость и способствует оздоровлению организма. Умение плавать чрезвычайно важно.

Сухие цифры мониторинга показывают, что дети, посещающие бассейн, реже болеют простудными заболеваниями. Так, на 50 % снизилось количество учащихся, болеющих инфекционными заболеваниями.

Много времени уделяют учителя нашей школы и нравственному здоровью учащихся. Уроки физкультуры проходят с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, особенно при сдаче нормативов, рассчитанных на здоровых детей.

А сам предмет физической культуры является составляющей основного образования и направлен на овладение современными системами физических упражнений, вплоть до элементов антистрессовой пластической гимнастики и методики диафрагмального дыхания.

Используемые традиционные и нетрадиционные методы оздоровления повышают интерес учащихся к занятиям физической культуры.

Навыки, полученные на уроках физкультуры, закрепляются на занятиях спортивных секций, оздоровительных кружков.

Еще до его открытия проводится большая подготовительная работа. Врач-педиатр ЦРБ вместе с медсестрой проводят дополнительный медосмотр поступающих в лагерь, изучают их медицинские карты. Выявляются дети, часто болеющие ангиной, бронхитом, другими простудными заболеваниями, определяются дети, нуждающиеся в коррекции зрения и с нарушением осанки. Исходя из этого, в режим лагеря включаются различные профилактические, закаливающие и лечебные процедуры.

Проанализировав деятельность пришкольных лагерей, мы пришли к выводу, что такие оздоровительные мероприятия, как хорошо сбалансированное питание, фитотерапия, тщательно регламентируемая двигательная активность, длительное пребывание на свежем воздухе, эмоциональный настрой, позволяют получать положительные результаты

Как вы думаете, можно ли лечить искусством? Вне всякого сомнения! У нас это называется арттерапией.

Арттерапия — психолого-педагогическое воздействие на детей с целью формирования потребности в здоровом образе жизни через группу методов, в которых основным психотерапевтическим принципом является самопознание через пение, рисование, лепку, театральное искусство.

Здоровье во многом зависит и от качества питания детей. Питание школьников в нашем лицее организуется с пониманием того, что оно является важным и постоянно действующим фактором, обеспечивающим процессы роста и развития детского организма. В лицее, благодаря умелой организации сельскохозяйственного труда школьников, помощи базового хозяйства и заинтересованной позиции родителей, полноценным горячим питанием охвачены все учащиеся.

90 % учащихся начальной школы получают завтраки, а все учащиеся, посещающие группу продленного дня,— горячие обеды.

Осенью и весной готовим салаты из свежей или квашеной капусты, мелко нарубленный лук и укроп вводим во вторые блюда в качестве приправы. На столе у учащихся регулярно свежие овощи и фрукты, витаминизированные блюда, соки.

В процесс оздоровления детей вовлекаются и родители. Родители активно участвуют и в реализации планов школы по содействию здоровью школьников: с удовольствием принимают участие во всех спортивных, культурных мероприятиях, оказывают спонсорскую помощь.

Итогом системной совместной работы с родителями стало то, что по данным анкетирования изменилось отношение родителей к проблеме оздоровления.

Только здоровый учитель может обучать и воспитывать здорового ребенка. Поэтому одним из направлений программы стало сохранение профессионального здоровья учителей. Первый шаг на этом пути — отношение самого учителя к собственному здоровью.

Учителя школы тоже любят спорт и с удовольствием посещают спортивные секции, занимаются в оздоровительной группе. На ежегодных учительских зимних и летних спартакиадах и соревнованиях по туризму они неоднократно становились призерами соревнований.

Педагогический коллектив школы работает по принципу: не навязывать, не принуждать учеников соблюдать здоровый образ жизни, а помочь детям сделать сознательный, самостоятельный выбор пути к здоровью, воспитывать ответственность за свое здоровье.

Активную работу по оздоровлению учащихся и сотрудников лицея проводит медицинский центр.

Таким образом, нами накоплен богатый опыт оздоровления детей, которым педагогический коллектив готов поделиться со своими коллегами, т. к. школа является методическим центром, где проводятся семинары, открытые уроки, конференции, форумы.

— нам удалось приостановить ухудшение общего здоровья

— за последние 5 лет лицей не закрывался на карантин во время эпидемий гриппа;

Кроме того, наблюдается улучшение успеваемости в лицее. Наши ученики — неоднократные победители и призеры районных и республиканских предметных олимпиад.

Школа, содействующая здоровью,— это место, где все члены коллектива совместно с общественностью стараются передать учащимся положительный опыт, который поможет им лучше сохранить свое здоровье.

Педагогический коллектив убедился в правильности избранного пути и полон решимости продолжать его.

Итогом кропотливой работы по реализации программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Школа - территория здоровья" направлен на востановление и укрепление здоровья детей в единстве с образовательной подготовкой, оказания квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, адаптации к жизни в обществе, социальная защита и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении


ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

г. Феодосия 2015



I. Нормативно-правовая база проекта.

Конвенция о правах ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерство образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерство образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

Санитарные правила и нормы, утв. в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 г.г., утв. распоряжением Правительством РФ № 163-р от 07.02.2011г.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662.

Соглашения, договора о сотрудничестве по межведомственному взаимодействию в направлении сохранения и укрепления здоровья школьников.


II.Актуальность проекта

Школа-интернат имеет статус школы-интерната основного общего образования для детей, требующих лечения желудочно-кишечных заболеваний.

Деятельность Феодосийской санаторной школы-интерната не подменяет деятельность медицинских учреждений, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка.

Причиной создания проекта послужило то, санаторная школа-интернат предполагает круглосуточное пребывание детей в стенах школы, приоритет отдается медицинской реабилитации и оздоровлению учащихся.

Анализ заболеваемости обучающихся в 2014/2015 учебном году

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

Хронические гастриты и гастродуодениты

Хронические холециститы и холангиты

Дисфункция желчного пузыря

Аномалии желчного пузыря

Нозологическая структура заболеваний детей, оставленных на реабилитацию в 2014 – 2015 учебном году.

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

Хронические гастриты и гастродуодениты

Хронические холециститы и холангиты

Дисфункция желчного пузыря

Аномалии желчного пузыря

Другие заболевания, которые регистрировались у детей в течение года:

Обострение заболеваний ЖКТ

Структура сопутствующей патологии


Сравнительная таблица сопутствующей заболеваемости за 2014-15 года

Наименование заболевания

Заболевания органов дыхания



Вместе с тем, педагогический коллектив школы признает ответственность за неблагополучное состояние здоровья обучающихся и предлагает реализацию в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями и деятельности учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленная на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни.

Автор проекта: __________________________

Соавторы проекта :___________________________________________

Руководитель проекта:_______________________________________________

Рабочий телефон:

e-mail

Сроки реализации проекта: 2015-2018гг (долгосрочный)

Участники проекта:

медицинские работники____ чел _

учащиеся- _____ чел _,

родители- ______ чел

администрация школы-интерната____ чел,

специалисты социально-психологической службы школы ____чел,

преподаватель физической культуры ____чел,,


III. Краткое описание проекта

создание в школе-интернате условий, способствующих сохранению физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Стратегическая:

Создание модели образовательного пространства школы, как ШТЗ, формирующая культуру здоровья. Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ, потребности быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, в согласии с законами природы, законами бытия.

Тактическая:

Создание организационной системы мониторинга и контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса;

Создание программы психолого-педагогического сопровождения педагогов и учащихся;

Основные задачи:

формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников образовательного процесса;

обеспечение здоровьесберегающего характера образовательного процесса

и безопасности учащихся и педагогов;

создание системы мониторинга и контроля за состоянием здоровья учащихся;

формирование системы профилактики различных заболеваний и для оздоровления учащихся и педагогов, начиная с начальной школы;

создание условий, обеспечивающих приобретение положительного опыта ЗОЖ через систему воспитательной работы и дополнительного образования.

.Приведение в систему оказания учащимся психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях, а также для проектирования вариантов продолжения обучения в старшей школе.

Создание условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся: выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с начальной школы.

Создать условия, обеспечивающие приобретение положительного ЗОЖ и гражданской позиции через систему воспитательной работы и дополнительного образования.

Управление реализацией проекта

Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителем директора по учебной и воспитательной работе, методистом ( Совет центра здорового образа жизни).

Содержательно-методическое обеспечение проекта осуществляется в трех основных формах:

изучение учебной и методической литературы;

проведение семинаров по целевому повышению квалификации специалистов;

телекоммуникационное содержательно-методическое сопровождение.

На школьных семинарах, заседаниях педагогического совета осуществлять анализ деятельности, оценку результатов, корректировку проектов по программе.

Курсы обеспечат подготовку кадров управления образовательным процессом на валеологической основе, научно-методическое (психологическое) обеспечения процесса обучения.

Итоги деятельности по реализации проекта представляются общественности, пропагандируются СМИ, выставляются на сайте школы-интерната.

Корректировка проекта осуществляется педагогического совета школы-интерната


Направления деятельности.

Педагогическое направление

Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения не может быть вполне результативной без приложения усилий педагогических работников. При этом речь идет о достаточно серьезных изменениях во всей системе обучения и воспитания. Усилия по внедрению даже самых передовых валеологических и медицинских технологий останутся безрезультатными, если школьники, к примеру, будут перегружены большим объемом домашних заданий. Таким образом, представляется необходимым переструктурировать всю учебную деятельность, чтобы достичь соответствия медицинским нормам, с одной стороны, и общественной востребованности - с другой. Поэтому изменения в учебном процессе в плане обеспечения здоровья вовсе не должны исчерпываться привнесением отдельных медицинских или “экологизированных” задач в программы по существующим учебным предметам, а также внедрением в школу новых, специализированных учебных предметов. Речь идет о целостной перестройке всего блока педагогических подходов в построении содержания и методики школьного образования.

Медицинское направление

1. В этом направлении можно выделить два взаимодополняющих подхода:

“Диагностический”, предполагающий детальное обследование и типологизацию состояния здоровья, ставящий целью исследование многообразия проявлений нормы. Этот подход предполагает отслеживание и вмешательство в динамику соматического здоровья на различных стадиях развития функциональных систем. Кроме скрининговых нозологических обследований, предполагается создание и внедрение технологии функционального тестирования.

“Коррекционный”, направленный на повышения адаптивного потенциала ребенка немедикаментозными средствами и изменения условий среды, в которой он обучается.

Социально-психологическое направление

Социально-психологическая служба в школе призвана обеспечить адекватность педагогического процесса особенностям личности субъекта этого процесса, как учащегося, так и педагога. Работа школьной социально-психологической службы должна быть востребована всем многообразным комплексом вне- и внутришкольного взаимодействия между участниками этой деятельности. Объектом деятельности являются все школьники, весь педагогический коллектив. Определяющим характером деятельности является развивающая работа, использующая актуальные или потенциальные возможности ребенка и учителя.


Мониторинг педагогического процесса по целостному результату

предметно – знаниевые показатели

социокультурные показатели развития

состояние здоровья школьников;

организацию отдыха и оздоровления детей; и др.

физическое развитие

профессиональную компетентность педагогов;

организацию управленческой деятельности в образовательной системе;

эффективность воспитательной системы;

психологический климат в образовательной системе;

реализацию программ;

Мониторинг условий который основан на обобщенных критериях оценки эффективности здоровьесохраняющей деятельности школы.:

-программно-методическое

-материально-техническое

Этапы проекта

Подготовительный и проектировочный этапы: (2015-2016 г.г.):

формирование рабочей группы и планирование работы;

изучение соответствующей методической и учебно-методической литературы;

разработка содержания мониторинга состояния здоровья детей;

диагностика и учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;

проведение изучения состояния образовательной среды школы и условий

создание модели здоровьесберегающей образовательной среды школы и

принятие решения о ее реализации;

обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, семинарах, консультациях;

организация обмена опытом работы по сохранению здоровья детей с педагогами школы и педагогами других образовательных учреждений;

сформировать проектную команду ШТЗ;

создать модель образовательного пространства ШТЗ;

обсудить и принять решение по реализации модели образовательного пространства ШТЗ;

спланировать работу в команде;

мониторинг состояния здоровья детей, провести 2 раза в год (сентябрь, май) с привлечением узких специалистов;

вести учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;

провести комплексную профилактику, развивающую и диагностика -коррекционную работу, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития;

обеспечить непрерывность здоровьесберегающего образования и пропаганду здорового образа жизни среди школьников, их родителей;

обсудить проблему здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях;

организовать обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами школы и педагогами других образовательных учреждений;

Основной этап реализации проекта (2016-2017г.г.):

апробация школьной модели здоровье сберегающей среды;

организация работы новых спортивных секций, кружков;

вовлечение родителей в активный досуг школы-интерната;

внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса: участие в конкурсах, конференциях, проектах, и др.;

использование в интерьере образовательного учреждения комнатных растений, благоприятно воздействующим на микроклимат в школьных помещениях;

приведение в соответствие с санитарно-гигиенической оценкой обучения

школьников: школьной мебели, расписания - динамическая пауза в начальной школе, питьевого режима в основной и средней школе, воздушно-теплового режима во всех классах; эстетического вида классных комнат и здания школы;

совершенствование школьной системы организации и проведения работы

по профилактике правонарушений и потребления алкогольной продукции;

проведение индивидуальных консультаций для всех участников реализации проекта.

распространить опыт внедрения здоровьесохраняющих технологий в образовательный процесс: методику Базарного, методы дыхательной гимнастики по Смирнову; методику игрового стрейча ; методику атртехнологии; метод массажа; метод психофизической тренировки;

повысить здоровьесохраняющую –компетентность всех участников участвовать в грантах и др.;

формировать каждым учителем оригинальные методы работы

увеличить доли проектов в работах учащихся и учителей;

участвовать в грантах

содержательно-методическое обеспечение педагогов и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства осуществить :

а) изучением учебной и методической литературы;

б) проведением индивидуальных консультаций для всех структур, задействованных в проекте школьным Центром здоровья;

в) регулярным взаимодействием с системой повышения квалификации работников образования, методическим центром кафедры института повышения квалификации работников образования;

Читайте также: