Школа технологического предпринимательства технопарк проблемы

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: На современном этапе экономического развития Российской Федерации актуальным вопросом является эффективность функционирования технопарков. Отсутствие единого законодательно закрепленной и научно обоснованной системы оценки эффективности функционирования технопарков приводит к невозможности получения объективной информации о результатах деятельности технопарков. В научных работах используются единичные показатели работы технопарков, либо оценка деятельности технопарков, созданных за счёт средств федерального бюджета. Статья содержит важные теоретические положения и предложения по решению этой проблемы. Разработан понятийный аппарат - эффективность функционирования технопарка, оценка эффективности функционирования технопарка, описаны критерии оценки – организационный, экономический, организационно-экономический, информационный.

Одновременно проанализированы ключевые проблемы, связанные с важнейшими сторонами их деятельности, в том числе в связи с обозначенными руководством страны стратегическими целями и программами развития российской экономики: развитием высокотехнологичных производств, увеличением количества высококвалифицированных кадров отечественной экономики, реализацией программы цифровой экономики России.

Ключевые слова: технопарк; цели деятельности технопарка; эффективность функционирования технопарка; оценка эффективности функционирования технопарка.

На современном этапе развития российского государства проблема создания и деятельности технопарков имеет особое значение. Технопарки должны явиться в условиях инновационной экономики одной из форм её реализации, одним из главных её элементов. На данный момент в России создано около 90 технопарков, 12 из которых по комплексной программе, 2 по ежегодному конкурсному отбору, который утверждается приказом Минэкономразвития [3].

Несмотря на это, эффективность функционирования технопарков оставляет желать лучшего. Так, по словам председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского, из запланированных 15 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, на сегодня создано лишь 5,5 тысяч. Такие показатели, как количество компаний резидентов, объем произведенной продукции и оказанных услуг компаниям-резидентам, а также количество проектов едва достигает 50% от запланированных1.

Нужны единые критерии и нормы эффективности технопарков. Им должна быть отведена роль в системе стимулирования инноваций [3].

В настоящей момент в России нет законодательно закрепленной и научно обоснованной системы оценки эффективности функционирования технопарков [5], несмотря на то, что вопрос об этом не раз поднимался. Кроме того, не существует даже понятия эффективности функционирования технопарков. Мнения же относительно самого понятия технопарка также разнятся.

Например, в одном исследовании под технопарком предлагается понимать территориально обособленный научно-производственный комплекс, осуществляющий формирование территориальной инновационной среды содействием производственному и коммерческому освоению достижений мировой и отечественной науки и техники. В данном определении в отличие от существующих отражены отличительные черты технопарка - территориальная локализация и организационное взаимодействие, инновационность [5].

В другом исследовании технопарком именуют инструмент регионального экономического развития, представляющий собой инновационную среду, состоящую из совокупности инфраструктурных организаций (НИИ и университеты, финансовые организации и предприятия), деятельность которых направлена на извлечение выгоды от внедрения нововведений посредством сотрудничества, обмена идеями и информацией [9, С.9].

Сама по себе выработка системы критериев оценки деятельности технопарков является очень важной; вопрос о её выработке достаточно сложен. В этой связи мы хотим в этой работе предложить своё видение и свои соображения относительно данной проблемы, основываясь на анализе различных материалов, и посмотреть, какие ещё вопросы, связанные с организацией технопарков в России могут возникнуть.

Необходимо отметить, что система критериев должна строиться согласно действующему законодательству о государственной поддержке технопарков. Основу такой системы должны составлять критерии, имеющие определяющее и ключевое значение, руководствуясь которыми можно будет дать качественную оценку деятельности технопарка. Для того, чтобы суметь оценить, насколько эффективна деятельность технопарка, необходимо определиться, что будет являться конечной целью этой деятельности (т.е. для чего в конечном итоге он был создан).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 10.03.2006 № 328 – р технопарки рассматриваются как наиболее эффективный механизм развития высокотехнологичных отраслей экономики[7]. Создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечит территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики[8].

Отсюда следует, что конечной целью деятельности технопарков (т.к. он является в первую очередь элементом инновационной инфраструктуры государства в целом и региона в частности) является обеспечение роста экономики страны и повышения благосостояния населения за счет развития высокотехнологичных отраслей отечественной экономики. Это подтверждают соответствующие публикации[9].

Под эффективностью функционирования технопарков мы понимаем качественную результативность производственно-хозяйственной деятельности технопарка, рассчитывающуюся как сумма критериев эффективности технопарков. Таким образом, оценка эффективности функционирования технопарка – это соотнесение критериев эффективности с конкретными показателями его деятельности.

Как уже было сказано в начале, на сегодняшний день научно обоснованная система оценки деятельности технопарков, которая носила бы многоплановый характер, отсутствует. Встречаются единичные системы критериев, зачастую не имеющие надлежащего обоснования. Такие системы строятся либо через выделение критериев по значимости – главные и второстепенные, либо по их традиционному делению на количественные и качественные[10], либо в основе методологии лежит комплексная оценка деятельности управляющих компаний технопарков по 10 частным показателям, сгруппированным по 4 группам показателям (суб-индексам): инновационная активность резидентов технопарка (объект затрат резидентов на научные исследования и разработки, количество выданных патентов); экономическая деятельность резидентов технопарка (уровень производительности труда в технопарке, объём налоговых и таможенных платежей резидентов технопарка, удельный объём прямых инвестиций резидентов технопарка); эффективность деятельности управляющей компании технопарка (уровень занятости площадей технопарка, объём платных услуг управляющей компании технопарка, объём инвестиций, привлеченных управляющей компанией технопарка); наличие благоприятных условий деятельности резидентов (наличие объектов технологической инфраструктуры, наличие в регионе льгот и преференций для резидентов технопарков)[11].

Однако мы считаем, что при выработке системы оценки нужно исходить из цельности такой системы, которая учитывала бы все аспекты в функционировании технопарка, поскольку они в конечном итоге так или иначе связаны с его экономической полезностью. Мы считаем также, что в подобную систему должны входить лишь критерии, позволяющие дать сущностную, качественную оценку функционирования технопарка; позволяющие сделать общие основные выводы относительно его деятельности. Как уже отмечалось нами выше, огромное количество частных критериев, не несущих по сути никакого смысла, лишит представление о технопарке цельности. Полагаем, что критерии оценки должны выделяться в зависимости от различных сторон, характеризующих технопарк как элемент инновационной инфраструктуры. В качестве таких сторон мы рассмотрим экономическую, организационную, информационную.

Экономический аспект функционирования технопарков связан со всеми экономическими процессами и процедурами в деятельности технопарков (количество продукции, степень коммерциализации разработок и т.п.). Организационная составляющая характеризует само устройство технопарка как организации, элемента инновационной инфраструктуры региона (объём площадей, внутренняя инфраструктура). Информационная составляющая связана с информационной доступностью и открытостью в деятельности технопарка (доступ к базовым документам на сайте, публикации в СМИ) в связи с намеченным руководством страны развитием в России цифровой экономики.

При характеристике организационной составляющей в работе технопарка необходимо обращать первоочередное внимание на развитость его внутренней инфраструктуры в соответствии с направлениями специализации, т.е. на наличие у технопарка зданий и площадей, предназначенных непосредственно для проведения работ по определенной этому технопарку специализации. При этом специализация технопарка должна, как правило, опираться на цели и задачи развития региона и региональной экономики. По крайней мере, в Российской Федерации наиболее приемлема именно такая модель.

2. Создание условий для повышения конкурентоспособности человеческого капитала включает задачи достижения мирового уровня конкурентоспособности местных специалистов с точки зрения их профессиональной подготовки, состояния здоровья и продолжительности жизни, культурного и образовательного уровня;

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.11.2017г №661-рп определены направления деятельности Технопарка Ханты-Мансийского АО:

- реализация Национальной технологической инициативы путем создания условий для обеспечения лидерства предприятий и организаций промышленного сектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в долгосрочной перспективе;

- формирование условий для перехода промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

- формирование условий для перехода к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышению эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формированию новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

- инновационная поддержка промышленного роста, в том числе за счет разработки и внедрения новых информационных технологий в интересах промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

-развитие и поддержка кластерных инициатив предприятий и организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[13].

Соответственно данным приоритетам, Технопарк Ханты-Мансийского АО с 2018 г. имеет следующую организационную структуру: отдел организационного и хозяйственного обеспечения, центр автоматизации и контроля, информационно-образовательный отдел, центр прототипирования, представительство, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, отдел сопровождения инновационных проектов и др[14].В ближайшее время планируется открыть опытно-производственную площадку (г. Ханты-Мансийск), филиалы (г. Сургут, г. Нижневартовск) и представительство (г. Советский)[15].

Организационную сторону также характеризует эффективное взаимодействие технопарка согласно направлениям специализации с иными субъектами инновационной структуры, и главным образом с ВУЗами. Авторы пишут: «технопарк – это организация, которая:

Наиболее полно, по нашему мнению, сотрудничество ВУЗа и технопарка проявляется в подготовке научных кадров ВУЗом для технопарка. Не секрет, что основными движущими субъектами инновационной инфраструктуры региона являются технопарки и ВУЗы. Поэтому от того, насколько развито взаимодействие между ними, зависит и развитие инновационного сегмента региональной экономики. Одно из преимуществ сотрудничества технопарков и ВУЗов заключается в соединении учебного процесса с возможностями деятельности технопарка[18], во взаимовыгодном использовании инфраструктуры (оборудования) при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ резидентами технопарка и МИПов ВУЗа, в совместном использовании объектов интеллектуальной собственности. По нашему мнению, размещение МИПов, созданных при ВУЗах в качестве резидентов на территории Технопарка, не является существенной формой взаимодействия Технопарка и ВУЗа. Причиной является дублирование льгот, предоставленных резидентам Технопарка и МИПам ВУЗов.

Например, в Республике Мордовия устанавливаются идентичные льготы по налогу на прибыль[19], налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения[20], освобождение от уплаты налога на имущество организаций[21]. В плане налоговой оптимизации отсутствуют преимущества в размещении МИПов ВУЗа на территориях технопарка.

Анализируя экономическую сторону работы технопарка, важно учитывать несколько моментов.

Во-первых, расчет прироста удельного веса за отдельно взятый год к общей площади технопарка компаниями, осуществляющими инновационную деятельность в сфере высоких технологий, то есть достижение определенных ежегодных количественных показателей при предоставлении арендных площадей резидентам. При этом расчет количественных показателей для отдельно взятого технопарка будет зависеть от размера общей площади технопарка в целом, а также от размера, требуемых площадей самим резидентом.

В-третьих, бюджетная эффективность проекта создания технопарка, т.е. возврат федеральных и региональных средств в виде налоговых поступлений[23]. При этом Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул о важности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возмещение субъектам Российской Федерации затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов путём возврата федеральных налогов, поступающих в течение трёх лет от создаваемых на территориях таких субъектов Российской Федерации новых предприятий, в виде дополнительных межбюджетных трансфертов[24].

Важное значение имеет международное сотрудничество в сфере бизнеса (т.е. участие технопарка в международных научно-технологических проектах, направленных на повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса путем содействия его интернационализации, участие в трансфере технологий и международных исследовательских проектах). Это говорит о развитых связях технопарка, его активном участии на международном рынке и в бизнес-сообществе.

Одной из форм взаимодействия технопарков является форма различных ассоциаций. За рубежом уже созданы разные ассоциации технопарков: International Assosiation of Science Parks (Международная ассоциация научных парков), Assosiation of University Research Parks (Ассоциация университетов исследовательских парков), Asian Association of Science Park (Азиатская ассоциация научных парков), United Kingdom Science park Аssociation (Великобританская Ассоциация научных парков) и другие.

Было бы неплохо, если между ними и иными ассоциациями за рубежом и нашими технопарками шел обмен опытом. Еще одна форма международного сотрудничества – проведение конференций.

Все это в конечном итоге позволит оценить положительное влияние создаваемого технопарка в сфере высоких технологий на объём внутреннего регионального продукта субъекта РФ и уровень развития региона в целом[30].

Еще один аспект – организационно-экономический. Он является смешанным. Это связано с тем, что параметры, характеризующие его, двойственны по своей природе, одновременно связаны с разными сторонами в деятельности технопарков. Основной параметр здесь – эффективная организационно-правовая форма технопарка. Проблема организационно-правовой формы технопарка является актуальной на современном этапе так, как от её выбора зависит эффективность его деятельности.

Исследователи предлагают даже решить вопрос организационно-правовой формы на законодательном уровне[31]. На данный момент технопарки создаются в нескольких организационно-правовых формах:

Проанализировав организационно-правовые формы, мы пришли к выводу, что с одной стороны наиболее эффективной являются коммерческие организации (не утверждая, однако, что это аксиома), что находит своё подтверждение.

В аналогичные сроки принимаются решения в обществах с ограниченной ответственностью. Основная причина – быстрота принятия корпоративных решений в коммерческих организациях. При этом коммерческие юридические лица могут самостоятельно распоряжаться, находящимся в собственности своим имуществом, тем самым уменьшая сроки при принятии решения предоставления арендных площадей для своих потенциальных резидентов.

Но с другой стороны, технопарки, созданные в форме коммерческих организаций, лишены налоговых льгот и преференций, предоставляемых резидентам технопарка – автономного учреждения. Поэтому вопрос о выборе организационно – правовой формы технопарка действительно противоречив.

Таким образом, вопрос выработки единой системы критериев оценки технопарков одновременно поднимает множество других сопутствующих проблем. Поэтому, возможно, необходимо прежде найти подходы к решению этих проблем, иначе сама выработка такой системы окажется преждевременной и бессмысленной.

Список использованных источников

[1]Костюнина Г.М., Баронов В.И. Технопарки в зарубежной и российской практике // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 3. - С.91-99.

[4]Бозо Н.В., Динер А.В. Методический подход к оценке эффективности деятельности технопарков // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. №1 (33). С.106.

[5]Марданшина Е.А. Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры // Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Экономика и право. - 2012. - №3. - С. 133-139.

[22]Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016. С. 121.

[23] Первые три параметра для характеристики экономической составляющей взяты нами согласно Постановлению Правительства РФ О порядке предоставления в 2013 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности от 22 июля 2013 г. № 616// Российская газета, № 196, 04.09.2013.

[31]Марданшина Е.А. Правовое регулирование субъектов инновационной деятельности в сфере предпринимательства: автореф. дисс. канд. юрид. наук. – М., 2012.

[35] Согласно указанной программе технопарки в сфере высоких технологий в 2006 - 2014 годах планировалось создавать и развивать на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Тамбовской и Тюменской областей, г. Санкт-Петербурга.

Данная группа является официальным информационным порталом Центра поддержки инновационного предпринимательства МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Здесь вы можете задать любой вопрос в рамках центра и получить информацию о ближайших мероприятиях и образовательном процессе.

Школа технологического предпринимательства

Школа технологического предпринимательства запись закреплена

Открыт набор предпринимательских проектов и идей в Бизнес-инкубатор МГТУ им. Н.Э. Баумана!

Технобизнес с нуля - это отличный шанс стать предпринимателем и создать успешный технологический бизнес в России. Мы – команда Бизнес-инкубатора МГТУ им. Н.Э. Баумана поможем тебе в этом!
Показать полностью.

За время совместной работы с нами ты:
протестируешь свою бизнес-идею;
встретишь первого клиента;
разработаешь макет/прототип;
получишь обратную связь от менторов и экспертов в твоей области;
подготовишь индивидуальный план развития бизнеса.

На вопросы онлайн тебе ответит координатор набора проектов Василий.

Школа технологического предпринимательства

Школа технологического предпринимательства запись закреплена

Открыт набор проектов на экспресс трек в Бизнес-инкубатор МГТУ им. Н.Э. Баумана!

Зачем искать работу своей мечты - создай её сам!

Мы – команда Бизнес-инкубатора МГТУ им. Н.Э. Баумана – открываем набор технологических предпринимательских проектов.

За время совместной работы с нами ты:
протестируешь свою бизнес-идею;
встретишь первого клиента;
разработаешь макет/прототип;
получишь обратную связь от менторов и экспертов в твоей области;
подготовишь индивидуальный план развития бизнеса.

На вопросы онлайн тебе ответит координатор набора проектов Василий.

Школа технологического предпринимательства

Школа технологического предпринимательства запись закреплена
Студенческий совет МГТУ им. Н.Э. Баумана

16 декабря в 16:00 в зале Ученого совета ( ГУК МГТУ, над залом приемной комиссии) состоится

встреча Мэра Москвы Сергея Собянина со студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана!

На встрече каждый сможет задать свой вопрос главе города и получить откровенный ответ из "первых уст":
Показать полностью.
Что будет происходить в городе в наступающем 2016 году, что ждёт московских студентов, открытие станции метро Бауманская, новые проекты по строительству и многое другое.

Прийти может любой желающий, но с целью информирования о возможных изменениях предлагаем пройти регистрирацию и оставить номер мобильного телефона для связи.
Зарегистрироваться можно:

либо в аудитории Студенческого совета (ГУК, 339ю)

Не упусти свою возможность!

Школа технологического предпринимательства

Школа технологического предпринимательства запись закреплена

Успей зарегистрироваться на выездной семинар по технологическому предпринимательству!

За два дня семинара ты примешь участие в мастер-классах, тренингах, деловых играх, консультациях с экспертами и в соревновании бизнес-идей. Каждое из мероприятий направлено на то, чтобы ты смог проверить свою бизнес-идею на прочность и превратить её в успешный бизнес-проект.
Показать полностью.

Подробная программа в приложенном документе.

Победители соревнования бизнес-идей получат ценные призы и возможность консультационного сопровождения проекта в бизнес-инкубаторе МГТУ им. Н.Э. Баумана!

Приглашаем к участию студентов и аспирантов г. Москвы!
Участие бесплатное.
Мероприятие проводит Управление информационной и молодежной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Школа технологического предпринимательства

Школа технологического предпринимательства запись закреплена

5-6 декабря в УЦ "Бауманец" пройдёт выездной практический семинар по технологическому предпринимательству.

Этот семинар для тебя, если:
Ты будущий инженер и хочешь создать успешный технологический бизнес;
У тебя есть классная идея, но не знаешь как запустить старт-ап;
Показать полностью.
Ты хочешь получить всестороннюю экспертную оценку своей бизнес-идеи;
У тебя много амбиций, но мало опыта – ищешь в какой проект войти;
Ты хочешь познакомиться с талантливыми инженерами и молодыми предпринимателями.

За два дня семинара ты примешь участие в мастер-классах, тренингах, деловых играх, консультациях с экспертами и в соревновании бизнес-идей. Каждое из мероприятий направлено на то, чтобы ты смог проверить свою бизнес-идею на прочность и превратить её в успешный бизнес-проект.

Победители соревнования бизнес-идей получат ценные призы и возможность консультационного сопровождения проекта в бизнес-инкубаторе МГТУ им. Н.Э. Баумана!

Приглашаем к участию студентов и аспирантов г. Москвы!
Участие бесплатное.
Мероприятие проводит Управление информационной и молодежной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Онлайн-модуль, разработанный TEN Education, замещает в условиях пандемии офлайн-формы диагностики, такие как деловые игры и очные собеседования. Интерактивный личный кабинет участника содержит обучающие материалы о технологическом предпринимательстве, графическую новеллу и тест, по результатам взаимодействия с которыми робот-аналитик обрабатывает оставленный участником цифровой след и дает обратную связь.

Ключевым форматом отбора будущих строителей стартапов в онлайн-формате, как и в офлайне, стала игра.

 width=


Тон дискуссии задала статистика: Россия в последние годы занимала места согласно глобальному инновационному индексу. Одновременно страна входит в двадцатку по патентной активности, при этом значительно отстает от большинства стран мира по уровню инвестиций. Еще один яркий показатель: в Китае создаются 100 тысяч технологических стартапов ежегодно.

Участники дискуссии попытались сформулировать, в чем состоят особенности третьего подхода к теме технологического предпринимательства, какие факторы препятствуют, а какие способствуют его развитию, и кому оно, в первую очередь, адресовано.

По мнению ряда экспертов, сегодня актуализировались проблемы, связанные с формированием системного подхода к подготовке технологических предпринимателей. Во многих университетах страны отсутствует экосистема технологического предпринимательства, и идеи молодежи остаются незамеченными. Так, по статистике, 95% молодых людей после -летних попыток поставить на ноги бизнес закрывают свои проекты, поскольку не находят благоприятную среду для развития, а у авторов проектов отсутствуют базовые предпринимательские компетенции. Стоит отметить, что в УрФУ подобных проблем, как отмечали эксперты, не возникает.

По мнению участников дискуссии, административные структуры, университеты и предпринимательское сообщество сегодня вырабатывают модель развития техпредпринимательства на ближайшие 10 лет.

Зашла в ходе мероприятия речь и о перспективах технологического предпринимательства, включая создание платформы университетского технологического предпринимательства, механизмы грантовой поддержки и т.п.

Как отметил спикер, стартап-студии будут создавать не сами университеты, они будут формироваться профессионалами в партнерстве с университетами. Ключевую роль в процессе развития технологического предпринимательства будет играть государство в лице Министерства науки и высшего образования РФ.

По оценке спикера, количество стартапов, создаваемых в университетах, в ближайшие годы будет расти, как и вовлеченность молодежи в предпринимательство. Впрочем, дискуссия как формат предполагает полифонию мнений, что и было воплощено.

Среди позитивных факторов, которые повлияют на успешное развитие университетского предпринимательства и стартап-студий, по мнению экспертов, — сеть центров трансфера технологий. Также обсуждались необходимость проектного обучения, развития предпринимательских компетенций и сильные стороны университетов.

Поднималась в ходе дискуссии и тема технологического лидерства страны.

Однако команды лидеров, по наблюдениям экспертов, нуждаются в профессионалах, владеющих новыми специальностями, и это может стать потенциальным полем деятельности для вузов, которые смогут создавать программы на основе запроса практиков.

О вузовской практике формирования молодых технологических предпринимателей рассказали заместитель директора института экономики и менеджмента, директор Центра предпринимательства ТГУ Виктория Маковеева и заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга.

По мнению спикера, для того, чтобы появлялось больше стартапов, необходимо формирование культурного кода предпринимателя, который пока не всем понятен. В данной ситуации роль вузов — в формировании культурного кода и экосреды, в которой могут развиваться будущие успешные технологические предприниматели.

Источник: УрФУ , 9 июля 2021
СПРАВКА

Читайте также: