Школа описание внешнего вида

Обновлено: 05.07.2024

За моей спиной многие годы обучения в нашей школе, и сейчас я могу с уверенностью сказать: наша школа – мой второй дом. Именно школа сильно повлияла на меня, воспитала, адаптировала к новому коллективу, дала представления о будущем.

Моя школа довольно старая – ей больше сорока лет. Это здание с тремя обширными этажами, стены которых состоят из бело-серого кирпича. На первом этаже обучаются начальные классы, второй же и третий этажи предоставлены для обучающихся средних и высших классов. Кабинеты в нашей школе просторные и по-своему уютные: когда много лет посещаешь их, то со временем привыкаешь и чувствуешь в них что-то родное. Каждый класс украшен по своему: где-то находится множество цветов, где-то на стенах висит множество рисунков, схем и таблиц, а есть и такие, чьё убранство составляют красивые ручные конструкции.

Двор нашей школы ограничен большим периметром, внутри которого – спортивная площадка, клумбы, турники и прочие спортивные приспособления. Подходя же к самой школе, можно увидеть высокое крылечко, которое усеяно множеством ступенек. Именно на этом месте звучат речи директора и учителей, когда проводятся различные школьные мероприятия.

В школе нашей также есть актовый зал, лаборатория, библиотека, столовая и кабинет труда. Практически в каждом кабинете есть личный учительский компьютер и проектор, с помощью которых обучение становится значительно удобней и интересней. Школа наша очень уютная, именно поэтому я её люблю!

Школа будущего: Новые образовательные пространства

В этом году компания Martela, которая разрабатывает общественные интерьеры, учредила премию в области архитектуры и дизайна детских пространств — Martela EdDesign Award. Идея премии — показать, какой может быть комфортная и эффективная образовательная среда. Организаторы обошли (в буквальном смысле) школы, детские сады, площадки и библиотеки, которые открылись в 2016–2017 годах, чтобы найти самые интересные. При отборе внимание обращали на архитектуру, интерьер, инженерное наполнение школы, систему безопасности — в стартовом опроснике больше сотни вопросов обо всем, что не затрагивает педагогический процесс.

Локация: Россия, Москва, улица Народного Ополчения, 9а

Общая площадь: 21 000 м²

Количество учеников: 700 (с 5 по 11 классы)





Архитектура и дизайн

— Прозрачные стены в классах и общественных пространствах, везде огромные окна от пола до потолка, обилие естественного света.

— Лаборатории для занятий физикой, химией, биологией объединены в огромное мегапространство. Его можно разделять перегородками, а можно использовать целиком для проведения хакатонов и других мероприятий.

— Просторная двухуровневая библиотека.

— На верхнем этаже есть просторное и светлое помещение для отдыха детей и для занятий с тьюторами, куда не заходят учителя. Учительская и прочие административные помещения находятся на цокольном этаже, который утоплен в земле, но получает естественное освещение за счет приямков.

— В холле есть горка, по которой можно скатиться со второго этажа на первый и оказаться у дверей столовой.

Новый корпус Школы AYB

Локация: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11

Общая площадь: 4 200 м²

Количество учеников: 180 (с 3 по 6 классы)

Авторы проекта: Storaket Architectural Studio, Меружан Минасян, Нарбе Бедросян, Шант Исаньянс


Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны — так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.


Архитектура и дизайн

— Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

— При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

— Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.

Подушки вместо стульев, стены, на которых можно писать, пуфики в коридоре — всё это можно сделать почти в любой школе. Как обустроить (или построить с нуля) красивую и комфортную школу — рассказывает исполнительный директор компании Martela Елена Аралова, которая занималась дизайном новых московских школ.

Прежде чем браться за работу в какой-нибудь школе, стоит понять одну важную вещь. Дизайн — это не полки и не цвет. У нас много стереотипов о том, что красивая школа — это расписные стены, классная мебель, отсутствие коридоров. Но всё не так просто. Во-первых, это хорошие климат, акустика и свет. Во-вторых, надо поддерживать определённые типы занятий. Как быть, если класс рассчитан на 23 человека, а педагоги разбивают детей на группы по три-четыре человека? Им нужно удобное пространство, чтобы в нём работать. В-третьих, надо избегать раздражающих факторов. Никаких расписных коридоров и стен в классах быть сейчас не должно. Это рассеивает внимание.

Ещё в школе работает кафе для взрослых, но по особым поводам туда можно и детям — например, в день рождения. По праздникам в кафе зажигают камин, приносят пиццу. В обычные дни родители ждут здесь детей или встречаются с учителями. А школьная столовая больше похожа на ресторан с широким выбором блюд, и она работает даже в выходные. В коридорах можно регулировать интенсивность света и цветовую температуру с помощью специального гаджета. Сегодня, например, все светильники синие, завтра — оранжевые, послезавтра — зелёные. А ещё с телефона можно вывести музыку или аудиокнигу на аудиоколонки в классах.

Все лаборатории мы сгрудили в одно место, получился большой лабораторный блок. В каждой можно проводить любой урок — физику, химию, биологию. Вдоль всего класса расположена потолочная шина, которая даёт доступ к воде, слабым токам, компьютерной сети, сжатому воздуху (из любой точки класса!). Ребёнок при входе должен надеть халат и специальные очки. В общем, всё это настраивает на серьёзный исследовательский лад.

Но отдельно от учителя мы всё равно не способны придумать мастерскую с нуля. Но зато мы грамотно можем дать инструментарий, который ему нужен для решения конкретных задач. Если ни учитель, ни директор цель не формулируют, всё обустройство школы превращается в эстетически интересную картинку — бесполезную. У нас довольно много примеров красивых фасадов, интересной архитектуры. Но когда мы заходим внутрь, понимаем, что это банальная школа. А вот Инженерный корпус школы № 548 — наоборот, отличный пример взаимодействия педагогов, строителей и дизайнеров.

Инженерный корпус школы № 548

Детский сад в Совхозе имени Ленина — чуть ли не единственный пример в России, когда сад построен в виде замка. Это не наш проект, а вот корпус школы № 548, который находится рядом, делали уже мы. Так вот: глядя на этот детский садик, мы сразу поняли, кто у нас заказчик (в строительство корпуса вложился директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин, сейчас он член попечительского совета — Прим.ред.). Для него школа — не какое-то обременение. Он реально хотел сделать лучшую школу.

Сама школа поставила перед нами несколько задач. Первая: чтобы в школе хотелось учиться и было комфортно всем. Старшеклассники, понятно, нацелены на сдачу ЕГЭ, а вот учеников 2, 3 и 4 класса затащить в школу сложнее. Вторая задача — дать детям бытовые навыки. Они могут проектировать дроны, а вот сварить суп или кашу — проблема. И третья — показать, что инженер не сразу космические корабли строит, а начинает с малого. То есть вдохновить и помочь детям сориентироваться в профессии.

В общем, мы поняли, что все мастерские и студии в этой школе должны быть про одно — про инженера. И решили создать инфраструктуру, где можно по-взрослому осваивать столярное дело, робототехнику, макетирование, моделирование. Когда мы строили химическую лабораторию, мы поехали и посмотрели, как работают современные научные лаборатории, фармацевтические и медицинские предприятия. В мастерской школы можно не просто табуретку построить, а создать целую систему для дрона из металла или дерева. А в видеостудии — записывать реальные передачи и вести трансляции.

В коридорах не менее круто. Они стали местом, где дети тоже учатся (например, вытаскивают пуфики и смотрят кино или презентации на большом экране). Перегородки между многими классами и коридорами мы сделали стеклянными, чтобы учитель видел, что происходит в двух местах одновременно. И книги тоже вышли в коридор: они лежат повсюду. Дети приносят свои книги, забирают какие-то другие — безо всяких библиотекарей.

В обществе насчёт авторских проектов бытуют две точки зрения. Первые говорят, что они не нужны и мы обязаны строить однотипные школы: мол, это экономически целесообразно. Вторые уверены, что типовая школа лишает образовательный процесс индивидуальности. И что школа ценна только тогда, когда построена по авторскому проекту. Я думаю, что авторская школа стоит не так дорого, как принято считать. И там и там столовая, и там и там спортзал — чем эти здания отличаются друг от друга? А услуги архитектора — это всего 3% от стоимости проекта.

Назову только две причины, по которым авторская школа может стоить дороже типовой. Первая: автор хочет немножко выпендриться, поэтому делает экстремальные фасады, берёт дорогие материалы или возводит на территории школы арт-объекты. Вторая: типовая школа покупает одинаковый для всех помещений керамогранит, а он вроде как на единичную расценку дешевле, поэтому и стройка дешевле.

А теперь рассказываю, как всё происходит в реальной жизни. Материалы и там и там используются одинаковые. Например, качественный линолеум используется и в той, и в другой школе. Может, авторская специфика обойдётся чуть дороже, но не сильно. Построишь ты кружочек вместо кубика — будет разница в цене 10%. Но не в два раза!

Современные дизайнерские решения сделают школьное пространство комфортным и повысят успеваемость учеников.

Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне.

Ученики — за красоту и современность

Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствуют себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.

Ученикам не хватает:

Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна), выяснили исследователи в ходе опроса.

Комфортные помещения с точки зрения школьников

Классный кабинет

Индивидуально. Функционально. Мобильно.


Столовая

Разделение на обеденную зону и буфет. Столы для нескольких человек. Качественная вентиляция.


Библиотека

Зоны для работы и отдыха. Интерактивность. Читальный зал.


Коридор

Много пространства. Минимализм.


Места для хранения личных вещей

Индивидуальные шкафчики. Минимум дополнительной мебели.


Родители — за уют и парковки

Школа должна давать ребенку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Также для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).

Что отсутствует в школах, где учится их ребенок, % опрошенных родителей

Педагоги — за совмещение приятного с полезным

Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).

Педагогам не хватает:

Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и т.д. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.

  • учебных (от дошкольников до старших классов);
  • общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.

*Исследование проведено с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).

Читайте также: