Школа общения с детьми

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различение связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основная цель программы – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика программы

Нравственное развитиенаправлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные , когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие , когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане.

Младшее звено -33 часа , 1 час занятий в неделю.

Среднее звено -34 часа,1 час занятий в неделю .

Старшее звено -34часа, 1 час занятий в неделю .

Общее количество часов – 71 час.

Ценностные ориентиры содержания программы.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

Младшее звено. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

Среднее звено: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил . Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

Старшее звено .Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Основные направления реализации программы:

Программа “Школа общения” включает 4 направления:

1.Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход вшколу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебноесотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

3.О трудолюбии.

Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.

1. Совершенствовать трудовые умения и навыки по уходу за собой и своим жилищем.

2. Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.

3.Коррегировать ВПФ учащихся с учётом их возрастных особенностей.

4.Развивать эмоциональную сферу (ответственность, целеустремлённость, решительность, самостоятельность).

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

4.Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Результаты исследований, проведенных в детских садах и школах, свидетельствуют о неутешительном факте: у огромного количества детей на разных этапах развития возникают серьезные проблемы с общением. Часто такая проблематика становится заметной при переходе из детского сада в школу, новый незнакомый коллектив. Это приводит к плохой успеваемости и психологическим затруднениям, развитие ребенка замедляется. Чтобы преодолеть негативную тенденцию, необходима дополнительная психологическая поддержка – в частности, хорошие результаты демонстрируют тренинги общения для младших школьников.

Специфика

Школьники младших классов

Младший школьный возраст – один из определяющих этапов становления личности человека, когда формируются многие важнейшие черты его характера. Именно поэтому коррекция на раннем этапе так важна. Коммуникационные тренинги будут полезны для всех детей без исключения, но в первую очередь они призваны помочь ученикам младших классов, которые имеют определенные затруднения в общении. К таким детям относятся:

  • стеснительные и скромные;
  • неуверенные в себе;
  • не имеющие друзей;
  • излишне активные;
  • ранимые и обидчивые;
  • агрессивные и часто конфликтующие;
  • проводящие большую часть времени за компьютером;
  • предпочитающие переписку с виртуальными друзьями в социальных сетях живому общению.

Если пустить процесс адаптации ребенка с проблемами общения на самотек, возможны самые неприятные результаты. Чувствуя себя чужими в коллективе и не умея найти общий язык с одноклассниками, дети могут становиться раздражительными и замкнутыми. Иногда проблема проявляется в форме повышенной агрессии, резкости, нарочитом противопоставлении себя окружающим.

Примеры содержания

В зависимости от подхода составителей, программы тренингов могут включать в себя разные элементы. Некоторые из них используются всеми, другие применяются в некоторых организациях, желающих расширить объем материала и разнообразить подход к учебе. Среди наиболее распространенных тем:

  • знакомство и умение произвести первое впечатление;
  • самопрезентация, установление контакта, понимание другого человека;
  • особенности общения с детьми и взрослыми;
  • ведение беседы и мастерство задавать вопросы;
  • высказывание и аргументированное отстаивание своей точки зрения;
  • ораторское мастерство, умение говорить убедительно;
  • понимание собственных чувств и эмоций, умение управлять ними;
  • основы конфликтологии и применения ее на практике, способы предотвратить конфликт или решить его мирно;
  • выстраивание долгосрочных отношений и дружба.

Коммуникативные тренинги для младших школьников построены в увлекательном игровом формате, поскольку скучными уроками детей такого возраста привлечь не удастся. Широко используют ролевые и подвижные игры, работу в парах и мини-группах, разбор фотографий, историй и видеоматериалов, мини-презентации.

Топ тренингов

Чтобы достичь хороших результатов, лучше всего воспользоваться услугами различных детских и семейных центров. Зачастую в школьной обстановке ребенок не может раскрыться полностью, чувствуя себя некомфортно. Новые педагоги и сверстники из других школ дают участнику ощущение необходимой безопасности и позволяют реализовать свой потенциал. Информация о некоторых внешкольных учреждениях приведена в таблице.

Благодаря качественно организованным и проведенным коммуникативным тренингам, удается расширить возможности учеников младших классов устанавливать контакты с людьми в разных обстоятельствах. Они получают навыки эмпатии, внимания и сочувствия, учатся слушать, слышать и понимать других людей, разбираться в их чувствах и эмоциях. Кроме того, некоторые тренинги включают в себя элементы актерского и ораторского мастерства, направлены на развитие умения читать невербальные сигналы (жесты, мимику) и проявлять лидерские качества.

Основы психологии общения с детьми

Психоэмоциональное развитие маленького ребенка полностью зависит от общения – сначала с родителями, затем с учителями и сверстниками. Недооценка значимости общения родителями чревата серьезными последствиями для малыша: от комплекса неполноценности до заторможенного развития речи и психики. К сожалению, многие родители считают, что обучение ребенка – задача детских садов и школ, а им самим отводится скромная роль контролеров успеваемости и посещения занятий. На самом деле психология общения с детьми дошкольного возраста родителей играет решающую роль. Именно так малыши получают больше всего информации, учатся адекватно оценивать и реагировать на окружающие явления, вырабатывают характер, модели поведения в обществе, нравственные установки, ценности и многое другое.

Не думайте, что маленькие дети ничего не понимают. Они прекрасно разбираются в интонациях и настроениях, остро чувствуют негатив со стороны родителей, переживают, если от них отмахиваются.

Потеря непрерывной связи с родителями через общение для дошкольника равносильна потере сразу всех ориентиров. В раннем детстве любые события и явления оцениваются через призму родительских реакций. Эти реакции записываются детским подсознанием и проецируются на поведение ребенка. Вот почему дети из неблагополучных семей агрессивны – они просто копируют родительское поведение, считая, что так и следует вести себя с людьми.

Типы общения по возрастным периодам

Главных возрастных периодов у ребенка три: дошкольный, младший школьный и подростковый. Каждый из них характеризуется своими особенностями восприятия информации, ведущей деятельностью, отношением к окружающим, кризисами и рисками. Общаться с детьми в разные периоды взросления следует исходя из их актуальных потребностей и нужд.

Дошколята – 3–6 лет

Психология общения с ребенком 6 лет основывается на игре, т. к. это ведущий тип деятельности в этом возрасте. Через активные игры с родителями и сверстниками ребенок знакомится с окружающим миром, примеряет на себя социальные роли, учится взаимодействовать и общаться с такими же детьми. Игры в этом возрасте активные и бурные, т. к. ребенок очень быстро развивается физически. Также превалируют подражательные игры и детские театральные занятия, в которых ребенок копирует взрослых. Дошколята очень пытливы и более всего нуждаются в родительском внимании.

Очень важно, чтобы именно в этот период ребенок не чувствовал себя брошенным и ненужным. Не отделывайтесь от него гаджетами и мультиками, не позволяйте бездействовать, не запрещайте играть с другими детьми, даже если вам кажется, что ребенок тратит на игры слишком много времени.


Младшие школьники – 7–12 лет

В школе ребенок впервые попадает в полноценный коллектив со своими правилами поведения, обязанностями, внешней и внутренней иерархией. Родители более не находятся рядом с ребенком постоянно, их место занимают школьные учителя. Основную роль в жизни ребенка занимает учеба. И не только потому, что учиться заставляют в школе, – в этом возрасте дети тянутся к знаниям сами. На первых порах учеба воспринимается как большая игра, в которой малыш стремится только выигрывать. Вот почему плохие оценки воспринимаются как личностная трагедия, а количество отличников и хорошистов в младших классах самое высокое за весь период обучения.

Психология общения с ребенком 7 лет и старше основывается на мотивации. Школа для младшеклассника – огромный новый мир, о котором он будет говорить, не переставая. Ваша задача поддерживать этот восторженный интерес, помогать преодолевать трудности и поощрять любые инициативы ребенка, не идущие ему во вред.

Подростки – 13–17 лет

Заключительный и переломный этап взросления отличается потерей авторитета старших и переориентацией на общение со сверстниками. Это можно считать первым шагом во взрослую жизнь, в которой нет мамы с папой, и каждый сам за себя. Подросток более не воспринимает сказанное родителями и учителями как непреложную истину, его взгляды становятся подчеркнуто независимыми, где независимость – почти самоцель. Психология общения с детьми школьного возраста, начиная с 13 лет, обязательно учитывает особенности данной группы.

Стремление подростков к индивидуальности настолько высоко, что они не способны заметить конформизм внутри своих собственных групп. Например, одинаковая одежда, музыка, сленг, манеры поведения – все это делает их неотличимыми друг от друга, но парадоксальным образом удовлетворяет потребность выделяться на общем фоне.

Главная опасность подросткового кризиса – эксперименты. Очень многих детей они заводят в сети наркомании, алкоголизма и малолетней преступности, из которых не всем удается выбраться. Вероятность такого развития событий во многом определяется отношениями внутри семьи и общением ребенка с родителями.

Даже если подросток открыто ставит под сомнение родительский авторитет и отвергает любые попытки наладить отношения, он все равно в вас нуждается и хочет, чтобы вы нашли к нему дорогу.

Методы личного общения с ребенком

Если вас останавливает неуверенность в том, правильно ли вы понимаете, какое именно общение нужно ребенку, если не хотите вести себя навязчиво или опасаетесь усугубить и без того хрупкие отношения, отбросьте сомнения в сторону. Нерешительность может привести к тому, что ребенок почувствует себя ненужным, одиноким и брошенным, а это прямая дорога к низкой самооценке, безынициативности, апатии и замкнутости в себе.

Не лучшим решением будут постоянные попытки контролировать ребенка, вмешиваться в его жизнь, давать бесконечные советы и заставлять поступать по-своему. Родителям при этом кажется, что они проявляют заботу и участие, но ребенок страдает от того, что его не воспринимают, как личность, способную на самостоятельные решения. Это не значит, что контроль не нужен вообще, но лучше обходиться без него там, где возможно.

Не забывайте, что детство – это временно. Вы растите взрослого человека, поэтому важно давать ему почувствовать себя взрослым. Общайтесь на равных, позволяйте проявлять инициативу и уважайте собственное мнение ребенка.

Советы психолога

Театральная студия для детей 5 лет помогает развить в себе не только уверенность в себе, но и лидерские качества, умение работать в команде, грамотно отстаивать свою точку зрению, управлять эмоциями.

Проходить курсы общения и адаптации в обществе можно дистанционно. Мы собрали онлайн-сервисы и обучающие занятия для детей разных возрастов. Актуальность и стоимость развивающих программ проверяются нами ежедневно.


Автор: Юлия Пенкина Юлия Пенкина Главный редактор УчисьОнлайн.ру

Все курсы для детей по общению и адаптации в обществе

Мастерство общения (межличностное общение)

Формат: Курс состоит из 12 занятий, каждое из которых включает в себя вебинар, домашнее задание и теорию.

Особенности: Курс поможет побороть скованность, почувствовать себя свободнее и увереннее, разобраться с "барьерами" в коммуникации, выражать и "считывать" эмоции, освоить инструменты для эффективного общения.

Сравнение всех курсов

Сравните все онлайн-курсы в одной таблице, чтобы выбрать лучший для себя.

Как проходят онлайн-курсы общения и адаптации в обществе?

Онлайн-курсы общения проходят в формате видео - можно смотреть онлайн или в записи. Детям будут показывать обучающие ролики, преподаватель научит свободно выражать свои мысли, понимать эмоции окружающих и поддерживать диалоги на любые темы.

После каждого занятия необходимо выполнить домашнюю работу. Уроки проводятся индивидуально и в группе - можно задавать вопросы преподавателю и общаться с другими учениками.

Эффективно ли учиться общению на дистанционных занятиях?

Главный плюс дистанционного обучения адаптации в обществе - ребенок может заниматься из дома в любое время, совмещая занятия со школьными уроками или другими секциями. Каждое видео - это не скучная теория, а целая онлайн-игра, дети отвечают на вопросы в тестах, обучаются по ярким и красочным материалам.

Обучение будет эффективным, т.к. большая часть онлайн-занятий - групповые, дети учатся правильно общаться друг с другом, учителя объяснят, как презентовать себя и как избегать конфликтов.

Для детских курсов общения отбирают только профессиональных преподавателей. Такие учителя не только досконально знают тему, но и умеют замотивировать детей к дальнейшему развитию.

Сколько длится урок на удаленном обучении?

Длительность урока в онлайн-школах - от 25 минут для детей младшего возраста, от 50 минут - для подростков. На неделе будет от 1 до 4 занятий.

Но любой курс общения и адаптации в обществе можно проходить в записи, смотря онлайн-уроки в удобное время и уделяя учебе столько часов в неделю, сколько считаете нужным.

Что нужно для занятий?

Для удаленного обучения достаточно ноутбука или планшета, некоторые занятия по адаптации в обществе можно проходить на смартфоне. Покупать учебные пособия не нужно - онлайн-школа предоставит бесплатные электронные материалы.

Читайте также: