Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей сухомлинский

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется." — Транскрипт:

4 Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

7 Задача родителей, сделать так, чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью учением; (например желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа).

8 Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

9 мотивационная готовность уровень развития произвольного поведения владение ребенком простыми операциями обобщения хорошее развитие фонематического слуха Параметры психологической готовности к школьному обучению:

Презентация на тему: " « Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется." — Транскрипт:

2 П СИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА : доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям; преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.); анатомические и физиологические особенности; приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра; необходимость успешности любой деятельности; снижение интереса к деятельности, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата.

7 возрастные физиологические возможности детей постепенность подачи материала (от простого к сложному) чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий гигиенические требования к помещению и материалам

8 Р АЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА полноценная игра творческая предметно- практическая деятельность опыт музыкальных, художественно-изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.

9 И НТЕРЕСНЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ математика подготовка руки к письму рисование, упражнения с дидактическими материалами развитие познавательных способностей развитие речи коммуникативный тренинг

12 Вялость, медлительность, заторможенность, скованность, неуверенность, тревожность, пассивность, неспособность к волевому напряжению. Импульсивность, расторможенность, повышенная агрессивность, высокая двигательная активность, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Работоспособность. Усидчивость, чувство ответственности. Ослабленность, утомляемость Высокая истощаемость ребенка. Недисциплинированность Э МОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

13 - обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова - артикуляционная гимнастика для четкого произношения звуков и развития речедвигательного аппарата - диагностическое исследование психолого- педагогических аспектов -диагностика личностных качеств Логопед Психолог

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

Т.о. преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения, а главное сохраняет “радость детства” по утверждению Н. Н. Подъякова. С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Такое образовательное учреждение как муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение №44 “детский сад – начальная школа” для детей с ограниченными возможностями зрения решает данную проблему конструктивно. Именно здесь обеспечиваются оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста в период созревания зрительной системы ребенка, успешно реализуется преемственность в воспитании и обучении, созданы благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивается его эмоциональное и физическое благополучие, успешная адаптация к школьной жизни. При этом становится возможным удовлетворение ведущих жизненно важных потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей личностного роста.

В дошкольном и школьном отделениях МС(К)ОУ №44 реализуются общие цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Промежуточные цели дошкольного и начального школьного образования подчинены единой - всестороннему развитию ребенка с нарушением зрения, стабилизации всего хода психофизического развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Стратегическими линиями работы в рамках дошкольного отделения выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжение работы по этим линиям заключается в развитии познавательного интереса, умения решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности, ролевой идентификации в различных учебных ситуациях.

Представленная модель реализуется через следующие направления деятельности : нормативно – правовое, организационно – управленческое, информационно – методическое, кадровое и материально – техническое.

Свою деятельность мы начали с изучения нормативных документов, создания и систематизации нормативно-правовой базы. В учреждении разработано Положение “О координационно-методическом совете по проблеме преемственности”. Более пяти лет назад он создан и успешно функционирует. Главной задачей КМС является реализация государственной целевой программы “Преемственности дошкольного и начального образования в ПМР”.

Проведен анализ преемственности образовательных программ. Преемственность в содержании учебного материала обеспечивают "сквозные" комплексные "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)" под редакцией Л.И.Плаксиной, что способствует разрешению проблемы различия в требованиях, предъявляемых к знаниям и умениям дошкольников и младших школьников на каждом этапе обучения.

Наряду с коррекционными программами в дошкольном отделении реализуется комплексная программа “Детство”, в школьном - “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы”, что позволяет обеспечить реализацию стандарта общеобразовательной подготовки детей с нарушением зрения в условиях непрерывности дошкольно - школьного воспитания и обучения.

В учреждении создан и постоянно пополняется банк данных о детях с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет.

Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения. Основным связующим звеном при переходе ребенка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая "размыванию" границ между старшим дошкольником и первоклассником. Приоритет игры создает наиболее благоприятные условия для индивидуальных проявлений и воспитания личностных качеств ребенка с нарушением зрения. Однако максимальная реализация способностей ребенка, полное удовлетворение потребностей в активных действиях, в самоутверждении возможны лишь при разнообразии форм и видов детской деятельности, организуемых в условиях специального (коррекционного) учреждения. Задача учителя и воспитателя: создать условия для включения ребенка с нарушением сенсорной сферы в активную творческую жизнь, найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям каждого возрастного периода.

Большое внимание в учреждении уделяется культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых. Требования к стилю общения педагога (воспитателя, учителя) с ребенком (дошкольником, младшим школьником) едины: отношение к ребенку как к полноценному члену общества, вне зависимости от его патологии, отношение к ребенку как к равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, доверительность в общении.

В МС(К)ОУ осуществляется психологическая преемственность, которая предполагает учет возрастных особенностей детей, ведущего вида деятельности, сензитивных периодов, а так же проводит снятие психологических трудностей адаптационного "переходного" периода. С этой целью нами разработана программа деятельности начальной школы в адаптационный период . Реализует данное направление преемственности психологическая служба учреждения. Психологи, работающие с воспитанниками дошкольного и школьного отделений, постоянно контролируют процесс развития каждого ребенка, своевременно снимают появившиеся проблемы, оказывают необходимую психологическую помощь. Все данные о детях заносятся в карты индивидуального развития.

  • активности, стимулирующей исследовательскую и творческую деятельность ребенка;
  • стабильности динамичности развивающей среды, позволяющей ребенку не пребывать в среде, а активно взаимодействовать с ней, преодолевать, "перестраивать", менять ее в зависимости от интересов и потребностей;
  • эмоциогенности среды, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
  • творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления

разнохарактерных отношений (дружеских, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества);

  • свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить свое отношение к среде и дающий ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по своему усмотрению;
  • интегративности, определяющей взаимодействие различных видов деятельности (в т.ч. коррекционной), дополняющих и обогащающих друг друга;
  • гуманитарный, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка;
  • дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ему чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнером.

Определяя единые принципы ее построения для дошкольного отделения и начальной школы, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно благоприятствовать развитию дошкольника и младшего школьника с нарушением зрения. Поэтому так много внимания уделялось созданию офтальмогигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах (использование благоприятной для зрения цветовой гаммы, достаточная освещенность, яркость фона, соответствие мебели росту детей, использование оригинальных учебных и наглядных пособий, соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности). Главным при этом является ценность развития ребенка, обусловленного его возрастными и индивидуальными особенностями, а так же спецификой социальной среды, в которой он находится.

Реализация данных принципов в МС(К)ОУ представлена следующей структурой педагогического процесса:

1 .специально организованное обучение в форме образовательных и коррекционных занятий;

2. совместная деятельность педагогов с детьми по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социальных навыков, творческого потенциала, культуры мышления и эстетического восприятия;

3. самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами.

Перенос данных принципов в деятельность начальной школы дает возможность построить содержание коррекционного и образовательного процесса, внутри которого обеспечивается преемственность развития ребенка на основе сохранения сущностных характеристик модели его предыдущего поведения.

Деятельность дошкольника в развивающей среде с опорой на такие поведенческие характеристики, как самостоятельность, креативность, стремление к самореализации, открытость, переносится в образовательное пространство начальной школы на качественно ином уровне. Преемственность в деятельности детского сада и начальной школы обеспечивается за счет сохранения логики деятельности ребенка при переходе из предметного пространства в образовательное.

Но, конечно, проблема была бы не решаема без преемственности в управлении, что подразумевает наличие общего руководства, единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания, единство педагогических установок. Этим требованиям отвечает система управления МС(К)ОУ №44 .

Значительная роль в управлении деятельностью учреждения принадлежит методической службе , структурные подразделения которой реализуют преемственность дошкольной и начальной ступени образования. Особая роль при этом отводится координационно-методическому совету.

Традиционно одним из разделов плана работы учреждения на учебный год является “Преемственность в работе дошкольного и школьного отделений МС(К)ОУ №44” , который включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, воспитанниками и родителями.

Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе . Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16% до 44,3%) и уменьшения (с 24% до 3,7%) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников дошкольного отделения МС(К)ОУ№44 - учащихся начальной школы показывает стабильность результатов.

Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями зрения с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.

Автор: Едренова Анна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: город Мыски Кемеровская область
Наименование материала: Материал к педсовету по преемственности между начальной школой и основной
Тема: Проблема преемственности между первой и второй ступенями обучения
Раздел: начальное образование

«Школа не должна вносить

резкого перелома в жизни детей.

Пусть, став учеником, ребенок

продолжает делать сегодня то,

что делал вчера.

Пусть новое появляется

в его жизни постепенно

и не ошеломляет

В. А. Сухомлинский

Цель: Анализ проблем возникающих у обучающихся при переходе из начального

звена в среднее и пути их преодоления

- изучить проблемы и трудности возникающие при переходе из начальной школы

в среднее звено;

-выявить причины, вызывающие затруднения у обучающихся и учителей;

-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения и воспитания

последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной

Преемственность

последовательная,

непрерывная

различными ступенями в развитии качеств в личности школьника, опора на

его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление

их в последующие годы образования

педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе -

подтвердить, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем

звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как

пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно

строить в соответствие с этим возрастным периодом.

говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься

чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий

серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более

чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения

х а р а к т е р и з у е т с я

о р г а н и з о в а н н о с т ь ю ,

снижением интереса к учёбе и её результатам, с

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех

снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной

начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой

ступенях его изучения. Т.е. в последовательности, систематичности расположения

материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в

перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-

Реализация преемственности

средним звеном

обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом

направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие

индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка,

взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный

этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит

перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой,

и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней

школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного

Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник

теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является

адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным

недовольством учителей и учеников друг другом.

В 5-м классе значительно увеличивается количество предметов, но самое главное

– учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки

будут вестись в разных кабинетах.

Основные проблемы дезадаптации учащихся обусловлены

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому

необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на

дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе

неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Препятствием созданию

о б е с п еч е н и я

преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна

выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над

созданием единой образовательной среды. Что учителя математики и словесники,

биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на

общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках

общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи,

это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе.

Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся

Читайте также: