Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей сухомлинский
Обновлено: 07.07.2024
Презентация на тему: " «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется." — Транскрипт:
4 Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
7 Задача родителей, сделать так, чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью учением; (например желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа).
8 Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.
9 мотивационная готовность уровень развития произвольного поведения владение ребенком простыми операциями обобщения хорошее развитие фонематического слуха Параметры психологической готовности к школьному обучению:
Презентация на тему: " « Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется." — Транскрипт:
2 П СИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА : доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям; преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.); анатомические и физиологические особенности; приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра; необходимость успешности любой деятельности; снижение интереса к деятельности, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата.
7 возрастные физиологические возможности детей постепенность подачи материала (от простого к сложному) чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий гигиенические требования к помещению и материалам
8 Р АЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА полноценная игра творческая предметно- практическая деятельность опыт музыкальных, художественно-изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.
9 И НТЕРЕСНЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ математика подготовка руки к письму рисование, упражнения с дидактическими материалами развитие познавательных способностей развитие речи коммуникативный тренинг
12 Вялость, медлительность, заторможенность, скованность, неуверенность, тревожность, пассивность, неспособность к волевому напряжению. Импульсивность, расторможенность, повышенная агрессивность, высокая двигательная активность, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Работоспособность. Усидчивость, чувство ответственности. Ослабленность, утомляемость Высокая истощаемость ребенка. Недисциплинированность Э МОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
13 - обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова - артикуляционная гимнастика для четкого произношения звуков и развития речедвигательного аппарата - диагностическое исследование психолого- педагогических аспектов -диагностика личностных качеств Логопед Психолог
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
Т.о. преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения, а главное сохраняет “радость детства” по утверждению Н. Н. Подъякова. С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Такое образовательное учреждение как муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение №44 “детский сад – начальная школа” для детей с ограниченными возможностями зрения решает данную проблему конструктивно. Именно здесь обеспечиваются оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста в период созревания зрительной системы ребенка, успешно реализуется преемственность в воспитании и обучении, созданы благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивается его эмоциональное и физическое благополучие, успешная адаптация к школьной жизни. При этом становится возможным удовлетворение ведущих жизненно важных потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей личностного роста.
В дошкольном и школьном отделениях МС(К)ОУ №44 реализуются общие цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Промежуточные цели дошкольного и начального школьного образования подчинены единой - всестороннему развитию ребенка с нарушением зрения, стабилизации всего хода психофизического развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Стратегическими линиями работы в рамках дошкольного отделения выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжение работы по этим линиям заключается в развитии познавательного интереса, умения решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности, ролевой идентификации в различных учебных ситуациях.
Представленная модель реализуется через следующие направления деятельности : нормативно – правовое, организационно – управленческое, информационно – методическое, кадровое и материально – техническое.
Свою деятельность мы начали с изучения нормативных документов, создания и систематизации нормативно-правовой базы. В учреждении разработано Положение “О координационно-методическом совете по проблеме преемственности”. Более пяти лет назад он создан и успешно функционирует. Главной задачей КМС является реализация государственной целевой программы “Преемственности дошкольного и начального образования в ПМР”.
Проведен анализ преемственности образовательных программ. Преемственность в содержании учебного материала обеспечивают "сквозные" комплексные "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)" под редакцией Л.И.Плаксиной, что способствует разрешению проблемы различия в требованиях, предъявляемых к знаниям и умениям дошкольников и младших школьников на каждом этапе обучения.
Наряду с коррекционными программами в дошкольном отделении реализуется комплексная программа “Детство”, в школьном - “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы”, что позволяет обеспечить реализацию стандарта общеобразовательной подготовки детей с нарушением зрения в условиях непрерывности дошкольно - школьного воспитания и обучения.
В учреждении создан и постоянно пополняется банк данных о детях с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет.
Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения. Основным связующим звеном при переходе ребенка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая "размыванию" границ между старшим дошкольником и первоклассником. Приоритет игры создает наиболее благоприятные условия для индивидуальных проявлений и воспитания личностных качеств ребенка с нарушением зрения. Однако максимальная реализация способностей ребенка, полное удовлетворение потребностей в активных действиях, в самоутверждении возможны лишь при разнообразии форм и видов детской деятельности, организуемых в условиях специального (коррекционного) учреждения. Задача учителя и воспитателя: создать условия для включения ребенка с нарушением сенсорной сферы в активную творческую жизнь, найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям каждого возрастного периода.
Большое внимание в учреждении уделяется культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых. Требования к стилю общения педагога (воспитателя, учителя) с ребенком (дошкольником, младшим школьником) едины: отношение к ребенку как к полноценному члену общества, вне зависимости от его патологии, отношение к ребенку как к равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, доверительность в общении.
В МС(К)ОУ осуществляется психологическая преемственность, которая предполагает учет возрастных особенностей детей, ведущего вида деятельности, сензитивных периодов, а так же проводит снятие психологических трудностей адаптационного "переходного" периода. С этой целью нами разработана программа деятельности начальной школы в адаптационный период . Реализует данное направление преемственности психологическая служба учреждения. Психологи, работающие с воспитанниками дошкольного и школьного отделений, постоянно контролируют процесс развития каждого ребенка, своевременно снимают появившиеся проблемы, оказывают необходимую психологическую помощь. Все данные о детях заносятся в карты индивидуального развития.
- активности, стимулирующей исследовательскую и творческую деятельность ребенка;
- стабильности динамичности развивающей среды, позволяющей ребенку не пребывать в среде, а активно взаимодействовать с ней, преодолевать, "перестраивать", менять ее в зависимости от интересов и потребностей;
- эмоциогенности среды, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
- творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления
разнохарактерных отношений (дружеских, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества);
- свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить свое отношение к среде и дающий ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по своему усмотрению;
- интегративности, определяющей взаимодействие различных видов деятельности (в т.ч. коррекционной), дополняющих и обогащающих друг друга;
- гуманитарный, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка;
- дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ему чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнером.
Определяя единые принципы ее построения для дошкольного отделения и начальной школы, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно благоприятствовать развитию дошкольника и младшего школьника с нарушением зрения. Поэтому так много внимания уделялось созданию офтальмогигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах (использование благоприятной для зрения цветовой гаммы, достаточная освещенность, яркость фона, соответствие мебели росту детей, использование оригинальных учебных и наглядных пособий, соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности). Главным при этом является ценность развития ребенка, обусловленного его возрастными и индивидуальными особенностями, а так же спецификой социальной среды, в которой он находится.
Реализация данных принципов в МС(К)ОУ представлена следующей структурой педагогического процесса:
1 .специально организованное обучение в форме образовательных и коррекционных занятий;
2. совместная деятельность педагогов с детьми по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социальных навыков, творческого потенциала, культуры мышления и эстетического восприятия;
3. самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами.
Перенос данных принципов в деятельность начальной школы дает возможность построить содержание коррекционного и образовательного процесса, внутри которого обеспечивается преемственность развития ребенка на основе сохранения сущностных характеристик модели его предыдущего поведения.
Деятельность дошкольника в развивающей среде с опорой на такие поведенческие характеристики, как самостоятельность, креативность, стремление к самореализации, открытость, переносится в образовательное пространство начальной школы на качественно ином уровне. Преемственность в деятельности детского сада и начальной школы обеспечивается за счет сохранения логики деятельности ребенка при переходе из предметного пространства в образовательное.
Но, конечно, проблема была бы не решаема без преемственности в управлении, что подразумевает наличие общего руководства, единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания, единство педагогических установок. Этим требованиям отвечает система управления МС(К)ОУ №44 .
Значительная роль в управлении деятельностью учреждения принадлежит методической службе , структурные подразделения которой реализуют преемственность дошкольной и начальной ступени образования. Особая роль при этом отводится координационно-методическому совету.
Традиционно одним из разделов плана работы учреждения на учебный год является “Преемственность в работе дошкольного и школьного отделений МС(К)ОУ №44” , который включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, воспитанниками и родителями.
Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе . Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16% до 44,3%) и уменьшения (с 24% до 3,7%) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников дошкольного отделения МС(К)ОУ№44 - учащихся начальной школы показывает стабильность результатов.
Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями зрения с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.
Автор: Едренова Анна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: город Мыски Кемеровская область
Наименование материала: Материал к педсовету по преемственности между начальной школой и основной
Тема: Проблема преемственности между первой и второй ступенями обучения
Раздел: начальное образование
«Школа не должна вносить
резкого перелома в жизни детей.
Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то,
что делал вчера.
Пусть новое появляется
в его жизни постепенно
и не ошеломляет
В. А. Сухомлинский
Цель: Анализ проблем возникающих у обучающихся при переходе из начального
звена в среднее и пути их преодоления
- изучить проблемы и трудности возникающие при переходе из начальной школы
в среднее звено;
-выявить причины, вызывающие затруднения у обучающихся и учителей;
-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения и воспитания
последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной
Преемственность
последовательная,
непрерывная
различными ступенями в развитии качеств в личности школьника, опора на
его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление
их в последующие годы образования
педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе -
подтвердить, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем
звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как
пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно
строить в соответствие с этим возрастным периодом.
говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься
чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий
серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более
чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения
х а р а к т е р и з у е т с я
о р г а н и з о в а н н о с т ь ю ,
снижением интереса к учёбе и её результатам, с
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех
снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной
начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом
Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой
ступенях его изучения. Т.е. в последовательности, систематичности расположения
материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в
перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-
Реализация преемственности
средним звеном
обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом
направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие
индивидуальности каждого учащегося.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка,
взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный
этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит
перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой,
и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней
школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного
Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник
теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является
адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным
недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе значительно увеличивается количество предметов, но самое главное
– учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки
будут вестись в разных кабинетах.
Основные проблемы дезадаптации учащихся обусловлены
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому
необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на
дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе
неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Препятствием созданию
о б е с п еч е н и я
преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна
выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над
созданием единой образовательной среды. Что учителя математики и словесники,
биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на
общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках
общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.
Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи,
это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе.
Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся
Читайте также: