Школа наставничества в колледже

Обновлено: 16.05.2024

1. Создать условия для подготовки наставляемых из

2. Организация образовательного процесса в рамках

требований технологий проведения чемпионатов ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение).

3. Способствовать развитию hard -компетенций и soft

4. Проведение малого чемпионата «Молодые

5. Подготовка к участию обучающихся в региональном

Перечень ожидаемых результатов проекта

1. Достижение психологического состояния, при

котором наставляемый может продемонстрировать наивысший уровень профессионализма.

2. Приобретение навыков саморегуляциидо и вовремя

3. Успешная самопрезентация наставляемого.

4. Приобретение опыта обучающегося в условиях

реального производства на предприятии общественного питания.

5. Демонстрация профессиональных компетенций

6. Участие и победа обучающихся в региональном

7. Представление практики наставничества

Сроки и этапы реализации

Подготовительный этап: апрель-август, 2019г.

Реализация проекта: 2019 -2020гг.

Заключительный этап: июнь, декабрь 2020г.

2019-2020 год – 81250 тыс. руб.

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность разработки проекта по наставничеству

Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на состояние профессионального образования. С одной стороны, интенсивно развивается рынок образовательных услуг и, как следствие, повышаются требования к колледжу со стороны обучающихся и их родителей. А с другой стороны, возрастают требования к специалисту со стороны работодателей. В этих условиях должна быть сформирована такая система отношений между школами, колледжем и предприятиями, которая формирует требования к обучающемуся, будущему специалисту.

Переход на дистанционное обучение в колледже привел к необходимости использования н аставничества. Поэтому наставничество в колледже стало рассматриваться как ключевая стратегия в организации и управлении процессом обучения и воспитательной системы. Вследствие этого изменились сами модели наставничества в колледже, и возник интерес для образовательной организации.

Привязка наставничества к профессиональным стандартам мы увидели в

практике WorldSkillsRussia , международном некоммерческом движении, целями которого являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов во всем мире. Это движение становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников; образовательных технологий; технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификация педагогов и мастеров производственного обучения, наставников.

Помимо организации и участия в малых, региональных чемпионатах, движение WorldSkillsRussia развивает экспертное сообщество и тиражирует лучшие мировые и отечественные практики в систему профессионального образования через повышение квалификации наставников, мастеров производственного обучения, преподавателей и директоров.

II. Описание практики наставничества

2.1 Цель и задачи проекта по наставничеству по подготовке и участию обучающихся в чемпионатах «Молодые профессионалы ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение)

Задачи проекта по наставничеству для достижения цели:

1. Создать условия для подготовки наставляемых из

2. Организация образовательного процесса в рамках

требований технологий проведения чемпионатов ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение).

3. Способствовать развитию hard -компетенций и soft

4. Проведение малого чемпионата

5. Подготовка к участию обучающихся в региональном

Нажмите, чтобы узнать подробности

департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

__________ /Образцов И.Д.

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА в

__________ / Кочегарова С.В.

Кочегарова Светлана Владимировна, методист

Формы наставничества, реализуемые в ПОО

Ответственные лица по формам наставничества

Комолова Елена Викторовна

Жукова Ирина Николаевна, Завьялова Татьяна Анатольевна

Баранникова Алевтина Сергеевна

Агеева Светлана Ильинична

- Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.10.2020 г. № 993.

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

- привлечение к подготовке квалифицированных кадров для экономики региона опытных специалистов-практиков;

01.09.2021 – 30.06.2022

- рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;

- практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению;

- измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников предприятий реального сектора экономики, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;

- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

- участие молодых педагогов в профессиональных конкурсах, фестивалях и др.

Этапы реализации программы

Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели

Этап 2. Формирование базы наставляемых

Этап 3. Формирование базы наставников

Этап 4. Отбор/выдвижение наставников

Этап 5. Формирование наставнических пар/групп

Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп

Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение реализации программы наставничества

В реализации программы наставничества участвуют опытные педагоги, имеющие профессиональные успехи, склонные к активной общественной работе, обладающие лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Кадровая система реализации программы наставничества в рамках образовательной деятельности колледжа предусматривает, независимо от форм наставничества три главные роли участников:

- наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставляемым может стать учащийся, студент, молодой специалист на условиях свободного вхождения в выбранную программу.

- наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставниками могут быть студенты, представители сообществ выпускников ОУ, педагоги и иные должностные лица ОУ, сотрудники организаций-партнеров.

- куратор – сотрудник колледжа, который отвечает за организацию цикла программы наставничества.

Учебно-методическое обеспечение программы наставничества

Материально-техническое обеспечение программы наставничества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность Программы наставничества (далее – Программы) определена государственной политикой в области модернизации профессионального образования. В условиях социально-экономического развития страны и регионов работодатели испытывают кадровый дефицит, потребность в выпускниках профессиональных образовательных организаций, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве.

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого обучающегося:

- обучающегося, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;

- обучающегося, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;

- обучающегося, который не видит карьерной перспективы и возможности трудоустройства в своем регионе;

- обучающегося, которому приходится преодолевать психологические барьеры, и др.

Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:

- проблемы молодого специалиста в новом коллективе,

- проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Реализация программы наставничества в системе образования Российской Федерации с учетом российского законодательства, социально-экономических и других условий наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:

- принцип научности предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий;

- принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;

- принцип стратегической целостности определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;

- принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права;

- принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путем;

- принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей;

- принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;

- принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, направленный на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;

принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности.

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Реализация Программы будет осуществляться посредством использования проектного подхода в соответствие с планами работы по четырем формам наставничества, представленным ниже:

Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому всестороннюю поддержку.

1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.

2. Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление преподавателя в образовательном учреждении.

3. Ускорение процесса профессионального становления преподавателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Ожидаемые результаты.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь колледжа, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в колледже. Преподаватели-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Среди оцениваемых результатов:

- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качествепреподавателя в колледже;

- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в студенческих группах;

- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,методических практик молодого специалиста.

Портрет участников

Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.

Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных учебных предметов, дисциплин или МДК.

Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Возможные варианты программы

Область применения.

Примерная программа работы наставников с молодыми педагогами

'topmenu', 'container_class' => 'collapse navbar-collapse', 'menu_class' => 'nav navbar-nav', 'fallback_cb' => '', 'menu_id' => 'topmenu-menu', 'walker' => new Univero_Nav_Menu() ); wp_nav_menu($args); ?>

Телефон :

Email :

Приемная комиссия :

КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА

КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА

1-ый этап — подготовительный

Суть этапа:

Комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.

На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкету выявления запросов обучающихся и молодых специалистов для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников.

Образцы документов для оформления этапа:

2-ой этап — формирование баз наставников и наставляемых

Суть этапа:

В результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества.

Образцы документов для оформления этапа:

3-ий этап — координация и сопровождение процесса взаимодействия наставнических пар

Суть этапа:

Для координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар на этапе реализации программы целесообразно использовать дневник наставника и дневник наставляемого: в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а также обратная связь от участников пары.

Образцы документов для оформления этапа:

4-ый этап — мониторинг удовлетворенности участием в программе наставничества

Суть этапа:

На данном этапе реализации осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участием в программе наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны для дальнейшей корректировки программы (при необходимости).

Образцы документов для оформления этапа

5-ый этап — завершение реализации программы наставничества

Суть этапа:

На этапе завершения реализации программы наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника). Руководителем программы производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности реализации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).

По завершении программы потенциальные наставники (из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ.

Читайте также: