Школа культурологии объясняющая сущность культуры исходя из способности

Обновлено: 07.07.2024

Появление культурологии в вузовских курсах по разным специальностям вполне закономерно: интегративный характер этой учебной дисциплины позволяет решать широкий спектр мировоззренческих, образовательных, методических и социальных задач. Востребованность гуманитарных дисциплин обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе. Преподавание культурологии должно быть личностно и профессионально ориентировано, что усложняет задачу преподавателя на этапе отбора учебного материала.

Данное учебно-методическое пособие выстроено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по культурологии и направлено на реализацию компетентностного подхода в обучении. Оно предназначено для студентов различных негуманитарных специальностей. Тексты лекций созданы с учётом содержания новых учебников и учебных пособий по культурологии.

Культурология как наука.

План:

1. Возникновение и становление культурологии как науки.

2. Предмет, методы, задачи культурологии.

3. Структура культурологического знания.

4. Основные понятия культурологии.

1. Культурология прочно вошла в состав гуманитарного знания. Она необходимый элемент всякого серьезного образования, и, прежде всего, университетского.

Культурология - это комплексная наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Культурологическое знание носит интеграционный характер. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические формы культурной жизни, взаимодействуя с такими отраслями гуманитарного знания, как философия, социология, история, антропология, этнология, психология и лингвистика.

Они считали, что принцип эволюционизма в общественных науках выражается в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе. Таким образом, общество с его социальными и культурными институтами развивается по тем же законам, как и любой живой организм.

Социально-антропологическая школа (Б. Малиновский (1884-1942) – английский социолог, этнограф; Радклифф-Браун (1881-1955) - английский этнограф и социолог) - проявлялась тенденция построения этнографии по типу естественных наук. Психология и история народа не вызывала у них интереса. В понимании человека отправной точкой социальной антропологии являлось изучение созданного им предметного мира.

В отечественной науке процесс становления общей теории культуры начинается во второй половине XIX века. Наиболее активно она стала развиваться с 60-х годов XX века в сфере философского знания. Из известных отечественных философов-культурологов можно назвать С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, В.В. Ионова, Л.Е. Кертмана, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева и др.

Связь культурологии с другими науками носит двойственный характер:

1) культурология входит в состав любой науки, ведь каждая из них содержит три уровня изучения своего предмета исследования и обобщения полученных знаний:

- высшим уровнем считают философию данной области познания или сферы деятельности – философию истории, философию экономики, философию искусства и т.д. На этом уровне решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, формулирование его сути, места в системе мироздания и в мировоззрении человека.

- низший уровень (первый) познания связан со сбором фактов и их первичной систематизацией и классификацией.

- теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер. Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности. Здесь можно выделить три уровня обобщений: философский, предметный, социокультурный (данные исследования и обобщения лишь опосредованно связаны с предметом самой деятельности, акцентируют внимание на ее исполнителе, мотивах и организации его участия в процессе).

2) культурология как самостоятельная наука.

2. Предмет изучения культурологии - культура как целостная система. Культура как система имеет структуру, общие закономерности функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, обладает типологическими особенностями и спецификой. Культурологические процессы протекают в основных сферах жизнедеятельности человека - материальной (культура труда и материального производства) и духовной (важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность людей).

Основными задачами культурологии являются:

- наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

- изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

- определение места и роли человека в культурных процессах;

- разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

- взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

- изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

- исследование развития отдельных культур;

- разработка теоретической модели культуры

- исследование общих тенденций единого культурного процесса человечества.

- исследование качественной специфики локальных и региональных культур, их
связи с другими культурами.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание.

Для этого необходимо выявить и проанализировать:

- факты культуры, в совокупности составляющие систему культурных феноменов;

- связи между элементами культуры;

- динамику культурных систем;

- способы производства и усвоения культурных феноменов;

- типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

- культурные коды и коммуникации между ними.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI в. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.

В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на два вида:

- фундаментальные (призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов);

- прикладные (разработать методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики).

В состав культурологии (структура) входят разделы:

1) философия культуры;

2) история культуры;

3) культурная антропология;

4) социология культуры;

5) прикладная культурология;

6) история культурологических учений.

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) с общей физикой.

3. Культура – чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как к общей теории культуры.

К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современной культурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках.

История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии, проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

История культурологических учений важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории культуры и общей истории.

В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

Центральной проблемой культурологического знания является человек как творец и носитель культуры.

Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы научного познания – наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей.

Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача – отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.

Собственно культурологические методы:

- компаративный – требуетпроводить сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

- системный – рассматривает культуру как универсальное свойство общества. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей. Анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества;

- структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.

- аксиологический или ценностный – это отражение качественного состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации)

- семиотический метод (семиотика – это наука о знаковых системах) – исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем;

- социологический – изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. Любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и того , как оно выражает ее интересы;

- деятельностный – понимает культуру как творческую человеческую деятельность;

- герменевтический – характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько о его понимании. Понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов;

- биосферный – характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;

- просветительский – исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества.

- субстанциональный - цель раскрыть сущность культуры.

- диалогический - любая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже;

- психологический – важен при изучении особенностей национальной культуры;

- метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты;

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Научная дисциплина, давшая толчок к развитию науки о культуре
антропология
психология
археология
социология

2. Метод культурологии, позволяющий сопоставлять различные культуры в рамках одной эпохи
синхронный
диахронный
нормативный
структурно – функциональный

3. Раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов
практическая
прагматическая
прикладная
актуальная

4. Верное суждение о культуроведении
является методологией по отношению к культурологии
совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры
культуроведение и культурология – тождественные понятия
интегративное знание о целостном феномене культуры

5. Осознание специфики культуры происходит в …
античности
эпоху Возрождения
Новое время
Средневековье

7. Утверждение, характерное для социологического направления культурологии
История — это смена целостных социокультурных сверхобщностей, внутренне связанных определенным единством ценностей и значений
Культурный процесс имеет иррациональную основу. Возрастание роли интеллекта ослабляет первичные инстинкты человека, ощущение его слитности с миром
Всемирно – историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре
Культура – совокупность знаковых систем, важнейшей из которых является язык. Скрытым закономерностям этих систем бессознательно подчиняется человек

8. Определение культуры по Э.Тайлору
сотворенная человеком часть окружающей среды
совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, а также способностей и привычек, усвоенных человеком
специфический способ мышления, чувствования, поведения
формы поведения, привычные для группы, общности людей, имеющие материальные и нематериальные черты

9. Школа в культурологии, объясняющая сущность культуры, исходя из способности человека создавать символы окружающей его реальности и передавать их в пространстве и во времени
натуралистическая
социологическая
общественно – историческая
символическая

10. Школа в культурологии, объясняющая сущность культуры, исходя из общественной природы человека. В центре внимания – общество, его структура, институты
социологическая
натуралистическая
общественно – историческая
символическая

11. Раздел культурологии, занимающийся разработкой категориального аппарата и методов теоретического и исторического познания культуры
прикладная
историческая
фундаментальная
социальная

12. Культурология изучает
наиболее общие основания любой человеческой деятельности
становление, развитие и гибель цивилизаций
совокупность разрозненных культурных явлений и объектов
зарождение, функционирование и закономерности развития культуры

13. Зарождение общей теории культуры – культурологии произошло в …
середине XIX в.
последней трети XIX в.
середине ХХ в.
20-е гг. ХХ в.

14. Верное суждение о соотношении культурологии и философии
философия является методологией по отношению к культурологии
культурология – непременная и обязательная часть философии
культурология – особая философия, а именно философия культуры
философия и культурология – тождественные понятия

15. Культурология — это…
филологическая наука
интегративное знание
эмпирическое знание
описательная наука

17. Элементы, относящиеся к предмету изучения культурологии
универсальные свойства, характерные для каждой культуры
закономерности научно-технического прогресса
способности людей психологически воздействовать друг на друга в процессе трудовой деятельности
деятельностно реализованные силы и способности людей (умения, навыки, постижение чего-либо, процессы социокультурной динамики, стереотипы культурного флагирования)
уровень экономических достижений мировой цивилизации
памятники прошлых геологических эпох
уровень достижений мировой культуры и отдельных сообществ;
памятники культуры как предметные результаты материальной и духовной деятельности людей

18. Происхождение термина культурология восходит к работам
Л. Уайта
П. Сорокина
О. Шпенглера
К. Маркса

19. Метод культурологии, представляющий культурные формы как определённые ценности
аксиологический
онтологический
гносеологический
семиотический

21. Метод изучения культуры как последовательно развивающейся формы человеческих отношений, проходящей этапы становления, вызревания, упадка.
структурно – функциональный
диахронный
нормативный
синхронный

23. Утверждения, характерные для символического направления культурологии
Культура теряет непосредственную связь с предметами, образуя знаково-символическую систему.
В разных типах культур, в многообразных проявлениях одной и той же культуры проявляется некое универсальное начало –генотип социального опыта.
Основное условие существования цивилизации – гармония социальных институтов.
Культура – сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.

24. Верное суждение о философии культуры
философия культуры и культурология – тождественные понятия
эмпирическая наука, исследующая конкретно-исторические явления культуры
совокупность научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры
методология осмысления сущности культуры и формирования мировоззренческих оснований ее понимания

25. Термин культура в его современном значении появился в …
XVII в.
XIX в.
XX в.
XVIII в.

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

Содержание

Терминология

Предмет культурологии

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

Культурология в России

9. Школа в культурологии, объясняющая сущность культуры, исходя из способности человека создавать символы окружающей его реальности и передавать их в пространстве и во времени
натуралистическая
социологическая
общественно – историческая
символическая (*ответ к тесту*)
10. Школа в культурологии, объясняющая сущность культуры, исходя из общественной природы человека. В центре внимания – общество, его структура, институты
социологическая (*ответ к тесту*)
натуралистическая
общественно – историческая
символическая
11. Раздел культурологии, занимающийся разработкой категориального аппарата и методов теоретического и исторического познания культуры
прикладная
историческая
фундаментальная (*ответ к тесту*)
социальная
12. Культурология изучает
наиболее общие основания любой человеческой деятельности
становление, развитие и гибель цивилизаций
совокупность разрозненных культурных явлений и объектов
зарождение, функционирование и закономерности развития культуры (*ответ к тесту*)
13. Зарождение общей теории культуры – культурологии произошло в …
середине XIX в.
последней трети XIX в. (*ответ к тесту*)
середине ХХ в.
20-е гг. ХХ в.
14. Верное суждение о соотношении культурологии и философии
философия является методологией по отношению к культурологи (*ответ к тесту*)
культурология – непременная и обязательная часть философии
культурология – особая философия, а именно философия культуры
философия и культурология – тождественные понятия
15. Культурология — это…
филологическая наука
интегративное знание (*ответ к тесту*)
эмпирическое знание
описательная наука

Читайте также: