Школа интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи

Обновлено: 05.07.2024

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специ­ального школьного учреждения, предназначенный для детей, стра­дающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного кон­тингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефекто­логии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Москва). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с особым режимом для детей с тяжелыми наруше­ниями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-ин­тернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время в СССР имеется более ста школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются и специфические задачи:

а) преодоление различных видов нарушений устной и письмен­ной речи;

б) устранение связанных с ними особенностей психического раз­вития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

в) профессионально-трудовая подготовка. Школа состоит из двух отделений.

В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недораз­витие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в общеобра­зовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Срок обучения в I отделении для детей с общим недоразвитием речи — 12 лет (подготовительный и I—XI классы), во II отделении для детей с тяжелой формой заикания — 9 лет (I—IX классы).

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о непол­ном среднем образовании.

Обучение в специальной школе осуществляется на основании Типовых учебных планов (для I и II отделения) и Типовой программы (с подготовительного по V класс); обучение в VI—XI классах на основании распределения программного материала среднего зве­на общеобразовательной школы.

В учебных планах предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две зада­чи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодо­ления дефектов развития и формирования личности, как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом раз­витии к жизни и труду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка, в связи с чем выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обу­чение грамоте, фонетика, грамматика и правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуаль­ных форм работы.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15—20 минут). Для детей с нарушением моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике.

Второе отделение специальной школы предназначается для уча­щихся с тяжелой формой заикания. Они получают знания в объеме неполной средней школы с 10-летним сроком обучения, дополни­тельный по сравнению с массовой школой год отводится на специ­альную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопеди­ческие пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на преодоление особенностей пси­хического развития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта уча­щиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профес­сионально-технических училищах.

Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нарушений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспитатель прово­дит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащихся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребен­ка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в процессе

учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое раз­витие детей.

Адекватная общеобразовательная и трудовая подготовка позво­ляет лицам с дефектами речи стать полноценными членами обще­ства, участвующими как в трудовой, так и в других видах деятель­ности.





Великанова Ирина Николаевна

От лица коллектива школы-интерната приветствую Вас на наших страницах.
Надеюсь, вы сможете найти здесь максимум полезной информации, узнать как можно
больше о школе и о работе ее педагогического коллектива.
Наша школа создана для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией,
оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи
и связанных с ними особенностей психического развития, обеспечивает условия для социальной адаптации воспитанников и их интеграции в общество.

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Москва). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г . начинает развертываться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

  • преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
  • устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;
  • профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений.

В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении — I ступень — начальное общее образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II ступень— основное общее образование с нормативным сроком освоения — 6 лет.

Во II отделении — I ступень — начальное общее образование за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек. Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем- логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15—20 минут). Для детей с нарушением моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.

Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нарушений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспитатель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащихся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в процессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразовательная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в трудовой, так и в других видах деятельности.

Хочу по полочкам свои мысли разложить. получится много. если кто прочтет до конца и даст совет хоть какой - спасибо!
Итак мы оказались перед выбором. но если учесть то, что муж соглашается с тем, что скажу я, папа вообще молчит, мама говорит, что виновата я, т. к. "сколько раз мне говорили не шить(не вязать, не вышивать) в праздники или по воскресеньям (хотя это случается крайне редко)", сестра тоже никак не говорит, и моя бабушка, которая говорит, что вы родители - вам и решать. никто не посоветует, получится, что решение целиком и полностью на мне.
Дочь Ксения. Кто-то знает, кто-то нет, пишу редко про семью и о ней в частности. в мае 2016 г. будет 7 лет. были проблемы в родах. у невропатолога наблюдаемся у частного, т. к. до 2 лет ничего не замечали, в период с 2 до 3 лет речь не развивалась. о чем я говорила педиатру, но мы "ждали 3 лет". в заветные 3 речь не улучшилась, тогда был написан мой первый пост тут о ней и мне подсказали кому показать ребенка. говорила односложно- да, гаать(гулять), пить, ко(сок), пец(цепь). т. е. наоброт, проглатывая первые и последние слоги, не составляла даже простых словосочетаний. невропатолог поставил очень высокое внутричерепное давление и еще гипертензионный синдром и еще что-то (медицинские термины - так не помню, искать сейчас не пойду).https://www.stranamam.ru/post/3738524/
стали лечиться довольно дорогими препаратами, ходить в миницентр для общения с детками и к частному логопеду. потом логопед от нас отказалась.https://www.stranamam.ru/post/4194715/ после этой записи было предложено жителями СМ как и чем заниматься дома. занимались. речь сдвинулась. в 4 с половиной дочку берут в логопедический сад. речь сначала словосочетания. потом ответ на мой вопрос предложением, потом сама стала свободно работать словами. рассказывая о том, что было за день и что она увидала. год в группе с задержкой речевого развития. к концу года слова логопеда - эта группа на след год выпускная, ей тяжело, она не успевает. не хотите ли в группу в дефектологу. (ЗПРР дети), хотим, в 6 лето точно в школу рано, зачем ребенка мучить думала я. невропатолог просит пройти психиатра. идем. после теста, который длился час ребенку ставят задержку психического развития. невропатолог говорит, что задержка речи повлекла за собой психическую задержку. при этом в быту она прекрасно ориентируется. это на учебе именно отражается. и вот 2 год в группе с дефектологом подходит к концу.
еще в сентябре или октябре новая логопед пообщавшись с Ксюшей мне сказала - звуковка у нее в норме. почаще исправляйте и она говорить будет правильно. поставить надо Л на твердость и Р. я спросила за школу - она сказала у вас нет показаний для речевой школы. однозначно обычная. я была рада.
На сейчас что у нас есть: Р поставлена, Л на твердость почти во всех словах правильно. слова все еще "жует", если попросить сказать еще раз, чаще говорит верно. мало слов которые не поддаются.
Буквы: в саду букв прошли больше. дома я задерживаюсь на буквах дольше по времени и повторяю пройденное, если вижу, что забыла. И путает с М. и ту и ту называет М. А, О, У, С, Х, М, знает отлично. немного других букв путается. читает слоги открытые и закрытые. не совсем верно( не плавно, а как бы бросает буквы), но мы стараемся. из слов мама, Вова - "читает" - т. е. визуально их запомнила - на что логопед сказала это тоже хорошо. сегодня прочитала - ухо, уха, муха, мухи. но сама не поняла, что читала и что прочитала. т. е на вопрос после каждого слова - какое слово получилось говорит ерунду. например после ухо сказала хома. я ей сама перечиьываю у-х-о. что я прочитала. она опять - хома.
счет - считает без ошибки до 4, дальше

молчу про сложение и вычитание. не ну она скажет что конфет сейчас 3, и если уберу одну ответит, что их стало 2. но если скажу 3-1 не ответит.
письмо: и буквы и цифры не пишет, от слова вообще. при этом очень много обводилок, штриховок и т. п. имеется дома. и мы занимаемся по ним. пишем, обводим. по точкам - вообще не старается обводить. пол года уже пишем 1. по точкам, потом есть свободные клетки для написания - крупные, не в тетрадке простой. и пишет неправильно. не в ту сторону. то же самое с цифрами 2, 3. 4 получается лучше всего. буквы не пишет. она не может повторить то, что видит написанное. рисует плохо - каляки какие-то. солнышко только может. когда помогаю ей нарисовать что-то говорит - ничего вы в красоте не понимаете. так красивее.
память - стихи стала запоминать лучше. разговоры воспитателей в саду передает чуть ли не дословно. даже с их интонацией. приходит с садика и репетирует утренники. встань сюда. вот твое место. видишь этот рисунок. тут стой. а теперь громко поем. и т. д. а вот зрительной памяти почти нет.
вчера опять разговаривали с логопедом. теперь она говорит, что она не потянет в обычной школе. именно мозгами. лучше в речевую. но и в речевую могут не взять, т. к. со стороны речи нет нарушений. не ну если мама будет очень сильно стараться и заниматься, может и в школе получится.(хотя мне кажется, что дома со мной она хуже занимается). ей бы год еще подождать.
ждать не получится. в саду в этом конечно в отдельных случаях оставляют - но надо ли оно нам. на след год ей уже 8. в этой группе собирают уже не только с задержкой психо-речевого развития, но и с явными другими нарушениями. об стену головой дети бьются, песок ест, кричит весь день:аааа. что тоже сказывается и на моем ребенке. она копирует это поведение, вести себя стала хуже. стучит по голове своей кулаком, брата бьет - чаще по голове рукой( я уже не знаю как этот момент до не донести). были на утреннике на НГ. она села на стульчик другого ребенка - так он прям пальцы так на глаза ее нацелил, а она ноги к груди поджала и руками прикрылась. хорошо там и нянечка и воспитатель рядом сидели. быстро всех на места свои передвинули. вот и дома она стала так же за "свое" вести себя не так как раньше.
в 0 класс ее не посадят. с 7 лет - 1 класс. дома я ее тоже не смогу в 7 лет держать - по закону не положено.
вопрос в какую школу вести ребенка. если в речевой - как забирать. если в простую - потянет ли.
Муж:работает по сменам - день, ночь, отсыпной, выходной. по факту 1 день из 4 он не может забирать детей из садика (на след год это еще и школа)
папа мой: пятидневка, суб и воскр выходной. работает до 16-00. сейчас, когда муж на работе и я на работе - забирает детей из садика. когда будет школа с утра до обеда - забрать конечно не сможет.
моя мама: пятидневка до 6 вечера. забирать - никогда не получается. помогает отводить детей в сад, когда муж в смене с утра и с ночи, т. к. ей жалко детей, что я их в пол 7 должна уже выводить из дома и вести в сад, чтоб не опоздать на работу.
моя сестра - работает в другом конце города, живет отдельно от нас. может переночевать у нас в ночную смену мужа, если заболели дети - ей на работу с обеда, муж успевает прийти до ее ухода на работу (в школу, этот год. как на след - не известно)
моя бабушка - очень старенькая и плохо ходит. ей самой уже помощь нужна, хоть она и говорит - мне звони я помогу).
родители мужа: живут в деревне, в 15 км от нас. работает только мама. брат заканчивает 11 класс. так что еще и это счастье может на след год упасть на мои плечи(если деть пойдет учиться в колледж в городе, т. к. в деревне только школа), отец не работает. (и к нам не приезжает, даже если зовем на праздники например)
я - работаю в школе. сейчас 1 смена. на след год - вторая. я в этом уверена. в этом году у меня 1 класс. и хотя я первый год работаю в школе, т. к. решила поменять профессию, я вижу как тяжело многим деткам дается учеба. и посадили мне в класс мальчика с ЗПРР и мне трудно и ему трудно. он не понимает откуда писать, что писать - пока я не ткну ему пальцем. а у меня физически не всегда получается стоять около него. тогда весь класс не понимает, что делать.
если обычная школа - то коне5чно та, в которой работаю я. т. к. в день когда ребенка некому забрать будет, она просто будет со мной в школе.
если речевая - то я и никто другой не заберет ее вовремя. хотя это интернат и может можно будет, чтоб она в игровой какой-то была, пока хотя бы мой папа не сможет забрать.
сад, моя школа, наш дом речевая все находится в одном районе. до всего пешком можно дойти. ну речевая минут на 10 может дальше от сада и моей школы. если речевая - значит надо уже сейчас собирать документы, проходить комиссию, можно проучиться год и уйти в простую, можно 4 года. можно до конца. школьники получают обычный аттестат по окончании. классы по числу детей маленькие(10-15), логопед, дефектолог, скидка на заболевания.
простая школа: классы по 25 чел, логопед и 2 занятия в неделю по 30 минут, но она под боком моим.
я пошла в школу в 7. в январе мне исполнилось 8, отдавать рано не стали меня, т. к. думали что я пройду за 1 год 2 класса(как раз такая практика была в некоторых школах несколько лет, но ее к моему 1 классу убрали). муж пошел в 1 класс в 7 лет, но через 2 месяца ему исполнилось уже 8. его поздно - так как буквы не знал и учить не хотел. мы оба в школе учились хорошо потом. он в институте на гранте и без троек, я тоже на 4 и 5.(если сразу бы в пед пошла - то тоже на грант бы прошла по баллам - у меня достаточно высокий был бал на тот период). свои амбиции по поводу - дочка будет петь, танцевать и учится хорошо, давно засунула в.. опу.

Читайте также: