Школа должна стать школой жизни

Обновлено: 05.07.2024

Еврейские общеобразовательные школы стали открываться в России в начале 1990-х на волне возрождения еврейской общинной жизни. Активное развитие структуры школ началось в конце 1990-х — начале 2000-х. Образовательные учреждения при Федерации еврейских общин России не публикуют рейтингов успешности своих учеников, однако учить своих детей в 30 школах и 29 детских садах и в Еврейском университете с двумя кампусами, мужским и женским, стремятся многие семьи. Есть стипендии и дотации меценатов и попечителей, — образование считается приоритетной ценностью традиционного еврейского уклада жизни.

— Образование или воспитание?

Александр Борода: Образование невозможно без воспитания. Образование и воспитание — это две руки одного тела. Образование — это передача ребенку некого набора знаний и навыков. А воспитание — это прививание морально-нравственных ценностей и неких принципов, которые ребенок впоследствии будет использовать. Я не считаю, что мы имеем право решать, что важнее, образование или воспитание. Это две неотъемлемые части единого процесса.

Вадим Мошкович: Функция воспитания — одна из ключевых функций школы. Ценности школы большими буквами написаны у нас на стенах. Исходя из приверженности этим ценностям мы оцениваем успехи ребенка и ведем коммуникации с ребенком и родителями.

Школа работает не только с детьми, но и с родителями. У нас действует система наставничества. И все родители на связи. Есть и чат, и сайт.

— Какие права есть у современного ребенка?

Александр Борода: Права современного ребенка определяет Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН. Права детей — это возможности и условия для раскрытия интеллектуального, творческого, человеческого потенциала. Поэтому дети вправе требовать от школы, чтобы она подошла к каждому ребенку индивидуально, не формализовывала процесс обучения, не стандартизировала всех детей, а давала им возможность раскрыть свой потенциал и стать в итоге не только полноценным, но, может быть, одним из ярких членов общества.

Если права ребенка выражаются в том, что авторитет учителя сведен к нулю, то страдает от этого прежде всего ребенок

Сейчас стало популярным говорить о праве ребенка, ниспровергать авторитет взрослого, опротестовывать мнение учителя и подавать в суд на родителей. Если у нас права ребенка выражаются в том, что авторитет учителя сведен к нулю, то страдает от этого прежде всего ребенок. Такие права, на мой взгляд, разрушают систему и образования, и воспитания. Это неприемлемо в иудаизме, где авторитет учителя иногда ставится выше, чем авторитет отца. Отец дает физическую жизнь, а учитель — духовную. Духовная жизнь важнее, чем физическая.

Вадим Мошкович: У нас существует школьное самоуправление. Дети выбирают представителей, которые поднимают актуальные вопросы, отстаивают позицию при взаимодействии со школой, учителями, с академическим блоком и неакадемическим. Наверняка не все вопросы решаются так, как хотелось бы детям.

Это инструмент обучения детей, умения отстаивать и выражать свою точку зрения. Это процесс формирования навыков коммуникации, лидерских позиций. Развитие мягких навыков, soft skills, позволяет отстаивать позицию в мини-обществе, где действуют свои ценности, законы и права.

В Финляндии школа воспринимается как одна большая семья. Как заячья семья: любая зайчиха кормит любого зайчонка. Мы решили, что в наших условиях это нерабочая модель

— Как вы относитесь к норм-критической педагогике, где любая норма может быть оспорена? Ее активно используют в школах Швеции, например.

Александр Борода: Негативно. Ученик априори не может оспорить системы педагогики. Мы изначально считаем, что ученик принимает как данность и истину те педагогические принципы, которые закладываются в систему правильной школы, я подчеркну, правильной (мы говорим о тех школах, где не душат, а раскрывают таланты ребенка, правильно распределяют время, правильно организуют учебный день).

Школа держится на определенных принципах и устоях, которые необходимы для развития ребенка, причем не только его физического и умственного развития, но в целом для организации его последующей жизни. Поэтому если ребенок отказывается подчиняться этим принципам, этим самым он наносит себе ущерб.

Чем больше мы смотрели, тем яснее понимали: нельзя перенести ничего без адаптации к нашим условиям. Так, мы посмотрели, что существует в мире, потом попытались собрать это в российский код, — я бы так сформулировал.

— Как соблюдать баланс между традициями и современностью?

Александр Борода: Не нужно искать баланс, потому что нет противоречий между традицией и современностью. Они идут параллельным курсом. Человек, соблюдающий традиции, ничем не ограничен в образовании, в плане бизнеса, семейной и личной жизни. Он защищен от разных пороков, но это как раз его сильная сторона.

Иерархичность — это некая система сущностных ценностей, благодаря которым ребенок может получить воспитание и образование. Иначе он не получит те ценности, которые он должен получить, те знания, которые он должен получить.

К лучшим советским традициям добавили мягкие навыки — важнейший элемент развития, воспитания, становления, обучения ребенка. Они дают ребенку самостоятельность, позволяют научить учиться, самостоятельно принимать решения, дают способность делать открытия, анализировать. В этом и есть, на мой взгляд, основная цель школы, как я ее сегодня представляю.

— На ваш взгляд, в чем главная опасность современного мира для ребенка?

Александр Борода: Внешняя агрессивная среда, которая сформировалась вокруг образования. Засилье легкодоступного, низкокачественного, просто аморального контента, который вторгается в жизнь и взрослых, и детей. Он разрушает психику человека, его моральные ценности, не дает им сформироваться. При этом интернет-контент с пропагандой насилия и порнографии — это только один из сегментов этой агрессивной среды.

Противостоять этому способно качественное образование, участие преподавателей в воспитании учеников. Поэтому так важно, чтобы учителя были не только блестящими специалистами, но духовными лидерами, авторитетными наставниками и в воспитании, и в образовании. Внешняя цензура неэффективна, когда у ребенка нет заградительного барьера, прежде всего внутри. Воспитать эту внутреннюю цензуру в ребенке — задача родителей и школы.

Александр Борода: Школа, безусловно, должна учить жизни. Вина родителей, если они сажают ребенка в тепличные условия, заменяя воспитание образованием. Отрывая детей от реальности, от быта, их лишают возможности преодоления, адаптации к жизни. Но я считаю, что это не повальное явление.

Еще в советское время, когда я служил в армии, у нас в роте был парень, который никогда до этого не видел, как выглядит сырая гречка и сырая картошка. Парень из обычной питерской семьи. Я его послал за картошкой. Он сказал, что картошка мягкая и белая, а не твердая и черная. Вот это катастрофа. Парень был абсолютно не готов к армии. Ему пришлось очень нелегко. Таких там было несколько человек, в основном из крупных городов.

Что касается разделанного жирафа, не возьмусь это обсуждать. По-моему, это грубая педагогическая ошибка, убить животное на глазах у маленького ребенка, вызвать у него стресс.

Да, мы слышали про архаичные деревенские традиции, когда ребенка бросают в реку, чтобы он научился плавать. Но в обычной современной жизни такого не случается.

Вадим Мошкович: Я не вижу отрыва детей от реальности. Это зависит от среды, от образовательной системы. Думаю, это взрослые страхи, перенесенные на детей. Вижу, что взрослые часто не успевают адаптироваться к вызовам времени, а дети как раз успевают. Они гибче, мобильнее, у них подвижная психика. Они быстро подстраиваются к изменениям ситуации, воспринимают все новое. Новый IT-мир — это их среда обитания.

— Нужно ли заставлять детей читать книги?

Александр Борода: Заставлять не нужно. Нужно прививать им любовь к чтению. Объяснять, что книга — основной источник информации, а не интернет. Ребенок должен понимать, что его знания, полученные из книг, высоко ценятся дома в семье. Дома должны говорить о литературе, обсуждать сюжеты книг.

— В чем плюсы и сложности онлайн-обучения?

Вадим Мошкович: Самый большой плюс — возможность получить то, что в офлайне получить невозможно. Можно открыть компьютер и посмотреть 100 000 вариантов решения той или иной проблемы, 360 градусов возможных подходов к задаче. Удивительный мир вариативности и доступности информации. Если у ребенка есть минимальный навык самому искать ответы на вопросы, запросто может найти в онлайне все, что хочет.

Во время пандемии мы столкнулись с вызовом обучения только в онлайне. Мы потратили огромное количество времени на соответствие образовательной программы и учителей ситуации локдауна. Серьезно доработали наши онлайн-платформы — точки доступности, пропускные способности, изменили качество взаимодействия учителя с ребенком.

— Что такое элитарное образование?

Александр Борода: Элитарность — это индивидуальный подход. Традиционная форма обучения у евреев: два ученика проходят материал вдвоем, обсуждая его друг с другом. Они вместе ищут ответ, разбирают задачи. Это, безусловно, эффективный массаж лобной части головного мозга. И, безусловно, это навыки самостоятельного обучения. Вот это элитарность.

— Как работает скоринг, система оценки благосостояния семей, позволяющая определить, сколько процентов платы за обучение они могут внести?

Александр Борода: В разных еврейских общинах есть разные учебные заведения. Нет единой шкалы. Разная стоимость обучения. В некоторых школах богатые платят больше, чтобы закрывать недоплату бедных. Есть школы, где за детей доплачивают меценаты.

— Как работает эндаумент-фонд?

Александр Борода: Эндаумент-фонд — залог стабильности институции. Шесть лет назад по инициативе и Лена Блаватника был создан эндаумент-фонд Еврейского музея. В ФЕОР эндаумент-фонда нет. Но он нам нужен.

Вадим Мошкович: Эндаумент тоже работает, но его, к сожалению, недостаточно. Нужно вырастить еще в три-четыре раза, чтобы он покрывал только текущие потребности школы, не говоря о развитии. Поэтому нам на ближайшие десятилетия есть чем заняться.

Школа рассчитана на 1000 учеников, сейчас учится около 600 детей. У нас возник естественный ограничитель — кампус. Оказалось, что все дети хотят жить в школе. В момент локдауна, когда мы предложили родителям, либо они забирают ребенка на онлайн, либо, наоборот, оставляют в школе, и школа как подводная лодка закрывается. И так все дети, даже те, что были на дневном обучении, оказались в школе. У нас есть ребенок, который живет в трех минутах от школы, но он не хочет уходить из кампуса. В общем, мы строим новый кампус на 350 мест, он будет готов на следующий год.

В Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) прошел Гайдаровский форум-2016. Это постоянно действующая дискуссионная площадка для обсуждения актуальных проблем российской экономики. Уже который год не сходит с повестки дня форума образовательная тематика.

Греф сделал акцент на том, что мир будет меняться, и очень быстро. За этими изменениями нам надо успеть. Новые технологии будут менять общество, бизнес и каждого из нас. Диктуют эти изменения тот самый драматический момент, что эра углеводородов заканчивается. Это ознаменует на бытовом уровне колоссальный разрыв в доходах между людьми, которые сумеют приспособиться к этой ситуации и которые не сумеют.

Останется спрос на низкую квалификацию. Но эту нишу уже занимают жители Средней Азии, коренное население заняться такой работой не спешит. И сохранится спрос на высококвалифицированную категорию населения. Трагедия будет для людей, занимающих срединное положение. В этой ситуации образование будет играть ключевую роль. А для этого вся модель образования должна быть изменена.

Но тут еще надо понять другой момент: а готовы ли органы образования к этим самым свободам? Как напомнил все тот же Виктор Болотов, принятый в 1992 году закон об образовании был, по признанию самых видных западных исследователей, самый прогрессивный из ныне и до него действующих. Но… Назавтра после его принятия пришли руководители образования регионов и спросили министра образования: а что с этой появившейся свободой делать?

У Германа Грефа уже есть ответ на этот вопрос. Он говорит, что каждый из жителей страны должен быть готов к самотрансформации. Сам Греф видит свою компанию в союзе с крупными интернациональными корпорациями. Он готов к конкуренции на международной арене. Это хорошо, когда элита дает почин.

Но, как справедливо замечает Исаак Фрумин на том же форуме, ситуация такова, что во время кризиса снижается позитивная социальная активность населения. И чем беднее страна, тем слабее ее социальные институты. Как будет реагировать население в условиях увеличивающейся фискальной нагрузки?

Смотрите, какая интересная вещь получается, рассуждает Фрумин, учителям повысили зарплату, а проведенные опросы свидетельствуют, что в регионах педагоги сегодня вынуждены закупать канцелярию для нужд школы на свои деньги.

Второй момент касается оплаты государством базисной части учебного плана. То есть, обнародовав госстандарт, государство заявило о намерении знать, какие школьные предметы оно оплачивает, и оплачивать этот базис, этот государственный минимум. Все, что сверху, будь это даже дополнительные часы по русскому, математике или иностранному языкам, государство не оплачивает. А в некоторых регионах уже идут дальше, залезая в родительский кошелек. Известна практика в республике Саха (Якутии), рассказали на форуме. Там в село привозят строительный материал, а строят школу уже сами жители. Нет даже смысла обсуждать – порочна такая практика в условиях кризиса или нет. Государству все равно нужно, считают эксперты, легализовать эти отношения. Кстати, строить школы могут не сами родители, а учащиеся техникумов на практике.

Почему системе среднего профтехобразования нельзя создавать предприятия при своих учебных заведениях? Вузам можно, а техникумам нельзя. И те из руководителей, кто идет против такого решения, – действуют на свой страх и риск.

В Ульяновске один предприниматель не дал закрыть свою родную сельскую школу, отремонтировал ее и оснастил лучшим оборудованием по последнему слову техники. С момента своего открытия школа претерпела какое-то колоссальное количество проверок. Понятно, что чиновники держатся за свои места. И всяческим образом доказывают свою работоспособность. Но контроль-то должен быть упорядочен. А возможно, и вообще быть по результату, сошлись во мнении участники дискуссии форума.

Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.

Какой должна быть современная школа

  • Какой должна быть современная школа
  • Свежий взгляд на современную систему образования
  • Каким будет школьное образование в будущем

Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.

Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

Каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы, основную нагрузку по обучению и воспитанию детей несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах, в которых профессиональная грамотность и глубокие знания по предмету сочетаются с владением психологией и умением эффективно работать с ученическим коллективом. Компетентный педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.

Школа в современном ее понимании – это не место пассивного восприятия знаний. Она должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий. Занятия, которые построены так, чтобы всячески развивать детскую инициативу, формируют независимую личность, способную принимать решения и нести за них ответственность. Без развития таких навыков общество получит серую массу бездумных исполнителей, рассчитывающих исключительно на помощь со стороны государства и других людей.

Одна из основных задач современной школы – привить детям навыки творчества. Старая школа была нацелена на то, чтобы человек механически усвоил готовые знания. Чем лучше ученик запоминал информацию, тем более успешным он считался. Более эффективный подход – научить школьников правильно работать с готовой информацией, применяя знания к действительности. Но высший пилотаж, к которому должна стремиться школа, – дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое.

Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной. Поэтому очень важно, чтобы учебные планы были дополнены внеклассной работой. Речь идет о предметных кружках, спортивных секциях, творческих объединениях школьников. Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам, помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.

Почему школа совершенно не готовит нас к жизни

Для того чтобы избежать развития по шаблону, вы никогда не должны останавливать развитие навыков и проявление талантов, потому что это именно то, в чем школьник сможет проявить себя в будущем. И никакое количество ненужного школьного материала не должно отнимать это у нас.

Методы обучения

Лишь небольшое количество элитных школ перешло на революционные методы преподавания. Но они остаются недоступными широкой публике из-за одной простой причины – дороговизны. Должно быть, это неправильный поворот в истории человечества, где все решили, что хорошее образование должно иметь невероятно высокую цену.

Существует не так много времени, чтобы успеть чему-нибудь научиться. Мы вполне можем сделать это в течение короткого периода времени, но необходимо определиться с тем, как именно этому обучать. Не все продвинутые школы являются дорогими. Поэтому вся суть заключается в том, чтобы тщательно рассмотреть всевозможные варианты, и выбрать то общеобразовательное заведение, в котором не будут придерживаться шаблонных методов. То, в котором большая часть будет уделяться практической части, творческим заданиям и психологическим тренингам.

Умелые руки

Многие, покончив с образованием, должны начать жить самостоятельно, наслаждаясь конфиденциальностью и независимостью. Но есть несколько вещей, о которых вы, вероятно, забыли. Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с необходимостью мелкого ремонта в доме. Но какова вероятность того, что вы умеете обращаться с инструментом? Держали ли вы хоть раз в руках отвертку? Поэтому, не стоит путать банальную замену лампочки с действительно важной работой по дому. Уже в школьном возрасте нам необходима практика, которую может предоставить далеко не каждый урок труда.

Незнание денежной системы

Отсутствие кулинарных навыков

И последняя, но не менее важная причина того, почему школа не сможет подготовить вас к реальному миру, имеет отношение к вашему дому. Вы должны быть в состоянии прокормить себя. Но многие, когда выходят на кухню, становятся клоунами с ножом и кастрюлей в руках. Кулинария – это не только весело, но и отличный способ снять стресс. Да, на уроках труда еще изучают приготовление блюд. Но в каждой ли школе нас учат готовить? И если учат, то принимают ли участия в этом мальчики? А ведь уметь прокормить себя и снимать стресс подобным образом должны не только девушки.

Читайте также: