Школа должна быть доброй

Обновлено: 05.07.2024

Часть первая. Вопросительная

Сейчас он вырос и поступил в один из колледжей в городе-миллионнике. Также участвует в конкурсах, в рамках международных проектов побывал за границей, познакомился со многими интересными и известными людьми. У него всё хорошо. Но это – его личная заслуга. А не, увы, школы.

Ещё один наш талантливый читатель учится в сельской школе. В 10 лет он писал изумительные по смыслу и языку рассказы и заметки. В голове – здоровые фантазии здорового ребёнка. Но в школе уверены: он всё сдирает из Интернета. Говорю ему: так это же легко проверить, есть программы-антиплагиаты… Знаете, что ему учитель на это ответила? Что Интернет – это зло, и сидят в нём одни дураки. Ну, может, не дословно, но с таким смыслом. А парень тоже во многих творческих конкурсах участвует. А в школе ему говорят: куда ты лезешь, ты же из деревни, таким, как ты, призовых мест не дадут. А ему дают. Потому что есть талант. А талантливые люди, как правило, ранимые и трепетные, им поддержка нужна, а не наоборот.

В городских школах, конечно, тоже проблем хватает. Чаще всего родители жалуются на то, что в старших классах практически детей не учат, а натаскивают на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, перегружают и задают непомерную домашнюю работу. Непомерную, непродуманную и неэффективную. Что детей так пугают этими экзаменами, что у них трясунчик начинается ещё до того, как они получат в руки экзаменационные задания. Что нет продлёнок в школах. А для поступления в первый класс требования такие, что ребёнок должен уметь делать в конце первого – начале второго класса-. Что часто вместо уроков детей заставляют то маршировать, то сажать цветы, то идти на мероприятие какое‑нибудь. А потом стоны: по программе не успеваем, давайте‑ка ещё вы на каникулах каждый день походите на занятия! Непонятен и такой посыл: почему все нацелены на помощь одарённым детям, а другие дети отодвинуты на второй план, на них сил и времени нет?

В общем, доброжелательности нашей школе действительно не хватает. Многое зависит от конкретного учителя или директора школы. Может быть, школе просто нужно понять, что она должна детям дать образование и создать условия, чтобы дети школьную программу усвоили и поняли, а не решали кучу тестов, не умея применять на практике полученные знания? Понять, что дети разные и не стоит ставить крест на сегодняшнем троечнике, которому просто нужно уделить чуть больше внимания, чем отличнику, и тогда он этого отличника за пояс заткнёт?

Для того чтобы повернуться лицом к детям, начать их просто учить и воспитывать, не нужны какие‑то особые проекты, программы и концепции. Нужно просто повернуться лицом к детям, начать их просто учить и воспитывать. Разве не так?

Часть вторая. Разъяснительная

Доброжелательная школа – это стратегия, а не проект. Потому что проект имеет начало и конец. А ведь неправильно думать, что до 2021 года наша школа будет доброжелательной, а потом всё, доброжелательности конец. Стратегия – это то, что станет ключевым мотивом для развития доброжелательной школьной среды на многие годы. Над документом почти полгода работали и педагоги, и родители, и специалисты департамента, Белгородского института развития образования и много других неравнодушных и заинтересованных людей.

Высказать своё мнение о стратегии доброжелательной школы и стать авторами новой газеты могут и педагоги, и родители, и дети.

Чтобы все эти идеи воплотить в жизнь, многим из нас придётся пересмотреть свои взгляды на многие вопросы, связанные с образованием. Это те перемены, которые приведут только к лучшему. Потому что в центре стратегии стоит ребёнок. Ребёнок как личность. Самый главный в образовании человек. Для которого всё это, собственно, и затевается. Если ребёнок вырастет в доброжелательной среде, он и к своим детям будет относиться доброжелательно. И к школе, где они учатся. И к учителям, которые его учат. И учителя к нему – тоже.

Доброжелательная школа – это, прежде всего, доброжелательный учитель. Который любит детей и которому нравится их учить, радоваться их успехам, который готов помочь отстающим и ещё больше радоваться успехам отстающих, чем отличников. Мне с такими учителями повезло. Дай бог, чтобы и нашим детям тоже.

Наталия Зубарева

Наталия Зубарева

Суть всех изменений нужно рассматривать в воспитательном контексте. Сейчас мы растим в детях определённые амбиции: нужно сдать ГИА, ЕГЭ, поступить в престижный вуз и так далее. А воспитательный компонент призван сформировать базовые нравственные ценности в человеке вне зависимости от результатов учебной деятельности. Хорошим человеком станет выпускник или не очень – это не зависит от того, как он сдал ЕГЭ.

Взрослые могут сколько угодно декларировать извечные истины, говоря о том, что нужно быть честным, добрым, порядочным. А как помочь ребёнку ежедневно в обычной школе, классе, дома взращивать в себе эти качества? Следует договариваться о единых нормах. Сейчас идёт работа над Кодексом доброжелательности, неким сводом базовых нравственных норм. Он должен быть понятен всем. Это очень трудная задача, потому что даже общепринятые нравственные постулаты разные люди понимают по‑разному.

Учитель-предметник в школе по совместительству может вести занятия в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования. И часто такие занятия по форме превращаются в урок. А так быть не должно. И это не вина учителя: он просто не владеет методиками дополнительного образования. Поэтому стоит задача этим методикам учителей научить.

На школу полного дня есть социальный заказ. Для многих родителей это хорошее подспорье. Причём это касается не только начальной школы, но и ребят 5–9 классов. Важно понимать, что режим полного дня не будет обязательным для всех. Только по желанию! Но, как показывает практика, те школы, где это есть, очень востребованы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школа – это ведь не только здание с классами, партами, учебниками, это то место, где наши дети проводят большую часть своего времени. Она должна быть комфортна для всех.

Школа – это место, где предстоит учиться 9 или 11 лет, а это довольно много. И как мама двоих детей, я должна быть уверенна в том ,что там так же комфортно, как и дома.

В уютных школьных кабинетах идет первое постижение мира . Кабинеты оснащены всем необходимым, чтобы процесс открытия мира шел наиболее плодотворно. По дорогам знаний детей ведут опытные учителя, не раз доказавшие свою профессиональную компетентность и любовь к детям.

В спортивном зале дети увлеченно играют в волейбол, из комнат творческих дел доносится замечательная музыка – идут занятия кружков, в кабинетах учителя проводят предметные консультации, кружковые и факультативные занятия, в начальной школе дети занимаются самоподготовкой . Словом, каждый ребенок может в стенах школы найти себе занятие по душе и развивать свои способности. Да и учителей, посвятивших свою жизнь в нашей школе, немало .

Несмотря на трудности, они остались верны своему делу.

В нашей школе учителя помнят, что каждый ребенок - это открытая книга, и только от взрослых людей зависит, что будет написано на ее страницах. А душа ребенка – это мозаика, состоящая из многих кусочков, которые именно учитель должен умело собрать в единую картину.

Не зря в народе говорят, что школа – это второй дом – ведь здесь ребенок проводит половину своего детства. И хорошо, когда она становится настоящей путевкой в жизнь, когда в учебном заведении учат быть подготовленным к взрослой жизни.

Маленькая, с шестилетней началкой, дружными учителями, без буллинга и повального списывания. Именно такой должна быть идеальная школа в России, считают ученые Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Школа в селе Карпово Алтайского края. Фото: Сергей Куксин / РГ

По словам декана факультета менеджмента в сфере образования Елены Ленской, идеальная школа - это, прежде всего, небольшая школа на 500-800 учеников. Все гигантские комплексы в итоге теряют управляемость, а ученики в них обезличиваются. На уроках в хорошей школе говорит не учитель, а ученики. Модель "рассказал - спросил" отменяется, а начальная школа должна быть, как во всех развитых странах, шесть лет.

1. В школах будет демократичная и уважительная обстановка, исчезнет буллинг. В рамках исследования PISA детям уже после того, как они выполнили основное задание, давали анкету и спрашивали, что происходит в школе. Так вот, Россия вошла в топ-десятку… по буллингу! 37 процентов опрошенных учеников признались, что их травили, обзывали и унижали в школе. Самое печальное, среди тех, кто травит - большое количество учителей.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

3. Началка станет гораздо длиннее - не 4 года, как сейчас, и уж никак не 3, как это предлагают некоторые школы. Год за два - зачем? В России сегодня и так самая короткая начальная школа. Во всех успешных странах, включая Финляндию, шестилетняя начальная школа. В Англии детей начинают учить в школе с 5 лет, в Финляндии, как у нас - с семи. Чем опасна короткая началка? В начальной школе закладываются основы для дальнейшего предметного обучения. Ребенку, который не умеет читать на хорошей скорости, извлекая необходимую информацию, потом будет очень сложно. То же - со счетом. Знания не успевают закрепиться. Некоторые исследователи утверждают, что скорость чтения практически не увеличивается после 12 лет. С какими результатами пришел к этому возрасту, так и будешь с этим учиться дальше".

4. Школа станет работать как единая команда. У нас сегодня учителя почти не общаются друг с другом на профессиональные темы. Они могут поздравлять друг друга с днем рождения, отмечать праздники, говорить о чем угодно - мужьях, своих детях, дачных увлечениях, путешествиях, но только не о школе. Сейчас в этом назревает необходимость. Елена Ленская уточняет: "Мне хотелось бы, чтобы в школах появилась своя система профессионального развития педагогов, которая строилась бы вокруг учеников. Это система, когда учителя собираются и обсуждают, например, какая нагрузка будет у детей на следующую неделю. Известно, что у нас каждый учитель считает, что его предмет самый главный и дает задание километровой длины. При этом проверить задание времени у учителя нет". Педагог в лучшем случае объясняет у доски - ну вот такие у нас типичные ошибки. А ученика не интересуют типичные, его интересуют свои и что ему с ними делать? Внутришкольная система профессионального развития также позволяет обсуждать не типичные, а вполне конкретные проблемы, возникнувшие в данной школе.

5. Ученики перестанут списывать. Международное исследование TALIS показало: почти все директора признались, что у них в школах списывают. "Списывают, конечно, во всех странах, но в России - особенно много. У нас иногда учитель сам призывает детей к этому - школе нужны хорошие результаты, так что все способы хороши. Система такова, что сама провоцирует списывание. В России, к сожалению, исторически сложилось так, что жаловаться на списывающих в школе не принято", - подчеркивает Елена Ленская.

6. На уроках будет говорить не учитель, а ученик. Недавно в одном из российских регионов была большая делегация педагогов из Сингапура. Они ходили по коридорам школ во время урока, слушали, что происходит в классах, и удивлялись, как много вещают у нас учителя. Это отживший способ преподавания. А у нас до сих пор процветает прямая фронтальная работа.

7. Профильное обучение не будет таким массовым. Как правило, выбор профессии и дальнейшего обучения ребенок делает к концу школы. Многие успешные люди меняли свои замыслы непосредственно перед поступлением. "Мы хотим загнать детей в какие-то рамки и разными способами - льготами при поступлении в вузы, дополнительными баллами после профильных классов закрепляем у ребенка неправильный выбор. И он остается с эти выбором. Вы знаете о том, что у нас уже появились инженерные детские сады? И при этом никто не думает о том, где эти инженеры потом будут работать. В экономике завтрашнего дня нужны будут универсальные навыки", - уверена Елена Ленская.

8. Школы снова станут небольшими. 500-800 учеников - это максимум. И поддерживать нужно не сильные школы, а слабые, как в Эстонии, которая уже второй раз занимает в исследовании PISA первое место среди европейских стран. Там вкладывают деньги не в элитные школы крупных городов, которые показывают хорошие результаты, а в маленькие сельские или островные школы, которые имеют меньше возможностей.

"Все учителя там прошли тренинги и научились разным методам работы с учениками. Например, групповой работе, когда школьники учатся взаимодействовать, решать вместе проблемы. Или технике перевернутого класса, когда теорию ученик изучает дома, а на уроке обсуждает ее вместе со всем классом и учителем, - рассказала "РГ" Елена Ленская. - Еще я бы взяла для нас в качестве примера азиатскую систему ротации директоров и учителей. В Южной Корее, Японии, Сингапуре директор или учитель не может работать в одной школе больше 5 лет. Потом он переходит в другую. И хорошие педагоги имеют возможность работать во многих школах. В Южной Корее, кстати, такой жесткий отбор кандидатов на должность учителя, что в школу после университета попадает только 30 процентов выпускников. Остальные ждут еще год или больше и снова сдают профессиональный экзамен".

Наверное, в начале про состояние. У меня все хорошо. У команды все хорошо. На нас никто не нападает. Мы развиваем проект, вкладываем в него душу и сердце. Любим то, что делаем. Дети растут. Движение идёт. Так что все хорошо!

Наверное, целая история получится. Нас очень поддерживают Родители учеников. Мы благодарны за это. Благодарны и Михаилу Петровичу за тот путь, который мы втроём с братьями там проходили. Благодарим всех, кто поддерживает.


Но этот пост про другое, про то, что мы тоже находимся под постоянным давлением. Только обычно не акцентируем. Не хочу разводить кучи г*. сейчас решила, что надо прокомментировать. Решила, что. готова к этому. А почему нет? У меня есть своё мнение. Напишу его.


Мы 8 лет назад начали. Получили ли мы поддержку за инициативу? Нет. Наоборот. Ещё хуже. Нам сказали, что мы вообще аморальные, потому что деньги берём. А на что кормить детей, им надо где-то жить. И что нам тоже надо вообще жить - это никого не интересовало. Наверное, звучит, как обида. Но мы уже прожили. Все хорошо. Просто тогда мы были маленькие. Я-то не училась в Лицее к тому времени, а вот Илья с Лешей учились. Стооооолько было прессинга.

Мне было 16, а им 13 и 10. И им говорили, что они аморальные, что начали делать что-то вне Школы Щетинина. Мне было очень тяжело. Потому что я люблю Лицей. Думала. ну хоть бы братьев не трогали. хоть бы не ругали. Пусть лучше меня ругают. Я же предложила. Короче, кабздец. Сейчас вспоминаю. бррр. Просто мы были маленькие. Нам и так трудно было в 16 лет организовывать детей, давать знания, общаться с родителями.

Сейчас после того, сколько мы всего выслушали про то, какие мы плохие, ужасные, копируем. уже полегче. Ну и дети. Главное - это дети. Те, кому ДШ подходит. они очень рады нам. У них своя среда в Доброй Школе. Это здорово. Поэтому мы и продолжаем.


5. Мы никак не отреагировали на закрытие, даже не сделали репост. Какие ужасные люди. Не репостнули в группу. И вообще игнор полный. Да. В группе не комментируем это. А зачем? Мы связались с друзьями, с которыми вместе учились в Лицее. Все выяснилось. Потом с другими ребятами связались. Ссылки на петицию, которая имела бы эффект нет. Потому что она должна быть юридически грамотно составлена. А не просто сайт петиций в интернете.

6. Мы очень переживали. Выпали на день вообще. Сидели, смотрели эфиры. Увидели наш педсостав. Что Ирина Вячеславовна там стойко держит все. Как и всегда. Артём Сергеевич тащит. Как и всегда. Ученики включены. Как и всегда. Ребята сказали, что МП в работе, в решениях. Увидели их состояние. Мы знаем этих людей. На что они способны. Если бы была возможность как-то быстро решить - они бы уже решили.

7. Дело в том, что тут все гораздо сложнее изнутри. Тут не обойтись петицией. Тут надо решать на очень серьезном уровне. И репосты только поддержат Лицей. Да, поддержат. Но вопроса не решат. Хотя тут я не уверена. Но почему-то так кажется.

8. ДШ - коммерческий проект. Очень важное утверждение. Очень. И я объясню вам почему:
мы не живем в убеждениях, что деньги - это зло. Точка.
мы хотим построить автономную Добрую Школу, которая не будет зависеть от чиновников. Мы не хотим идти в учебные планы и лишние действия, которые сейчас не дают работать педагогам. Я думаю, что педагог - это во-многом пример. Я устала видеть убитых учителей, у которых нет денег, чтобы построить дом, путешествовать. Я так не хочу.

Мечтаю, чтобы учителя в ДШ были развиты во всех сферах. Этого же желаю всем детям. Разностороннего развития. БЕЗ ФАНАТИЗМА. И образование, и физически, и финансово. И чтобы мышление было широкое. И чтобы не одна философия шла из уст, а ещё и реальные действия. Труд и работа. Чтобы не старались быть правильными. Носить длинную юбку, а ночью мотаться в клуб втихаря. не хочется мне такого, понимаете? Мне хочется, чтобы можно было быть не идеальным. Собой. И самое главное! Почему ДШ - коммерческий проект? Потому что это независимость ее. Все относительно, но. у Лицея Щетинина есть зависимость. И поэтому с ним так обходятся. Поэтому сейчас происходит то, что происходит.

Чтобы построить Школу - нужны деньги. Возможно, кто-то живет в другой реальности. Но мы в этой. Пока аренда забирает 66%. хотя знаете. Пока ты САМ этого не сделаешь, бесполезно объяснять. Что такое доходы, что такое расходы, что такое юридическая часть, что такое налоги. Поэтому смело и дерзко заявляю. Займитесь делом! Идите и сделайте! Прямо сейчас!


Я очень думаю о том, как наши ученики будут дальше развиваться. Мне хочется, чтобы мы создали площадку, где им будет удобно. Где будет красиво. Где будет природа. Где будет уникальная атмосфера Доброй Школы.

Я очень люблю Лицей Щетинина. Очень люблю Добрую Школу. Они разные. Но судьба приведёт вас именно туда, где вы сейчас нужнее. Туда, где вам сейчас нужно быть.

Желаю всем и себе воспитывать в себе Любовь. А не сравнение. Именно из-за того, что вы сравниваете, ваши дети перестают слышать своё сердце. Потому что там, где есть сравнение - нет любви. Это идеальная картинка, но почему бы не стремиться к тому, чтобы просто принимать и любить.

Позволять людям быть такими, какие они есть. Позволять проектам быть такими, какие они есть.

Позвольте самим себе быть такими, какие вы есть!

Все, я настраиваюсь на продолжение позитива. Сама иду трудиться и радоваться детям, их развитию. И своему развитию. Мне радостно, что все написала. Что поделилась. Это важно для меня. Спасибо вам!

Читайте также: