Школа для детей с ограниченными способностями
Обновлено: 07.07.2024
Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.
Особенности в развитии слишком разные
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?
Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.
Посетите школу лично!
Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!
Надомное обучение – как вариант
Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!
Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?
Согласно Конституции РФ все равны
Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!
И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.
Для родителей их дети всегда самые умные. Именно поэтому им сложно разглядеть объективные нарушения в поведении или состоянии здоровья ребенка.
Чем раньше родитель найдет подходящее учебное заведение, тем больше шансов у ребенка на грамотную реабилитацию и психологическую коррекцию.
В результате это поможет справится с трудностями, связанными с его состоянием здоровья.
В чем отличия обычных и коррекционных школ?
Для начала разберемся в терминологии:
1. Обычная школа – общеобразовательная муниципальная школа. В ней могут быть специальные и коррекционные классы. Но, в большинстве случаев, они не укомплектованы специалистами логопедами, дефектологами, а школьный психолог выполняет функцию социального педагога. Получение полного среднего образования в обычной школе занимает 11 лет.
2. Коррекционная школа – особое учебное заведение, которое имеет специализацию для детей с определенными видами заболеваний. Они имеют в штате педагогов, которые прошли профильное обучение в зависимости от специфики образовательного учреждения.
Выделяют коррекционные школы:
· 1 и 2 вида – для глухих и слабослышащих;
· 3 и 4 вида – для слепых и слабовидящих;
· 5 вид – для детей с нарушениями функций речи (например, заикание);
· 6 вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП);
· 7 вид – для учеников с задержкой психического развития;
· 8 вид – для воспитанников с умственной отсталостью.
Обучение в школах 1 – 6 вида занимает 12 лет. Для учеников 7 и 8 вида программа рассчитана на 9 лет.
Как попасть в коррекционную школу?
Определить, как именно должен учиться ребенок, должны не родители, а специалисты. Для этого необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Перед прохождением ПМПК ребенка должен пройти медицинское обследование и получить заключение от педагога.
По результатам обследования родителям выдаются рекомендации, в которых указывается приоритетный способ обучения ребенка – в обычном классе или специализированном.
Что выбрать для ребенка?
Для слепых, слабослышащих и глухих детей определение в специализированную школу – единственный правильный выход. Для слабовидящих это целесообразно, если зрение продолжает ухудшаться.
Остальные дети могут получать образование в обычных классах. Современное инклюзивное образование направлено на объединение в классах детей, вне зависимости от их состояния здоровья. Это позитивно отражается на их социализации. Но не стоит этим злоупотреблять. Родителю нужно постоянно держать ситуацию в школе под контролем, чтобы ребенок не стал жертвой травли.
Если ученик не справляется с программой или не может влиться в коллектив, лучше поднять вопрос о переводе в специализированную школу. При оформлении документов для ПМПК родителям нельзя пускать на самотек подготовку документов от школы.
Педагогическое заключение – это субъективный документ. Учитель может дать негативное заключение ученику, с которым у него не установлен контакт. Может быть ребенку и не нужен перевод в коррекционную школу, ему просто требуется перевод к другому педагогу.
Таким образом, если на ПМПК настаивает учитель, перед переводом в коррекционную школу можно перевести ребенка в другой класс, чтобы исключить необъективность педагога. Коррекционная школа выбирается, если ребенок не усваивает образовательную программу по состоянию здоровья.
Куда после коррекционной школы?
Все коррекционные школы, за исключением школ 8 вида, выпускают учеников, которые могут продолжить обучение в средне-специальных, средне-профессиональных и высших учебных заведениях.
Воспитанники школ 8 вида не получают аттестат о получении полного среднего образования. Они могут в дальнейшем получить только рабочую профессию в специализированных лицеях. Как правило, они обучают на такие специальности, как штукатур-маляр, плодовощевод, швея.
Если ученик школы 8 вида хочет получить другую профессию, то ему необходимо получить аттестат о среднем образовании. Для этого нужно:
1. Закончить школу 8 вида и получить соответствующий аттестат.
2. Поступить в общеобразовательную школу в 9 класс на заочное обучение.
3. Сдать экзамены после 11 класса и получить аттестат о полном среднем образовании.
После чего можно подать документы на выбранную специальность.
Таким образом, как в обычной школе, так и в коррекционных школах 1-7 вида ребенок получит аттестат о полном среднем образовании. Что позволит ему продолжить обучение в среднем или высшем учебном заведении. Для детей, обучающихся по программе 8 вида, такая возможность тоже есть, но она занимает больше времени.
Думаем, среди наших подписчиков наверняка есть дети с ОВЗ, учившиеся и в обычной школе, и в коррекционной. По вашему мнению, где все таки лучше учиться ребенку?
Ребенок с ОВЗ, как и любой другой здоровый, должен учиться в школе
Но, к сожалению, не всегда это возможно. У родителей есть в этом случае три варианта решения проблемы:
- дистанционное домашнее образование;
- интегрированное инклюзивное обучение в обычной общеобразовательной школе;
- обратиться специализированное учебное заведение для учащихся с таким заболеванием.
Каждый родитель, вместе с лечащим врачом, определяют степень ОВЗ и возможность школьника учиться в обычной школе или учебном заведении.
Особенность школ готовых принимать детей с ОВЗ и почему родители могут получить отказ при поступлении
Благодаря новому законодательству, родители имеют право просить любую школу принять их ребенка, она отказать не может, если у школьника достаточно для этого способностей. При этом она предоставляет все условия для его обучения:
- адаптированная программа обучения;
- специальное обустройство классной комнаты (например, для инвалидов колясочников);
- специальные учебные пособия;
- меню питания;
- оборудование в спортивном зале;
- дополнительный преподаватель.
Но, стоить заметить, не все школы имеют технические возможности для этого. Дефицит учителей, архитектура школ, могут не позволить организовать пандусы, выделить отдельного специалиста и т.д. По этой причине семья может получить отказ, потому что школа просто не сможет обеспечить адекватные условия для особых учеников.
Виды специализированных школ для детей с ОВЗ
Специализированные школы для детей с ОВЗ, разделены по группам заболеваний и изначально рассчитаны под особые потребности детей с данным отклонением. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательных функций – отсутствие порогов во всех классах, широкая расстановка парт, меньшее количество одноклассников, пандусы по всему зданию и т.д. Поэтому если у ребенка серьезные отклонения в здоровье следует не бояться специализированных учреждений, а ориентироваться именно на них, так как учителя и персонал смогут оказать ему помощь лучше, чем в обычной школе.
Существует разделение на несколько типов таких учебных заведений, большая часть из них это специальные, коррекционные образовательные учреждения – СКОУ. Их классификация включает в себя 8 видов:
- СКОУ для неслышащих детей (I вид);
- СКОУ для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид);
- СКОУ для незрячих детей (III вид);
- СКОУ для слабовидящих детей (IV вид);
- СКОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид);
- СКОУ для детей с задержкой психического развития (VII вид);
- Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями.
Все они рассчитаны на детей с определенными отклонениями в здоровья. Поэтому весь персонал знает их особые потребности, умеют им помогать, составляют группы из детей содействующих друг с другом и похожих по уровню развития. Очень важно, что они не превышают количество детей в классах. Для сравнения класс в обычной школе ограничивается обычно тридцатью учениками, в СКОУ для слабослышащих и позднооглохших детей, количество учеников в классе не превышает двенадцать человек.
Ребенок может обучаться в таком заведении, как на условиях интерната, так и экстерната, даже если заведение позиционирует как интернат с полным пансионом, родители могут приводить в него ребенка каждый день.
В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ
Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.
Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.
Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.
Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ
Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.
Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.
Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.
В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.
Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ
В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.
Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.
Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.
Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ
Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.
Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.
Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.
Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами. Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников. А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.
Чем опасно отсутствие специальных условий для детей с инвалидностью
Как действовать учителю
Если классе есть ребёнок с ОВЗ, и в его заключении ПМПК написано, какие специальные условия для него должны быть созданы в школе, а этих условий в реальности нет, задача учителя — настаивать на том, чтобы специальные условия создавались как можно быстрее. Если в школе нет тьютора, нужно просить, чтобы его нашли, если нет учебников — настаивать на том, чтобы их закупили. Главное — осознавать себя активным участником процесса. Учителю важно поддерживать контакт с родителями ученика с ОВЗ, потому что они лучше всех знают, какие у ребёнка есть потребности и особенности. Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом отдельном случае, поэтому важно стараться учитывать эти особенности и выстраивать обучение, исходя из них.
Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Вступить
Читайте также: