Школа анархизма лекция 1

Обновлено: 16.05.2024

Тема 8. Анархизм

1. Анархизм как политико-идеологическая концепция

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - совокупность идейно-политических течений, отрицающих необходимость государственной власти и официальной религии как источников экономического, политического и духовного подавления личности, выступающих за создание мелких автономных ассоциаций производителей. Переход к новому общественному устройству мыслится преимущественно революционным путем, прежде всего в результате самопроизвольного, стихийного бунта.

Любое государство воспринимается анархистским сознани­ем как абсолютное зло, оно — источник всех социальных по­роков .

В книге У. Годвина выдвинут классический постулат анархиз­ма - власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует потому, что люди лишены возможности свободно действовать, руководствуясь разумом; предложена модель децентра­лизованного общественного устройства, основной ячейкой которого являлись бы автономные общины (приходы). Эти общины, по мыс­ли автора, должны функционировать без демократических поли­тических процедур, поскольку даже правление большинства вы­ступает как форма тирании, и делегирования полномочий при представительном правлении, которое приводит к отчуждению ин­дивидов. У. Годвин отрицал собственность как источник власти, считая, что промышленное развитие и технический прогресс приве­дут к сокращению продолжительности рабочего дня до получаса и облегчат переход к обществу без власти.

При всей радикальности своих воззрений У. Годвин был против­ником революций, оценивая насилие как результат неразумности. Вместе с тем он приветствовал французскую революцию и призна­вал желательность насильственного переворота в случае, если в его результате утвердится проповедуемый им анархический порядок.

Учение У. Годвина оказало значительное влияние не только на становление доктрины анархизма, но и на развитие социалисти­ческой мысли, в частности, на воззрения Роберта Оуэна. Под его воздействием формировалось творчество поэта-романтика Перси Б. Шелли, разделявшего утопические социалистические идеи.

Как идейно-политическое течение анархизм сложился в середи­не XIX в. Его основоположниками и теоретиками были немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856), французский философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), русские революционеры Михаил Алек­сандрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)/ Идеи последних популярны вплоть до настоящего вре­мени, в частности, служат ориентиром для многих участников анти­глобалистских движений.

2. Индивидуалистический анархизм

Штирнер исходил из права силы. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретённой физической силой, властью, но не моральным правом.

3. Мютюэлистский анархизм П.Прудона

"Собственность - это воровство".

"Философия не признает иного счастья, кроме себя, счастье, в свою очередь, не признает никакой философии, кроме себя; таким образом, и философ счастлив, и счастливец считает себя философом".

Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции.

Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон развил и популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров.

Прудон подчеркивал, что лишь на основе широчайшей и полной свободы личности, лишь в результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, настоящий порядок и реальное единство.

Хотя П.Ж. Прудон отказывался счи­тать себя основателем какого-либо учения или партии, М.А. Баку­нин, П.А. Кропоткин и другие вожди анархизма видели в нем своего непосредственного предшественника.

4. Анархо-коллективизм М.А.Бакунина

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 ) закончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, затем год прослужил в армии в чине прапорщика и вышел в отставку. С начала 1836 г. Бакунин жил в Москве. В это время он много общался с В.Г. Белинским, В.П. Боткиным, М.Н. Катковым, Т.Н. Грановским, входил в философский кружок Н.В. Станкевича. В 1839-1840 гг. познакомился с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. Увлечение немецкой философией (трудами Канта, Фихте и Гегеля), а также напряженные отношения с окружающими (ссора с Катковым едва не завершилась дуэлью) побудили Бакунина уехать в 1840 г. в Германию.

В 1844 г. Бакунин познакомился в Париже с Марксом и Энгельсом. В том же году был заочно приговорен российским Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу.

В 1848 г. Бакунин участвовал в работе Славянского съезда в Праге и стал одним из лидеров начавшегося во время этого съезда бунта. В мае 1849 г. Бакунин в числе руководителей восстания в Дрездене (Саксония). Он был арестован и в апреле 1850 приговорён судом Саксонии к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 вторично приговорён военным судом в Ольмюце (Оломоуц) к смертной казни, которая снова была заменена пожизненным заключением. Затем Австрия предпочла избавиться от Бакунина и выдала его России.

Возможность ликвидации основных препятствий на пути к сво­боде - государства и религии М.А. Бакунин видел в присущей че­ловеку способности мыслить и потребности бороться. Разум пре­одолеет религию, а бунт разрушит государство. Цель и критерий прогресса представлялись ему как постоянное возрастание свободы личности, во имя которого допустимы любые действия.

Узловой элемент бакунинского мировоззрения - концепция закономерностей возникновения государства, его роли в жизни общества и путей к его "разрушению" и установлению безгосударственного общественного самоуправления. Определенной исторической роли государства Бакунин не отрицал. В его глазах государство - зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое; общество и государство не тождественны, а государство не вечно, оно лишь временная общественная форма, которая должна полностью и коренным образом перестроиться, исчезнуть, раствориться, стать простой "канцелярией" общества, "центральной конторой".

Антиэтатист Бакунин мечтал о "безгосударственных" формах политической и экономической организации жизни общества. Его идеал - не общество, организованное в государство, а общество, организованное на социально-политических началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций и на началах социализма: свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. Бакунинский принцип: свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство.

В 1870 г. Бакунин участвовал в Лионском восстании, в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия). В 1872 г. на Гаагском конгрессе он был исключен из Интернационала, что привело к расколу организации и переезду Генерального совета в Нью-Йорк (анархический Интернационал, объединявший сторонников Бакунина, действовал в Европе до 1876 г.). Умер Бакунин в Швейцарии, там и похоронен.

Время показало утопичность воззрений Бакунина. Всенародный бунт и вольная организация масс ведут куда угодно, но только не к свободе и справедливости. Советские идеологи относились к Бакунину неоднозначно, так как он был оппонентом марксизма. Однако его вклад в разрушение русской государственности был признан, поэтому его имя появлялось на картах СССР.

В дальнейшем принципы индивидуализма и ненасилия (основ­ные в доктрине П. Прудона) продолжали развиваться периферийны­ми течениями анархизма. Идеи же М.А. Бакунина о необходимости коллективной собственности и насильственной революции домини­ровали в анархистском движении со времени I Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения в пе­риод гражданской войны в Испании в 1939 г.

5. Анархический коммунизм П.А.Кропоткина

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921 ) - представитель старинного русского княжеского рода Рюри­ковичей. Кропоткин получил образование в привилегирован­ном высшем военном учебном заведении России — Пажеском корпусе (1857-1862) и как лучший его воспитанник в 1862 г. стал камер-пажем (помощником) императора Александра II . Хотя перед Кропоткиным открывались блестящие карьерные перспективы, он выбрал военную службу в Сибири — в Амур­ском казачьем войске. В 1862—1867 гг. он совершил ряд путе­шествий по Амурскому краю и Северной Манчжурии, первым среди русских географов составил подробное описание этого региона. После отставки в 1867-1868 гг. учился на физико-ма­тематическом факультете Петербургского университета и про­должал исследования в области географии и геологической ис­тории; в 1868 г. был избран членом Русского географического общества (РГО) и стал секретарем Отделения физической гео­графии, занимал этот пост до 1871 г.

6. Анархо-синдикализм

В XIX в. идеи анархизма получили некоторое распространение во Франции, Швейцарии, Испании, Италии и США. Тем не менее, попытки путем агитации подтолкнуть массы к восстанию закончились неудачей, что обусловило поворот анархизма к т.н. пропаганде действием, призванной при помощи террора в отношении представителей господствующего класса спровоцировать массовые революционные выступления. Поражение анархизма и на этом направлении способствовало формирова­нию принципиально новой тактической линии, предполагавшей в борьбе за уничтожение буржуазного государства использовать в качестве опоры пролетарские профсоюзные организации и положившей начало анархо-синдикалистскому течению в международном рабочем движении.

В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества. Анархо-синдикализм рассматривает борьбу с государством как главную составную часть процесса разрушения капиталистического строя, движущей силой которой должна стать экономическая, а не политическая организация рабочего класса.

Анархо-синдикализм , или рабочий анархизм, признает только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и отвергает любые партии, равно как и любые органы власти. Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных тружеников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма.

Важнейшими принципами анархо-синдикализма являются:

Ø coлидарность рабочего класса,

Ø прямое действие,

Помимо непосредственной борьбы на рабочем месте, важной темой является борьба с милитаризмом и войной. Кроме того, анархо-синдикалистское движение критикует разрушительный, варварский способ хозяйствования при капитализме и борется с разрушением окружающей среды, патриархатом, расизмом и фашизмом. Анархо-синдикализм стремится к обществу, устроенному по принципам солидарности, свободы, равенства и просвещения. Земля, строения, средства производства, транспортная система и СМИ перейдут в коллективную собственность, чтобы положить конец обществу, раздираемому классовыми противоречиями.

Анархо-синдикализм возник в XIX столетии ввиду сходства целей анархистов и синдикалистов. Жорж Сорель использовал этот термин, чтобы описать свою теорию, объединяющую иррациональное насилие с синдикализмом. До первой мировой войны анархо-синдикалисты были значительной общественной силой во Франции.

Цели анархо-синдикалистов:

1. Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня.

2. Организация труда ассоциациями производителей.

3. Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое.

4. Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях.

Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме) бюрократов, а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся.

Организация труда ассоциациями производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. В обществе же либертарного коммунизма подразумевается, что организовывать производственный процесс будут сами трудящиеся, всем производственным коллективом, а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны или общины, то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда будут все жители.

Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности, который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком. Таким образом, ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности, и ликвидации самого существования класса господ, которые заставляют основную массу населения жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.

Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами, которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой.

7. Направления развития анархизма

В конце 1930-х гг. анархизм как массовое движение практически перестал существовать . Влиятельное в Италии, оно было раз­громлено фашистским правительством Б. Муссолини в 1920-х гг. В Германии анархисты были уничтожены нацистами в 1930-х гг. В Японии анархистские организации, возникшие в период русско-японской войны 1904-1905 гг., были разгромлены в 1935 г., когда их обвинили в подготовке военного переворота.

Следуя традиции ситуационистов и новых левых, многие современные анархисты пытаются создать некую альтернативу отчуждённому и репрессивному социуму, решая все вопросы коллективно, на основе консенсуса, уважая личность и избегая всякого авторитаризма и иерархии. Патриархату противопоставляется равенство полов, традиционным семейным отношениям — коммуны, иерархии — самоуправление. Пропагандируются и активно практикуются экологизм, антиимпериализм и антифашизм.

Анархисты активно выступают против дискриминации по национальному, гендерному, сексуальному признакам, против межгосударственных войн и политики неоколониализма. Анархисты весьма активны в антифашистском движении, постоянно участвуют в уличном противостоянии с неофашистами и неонацистами, а также полицией. В семидесятые огромный размах и известность приобрело антиядерное движение, в котором активно участвовали анархисты и автономы. Это было очень массовое движение, в котором активно участвовала западная молодёжь. Автономы-сквоттеры часто захватывают пустующие здания, которые они превращают в центры либертарной культуры и политики. Существуют различные анархистские коммуны, одной из самых знаменитых из которых является коммуна Христиания в Копенгагене.

В целом ряде стран продолжают действовать традиционные анархо-синдикалистские профсоюзы и пропагандистские организации, из которых наиболее крупными являются САК в Швеции, НКТ и ВКТ в Испании, УСИ в Италии, НКТ-МАТ и НКТ-Ф во Франции, ФАУ в Германии (в них состоят десятки тысяч человек).

Во многих странах мира насчитываются десятки тысяч сторонников анархистских идей. Появились группы анархистов и в тех странах, в которых их никогда не было, например, в Нигерии, Турции, Ливане, Бангладеш. Греческое анархистское движение является на сегодняшний день одним из самых сильных в либертарном лагере.

В XXI в. явно анархистскую окраску приобретает движение ан­тиглобалистов. Следуя анархистской традиции, левое крыло анти­глобализма считает государство инструментом господства и угнете­ния и призывает к его замене самоорганизованным обществом. Анархисты играют наиболее активную роль в осуществлении са­мых радикальных антиглобалистских акций, как это имело место в Сиэтле, Барселоне. Генуе и других городах, где проходили форумы мировой экономической и политической элиты.

Представления анархистов о будущем общественном устройстве весьма туманны, что является причиной идейной и политической неопределенности их действий. Стремление анархистов к органи­зации общества на началах самоуправления, автономии общин и наций, на принципах свободы и равенства, справедливости, осво­бождения от эксплуатации находит понимание у левых партий, солидаризирующихся с ними.

Литература

Антология современного анархизма и левого радикализма. Том 1. Без государства. Анархисты. М.: Ультра. Культура, 2003.

Бакунин М.А. Анархия и порядок. М.: ЭКСМО, 2000.

Боровой А.А. Анархизм. М.: КомКнига, 2007.

Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М.: ИВИ РАН, 2001.

Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал // Сочинения / Сост., вст. ст. и коммент. М.А. Тимофеева. М.: ЭКСМО, 1999.

Кропоткин П. Записки революционера. М.: Мысль, 1990.

Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик ; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2008. 424 с.

Рябов П.В. Краткая история анархизма. Краснодар: Чёрное и красное, 2000.

Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.: Вузовская книга, 2007.

Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

Шубин А.В. Анархия — мать порядка. Между красными и белыми. М.: Яуза, Эксмо, 2005.

Анархизм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого (в том числе и государственного) принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

*****************
Существует много типов и традиций анархизма, и не все они взаимоисключающие: как правило, конкретные анархисты являются сторонниками нескольких подвидов анархизма одновременно дополняющих друг друга: например анархист может быть одновременно сторонником безгосударственных коммунистических идей и феминизма. Большинство анархистов традиционно считаются левыми, выступающими против не только государственности, но также частной собственности, капитализма, рыночных отношений. К данному направлению относятся анархо-коммунисты, большинство анархо-коллективистов и анархо-синдикалистов. В то же время анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую составляющую.

«(. ) были признаны: либертарный коммунизм как основная материальная и организационная основа нового общества, синдикализм (в широком понимании) как основной метод действия и организации этой основы, индивидуализм как цель и смысл всего этого процесса.

Среди анархистов нет однозначного отношения к организованности движения: часть выступает за создание анархистских организаций (в том числе анархистских профсоюзов — анархо-синдикалисты), другие же выступают резко против, отстаивая в частности принцип действия через аффинити-группы, когда активисты группируются по принципу личного знакомства.

Направления анархистской философской мысли включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например — толстовцы, представители христианского анархизма), выступают с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот поддерживает насилие, как необходимую составляющую повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственной возможности достижения анархистского идеала вольного общества.

Основные направления в анархизме:
- Анархо-индивидуализм
- Мутуализм
- Социальный анархизм (коллективистский анархизм, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм)
- Постклассический анархизм (анархо-капитализм, анархо-феминизм, зелёный анархизм)

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы

Теория анархизма предусматривает следующие принципы:

- свобода от принуждения

Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.

Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.

Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества

Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий.

Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждаетлюдей друг от друга, способствует раздроблению общества наэгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое

Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

Существует много типов и традиций анархизма, и не все они взаимоисключающие: как правило, конкретные анархисты являются сторонниками нескольких подвидов анархизма одновременно как дополняющих друг друга: например, анархист может быть одновременно сторонником безгосударственных коммунистических идей и феминизма. Большинство анархистов традиционно считаются левыми, выступающими против не только государственности, но также частной собственности, капитализма, рыночных отношений. К данному направлению относятся анархо-коммунисты, большинство анархо-коллективистов и анархо-синдикалистов. В то же время анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую составляющую.

Крупнейшими идеологами анархизма были М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин. Бакунин выступал за немедленное всенародное восстание рабочих масс. Многие из первых революционных народнических кружков интеллигентской молодежи в 1860-е-1870-е годы с энтузиазмом восприняли бакунинские идеи и стали пропагандировать анархизм

В 1900 г. в Женеве возникла “Группа русских анархистов за границей”, издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции.

В самой Российской империи анархистские группы появлялись в 1903. К концу 1903 г.было уже 12 анархистских групп в 11 городах, а в 1904 г. – 29 групп в 27 населенных пунктах. Центрами анархизма стали Белосток, Екатеринослав и Одесса.

Число анархистских групп существенно возросло в период революции 1905-07 годов. В целом в 1903 – 1910 годы деятельность анархистов проявилась в 218 населенных пунктах империи. В эти годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек.

Накануне и в первые месяцы революции 1905 г. большинство анархистских групп состояло из последователей теории П.А.Кропоткина, анархистов-коммунистов (хлебовольцев). Целью действий анархистов-коммунистов объявлялась “социальная революция, т.е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом”. Началом революции должна была явиться “всеобщая стачка обездоленных как в городах так и в деревнях”. Главными методами анархистской борьбы в России провозглашались “восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”. Вопрос о совершении террористических актов должен был решаться только местными жителями в зависимости от конкретной ситуации. Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”.

Первая мировая война привела к расколу среди российских анархистов. Кропоткин призывал к продолжению войны “до конца германского милитаризма” а анархисты-интернационалисты осуждали войну. К моменту Февральской революции общее число членов анархистских групп в Российской империи, вероятно, едва достигало 250–300 человек.

101. Тайные общества в России в XIХ – начале ХХ в.

Первые организации, условно называемые преддекабристскими, возникли в 1814-1816 гг. среди офицеров Рейнской армии. Одна из них называлась Орден русских рыцарей, ее возглавляли аристократы М. Ф. Орлов и М. А. Дмитриев-Мамонов. У Ордена имелся устав, который был похож на уставы масонских лож, но сверх того предполагал создание православной орденской республики, среди задач которой было закрытие университетов, укрепление армии, завоевательные походы от Греции до Индии. Серьезного значения эта организация не имела, но идея, заложенная в ее основе, — объединить недовольных офицеров — была реализована в 1816 г. в Петербурге, где был создан Союз спасения.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

После провала восстания декабристов активизация деятельности тайных обществ началась в 60-х годах.

"Земля и воля" (1861-1864). Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева "Что нужно народу?", опубликованную в июне 1861 г. в "Колоколе". Она предостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям дня преобразования страны.

"Земля и воля" была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н. Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н. А. Ишутина Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра П.

"Земля и воля" (1876-1879).В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Было осуществлено второе "хождение в народ" - с целью длительной агитации среди крестьян. Землевольцы также занимались агитацией рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу "Земли и воли".

"Черный передел"(1879-1881). В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел". Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

"Народная воля"(1879-1881).В том же году другая часть землевольцев создала организацию "Народная воля" Ее возглавили A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, B. Н. Фигнер и др. Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим.

Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Группа "Освобождение труда" -первая российская марксистская организация; создана в 1883 в Женеве по инициативе бывших активных народников-чернопередельцев — Плеханова, Игнатова, Засулич, Дейча и Аксельрода. Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа "Освобождение труда" действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию - "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием "Союза борьбы" в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

В понятие освободительное движение входит не только революционная борьба, но и либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли.

Условно можно выделить 3 этапа освободительного движения в России:

- I этап - антикрепостнический: с 1814-1816 по 1855-1861 гг;

- II этап - этап борьбы за расширение сферы гражданских и политических свобод: с 1861 по 1905-1907 гг;

- III этап - этап социальных и политических потрясений как результат нерешенности задач освободительного движения: с 1907 по 1917-1920 гг.

В России, по всей видимости, освободительное движение надо считать прямым продолжением просветительства, в результате которого передовые взгляды из области идей переходят в практические попытки изменить основы государственной, экономической и общественной жизни. Такие попытки имели место в России после Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Именно тогда, в 1814 гг., возникают легальные, полулегальные и нелегальные объединения, ставившие перед собой задачу преобразования России. В это же время и правительство во главе с Александром I пытается сдвинуть с мертвой точки вопросы о введении конституции и подготовке крестьянской реформы.

Важнейшей задачей, без решения которой невозможно было преобразовать страну, была отмена крепостного права. Поэтому первый этап освободительного движения можно назвать антикрепостническим. На пути достижения этих целей стояли мощные силы: консервативное в массе своей дворянство, эгоистически не желавшее лишаться всех своих привилегий и, конечно, земли и полностью подчиненных ему крестьян. На страже интересов дворянства стоял государственных аппарат, руководимый несколькими тысячами высших чиновников и военных (генералитет), прочно связанных между собой узами кастовых интересов, родством и дружескими связями, стремлением сохранить свою власть и обладавших значительными материальными средствами и армией. Это была та сила, с которой не мог не считаться ни один император, несмотря на его, казалось бы, неограниченную власть. Именно эта сила была основным препятствием на пути прогрессивного развития страны. В XIX в. самодержавие было тем институтом, который предпринимал попытки изменения положения дел. Без согласия императора говорить хотя бы об облегчении положения крестьян, а тем более об отмене крепостного права было нельзя. Таким образом, император уже в силу своего положения был вольным или невольным участником освободительного процесса, если говорить об отмене крепостного права. Также значительную роль в освобождении крестьян и в достижении гражданских и политических свобод предстояло сыграть наиболее передовым представителям либеральной интеллигенции. Либералы отражали интересы меньшей, но прогрессивной части дворянства. Заинтересованы были в реформах набиравшие силу буржуазные слои. Объективно реформы были нужны и крестьянству, и работным людям. Участником освободительного движения была и та часть общества, которую составляло революционное, революционно-демократическое направление в общественно-политической жизни. Это наиболее решительная часть русской интеллигенции, непримиримо настроенная против самодержавия. И заканчивается он во время подготовки и объявления крестьянской реформы (1855-1861 годы), открывшей эпоху великих реформы 1860-1870-х гг.

С точки зрения целей второй этап можно назвать этапом борьбы за расширение сферы экономических, гражданских и политических свобод. В результате реформ 1860-1870-х годов (земская 1864, судебная 1864, военная 1862-1874), эта сфера, безусловно, расширилась. Но до подлинной свободы было еще далеко. Россия не имела и конституции. Кроме того, после убийства народовольцами Александра II 1 марта 1881 года наступает время политической реакции, затруднившее достижение стоявших перед освободительным движением целей. Однако борьба продолжалась, причем основную тяжесть ее вынесло на себе не разгромленное (хотя и не до конца) после 1 марта 1881 г. революционное народничество и зарождавшийся марксизм, а широкие слои либералов, в том числе тысячи земских деятелей. Завершение второго этапа освободительного движения падает на время первой русской революции 1905-1907 гг., когда была закреплена многопартийность, возникла реальная, хотя и ограниченная свобода слова, действует Государственная дума и т. д.

Несмотря на значительные достижения, освободительное движение не решило многих задач. По-прежнему стоит вопрос о введении конституции, о создании правового государства и многие другие. В начале XX века Россия сделала заметные достижения в области экономического развития, однако обостряется аграрный вопрос, остро стоят проблемы несоответствия между динамично развивающейся экономикой и консервативностью политической системы. Все это накаляет социальную обстановку. Беды страны достигают апогея в условиях первой мировой войны, что привело к революционным событиям в 1917 году. Они открыли эру гражданской войны, закончившуюся гибелью старой России. Очевидно, этот третий этап освободительного движения можно назвать этапом социальных и политических потрясений.

Существуют разные политические теории. Не все люди имеют правильные представления об анархизме, кратко и понятно это учение сложно разобрать. В его основе лежит система взглядов, отрицающих принудительное управление и власть одного человека над другим. Внутри течения есть несколько основных направлений, которые расходятся в некоторых взглядах на одни и те же моменты.

Анархизм: виды, идеи и представители движения

Немного истории

Прежде чем узнавать, что такое анархия, нужно понимать, где появилось это движение. Зарождение произошло еще в античные времена, где элементы анархизма существовали у киников и стоиков. Основные положения были выдвинуты в XVII веке после Английской революции.

Дж. Уинстэнли

Основатель анархизма — Дж. Уинстэнли. Он утверждал, что человек становится счастливым только вне собственности и политической власти. Особое значение он уделял понятию совести, так как именно она должна ограничивать личность, а не законы.

Идеи Дж. Уинстэнли развил У. Годвин. Он сформулировал главный аргумент движения. По его мнению, любая власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует в мире только потому, что люди лишены возможности свободно действовать. Годвин предложил децентрализировать общество и разделить его на множество маленьких коммун.

В России анархизм получил распространение только в конце XIX века. Благодаря пропаганде идей Бакунина это движение стало ведущим в революционном народничестве. Но после 1880 года оно стало популярным у маргинальных групп.

Современное состояние

В развитых странах возвращается популярность анархизма. Современные государства переживают кризис, и общество ищет новые идеи, которые помогут решить существующие проблемы. В СССР движение возродилось во время перестройки.

Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС)

Внутри движения было образовано несколько противоборствующих направлений. Простой пример: одни считали, что правильный путь пролегает через буржуазную демократию и капитализм, другие полагали, что нужно переходить к добровольному самоуправлению и профсоюзам.

Среди современной русской молодежи движение приобретает особую популярность, но оно не имеет особой политической силы и является больше субкультурой.

Основные виды

В анархизме есть множество направлений, каждое из которых имеет свои особенности. Так, в основе анархо-индивидуализма лежит идея о том, что преследование личного интереса и индивидуальная совесть не должны быть ограничены государственной властью или коллективом. Это течение отрицает возможность коллективного владения собственностью. Идеологи анархо-индивидуализма:

Макс Штирнер

  1. Макс Штирнер.
  2. Бенджамен Таккер.
  3. Генри Торо.
  4. Алексей Боровой и другие.

Еще один вид анархизма — это анархо-капитализм. Он основан на идее, что главным механизмом социального взаимодействия будет свободный рынок. Последователи течения отрицают любую правительственную власть и ее вмешательство. Любая частная собственность должна быть в свободном владении. Основоположниками этого направления были Уильям Годвин и Пьер Жозеф Прудон.

Анархо-феминизм сформировался в конце XIX века. Он представляет собой сочетание радикального феминизма и анархизма. В этом направлении патриархат рассматривается как проявление государственной системы. Основателями направления стали известные феминистки:

Анархо-феминизм

  1. Эмма Гольдман.
  2. Люси Парсон.
  3. Дора Марсден и другие.

Анархо-феминистки негативно настроены по отношению к институту брака, они выступают против традиционных гендерных ролей. Сторонницы этого направления имеют особые представления о семейных отношениях. Также они считают борьбу против сексизма и патриархата частью противостояния государственной власти.

Зеленый анархизм делает особый акцент на проблемах окружающей среды. Основателем течения считается Фреди Перлман. Последователи должны заниматься экологией, пропагандой веганизма и созданием специальных поселений.

Символика и принципы

Теория анархизма строится на нескольких принципах. Первый — это отсутствие любой власти, второй — свобода от принуждения, третий — разнообразие, четвертый — взаимопомощь, пятый — свобода ассоциаций.

Тоталитаризм и демократия считаются неприемлемыми, не допускается любое принуждение к посещению общественных мероприятий или вступление к организации.

Анархизм

Существуют и малоизвестные знаки движения. Например, черная кошка символизировала протесты. Эта идея принадлежала Ральфу Чаплину. В XIX—XX вв. еках был популярен деревянный башмак. С помощью такой обуви срывали работу на производстве — ее бросали в станки. В современном движении этот символ не используется, но он знаком всем последователям.

Очень редко используется символ черной розы. Он применяется в просветительских инициативах — издании книг и журналов.

Преимущества и недостатки

У анархизма есть определенные плюсы. Любой сторонник движения стремится остаться свободным и гармонично развиваться — он должен быть индивидуальностью и не испытывать угнетение. Подобное саморазвитие является преимуществом объединения.

Сторонники такого движения придерживаются идеи бескомпромиссной критики власти. Они не боятся осуждать государство, показывать его ошибки и слабые стороны. Но у анархизма есть и определенные минусы.

Анархизм: виды и идеи

Некоторые течения обладают радикальными идеями. Так, национал-анархизм придерживается мнения, что государство нужно уничтожать с помощью национальной революции. После этого все национальности разбиваются на коммуны. Внутри общины могут придерживаться разных принципов, в том числе и фашистских. Минусы анархизма:

  • радикальные идеи;
  • слабый мобилизационный характер идеологии;
  • зацикленность на критике любой централизованной организации.

Философия анархизма становится все популярнее. Последователи движения выступают за беспрепятственное распространение программ, энциклопедий, произведений искусств и результатов научных исследователей.

Читайте также: