Шифман ветхий завет и его мир краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга представляет собой переиздание советской атеистической литературы и при всей "научности" не выдерживает никакой критики с точки зрения православного вероучения. Может быть полезна в том случае, если вы хотите проверить свои знания и найти догматические и просто фактические ошибки и утвердиться в том, что вы правильно понимаете некоторые вероучительные вещи, связанные с иудаизмом и христианством. Например: ". религия древних израильтян и иудеев, как и религии других окружавших их народов, была политеистичной" (с.25) - очевидная фактическая ошибка. Таких профессорских "ляпов" в книге множество. В других случаях (изучить тему, разобраться поглубже, расширить познания по Ветхому завету и т.д.) книгу приобретать не рекомендую.

Автор-доктор исторических наук, что придает данной книге вес. Я прочитал за один день: очень живо, убедительно, аргументированно, честно. Много ссылок. Охвачены все книги Ветхого Завета.

Интереснейшая книга, написанная автором на богатом фактическом материале в атмосфере острой нехватки литераты по освещаемой теме. Рекомендую всем, интересующимся данной темой.
У меня есть 2 претензии к издательству. Первое это иллюстрации, они какие-то детские и совершенно не подходят данному изданию ( в фотографиях есть пример данных работ). Второе, такого маститого автора нужно обозначать через имя-отчество, а не просто какого-то неизвестного Илью.
Несколько фотографий прилагаются.

Добавляю фотографии издания.

Добавляю фото для ознакомления с изданием:

Формирование состава Ветхого Завета заняло по меньшей мере тысячу лет. Самый ранний текст - победная песня пророчицы Деворы - датируется XIII веком до н. э., тогда как наиболее поздние книги - III-II веками до н. э. Ветхий Завет вобрал в себя труд многих поколений религиозных деятелей, философов, поэтов, писцов, комментаторов, переводчиков, хранителей традиции. В нем, как в зеркале, отражена идейная жизнь различных эпох - от глубокой древности до раннего Средневековья. Илья Шифман рассказывает историю создания Ветхого Завета и одновременно о том, что Ветхий Завет может поведать нам об истории Древнего мира. Практически все древние тексты, в том числе Ветхий Завет, цитируются в переводе автора. Перевод Ветхого Завета сделан по тексту иудейской традиционной Библии 1008 года, хранящейся в Российской национальной библиотеке, с учетом других раннесредневековых рукописей и фрагментов, найденных в окрестностях Мертвого моря.
Илья Шифман - востоковед, антиковед, доктор исторических наук.

Ш65 Ветхий завет и его мир: (Ветхий завет как памятник лит. и обществ, мысли древней Передней Азии).— М.: Политиздат, 1987.— 239 с, ил.

Ветхий Завет и его мир img_2.jpg

Как иудейская религиозная традиция, так и христианская церковь окружают Библию ореолом святости и боговдохновенности. Само по себе представление о боговдохновенности того или иного литературного произведения вовсе не является характерной особенностью исключительно ветхозаветной литературы.

Не будучи в состоянии объяснить себе естественным путем процесс литературного творчества, люди в глубокой древности прибегали к тому, что им казалось наиболее простым и понятным,— к представлению, что этот процесс вызывается и направляется воздействием сверхъестественной силы, божества. Между тем если рассматривать литературное творчество с позиций современной науки, то становится ясным, что оно представляет собой процесс, вызываемый к жизни отражением в сознании автора реально существующей объективной действительности и выявляющий его реакцию, его отношение к ней. С этой точки зрения, естественно, следует подходить и к текстам Ветхого завета.

Католические, православные и иудаистские богословы пытались и пытаются ограничить изучение Библии жесткими рамками ее церковной интерпретации. Протестантские профессора богословских факультетов, отбрасывая эту регламентацию, стремились подкрепить веру доводами разума. Но в результате их работы традиционное, канонизированное церковью представление о возникновении Ветхого завета оказалось полностью разрушенным.

Марксистское изучение Ветхого завета основывается на принципах исторического материализма, разработанных классиками марксизма-ленинизма.

Как уже говорилось, Ветхий завет представляет собой сборник избранных произведений древней иудейско-израильской литературы. Он отражает, хотя и не полно, более чем тысячелетний период ее истории. Наиболее ранний текст, входящий в его состав,— победная песня пророчицы Деворы (Суд. 5) —датируется XIII в. до н. э., тогда как наиболее поздние книги — III—II вв. до н. э. В распоряжении современной науки имеются несколько изводов[3] Ветхого завета, которые отличаются друг от друга составом, расположением отдельных книг, их редакцией и текстом.

Даже беглое их сравнение показывает: канонизация ветхозаветных книг, т. е. выработка стандартной структуры Ветхого завета, отбор входящих в него книг и установление их нормативного текста, была результатом длительного исторического процесса.

Иудейская традиция (Бава Батра, 14 6-15 а)[4] относит запись книг Исайи, Притч, Песни песней и Екклесиаста ко времени царя Езекии (Хизкийаху)[5] (715—687 гг. до н. э.). В своем конкретном содержании это предание недостоверно; в нынешнем виде указанные книги сложились гораздо позже. Оно свидетельствует, однако, что царь Езекия предпринимал запись книг, вошедших позже в ветхозаветный канон, что и дало возможность позднейшим законоучителям произвольно соотнести с этим фактом письменную фиксацию некоторых ветхозаветных сочинений.

В V в. до н. э. (около 444 г. до н. э.) было окончательно канонизировано и приобрело силу непререкаемого закона Пятикнижие. Это был один из поворотных моментов в истории иудейского общества. Столетием ранее, в 538 г. до н. э., персидский царь Кир разрешил иудеям, которых вавилоняне после разгрома Иудейского царства в 587 г. до н. э. переселили в Месопотамию, вернуться на родину и создать там привилегированную гражданско-храмовую общину. Ее политическим и духовным центром должен был стать восстановленный в Иерусалиме храм иудейского бога Яхве (Йахве)[6]. Этим Кир рассчитывал получить надежную опору своей власти в Палестине. Для иудейского общества возникновение подобной общины обозначало резкий разрыв с предшествующей традицией государственности, которая олицетворялась в облике светского правителя-царя. К власти пришло жречество.

Ветхий Завет и его мир img_3.jpg

Ездра читает народу Тору. Настенная живопись синагоги из Дура-Европос (III в. н. э. Месопотамия)

Илья Шифман - Мир Ветхого Завета

Библия, канонизированная христианской церковью, существенно отличается от иудаистского канона прежде всего тем, что здесь имеется Новый Завет — собрание книг собственно христианского происхождения, излагающих основы христианского учения и христианской мифологии. Книга, предлагаемая вниманию читателя, посвящена исключительно Ветхому Завету. Как иудейская религиозная традиция, так и христианская церковь окружают Библию ореолом святости и боговдохновенности. Само по себе представление о боговдохновенности того или иного литературного произведения вовсе не является характерной особенностью исключительно ветхозаветной литературы.

Не будучи в состоянии объяснить себе естественным путем процесс литературного творчества, люди в глубокой древности прибегали к тому, что им казалось наиболее простым и понятным, — к представлению, что этот процесс вызывается и направляется воздействием сверхъестественной силы, божества. Между тем если рассматривать литературное творчество с позиций современной науки, то становится ясным, что оно представляет собой процесс, вызываемый к жизни отражением в сознании автора реально существующей объективной действительности и выявляющий его реакцию, его отношение к ней.

С этой точки зрения, естественно, следует подходить и к текстам Ветхого Завета. Наиболее ранний текст, входящий в состав Ветхого Завета, — победная песня пророчицы Деворы (Суд. 5) — датируется XIII веком до н. э., тогда как наиболее поздние книги — III—II веками до н. э. В распоряжении современной науки имеются несколько изводов Ветхого Завета, которые отличаются друг от друга составом, расположением отдельных книг, их редакцией и текстом. Даже беглое их сравнение показывает: канонизация ветхозаветных книг, то есть выработка стандартной структуры Ветхого Завета, отбор входящих в него книг и установление их нормативного текста, была результатом длительного исторического процесса.

Иудейская традиция (Бава Батра, 146 — 15а) относит запись книг Исаии, Притч, Песни песней и Екклесиаста ко времени царя Езекии (Хизкийаху) (715—687 годы до н. э.). В своем конкретном содержании это предание недостоверно; в нынешнем виде указанные книги сложились гораздо позже. Оно свидетельствует, однако, что царь Езекия предпринимал запись книг, вошедших позже в ветхозаветный канон, что и дало возможность позднейшим законоучителям произвольно соотнести с этим фактом письменную фиксацию некоторых ветхозаветных сочинений. В V веке до н. э. (около 444 года до н. э.) было окончательно канонизировано и приобрело силу непререкаемого закона Пятикнижие.

Это был один из поворотных моментов в истории иудейского общества. Столетием ранее, в 538 году до н. э., персидский царь Кир разрешил иудеям, которых вавилоняне после разгрома Иудейского царства в 587 году до н. э. переселили в Месопотамию, вернуться на родину и создать там привилегированную гражданско-храмовую общину. Ее политическим и духовным центром должен был стать восстановленный в Иерусалиме храм иудейского бога Яхве (Йахве). Этим Кир рассчитывал получить надежную опору своей власти в Палестине. Для иудейского общества возникновение подобной общины обозначало резкий разрыв с предшествующей традицией государственности, которая олицетворялась в облике светского правителя-царя. К власти пришло жречество.

Илья Шифман - Мир Ветхого Завета

Илья Шифман - Мир Ветхого Завета - Содержание

  • Введение
  • Глава первая. Пророческое движение и книги пророков
  • Глава вторая. Пятикнижие
  • Глава третья. Исторические книги Ветхого Завета
  • Глава четвертая. Ветхозаветные писания
  • Глава пятая. Ветхий Завет в системе культуры древней Передней Азии
  • Краткая источниковедческая справка
  • Примечания
  • Указатель имен
  • Указатель географических названий и этнонимов
  • Библиография

Илья Шифман - Мир Ветхого Завета - Пророческое движение и книги пророков

Иудейско-израильский монотеизм сложился в обстановке ожесточенной идейной борьбы, которая была следствием и отражением острых социально-политических конфликтов, сотрясавших общество в первой половине I тысячелетия до н. э. Эти конфликты возникли в процессе формирования частнособственнических отношений, классового общества с присущей ему резкой имущественной и социальной дифференциацией и государства. Характерной чертой израильского государства, как и других государств древнего Ближнего Востока, было существование двух секторов — общинно- племенного и царского. Царский сектор составляли лица, находившиеся на царской службе и при царском дворе, получавшие землю и иное вознаграждение из царских фондов.

Рабы делали всякую работу по дому, работали в поле вместе со свободными домочадцами. Рабы могли быть подвергнуты избиению. Однако убийство раба наказывалось. Но если раб умирал от избиения не сразу, а через некоторое время, такое убийство оставалось безнаказанным. Рабу могли поручить и управление домом, и выполнение ответственных поручений; бывали случаи, когда рабы владели определенным имуществом, имели — с разрешения господина — семью и вели свое хозяйство. Во всех случаях рабы находились в личной зависимости от хозяина, и все, что у них было, юридически принадлежало господину. К началу I тысячелетия до н. э. в иудейско-израильском обществе в основном сформировались отношения частной собственности на землю.

Эти земли можно было продавать, покупать, дарить и пользоваться ими по усмотрению собственника. Законы о родовой земле не ставили непреодолимой преграды обезземеливанию мелких землевладельцев. Во-первых, они не препятствовали купле- продаже земли внутри рода, и такая операция не подлежала действию законов о Юбилейном годе. Во-вторых, срок от одного Юбилейного года до другого был достаточно велик, чтобы землевладелец, вынужденный продать свою землю, разорился окончательно и не имел бы возможности восстановить свое хозяйство.

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

Введение

Глава первая
Пророческое движение и книги пророков

Глава вторая
Пятикнижие

Глава третья
Исторические книги Ветхого завета

Глава четвертая
Ветхозаветные писания

Глава пятая
Ветхий Завет в системе культуры древней Передней Азии

Читайте также: