Шербургские зонтики краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Это был вполне банальный сюжет о девице из кабаре, которая вечерами танцует у столиков и водит домой клиентов, но одновременно добра, честна, отличная мать своему семилетнему мальчугану, неплохая хозяйка, а главное — преданно ждет некоего Мишеля, давно покинувшего ее.

Люди на экране запели. Не то чтобы вдруг спели песенку или какой-нибудь дуэт, как в оперетте, или арию, или ариозоНебольшая ария, форма речитатива со сложным аккомпанементом — прим. ред.. Нет, просто стали петь, вместо того чтобы разговаривать, и пропели фильм от первого до последнего кадра. Эффект получился необычный. Стало понятно, что в этом фильме герои по-иному общаться и не могут и не должны.

Исходное кадра — открытка, рекламный плакат, картинка из иллюстрированного журнала. Но они эстетизированы, просветлены, подняты в ранг искусства и хорошего вкуса: такие секреты превращения пошлого в прекрасное известны художеству.

Что же касается самой истории, то она стара как мир, и проста, как все вечные бродячие сюжеты. Это история любви, разлуки и верности, которая не выдержала испытания.

Что хотел нам сказать таким финалом Жак Деми? К какому итогу привел свою картину? Вот это все же не вполне понятно. Может быть, здесь сказано, что за стенами таких рождественских домиков свои трагедии, свои страсти, свои незалеченные раны? Что их идилличность обманчива? Что катаклизмы войны, общественные события врываются и в эту уютную, игрушечную обывательскую жизнь?


Музыкальная мелодрама, ставшая первым мюзиклом о пролетариате, с импрессионистической стилистикой и положительным влиянием на современное кино

ШЕРБУРСКИЕ ЗОНТИКИ: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КРАСОТА

Музыкальная мелодрама, ставшая первым мюзиклом о пролетариате, с импрессионистической стилистикой и положительным влиянием на современное кино

Музыкальная мелодрама, ставшая первым мюзиклом о пролетариате, с импрессионистической стилистикой и положительным влиянием на современное кино


В центре внимания Деми – автомеханик Ги Фуше (Нино Кастельнуово) и его возлюбленная Женевьеве Эмери (Катрин Денёв), которая работает в магазине зонтов. В соответствии с законами жанра их любовь проходит проверку временем. Главная особенность ленты – все герои изъясняются единственно при помощи пения.

Парафраз известного революционного принципа характеризует тут отношение различных социальных классов к любви в частности и к жизни в целом.


Показательно, что в заключительной сцене картины старые знакомые встречаются вновь. Но на этот раз антураж меняется. На место модного магазина обосновалась автозаправка. Так и в жизни персонажей яркая весна и разноцветное лето уступают место осенним будням, в которых, однако, можно найти своё неповторимое очарование.

Моё почтение! В сегодняшней статье речь пойдёт об одной из самых известных французских мелодрам - чрезвычайно сентиментальном фильме-опере "Шербурские зонтики" (1964) режиссёра Жака Деми. Чем же так примечательна эта кинолента? Яркая цветовая гамма - первое, что бросается в глаза зрителю. Самое настоящее буйство красок и оттенков. Красивые актёры, которые пропели все свои диалоги от начала и до конца. Невероятно красивая, проникновенная и романтическая музыка композитора Мишеля Леграна. "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля 1964 года.

Сюжет довольно прост и повествует о первой любви юной Женевьевы Эмери, продавщицы зонтиков в магазине своей матери, и молодого автомеханика Гийома "Ги" Фуше. Эта парочка имела все шансы и право на счастливую семейную жизнь, но молодого человека призывают на военную службу на два года и отправляют в Алжир, где идет война, поэтому Ги вернется не скоро. "Где бы ни был ты, я тебя жду",- жалобно поёт ему на прощание заплаканная красотка Женни. А к его возвращению она уже успевает выйти за другого. Совсем недавно, спустя почти двадцать лет, я вновь пересмотрела этот фильм, и всё происходящее на экране воспринималось уже совершенно по-другому. А почему, казалось бы, такое сильное чувство героев не выдержало испытания вынужденной разлукой?

Что можно сказать о Женевьеве? Безусловно, она обладает завидной красотой. В свои семнадцать лет Женни ни к чему особенно не стремится, кроме как к скорейшему замужеству с обожаемым Ги. Вот, пожалуй, и всё. Разумеется, у мадам Эмери на жизнь своей единственной и любимой дочери совершенно другие планы. Она не готова принять тот факт, что Женевьева собирается выскочить за бедного автомеханика, простого работягу. Мать героини не воспринимает её чувства, считая "любовь к простому лицу напротив" несерьёзной. Отчасти старшую Эмери можно понять, ведь она лишь только желает для дочери лучшей доли.

Вскоре Женевьева понимает, что ждёт ребёнка от любимого Ги, а письма от него приходят всё реже. Из-за войны все увольнительные под запретом. А после ранения Гийома и его попадания в госпиталь, Женни больше не получает никаких вестей. О чём она могла подумать? Об измене и предательстве любимого? Скорее всего, если бы не давление со стороны мадам Эмери, Женевьева не согласилась бы так скоро выйти замуж за месье Кассара, "милого" и состоятельного ювелира, который к тому же очень хорош собой. Он готов спасти от банкротства, а заодно стать отцом будущего ребёнка Женни. А что ей остается? Ведь она ещё и считает себя обязанной своей матери. Романтические чувства вынуждены уступить реалиям действительности.

В попытке забыть Женевьеву и достойно начать новую жизнь, Гийом решает жениться на своей хорошей знакомой Мадлен. Эта девушка давно влюблена в него и вполне может сделать его счастливым. Нет, Ги не сдался, просто он попытался принять всё, как есть.

Спустя пять лет, неожиданная встреча Гийома и Женевьевы показала им, что теперь уже они стали совсем чужими друг другу. Прошло слишком много времени, и былых чувств уже не вернуть. Говоря Женевьеве, что он счастлив, Ги подтверждает это.

Так почему же первая любовь героев не выдерживает расстояния, проверку временем и испытания вынужденной разлукой? Возможно потому, что искренние чувства вдруг стали заложниками обстоятельств, которые, увы, были сильнее. Кстати, уже ровно через десять лет на советские экраны выйдет чудный фильм "Романс о влюбленных" (1974), где сюжет во многом будет повторять события "Шербурских Зонтиков". Любовь, разлука, утрата, потом встреча двух уже совершенно чужих друг другу людей и их разное счастье.

Актеры: Катрин Денёв (Женевьева), Нино Кастельнуово (Ги Фуше), Анна Вернон (мать Женевьевы), Марк Мишель (Ролан Кассар), Элен Фарнер (Мадлен), Мирей Перрей (тетушка Элиза).
Режиссер: Жак Деми
Жанр: Мелодрама, мюзикл.
Содержание: Семнадцатилетняя Женевьева торгует зонтиками в семейном магазинчике. Ги - автомеханик. Молодые люди любят друг друга и собираются пожениться даже вопреки воле матери девушки, которая считает, что бедный Ги - не пара ее дочери. Но неожиданно Ги забирают в армию. Влюбленным предстоит разлучиться на два года. Расставаясь, они обещают ждать друг друга. Но время течет так медленно, семейный бизнес медленно, но верно приходит в упадок. Вдобавок Женевьева беременна, а на горизонте появляется богатый, симпатичный и порядочный поклонник.

ем чаще пересматриваю этот фильм, тем больше убеждаюсь, что он отнюдь не так прост, как кажется. Кто же из четырех главных героев обрел долгожданное счастье? Все - или никто?

Мне она не понравилась сразу. Типичная мещаночка, точная копия своей матери, заботливо расставляющей сети на богатого жениха и деликатно избавляющая дочь от привязанности к бедному. Каждый день - новое платье, новое пальто. Отвращение к запаху бензина и растущему животу, портящему фигуру. Непонятно как возникшая влюбленность в бедного парня (неужто лишь наперекор матери?).

Немногим старше семнадцатилетней Женевьевы, такой же юный и наивный. В его рабочем шкафчике - фото красивых женщин, а в глазах - любовь к красивой женщине. Они с Женевьевой искренне влюблены друг в друга, не замечая того, что знает умудренная жизнью мадам Эмери: из счастливых влюбленных получилась бы несчастная пара. Уже сейчас они не могут договориться, кого хотят - мальчика или девочку. Автомастерскую или магазин зонтиков. Но когда это останавливало тех, у кого на глазах розовый флер?

Красивый, состоятельный и порядочный мужчина. Однажды он уже обжегся, но по-прежнему верит в любовь. Ради прекрасных глаз Женевьевы готов выставить себя полным дураком, сначала покупая чуть ли не фальшивое колье, а потом женясь на беременной от другого красавице, оказавшейся в затруднительном финансовом положении. Жаль, Женевьева едва ли когда-либо поймет и оценит свое счастье, измеряющееся не полученными долларами, а благородным характером мужа.

Хорошая простая девушка, под стать Ги. Странно, что, ослепленный Женевьевой, он не рассмотрел ее сразу. Счастье-то находилось много лет под одной крышей с ним! Мадлен хороша собой и умна. И, в отличие от Женевьевы, умеет ждать свое счастье. И дожидается его.

о все же - хоть один-то из четверых счастлив?

, сумевший закрыть глаза на то, что Женевьева фактически продалась ему за деньги (недаром проститутку в фильме зовут как раз Женни - весьма прозрачный намек!). Вряд ли. Иначе почему Женевьева в конце фильма одна ездила за дочерью (кстати, Франсуазой) к матери мужа? И, судя по ее словам, и путешествовать собирается одна?

? В душе мещанка, она все же получила то, о чем втайне мечтала - богатство? Пусть и ценой отказа от настоящей любви? Сомневаюсь. Она выглядит вполне довольной жизнью. Но ее глаза уже не светятся так, как светились раньше. Ведь деньги сами по себе никого не могут сделать счастливым.

? Возможно. Лучшей жены он и пожелать себе не мог. Да и белая мастерская, как мечталось в юности, - его. И сына, как по заказу, родила ему Мадлен. И все же блеск в его глазах уже не тот. И ни разу он не признается в любви Мадлен. Так и хочется воскликнуть: "Не будь дураком, раскрой глаза, пока вторично не прозевал свое настоящее счастье!" Но пока Ги, увы, слеп и продолжает играть роль счастливого семьянина, не подозревая, что на самом деле счастлив.

? Очень вероятно. Она долго (и правильно) колебалась, неуверенная в искренности чувств Ги. И все же любовь и желание быть счастливой победили осторожность. Она вышла замуж за любимого и родила его сына. Вот только мальчика отец назвал Франсуа. И все же Мадлен выглядит по-настоящему счастливой. Возможно она достаточно умна не только для того, чтобы не выйти рано замуж, но и для того, чтобы закрыть на некоторые вещи глаза. А, возможно, она знает то, чего не знает пока и сам Ги: что ее муж по-настоящему счастлив.

емало зрителей в конце фильма пролили слезы, видя, как Женевьева и Ги вновь расстаются, на этот раз навсегда. Но разве после предательства Женевьевы у них был хоть единый шанс возродить прежние отношения? Тем более прошли годы, оба повзрослели, помудрели. Ги не простит Женевьеву. Женевьева не откажется от богатства, даже ради Ги. И оставшаяся детская влюбленность уже ничего не изменит. И напрасно их дети стучат и сигналят: матери вежливо попросят их не делать этого. Ни к чему в нашем мире делать то, чего просит душа и сердце. Куда безопаснее слушаться разума. И быть просто довольными жизнью, если так непросто быть счастливыми.

А это публикация к 50 — летию выхода фильма на экраны:

На волнах радио и с эстрады, на французском, русском и суахили, в ресторане и в самолете - где угодно! - до сих пор звучат и волнуют сердца леграновские мелодии, ставшие знаменитыми и любимыми благодаря одному французскому фильму.

Пусть бегут столетья -

Я зимой и летом буду

Где бы ни был ты,

Стихотворение в музыке и цвете

Разделенная на три акта - Отъезд, Разлука, Возвращение - и помещенная в милый городок Шербург на побережье Нормандии, история любви продавщицы зонтиков Женевьев (прекрасная 20-летняя Катрин Денев) и автомеханика Ги (Нино Кастельнуово) превращается в сказочную фантазию. Способствовали этому технические приемы авангардного кино. Взять хотя бы метод съемки: большинство сцен были сняты не в павильоне киностудии, а прямо на улицах Шербурга, что в то время было ново. Больше того, стены городских зданий специально перекрашивались в разные тона, чтобы передать настроение каждого отдельного эпизода. Цвета одежды героев - тоже не просто дань красоте и моде, это изначально нечто большее. Женевьев бежит на свидание с Ги в радостно-желтом плаще, провожает любимого в беззащитно-искренне-белом, тоскует - в платье нежно-голубой грусти, встречается вновь - в строгом коричневом манто. Последний поцелуй Ги и Женевьев зритель видит на фоне стен,

окрашенных в ярко-розовое с зеленым. В сценах свидания Ги и Мадлен преобладают красные цвета страсти.

Что интересно, последний и решающий эпизод в судьбе героев также связан с цветом. В начале 1970-х пленка, на которой снимался фильм, утратила яркость, экранные копии износились - фильм необходимо было срочно реставрировать. Деми предвидел это и попросил сохранить в архиве негативы фильма, благодаря чему удалось сохранить параметры каждого цвета. Но. уже после смерти режиссера. Реставрацию, на которую требовалось 80 тысяч франков, продюсер фильма Мэг Бодар сочла неоправданной. Позже осознали, что Жак был прав: пленка действительно безнадежно поблекла. И лишь в начале 90-х негативы из национального киноархива Франции передали вдове Жака Деми Аньес Варда (она тоже известный режиссер), которая и занялась реставрацией. В 1996 году фильм был спасен и вновь вышел на экраны.

Фильм и сегодня обладает каким-то особым ароматом и обаянием. Не случайно критики называли его стихотворением в музыке и цвете!

Актеры и роли

Читайте также: