Шепоты и крики краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Первая моя ассоциация с "Шепотами" - это красный цвет. Здесь красный - цвет болезни, точнее - болезненности, потому что болезнь локальна, а болезненность - пронизывает тело и душу человека. У конкретной болезни есть названия, а болезненность - такое состояние, когда не хочется придумывать никаких названии, вообще невозможно думать. Не случайно у главной героини - умирающей Агнес - болезнь, название которой нам неизвестно. Две ее сестры здоровы физически, но больны духовно - глубоко и смертельно.
Но нужно понимать, что у Бергмана смерть - особая тема. Грань между жизнью и смертью у него растворяется. В результате сестры Карин и Мария - мертвы при жизни, так как не способны любить и сострадать, а обладавшая (видимо) этими качествами Агнес остается в мире живых после смерти. У Бергмана нет абсолютной смерти, но, возможно, есть абсолютная жизнь - служанка Анна является чуть ли не воплощением идеальных человеческих качеств.

"Шепоты и крики" - наверное, самый интуитивный фильм шведского классика. Сюжет основан на образах и видениях, который приходили в сознание Ингмара. Малейшие детали съемочного процесса - декорации, одежда, операторская работа и пр. - выбирались интутитивно. Наверное, поэтому фильм так сильно воздействует подсознательно - если, конечно, зритель готов к этому воздействию.

Ингмар Бергман:
"Все мои фильмы могли быть черно-белыми, кроме "Шепотов и криков". В сценарии написано, что я задумывал красный цвет как выражение сути души. Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона, некоего громадного парящего крылатого существа - наполовину птицы, наполовину рыбы. Но внутри дракон был сплошь красный".

Kasablanka:
"Бергман делает самих героинь предметами интерьера — обыгрывая их мертвенно белые, до стерильной чистоты, или чёрные, фактурные платья на фоне стен покрытых вызывающе красным. И, этот диссонанс цветов, матовых и блестящих поверхностей, резьбы на буфете чёрного дерева, разлитого вина из бокалов с тонкой гравировкой, золотого обреза дневника Агнесс, прозрачных кружев зонта Марии, и сетчатой дымки вуали Карен, создаёт мир".


Агнес (Харриет Андерссон)


Карин (Ингрид Тулин)


Анна (Кари Сильван)


Режиссер: Ингмар Бергман
Страна: Швеция
Год: 1972

Это тупик, дающий нам повод оглядеться вокруг. Попробовать концептуализировать повторяющиеся мыслительные мотивы мастера, заменив ими сложную теорию фильма, которую невозможно обнаружить внутри текстов Бергмана, и посмотреть глазами анатома буржуазии на оставленное им наследие иначе, оставив в стороне завораживающие иллюзии снов.


Достаточно бросить самый беглый взгляд на культуру Швеции второй половины прошлого века, как становится понятным, что обращение к теологической тематике, которое принято объяснять влиянием отца, протестантского пастора, оказывается недостаточным для интерпретации творчества режиссера, ведь немало светских художников вышло из религиозных семей. В данном случае, дело заключается в том, что построение государства всеобщего благоденствия, осуществленное социал-демократическим правительством благодаря давлению на буржуазные элиты, открыло дорогу к коренному переустройству общества – рациональной социальной инженерии, а вместе с ней – атеизму.



Обе женщины, страдая от напряжения, образовавшегося между ними в результате обретения себя в лоне буржуазного брака, не стремятся преодолеть его основополагающих структур. Карин очень легко занимает место супруга, расчетливым взглядом пробегая домовые книжки, с целью выгодней продать поместье после смерти Агнес. Мария тоже рассчитывает на долю, хотя вслух об этом не говорит. Смягчить сердце сестры – вот более безопасный путь к доходу от наследства. В конце фильма, прощаясь, две сестры вновь почувствуют трещину в отношениях: каждая из них лишь забрала, что хотела, и страсти, которым они поддались в поисках чего-то общего, утратят какое-либо значение. Рисуя своих героинь, Бергман неосознанно для себя попадает в ловушку патриархального восприятия отношений между женщинами, изображая их коммуникацию и сопротивление исключительно в биологическом или, чаще всего, репродуктивном поле [12].



Фильм, который поднимает, пожалуй, одну из острейших тем: отношения в семье, любовь и принятие, что делать, если не связанные кровью люди оказываются роднее, чем так называемые самые близкие.

Все мы (хорошо, может, за всех не стоит, но точно многие) воспитаны в риторике того, что родственников не выбирают, их обязательно нужно любить, за все прощать, в любом случае общаться и вообще жертвовать для них собой. Немедленно сложите на алтарь семейных ценностей все, что у вас есть. НЕМЕДЛЕННО! А затем смотрите, как это топчут и жгут, ибо никому не нужны ваши жертвоприношения. Прекрасный Бергман показывает, как женщина, разрываемая агонией, умирает вовсе не от какой-то там болезни, а от нелюбви. С детства она чувствовала себя ненужной, одинокой, покинутой; ревновала мать к другим сестрам и ждала лишь попреков. И та боль, которая появилась в маленькой девочке, с годами разрослась в нечто неуправляемое.


В финале Бергман легким движением выдает, что шепоты и крики, которые постоянно слышала героиня (болевшая), стихли однажды — когда рядом были сестры и заботливая сиделка (с которой не обошлось без телесного тепла), они были спокойны, дружелюбны и вполне радостны. Вот это ощущение гармонии, любви и просто счастья и стало тем светом, который победил тьму с ее шепотами и криками.

Параллельно, конечно, эта тема (поиска себя, любви, понимания) раскрыта и в линиях других героинь. И это дает дополнительную почву для рассуждений о том, что неудовлетворенная жажда любви и понимания из детства тянется через всю жизнь. Невротические перепады настроения, неуверенность в себе, сознательный отказ от чувственности либо гипертрофированная демонстрация ее — все это следствия тех детских проблем, которые взрослые люди не могут решить. Какими бы мудрыми и сильными они себя ни считали.

Это фильм о том, как люди ищут и не могут найти безопасной близости. Поиски такой близости происходят в семье и оттого особенно больно. Три сестры, почти по Чехову собрались в родительском доме, где умирает одна из них. Она находится на попечении служанки, которая является по сути единственным близким человеком. Сестры брезгуют ей и ждут ее смерти, только служанка дает ей капельку любви… Одна сестра флиртует с любовником из прошлого. Другая режет себя лезвием отказывая мужу в близости. В какой-то момент происходит их сближение, но это фантом и обман. Они снова возвращаются к пустой жизни и холоду.

Хочется написать несколько слов и о служанке. Она жила чужой жизнью и дарила тепло потому, что его просто некуда было деть. Это тоже служение и тоже болезнь - дарить тепло, даже если нет ничего в замен часто спасение не только для того, кому его дарят- в данном случае умирающей, но и для того, кто дарит. Найти то, чем можно жить не так уж и мало. Часто мы просто никому не нужны вообще и не нужны себе, но что бы это скрыть ищем как разделить близость и верим в то, что это можно сделать безопасно.

простое испытание. Возможно моя жизнь была сформирована прочитанным в раннем детстве Герценом. Его уверенность в безграничной ценности человеческой личности и яркий протест против подавления личности ради любых, даже самых благотворных для общества идей стали моими основными ценностями. Бергман так ложиться на мою душу еще и потому, что он как никто обращен именно к человеческой личности.

Содержание

Сюжет

Действие происходит в большом (предположительно, родовом) имении в присутствии трёх сестёр — Агнес, Карин и Марии. Агнес очень больна, и преданная служанка Анна ухаживает за ней и морально её поддерживает. Напряжённые многолетние отношения между этими четырьмя женщинами лежат в основе сюжета.

Агнес — больна туберкулезом, на протяжении всего фильма вспоминает моменты из детства, очень верующий человек. Мать, которую Агнес так любила на протяжении всей своей жизни, по сюжету фильма не очень-то любила. Скорее, у матери была большая любовь к Марии, нежели к Карин и Агнес. Похоже, Агнес это чувствовала с самого детства.

Сложные отношения, конечно, когда в доме три сестрёнки, вместе с тем они вспоминают поочерёдно свое беззаботное и удивительное для них детство, о том как они играли, веселились, смеялись, шептались. В детстве всё по-другому. В настоящее время они подсознательно ненавидят друг друга. Единственным преданным человеком в их семье является служанка Анна, которая помимо своих обязанностей, ухаживает за больной Агнес.

Она делает всё с любовью, просто и по-человечески, а не как прислуга, в то время, как остальные две её сестры, мучаются от происходящего в этом доме — каждая думает только о себе, никакой любви, страдание и ненависть сестёр друг к другу. Каждая из них по-своему несчастна.

Карин — самая завистливая, немного жестокая, не может успокоиться, испытывает наслаждение от грубости, постоянно чем-то недовольна, как в сексе, так и в жизни в целом.

Мария — более мягкий и весёлый человек, но по всей видимости, не удовлетворена своим существованием. В отсутствие мужа, когда тот пребывает в командировках, она утешается с врачом, который на протяжении всей болезни Агнес присматривает за ней.

После долгих мук своей болезни — Агнес умирает с открытыми глазами, которые закрывает ей служанка Анна, Мария в этот момент плачет, а на лице Карин наблюдается нечто, похожее на сожаление, но вместе с тем - одновременно и на боль, и на радость утраты. Холодный расчёт и избавление от мук. Сцена, с пришедшим поутру священником, не продолжительная, но очень показательная, в отличие от американских цитат, произнесённых священником во время отходной молитвы.

Заключительная сцена фильма сопровождается прекрасной музыкой Баха и Шопена поочерёдно — в тот момент, когда сестры со их мужьями сидят на дорожку. Уезжая из поместья, где прожили всю жизнь, они решают отпустить служанку Анну и предлагают ей взять на память всё, что она пожелает из вещей своей любимой госпожи Агнес. Анна категорически отказывается, несмотря на свою любовь к Агнес. Поблагодарив Анну, сестры со своими мужьями уезжают из поместья, но Мария, взяв у мужа некую сумму денег, даёт их Анне в знак своей признательности к ней за всё, что она сделала для их семьи.

И в качестве эпилога в заключение картины, Анна зажигает свечу. Достав дневник Агнес, взятый тайно на память, она читает. голос за кадром в сопровождении музыки Шопена, эпизод молодости трёх сестёр — как они беззаботно гуляли в парке со своей служанкой Анной и бежали к своей любимой качели, на которую садились втроём. Качель раскачивала преданная и заботливая служанка Анна, которая теперь читает эти строки и, как ни странно, не плачет.

Шикарный камерный фильм в лучших традициях Ингмара Бергмана.

"Вот так замолкают шёпоты и крики". (И. Бергман)

В ролях

  • Харриет Андерсон — Агнес
  • Кари Сюльван — АннаКаринМарияДавид, доктор
  • Андерс Эк - Исак, священник

Награды и номинации

Фильм собрал коллекцию из 20 побед и 7 номинаций на различных кинофестивалях, среди которых:

Читайте также: