Схема оповещения в режиме повышенной готовности в доу

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 578/365

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7611.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст.515.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Е.Н.Зиничев

Министр
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.И.Шадаев

в Министерстве юстиции

26 октября 2020 года,

регистрационный N 60567

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 578/365

Положение о системах оповещения населения

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2895; 2020, N 15, ст.2233.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст.1014; 2020, N 29, ст.4510.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2020, N 29, ст.4504.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2020, N 30, ст.4767.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2011, N 30, ст.4596.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,1992, N 7, ст.300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст.1134.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2020, N 27, ст.4185.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст.6454.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121, 2020, N 15, ст.2275.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.6165; 2019, N 40, ст.5570.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст.2274.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст.5749.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 51, ст.7431; 2019, N 22, ст.2829.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4239.

2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Портал детской безопасности МЧС России

ГО и ЧС в ДОУ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГО и ЧС

(просмотр)

Федеральный закон от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности"

(просмотр)

Федеральный закон от 06.03.2006г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму"

(просмотр)

Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

(просмотр)

Федеральный закон от 09.01.1996г. №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"

(просмотр)

Указ Президента РФ от 12.05.2009г. №357 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года"

(просмотр)

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007г. №304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

(просмотр)

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003г. №547 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

(просмотр)

Приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи в РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006г. №422//90/376 "Положение о системах оповещения населения"

(просмотр)

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000г. №841 "Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны"

(просмотр)

Приказ МЧС России от 12.12.2007г. №645 "Нормы пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"

(просмотр)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009г. №47 "Санитарные правила и нормативы СанПин 2.6.1.2523-09 "Нормы радтационной безопасности (НРБ-99/2009)"

(просмотр)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010г. №40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)"

ПАМЯТКИ ПО ГО и ЧС

(просмотр)

Действия работников при угрозе или совершении террористического акта

(просмотр)

Действия работников при аварии на химически опасных объектах

(просмотр)

Действия работников при наводнения

(просмотр)

Действия работников при авариях на радиационно опасных объектах

(просмотр)

Действия населения при авариях на объектах с выбросом АХОВ

(просмотр)

Правила использования противогаза ГП-7Б

(просмотр)

Рекомендации по применению препаратов йода населением для защиты организма от радиоактивных изотопов йода

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ГО и ЧС В МБДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 43:

1.Норативно-првовые документы по ГО и ЧС.

3.Памятки по ГО и ЧС.

5.План эвакуации на случай возникновения ЧС.

6.Должностная инструкция, уполномоченного на решение задач в области ГО ЧС.

7.Приказ о назначении ответственного, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

8.Функциональные обязанности заведующего МБДОУ детского сада № 43 по руководству гражданской обороной.

9.Положение об объектовом звене ОТП РСЧС.

10.Положение об объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям.

11.Состав объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.

12.Положение о штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МБДОУ детского сада № 43.

13.Положение о гражданской обороне.

14.Приказ о создании объектового звена по предупреждению и ликвидации ЧС в ДОУ.

15.План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МБДОУ детского сада № 43 (на согласовании).

16.План по обеспечению безопасности в случае возникновения ГО и ЧС в МБДОУ детском саду № 43.

17.Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС в мирное время.

  1. Комплексный план работы по формированию основ ОБЖ у воспитанников.

19. Приказ о создании комиссии по чрезвычайным ситуациям ГО ЧС в МБДОУ детском саду № 43.

20. Программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

21.Схемы оповещения и взаимодействия на период чрезвычайных ситуаций.

22.Схема мест эвакуации.

23.Отчёты по занятиям ГО и ЧС.

24.Приказ об итогах работы МБДОУ детского сада № 43 в области гражданской обороны и организации подготовки персонала в области ГО и действиям в ЧС природного и техногенного характера в 2019 году и задачах на 2020 год.

Основными задачами ГО является:

- Защитить население от последствий ЧС (стихийных бедствий, природных катаклизмов, пожаров, аварий и т.д.);

- Разработать меры по возможному прогнозированию и предотвращению ЧС;

- Оповестить население о ЧС и мерах устранения их последствий;

- Организовывать и проводить работы по ликвидации всех последствий ЧС;

- Накопление и обмен опытом решения проблем, связанных с ЧС;

- Ознакомить население с правилами безопасной жизнедеятельности.

территориальным органам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по организации оповещения и информирования органов управления населения при возникновении (угрозе) чрезвычайной ситуации

Организация работы ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России по оповещению и информированию органов управления и населения

Алгоритмы действий должностных лиц ОДС по оповещению и информированию населения

Приложение № 1. Порядок работы ОД НЦУКС по организации оповещения и информирования при возникновении ЧС (происшествии)

Приложение № 3 . Выписка из Регламента деятельности информационных центров общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения

в местах массового пребывания людей

Приложение № 5 . Схема организации информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций

Приложение № 7 . Информационно-справочные материалы по системам телекоммуникаций, организации оповещения и связи субъекта Российской Федерации.

Приложение № 8 . Схема организации оповещения информирования муниципального района.

Приложение № 9 . Схема организации оповещения и информирования городского округа.

Приложение № 1 0 . Схема организации оповещения и информирования городского поселения.

Приложение № 1 1 . Схема организации оповещения и информирования сельского поселения.

Приложение № 1 2 . Схема организации оповещения и информирования потенциально-опасного объекта.

Перечень сокращений, применяемых

в методических рекомендациях по организации оповещения и информирования населения при возникновении (угрозе) чрезвычайной ситуации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

центр управления в кризисных ситуациях

оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций

старший оперативный дежурный

автоматизированное рабочее место

оперативная дежурная смена

информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

потенциально опасный объект

I . Общие положения

Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих доведение в минимально короткие сроки информации об угрозе или возникновении ЧС до территориальных органов МЧС России и населения.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Настоящие методические рекомендации разработаны для выработки единых подходов в действиях ОДС НЦУКС территориальных органов МЧС России, по организации информирования и оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях (происшествиях), техногенных пожарах и способах защиты населения и территорий.

Организация информирования и оповещения населения организуется по пяти основным направлениям (приложение № 1):

региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения, локальные системы оповещения на ПОО;

терминальные комплексы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);

радио и теле перехват на центральных и региональных телевизионных каналах и радиостанциях;

применение громкоговорящих систем, установленных на автомобилях оперативных служб в районах, где отсутствует вышеперечисленные системы.

Работа по информированию и оповещению населения организуется на основе данных паспорта территории (раздел оповещения и информирования населения приложение №2) специалистами ОДС по своим направлениям.

В данных методических рекомендациях рассмотрен порядок действий личного состава ОДС НЦУКС по проведению информирования (оповещения) населения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях.

II . Организация работы ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России по оповещению и информированию органов управления и населения

Для организации работ по оповещению и информированию органов управления и населения субъектов Российской Федерации в ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России должны быть разработаны и утверждены руководящие документы по организации оповещения и информирования органов управления и населения. В ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России должно назначается должностное лицо, ответственное за организацию оповещения и информирования органов управления и населения, которое координирует действия специалистов ОДС по информированию и оповещению населения в районе ЧС.

Организация и порядок работы по оповещению и информированию органов управления и населения рассматривается на примере ОДС НЦУКС (приложение № 1).

Оперативный дежурный ежедневно уточняет в структурных подразделениях центрального аппарата Министерства списки – сотрудников, входящих в состав ОШ УКС МЧС России и сотрудников, входящих в состав экспертных групп ОШ УКС МЧС России (приложение № 9), формирует и утверждает их у начальника Национального центра списки оповещения членов ОШ УКС МЧС России и членов экспертных групп.

Штаб НЦУКС ежедневно уточняет и представляет оперативному дежурному ОДС список оповещения руководящего состава НЦУКС (приложение № 9).

Оперативный дежурный передает оперативному дежурному пункта управления связью и телекоммуникаций списки оповещения ОШ УКС МЧС России и руководящего состава НЦУКС для внесения их в автоматизированную систему оповещения АСО-16 (АСО-24).

При проведении оповещения должностных лиц заполняет таблицу контроля оповещения (приложение № 10).

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Помощник оперативного дежурного отвечает за проведение оповещения территориальных органов МЧС России и частей (учреждений) центрального подчинения МЧС России по аппаратуре централизованного автоматического оповещения.

Оповещает членов рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Доводит информацию по ЧС (происшествию) по телефону ОД ФСБ РФ, ОД МВД РФ, ДГ ЦКП ГШ, приемную Президента РФ, пресс-службу Президента РФ, приемную Руководителя администрации Президента РФ, приемную Председателя Правительства РФ, пресс-службу Председателя Правительства РФ, приемную Руководителя администрации Председателя Правительства РФ. Докладывает старшему оперативному дежурному по окончанию оповещения и замечаниях по прохождению информации. Осуществляет контроль за использованием РАСЦО, локальных систем оповещения.

При проведении оповещения должностных лиц заполняет таблицу контроля оповещения (приложение № 10).

Начальник оперативной дежурной смены отвечает за доведение информации о ЧС (происшествии) до руководства МЧС России и руководства НЦУКС.

Начальник смены ставит задачу ОДС на подготовку документов руководству Министерства. Доводит информацию до Директоров департаментов пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил ГО, территориальной политики, надзорной деятельности, международной деятельности, административного департамента, начальнику Управления федеральной поддержки территорий, первого заместителя начальника НЦУКС, заместителя начальника НЦУКС по экстренному реагированию и начальника центра оперативного реагирования. Организует ведение таблиц контроля оповещения специалистами ОДС.

При проведении оповещения должностных лиц заполняет таблицу контроля оповещения (приложение № 10).

Докладывает СОД о выполненных мероприятиях.

Оперативный дежурный пункта управления связью и телекоммуникацией отвечает за оповещение руководящего состава министерства, НЦУКС и дежурно-диспетчерских служб ФОИВ по автоматизированным системам оповещения АСО-16 (АСО-24).

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Оперативный дежурный ОКСИОН отвечает за организацию информирования и оповещения населения в местах массового пребывания о чрезвычайной ситуации (происшествии) в зоне ответственности ОКСИОН с использованием терминальных комплексов ОКСИОН (приложение № 6),.

С получением указаний на вывод оперативной информации оперативный дежурный ОКСИОН формирует блок оперативного информационного материала (приложение № 7), согласовывает его со старшим оперативным дежурным и осуществляет вывод его на терминальные комплексы в зоне ответственности ОКСИОН, и доведение до населения оперативной информации по:

правилам безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации;

маршрутам эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;

наличию систем обеспечения безопасности (противопожарной службы, инженерной защиты и т.д.);

номерам телефонов и местонахождению служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и др.) и другие сведения.

В своей работе дежурный ОКСИОН руководствуется регламентом работы по организации информирования населения при возникновении (угрозе) ЧС (приложение № 5).

Контролирует прохождение блока оперативной информации на терминальных комплексах через камеры видеонаблюдения и докладывает старшему оперативному дежурному о проведенной работе.

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

Специалист по средствам массовой информации отвечает за доведение информации до руководства управления информацией МЧС России и мониторинг средств массовой информации по ЧС.

Специалист по средствам массовой информации доводит информацию о ЧС (происшествии) до руководства управления информацией и управления воспитательной работы. Выявляет расхождения между транслируемой (поступающей со СМИ) и оперативной (данные оперативной смены) информацией. Докладывает о данных расхождениях старшему оперативному дежурному. Доводит полученную из СМИ информацию до управления информацией, СОД и ОД. Доводит информацию об ошибочных данных (если такие имеются), передаваемых по СМИ до руководства управления информацией, с целью размещения в СМИ достоверных данных о ЧС (происшествии). Готовит и после согласования размещает информацию о ЧС на сайте. Осуществляет контроль за доведением информации по теле и радиоканалам на основе данных паспорта территории. В своей работе специалист по СМИ руководствуется регламентом работы специалиста по мониторингу СМИ (приложение № 11).

Проверяет паспорт территории по своему направлению деятельности, доводит информации по недостаткам до ОДС ЦУКС территориальных органов. Контролирует устранение недостатков.

III . Алгоритмы действий должностных лиц ОДС по оповещению и информированию населения

Для оптимизации работы должностных лиц ОДС по оповещению и информированию населения в НЦУКС разработаны алгоритмы действий, и таблицы контроля работы позволяющие проводить и контролировать ход оповещения.

Читайте также: