Схема охраны здания и территории школы

Обновлено: 06.07.2024

План охраны объекта (ПОО) – основополагающий документ организации безопасности компании. Он состоит из плана-схемы здания, инструкций для персонала о порядке действий при внештатных ситуациях, определяет нормы организации безопасности, пропускного режима.

Перед составлением ПОО изучается прилегающая территория, каждый этаж здания, системы коммуникаций, режим работы организации. Определяются наиболее уязвимые места для проникновения злоумышленников, разрабатывается порядок защиты, действий в случае несанкционированного проникновения.

При подготовке ПОО в обязательном порядке изучается состояние освещения на объекте, маршруты передвижения сотрудников и транспорта, режим работы. По каждому пункту составляется план мероприятий, после этого согласуется и совместно утверждается СБ с руководством компании.

Схема охраны объекта

Представляет собой схематичное изображение поэтажного плана задания с прилегающей территорией не менее 500 метров.

Схема охраны объекта содержит данные:

Задача составления схемы и ПОО сводится:

  • к разработке алгоритма действий по защите охраняемого здания, территории, персонала, ценностей;
  • обеспечение внутреннего порядка, пропускного режима подохранного предприятия;
  • предупреждение незаконных хищений, нанесения ущерба имуществу и (или) имиджа компании.

Действия сотрудника службы безопасности

Согласно плану и схемы охранник перед заступлением на пост обязан осмотреть территорию, проверить исправность оборудования, целостность пломб, печатей (если такие имеются), убедиться в отсутствии повреждений на окнах, дверях.

План охраны объекта 5

Проверить работоспособность средств связи, камер наблюдения, других технических средств защиты. Внести записи в журналы, приступить к должностным обязанностям.

§ объект охраны с прилегающей к нему территорией, соседними зданиями и помещениями, расположен­ными на расстоянии до 500 м, а наиболее важные -до 1000 м., указываются их названия и принадлеж­ность, расстояние до них;

§ маршруты движения к объекту и от него: взаимодей­ствующих сил и средств правоохранительных органов и силовых структур; предполагаемые маршруты под­хода, подъезда вероятных нарушителей (террористов) и пути их отхода после попытки совершения (совер­шении) террористического акта; маршруты прибытия и убытия персонала учреждения; вероятные маршру­ты эвакуации персонала при аварийной ситуации; стоянки машин;

§ расположение всех помещений (технологических узлов) объекта, в т.ч. всех арендованных помещений, с указанием их принадлежности и обозначением наиболее уязвимых мест, непросматриваемых зон и пространств, а также подходящие к помещениям ком­муникации;

§ обозначения вероятных действий террористов (нарушителей, преступников) при различных ситуациях внутри объекта охраны;

§ расположение постов (нарядов, групп) охраны;

§ рубежи блокирования террористов (нарушителей, преступников) с указанием времени выдвижения групп объекту, посту, рубежу блокирования;

§ маршруты ведения поиска террористов (нарушите­лей, преступников) на объекте и за его пределами с указанием исходных рубежей начала поиска;

§ помещения, заблокированные охранной сигнализа­цией;

§ маршруты движения резерва охраны для периодического осмотра объектов;

§ пути эвакуации сотрудников, обучающихся, личного состава охраны при экстренных ситуациях;

§ места сосредоточения эвакуированного имущества;

§ пункты забора воды при тушении пожара и места нахождения противопожарных средств.

Схема изготовляется на листе ватмана. Обозначе­ния на ней можно выполнять от руки или на плотте­ре. Объекты на схеме обозначаются черным цветом и поднимаются (оттеняются); маршруты отмечают­ся коричневым цветом с различным оттенением (точками, крестиками, черточками и цветом) для от­личия их принадлежности. Технические средства ох­раны (кнопки сигнализации, охранные датчики, сред­ства видеонаблюдения и др.) обозначаются с указа­нием значения применяемых знаков в таблице ус­ловных обозначений. Вероятные действия наруши­телей и террористов отмечаются синим цветом, действия охраны — красным, маршруты эвакуации — зеленым.

В левом углу схемы делается запись о ее утверждении директором образовательного учреждения с датой, в правом углу указывается номер экземпляра схемы и ее гриф.Схему охраны подпи­сывает заместитель директора школы, отвечающий за ее режим, или начальник службы безопасности. Кро­ме того, на ней указываются все должностные лица, с кем была согласована схема (начальник управления внутренних дел, представители УФСБ, прокуратуры и др.). В специальной таблице приводится расшифров­ка всех условных обозначений, которые не предусмот­рены стандартами.



Перечень документов на посту охраны образовательного учреждения

Н а заседании антитеррористической комиссии Департамента образования утвержден перечень документов, которые рекомендованы для использования в учреждениях образования в целях обеспечения безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ
документов, которые должны находиться на посту охраны в образовательном учреждении и подлежат проверке комиссией Городской инспекции

1. Журнал учета проверок ГОУ___(наименование образовательного учреждения)__ должностными лицами по вопросам безопасности и состояния охраны.

2. Журнал учета допуска посетителей в ГОУ_________________________

3. Книга рапортов о приеме-сдаче дежурств охранниками поста №____ ГОУ____________________________

4. Журнал контроля (осмотров) состояния объекта.

5. Книга учета сдачи под охрану и вскрытия помещений.

6. Копия договора на охранные услуги и лицензии на частную охранную деятельность предприятия.

7. Копии удостоверений охранников, осуществляющих охрану ОУ согласно приказа ЧОП № _____ от _________.

8. Копии регистрации охранников поста по месту постоянного (временного) проживания в г. Москве (как исключение – в ближнем к ОУ Подмосковье).

9. Выписка из приказа руководителя ЧОП о назначении должностных лиц по охране ГОУ_______________________.

10. Уведомление ОВД района о принятии ГОУ ____________ под охрану частным охранным предприятием.

11. Инструкция охране:

Разрабатывается руководством ЧОП (содержит общие положения и особенности охраны объекта, порядок действий охраны при попытке незаконного проникновения на охраняемый объект, при попытке или хищении материальных средств; при повседневном режиме несения службы; при получении угрозы о террористическом акте или обнаружении подозрительных предметов, представляющих угрозу взрыва, отравления и т. д.; при нарушении общественного порядка или угрозе здоровью и жизни детей или сотрудников, находящихся на объекте; порядок патрулирования или осмотра территории объекта; действия охраны при возгорании или пожаре и др. чрезвычайных ситуациях; инструкция о полномочиях должностных лиц и порядке проведения проверок поста, действия сотрудника охраны при проверке организации охраны; все инструкции согласуются с руководителем ОУ).

12. План-схема охраны объекта.

13. План эвакуации обучающихся, сотрудников и имущества учреждения при пожаре или других чрезвычайных ситуациях.

14. Опись имущества и документов, подлежащих проверке при приеме-передаче поста.

15. Выписка из приказа руководителя ОУ об организации пропускного и внутриобъектового режимов.

16. Распорядок дня работы ОУ.

17. Книга приема технических средств охраны (противопожарных и др.средств).

18. Список должностных лиц ОУ, ЧОП, ОВД, дежурных служб, необходимых для принятия решений и мер при чрезвычайных (аварийных) ситуациях, номера их телефонов (раб., дом., мобильн.).

19. График дежурства охранников поста №__ в образовательном учреждении_________________________ на _________месяц 20___ г.

20. Образцы пропусков, удостоверений (карточек) учащихся, документов, дающих право пропуска в ОУ:

- список допуска обслуживающего транспорта и других технических средств;

- список сотрудников или обучающихся и т. д. за подписью руководителя ОУ;

- образцы заявок на пропуск посетителей.

21. Наглядная агитация по безопасности и противодействию терроризму.

Безопасное функционирование объекта, в том числе и школы, заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа персонала объекта, необходимое функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного производственного (учебного) процесса.

Стопроцентно обезопасить объект от всех видов угроз практически невозможно. Задача администрации заключается в создании условий, при которых не нарушались бы основные нормы безопасности (противопожарные, строительные, нормы при проведении учебных занятий и т.д.). Анализ вероятных угроз для типовых учебных заведений позволяет разработать примерный перечень мероприятий по обеспечению безопасности.

Так для учебного заведения актуальны следующие мероприятия:

— Охрана имущества школы;


— Охрана имущества учеников (гардероб);


— Контроль состояния технических средств охраны (ТСО);


— Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.


— Установка систем контроля доступа (домофоны) и систем видео наблюдения.

— Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС;


— Периодические осмотры охраняемого объекта;

За соблюдение мер безопасности на занятиях должны отвечать преподаватели.

Нанимая для охраны специализированную стороннюю организацию, директор школы остается лицом, отвечающим за безопасность функционирования учебного заведения в целом. Охране поручается осуществлять ограниченные функции по обеспечению безопасности.

Даже беглый анализ предполагаемых мер, позволяет предположить, что весь комплекс мероприятий должен организовывать специалист, или человек со специальной подготовкой. Тем более что оказание охранных услуг на договорной основе — это прерогатива только правоохранительных органов, например ОВО, или частных охранных организаций. Попробуем представить себя на месте директора школы. Перед нами сразу возникает ряд вопросов связанных с безопасностью.

Кто может охранять школы?

Осуществлять охрану школ можно тремя основными способами :


1. Силами штатных школьных сторожей. Качество таких охранных мероприятий зависит от личностных особенностей сторожа и степени контроля за ним со стороны руководства. Осуществлять контрольно-пропускной режим, проводить профилактические осмотры помещений силами сторожевой охраны, как правило, малоэффективно.

3. Заключение возмездного договора с частным охранным предприятием.


В зависимости от задач, стоящих перед заказчиком выбирается способ обеспечения безопасности объекта охраны.

Если необходимо защищать жизнь и здоровье учеников, учителей, охранять классы с дорогостоящим оборудованием, контролировать системы охранно-пожарной сигнализации, осуществлять контрольно-пропускной режим на территорию школы, осматривать помещения на предмет наличия взрывоопасных предметов директор школы должен обратиться к профессиональной охране ЧОП или ОВО.

Для проверки наличия сменной обуви у школьников, вполне достаточно сторожа или дежурных старшеклассников.

В любом случае оказывать охранные услуги на возмездной договорной основе разрешается только предприятиям, организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) или законное право на охранную деятельность.

Кто может заключать договор на охрану школы?

Исполнителем по договору охраны может быть только ЧОП, имеющий лицензию, или ОВО. Оказание охранных услуг без лицензии, а так же оказание таких услуг любыми физическими лицами на индивидуальной основе запрещено законом. Кроме того, перечисление школой денег за охрану предприятиям, не имеющим соответствующую лицензию, рассматривается налоговыми органами как ненадлежащие платежи, не входящие в состав
затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Какие требования предъявляет Законодательство РФ к охранным услугам?

Если директор школы заключил договор на охрану с ОВО, требования к качеству и объему охранных услуг устанавливаются договаривающимися сторонами. В МВД для ОВО установлены типовые договора на охрану. В большинстве случаев в обязанности ОВО входит поддержание общественного порядка в районе поста милиционера. Зачастую в таком договоре отсутствуют конкретные обязанности милицейской охраны по сохранности какого-либо имущества заказчика. Распространены договора долевого финансирования постов милицейской охраны, в этом случае, ответственности сотрудников ОВО за хищение имущества не возникает. Сотрудник милиции по такому договору наблюдает за обстановкой вокруг своего поста и если обнаруживает признаки правонарушения, вызывает группу немедленного реагирования или по возможности самостоятельно пресекает противоправные действия.

Использование вооруженной охраны в школе запрещено. Нередко для выполнения договорных обязательств ОВО использует сторожевой способ. На должности сторожей ВОХР принимают, в основном, граждан пенсионного возраста. Такая охрана в 2-3 раза дешевле, чем с привлечением вооруженных милиционеров.

Полномочия, предоставленные ЧОПам Законами РФ, позволяют директору школы обязать сотрудников охраны выполнять полный комплекс охранных мероприятий по обеспечению безопасности.

Объем и качество охранных услуг в этом случае установлены не только волей договаривающихся сторон, но и Законодательством РФ. Так по Закону ЧОП обязан иметь с каждым клиентом письменный договор, в котором обязательно отражаются сведения о ЧОП, номер лицензии, содержание поручения Заказчика, сроки выполнения охранных мероприятий, примерная сумма расходов охраны по договору, меры ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей охраны. Обязательно предоставление письменного отчета клиенту о результатах охранных мероприятий, который хранится в течение 3-х лет в ЧОП.
Таким образом, в вопросе заключения договора с ЧОП Законодатель строго регламентировал содержание его основных частей, тем самым, создав дополнительные гарантии соблюдения интересов Заказчика охранных услуг.
Стоимость охранных услуг различается в зависимости от их качества. Крупные ЧОПы предоставляют, как правило, весь комплекс услуг: от защиты жизни и здоровья граждан до монтажа и эксплуатации охранно-пожарной сигнализации.

Охранники ЧОП при выполнении обязанностей по договору должны быть в форме. В инструкции по охране объекта обязательно содержатся обязанности охранника с описанием его действий при чрезвычайных ситуациях. К охране объектов допускаются только сотрудники ЧОП, прошедшие обучение в специальных школах и имеющие удостоверение охранника, выданное органами внутренних дел. Если охрана использует специальные средства, сотрудник ЧОП обязан знать статьи законов, регламентирующих применение таких средств. Закон обязывает охранника проходить периодические проверки в ОВД.

По договору о взаимодействии с ОВД, сотрудник ЧОП должен иметь телефонную или радиосвязь с местным отделом внутренних дел. В рамках этого договора, руководителю ЧОП доводится необходимая информация о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта.

Если в договоре есть пункт об обязанностях ЧОП периодически готовить рекомендации по недопущению террористических актов, захвата заложников, хищения охраняемого имущества и иных противоправных посягательств в отношении клиента, подобные мероприятия должны стать обязательными.

При проведении массовых мероприятий в школе (утренники, дискотеки, концерты и др.), ЧОП может обеспечивать порядок, в соответствии с предоставленным ему Законом правом и договором. Для этого целесообразно предусмотреть выделение дополнительного количества охранников по заявке Заказчика.

Крупные ЧОП имеют возможность оборудовать охраняемые объекты системами охранно-пожарной сигнализации, видео комплексами, а так же реагировать на тревожные сигналы, силами мобильного наряда охраны.

Выставление поста охраны ЧОП, должно обязательно сопровождаться письменным уведомлением об этом в местный отдел ЛРР УВД. Наличие на посту копии такого уведомления с отметкой УВД, также обязательно.

Кто может контролировать деятельность охраны?

Если договор заключен с ОВО, все претензии по поводу качества охранных услуг могут быть направлены руководителю отдела с которым заключался договор или в вышестоящий отдел ОВО при УВД, ГУВД и т.д. Другой инстанцией может быть арбитражный суд или суд общей юрисдикции в зависимости от предмета спора.

Директорам школ перед заключением договоров на охрану можно рекомендовать придерживаться типовых форм, разрабатываемых в Департаменте образования , с учетом требований УЛРР ГУВД . Можно так же руководствоваться типовой инструкцией охране, разработанной в УЛРР ГУВД , которая содержит основные охранные мероприятия по обеспечению безопасности объекта и обязанности охранников на посту.

Родительские комитеты, попечительские советы, финансирующие охрану школы по договору, вправе контролировать качество услуг, предоставляемых ЧОПом. Если руководство школ и представители родительских комитетов будут знать требования Закона к ЧОПам, то их своевременный сигнал
руководителю УЛРР УВД о выявленных нарушениях, может стать достаточным рычагом давления на нерадивые охранные предприятия. Проверка деятельности ЧОП в этом случае может привести даже к аннулированию его лицензии через суд.

Руководство Департамента образования имеет достаточные основания и возможности для контроля за качеством охранных услуг:

1. Разработка типовых документов по охране школ в том числе договор на охрану, требования к ЧОП, к сотрудникам ЧОП, к обязанностям охранников.

2. Подбор ЧОПов с учетом мнения ГУВД, УВД, координационных советов по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при УВД .

3. Обращение в УЛРР ГУВД с просьбой проверить деятельность ЧОП, в случае выявления нарушений со стороны ЧОП.

4. Опубликование в СМИ информации о деятельности ЧОП по охране учреждений образования. Анализ эффективности работы ЧОП по охране школ в целом по району,городу.

5. Разработка и утверждение положения о попечительских советах школ, с описанием порядка финансирования охранных мероприятий.

По вопросам оплаты охраны городских объектов за счет бюджета , издавались распоряжения, регламентирующие стоимость охранных услуг. Каких-либо норм оплаты для учреждений образования не установлено (кроме детских учреждений с круглосуточным прибыванием).

На охрану подъездов жилых домов сотрудниками ЧОП, разрешено тратить 26 500 руб. (без оружия) из 31 500 (с оружием) при круглосуточной работе в месяц.

Сложившийся уровень цен в крупных ЧОПах — 40-60 тыс.руб. за одного квалифицированного охранника в месяц при суточном режиме работы.
Необходимо отметить, что около половины указанной суммы будет уплачено в виде установленных налогов и отчислений. Оставшиеся 5-6 тыс.руб. на заработную плату, при режиме сутки через трое, сегодня вряд ли привлекут квалифицированных охранников . Маленькие ЧОПы, которые возможно не платят налоги и получают оплату наличными из рук представителей родительских комитетов,обходятся школам меньше — 15-20 тыс.руб. за одного охранника, работающего круглосуточно в месяц.

При утверждении даже минимального бюджетного финансирования охраны школ, появятся законные основания проведения тендеров по отбору ЧОПов и более действенного контроля за качеством охранных услуг.

Кроме того…

Разрабатывает программы обучения, выдает лицензию и контролирует их деятельность Министерство образования РФ в порядке, согласованном с МВД, Министерством здравоохранения и Министерством финансов. Используя данные полномочия, Министерство образования (и его органы) могут эффективно влиять на учебный процесс и качество подготовки в таких НОУ. Сотрудники ЧОП, работающие в школах, например, могли бы проходить обязательную специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей.

Проводится анализ эффективности охраны, разработаны типовые документы, регламентирующие деятельность охраны при работе в учреждениях образования. Совместно с органами УЛРР ГУВД г.Москвы планируются контрольные мероприятия в отношении ЧОП, работающих на объектах образования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 600 от 08.10.02 теперь любой желающий, написав запрос в лицензирующий орган и уплатив 10 рублей, может получить сведения о ЧОП. Поэтому руководителям учебных заведений можно было бы посоветовать воспользоваться своим правом иметь информацию о ЧОП, прежде чем заключать с ним договор на охрану.

План-схема охраны и обороны объекта – для чего нужен, где найти образец

В паспорте безопасности обязательным является вложение со схемой охраны. Документ оформляют в соответствии с требованиями постановления Правительства, вышедшего осенью 2019 г. Образец плана охраны объекта составляют заранее, после прикрепляют к основному паспорту.

Для чего нужен план охраны объекта

Образец плана-схемы охраны и обороны объекта – это типовой документ, необходимый представителям охранных предприятий для осуществления профессиональной деятельности. В современных условиях все учреждения — от образовательных объектов до торговых организаций или промышленных зданий — обслуживают сотрудники ЧОПов.

Схему охраны объекта составляют для каждого учреждения с несколькими целями:

  • для безопасного функционирования объектов, защищенности деятельности;
  • защиты здоровья и жизни сотрудников или посетителей;
  • сбережения материального имущества.

Образец плана охраны объекта

Образец плана охраны объекта

План охраны и обороны состоит из нескольких частей и является частью паспорта безопасности. Пакет документов оформляют местные правоохранительные органы.

Какие сведения содержит план

План охраны объекта содержит информацию, которая может потребоваться в случае угрозы террористического акта или внештатного происшествия.

  • полное название предприятия;
  • подробный адрес с указанием контактных данных;
  • расположение контрольно-пропускных пунктов;
  • наличие пунктов для охранных постов;
  • перечисление инженерно-технических средств;
  • расположение внутриобъектных дорог или переходов на территории;
  • наличие наружных видеокамер;
  • возможности дистанционного управления воротами и шлагбаумами;
  • планы инфраструктуры.

Перечисленные документы прикрепляют к паспорту безопасности как дополнительные приложения под соответствующими номерами.

Образец плана-схемы охраны для образовательного учреждения, помимо перечисленной информации, обязательно указывает место размещения предназначенной для вызова полиции тревожной кнопки.

Как составляется план охраны

Работой по составлению плана охраны занимаются частные охранные предприятия или вневедомственные подразделения управленческих структур. Паспорт безопасности объектов регистрируют органы МВД, МЧС или ФСБ, которым подконтрольны конкретные учреждения. План для учреждений здравоохранения и школ может отличаться. Вариативность схем связана с особенностями деятельности.

Как выглядит подробный план охраны объекта

Как выглядит подробный план охраны объекта

Колледжи, средние или высшие учебные заведения охраняют сотрудники того предприятия, с которым заключен договор. Больницам, поликлиникам или медицинским государственным подразделениям в некоторых случаях обеспечивают оборону сотрудники правоохранительных органов.

Системы контроля и управления доступом

Постановление Правительства от 7 ноября 2019 года в рамках создания антитеррористической защищенности предусматривает проведение мероприятий по оснащению объектов СКУД.

В состав СКУД входят различные средства: от камер видеонаблюдения и датчиков движения до ограждений, исключающих физический контакт.

Для образовательных учреждений или зданий структур здравоохранения разработаны специальные входные группы, которым присвоены значения КПП. Здесь предусмотрено оборудование бесконтактными считывателями. Такая система исключает проникновение внутрь помещений посторонних лиц, что снижает возможные риски.

Рекомендации к инженерно-техническим характеристикам содержат описания дверных и оконных запоров, наличие дополнительных входов и выходов. Директорам учреждений рекомендовано повысить меры по обеспечению безопасности с помощью приобретения доступных современных приспособлений, включенных в перечень СКУД.

Читайте также: