Шеллинг об отношении изобразительных искусств к природе краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Фридрих Шеллинг — видный представитель немецкой классической философии. Учился в Тюбингенском Теологическом институте. Его однокурсниками и друзьями были в будущем знаменитый философ Гегель и поэт Гельдерлин. В ранний период творчества находился под влиянием философии Фихте. В разные годы являлся профессором Йенского, Вюрцбургского, Берлинского университетов; был президентом Баварской академии наук.

Основные сочинения Шеллинга:

Шеллинг о предмете и задачах философии

Натурфилософия Шеллинга

Необходимо отметить, что при создании философии природы Шеллинг опирался на новейшие открытия в различных областях естествознания. В области физики и химии важными источниками его идей были открытия и теоретические работы Гальвани, Вольта, Эрстеда, Дэви, Ломоносова, Лавуазье; в области изучения органической природы — исследования Галлера, Броуна, Кильмейера.

Учение Шеллинга о познании. Трансцендентальный идеализм.

История самосознания, по Шеллингу, проходит через следующие ступени

На первой — познавательный процесс определяется бессознательной деятельностью теоретического Я. Начинается он с ощущения, затем через созерцание, представление, суждение достигает высшего момента теоретического Я — разума, где теоретическое Я сознает себя самостоятельным и самодеятельным и, таким образом, становится сознательным и практически действующим.

На второй ступени развития самосознания основным моментом является воля практического Я. Волю Шеллинг понимает как желание человека познать самого себя и реализоваться. Воля, в свою очередь, неразрывно связана с нравственностью. Важно подчеркнуть, что, по мнению Шеллинга, человек реализует себя, лишь совершая нравственные действия по отношению к другим людям.

И на завершающей стадии развития самосознания возникает эстетическое Я, в котором преодолевается противоположность теоретического Я и практического Я, наступает гармония бессознательной и сознательной деятельности.

Шеллинг Философия искусства

Значение философии Шеллинга

Значение философии Шеллинга состоит, прежде всего, в том, что, в отличие от философии Фихте, природа получила значение самостоятельного объекта, которому свойственно диалектическое развитие, а человек понимался как вершина этого развития. Необходимым условием исследования природы Шеллинг считал отыскание в ней реальных динамических противоположностей и внутренних противоречий, которые являются источником ее развития.

В теорию познания в систематическом виде Шеллинг ввел принцип историцизма и понимание философии как возрастающего самосознания человечества. Шеллинг обосновал значение свободы и основанной на ней деятельности как важных факторов познания и существования действительности.

Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские взгляды мыслителей других стран, в том числе и на деятелей русской культуры XIX века.

Одной из важнейших заслуг Шеллинга является его философия природы, чем Шеллинг выгодно отличается от Фихте, природу, совсем не любившего, и не видящего в ней ничего , кроме полюса "не я", (и в лучшем случае ее условия соответствия человеческому восприятию, например света – зрению.) Во взгляде на природу, Шеллинг, совершает иной поворот, рассматривая природу, не как продукт, а как продуктивность, не как творение, а как творческую силу, описывая ее в категориях становления - от объекта к субъекту, от мертвой природы к природе живой, от бессознательного к сознанию. Исходя из философии природы, Шеллинг мыслил и искусство, находя разницу в том, что, если, искусство движется от сознательного импульса художника к бессознательному художественному образу, природа, напротив, движется от бессознательного начала, к сознательному, и в этом взаимном процессе искусство и природа сближаются. Шеллинг подошел близко к мысли, что Искусство является посредником между становлением Природы и Истории, (Искусство Шеллинг ставил выше Философии), хотя прямо, подобную мысль не высказал. Во взгляде на Природу, у Шеллинга есть и иные, научные , интересные вопросы касающиеся ее становления, (например, вопрос, почему хомяк в ходе своего становления остается хомяком, или золото остается золотом), из чего Шеллинг допускает вывод, о некоторой сдерживающей силе природы - в образе утверждения того, или иного создания.

Однако, в отличие от Гегеля, Шеллинг не разработал свои взгляды в философскую систему, рассуждая как натурфилософ, таким образом, как, если бы, творческая сила природы была автономной. Шеллинг видел природу автономной – (то есть, без вмешательства творческих энергий Бога) и саму природу рассматривая как автономную силу. В этих рассуждениях был, с одной стороны, вызов Шеллинга своей эпохе, а с другой стороны, и вызов эпохи философу , говоря о научном всплеске внимания к природе со стороны ученых. Рассуждал так Шеллинг потому, что вначале своего пути следовал за Кантом - в периоде юношества, восставая против религии. Как известно, у Шеллинга было двойственное отношение к Просвещению, вначале, положительное, затем, вскоре, сменившееся разочарованием. Философию природы Шеллинг замыслил, даже, в качестве вызова религии, чему можно найти причины в биографии Шеллинга, в периоде его юношества, и студенческих лет (я бы даже заметил, что студенческий период Шеллинга отчасти проясняет и сам образ - эпохи Просвещения, в которой он жил.)

Как начинался путь Шеллинга?

Тюбингенский университет в который поступил 15 летний Шеллинг представлял собой что-то среднее между казармой и монастырем, в котором студенты, вынужденные носить унизительную длинную одежду , (и будучи не вправе отлучаться без разрешения в город), ощущали постоянное угнетение, хотя, именно, в этот же период, французская революция бушевала на весь мир, а в моде у творческой молодежи был полузапрещенный Кант. Кант в те времена звучал настоящим вызовом, (религии, науке, морали, и философии), хотя, отношение к Канту, со стороны религиозных профессоров можно назвать двойственным и неоднозначным.

В чем это отношение выражалось?

Всегда ли справедлива современная критика Просвещения?

По крайней мере, критикуя Просвещение, следует все-таки, понимать, что эпоха Просвещения никогда не возникла, если бы христианство в ту пору не ослабло, оказавшись в духовном кризисе, хотя, Шеллинг вскоре резко разочаровывается и в Просвещении. Главную причину его разочарования вызвало понимание, что Просвещение ставит на плоский и земной рассудок, и идеалы к которым оно обращено – есть идеалы так же земные и плоские.

По этой же причине, Шеллинг расходится и с Гегелем.

Правда, нужно отдать должное Гегелю. Не смотря на то, что философия природы Гегеля кажется менее интересной, (после прочтения философии природы Шеллинга), философия Гегеля, не только, выстроена в систему, Гегель, даже, идет дальше Шеллинга, и мыслит природу более религиозно, чем это делает Шеллинг, (к этой мысли, я бы добавил, что Шеллинг связывает Природу с Мифологией, точнее Мифологию с Природой, а не с Христианством.)

Впрочем, об этом, чуть ниже.

Но все таки, для Шеллинга Природа это я, (что не сказал бы никогда Гегель, для которого Природа- инобытие Идеи), это и есть самое тонкое. Природа для Шеллинга движется от бессознательного к сознанию, а значит и к сознательному я человека, (которое возникает в природе) и потому в отличие от Фихте, для которого, Природа это не я, Природа для Шеллинга, это я, и потому , именно, природа и обуславливает связность субъекта.

Возможно, и Гегель и Шеллинг и изобрели объективный идеализм.

Почему? Потому что после субъективного идеализма Канта возник Фихте, с которым возник тупик этого кантового пути , и Гегель и Шеллинг искали способы его преодоления, хотя пути их разошлись. Кант, как известно, различал мышление и созерцание. А Шеллинг как раз ставил на созерцание как на интеллектуальную интуицию, в отличие от Гегеля, ставящего на чистое рассудочное (спекулятивное) мышление .

По разному оба понимали и диалектику.

У Гегеля , все снятое в мышлении, остается (как остаются и противоречия, хотя и в снятом виде) , когда, как Шеллинг топил все противоречия в Абсолюте, (за что его упрекал Гегель.) Раз все логические противоречия исчезают в диалектике, с ней преодолевается и логика - в пользу интуиции, или мышления поэтического , (поэтому Шеллинг и ставил выше философии Искусство.) Таким образом, в объективном идеализме возникло два пути, два образа мысли: путь Шеллинга, который развился в линии Ницше, и путь Гегеля, который развился в линии Маркса. А теперь вновь вернусь к понятию природы в понимании философа.

Как видит Природу Шеллинг?

Шеллинг делает интересный, не банальный и даже дерзкий ход, рассматривая природу, не как зеркало, в котором видит или познает себя человек, а скорее рассматривая человека в качестве такого зеркала, в котором Природа познает , (и узнает) себя, что и делает возможным познание природы человеком (наверное, это самая занимательная мысль у Шеллинга.) Человек с точки зрения Шеллинга, всецело дитя природы. Шеллинга не беспокоит в этом периоде его философии, что человек отпав от Рая, не сможет никогда слиться с Природой.

Хотя, Шеллинга и нельзя назвать руссоистом.

По мнению же Гегеля, природа слишком неустойчива, и даже богатство и пышность ее форм, быстро сменяющих друг друга, говорят об ускользании Природы от возможности ее Понятия, (о чем говорит даже пугающее для Гегеля многообразие Природы. ) Гегель усматривает цель Природы в ее умирании, и смерти, на месте которой возникнет нечто более, прекрасное, некое царство Духа. Это довольно религиозная мысль.

Таким образом, Гегель ближе Шеллинга подошел к Раю.

Другое дело, что Гегель не был христианином, по своей духовной, и вряд ли религиозной сути, (являя скорее с христианством чисто формальную связь) и потому, не мог допустить мысли о преображении Природы в Господний Рай, хотя, к этой же мысли не подошел и Шеллинг, (для которого, лишь История являет откровение Бога, а не Природа, говорящая лишь о дохристианской Мифологии), хотя Шеллинг удивительно чуток к мифологии.

Во взгляде на мифологию, Шеллинг – оригинален и точен.

Шеллинг интересно различает ступени мифологии, схематизм (особенное, выражаемее через общее), аллегоризм, (общее через особенное), и наконец, символ связывающий и то и другое. Символизм , по мнению Шеллинга и являет абсолютную форму мифа. Шеллинг так же отличает символ от образа, полагая, что символизм в мифологии изначален, и что, аллегория служит лишь дальнейшей бесконечности смысла. Так, с точки зрения Шеллинга греческая мифология - символична, индийская аллегорична, а персидская — схематична.

От мифа Шеллинг переходит к культуре.

Есть у Шеллинга замечательные слова.

Природа есть преобладание реальных моментов над идеальными, а история идеальных над реальными. Как и Гегель, Шеллинг желает видеть Откровение Бога в Истории, пока не ведая, что История кончилась с воскресением Христа, и все следующие исторические события – являют скорее движение и диалектику отчужденных, и анонимных от Бога, Сил, а не откровение самого Бога, которые способны стать процессами духовно-личными, а не анонимными, лишь в приближении человека к Богу, что не всегда происходит, говоря об истории.

Может быть, потому, поздний Шеллинг приходит к иррационализму.

В конце концов, Шеллинг не верит уже ни то что бы, ни в какой смысл истории, (видя историю лишь силами хаоса ) но и в положительную от Бога миссию человека, полагая и само возникновение мира - тем, что свободная воля человека взломала Абсолют, нарушив, тем самым и равновесие объективного и субъективного. Сама эта формула нарушенного равновесия – не может не коснуться как иррациональности мира, непостижимой философски, так и вопроса зла.

Поэтому, у Шеллинга так интересны размышление о зле.

Интересны эти размышления тем, что они в пику Просвещению религиозны. Размышляя о зле, Шеллинг вновь обращается к Богу, в сложном понятии Бога различая, некую темную бессознательную божественную основу, и самого Бога, (по сути, продолжая традицию Беме, которого Шеллинг , всегда любил, как, впрочем и более далекого от христианства, Спинозу), хотя и тонко замечая, что темная природа пока она, в Боге, не есть еще зло, и злом она становится лишь в мире конечных вещей, и в человеке.

В чем лежит зло?

Зло, по мнению Шеллинга лежит в бессознательных инстинктах человека. Шеллинг все- таки связан с Просвещением, (хотя и ненавидит его) и верит в разум, и в свободу. Свобода – (возможная лишь в Боге) главная мысль, и стремление Шеллинга, который, тем не менее, видит спасение в разуме, и в просветлении этой темной, бессознательной природы в человеке.

В чем главное отличие Шеллинга от Гегеля? .

Для Гегеля (повторился бы), важнее мышление как таковое в ее рассудочной операции, а для Шеллинга же, важнее созерцание, (род интеллектуальной интуиции), потому Шеллинг ставит искусство выше философии, а Гегель, наоборот, философию ставит выше искусства., видя искусство лишь ступенью к ней. Да и сам Шеллинг – отчасти поэт в философии. Теперь, после небольшого экскурса в мир философии Шеллинга позволю себе некоторое отступление.

Какая тайна бОльшая, тайна Природы, или тайна Истории?

На этот вопрос не дал ответ ни один философ, и даже не ставил этот вопрос серьезно. Размышляя над этим вопросом, в русле послешеллигианского мистицизма 20 или 21 века, можно заметить, что время Истории скорее линейно, а время Природы, напротив, скорее циклично. Можно ли сказать, что цикличное время Природы стремиться выпрямиться в Истории? Пожалуй, можно, но это прозвучало бы слишком красиво.

В конце концов, этому можно и найти возражения.

Можно найти, что Время Истории по своему циклично, (а не только линейно, поскольку, мы находим аналогии в истории, мы видим в ней уроки и повторения) и с другой стороны, и в циклично –мифологическом времени Природы есть своя линейность, даже своя необратимость, состоящая в том, что хомяк не может престать быть хомяком, птица птицей, камень камнем, и ни одна река не сможет изменить свое течение.

Но есть и иная линейность во времени Природы.

Эта линейность состоит и в том, что Природа тянется к Господу. Это можно понять поэтическим образом, в стремлении Природы к вечной Весне, как ее Истине, которая бы никогда не сменилась осенью, в стремлении, которое угадывается не только в ее красоте, но и в ее увядании, не только в ее расцвете, но и в закате, не только в ее весеннем ренессансе, но и в осеннем декадансе, приближающим время природы к времени Искусства. В то же время, по мере того как время истории становится цикличным, Время природы становится линейным.

Какой можно подвести некоторый итог этим мыслям?

У Романтизма свое время, у Реализма свое. Время реализма - скорее время цикличное, жаждущее распрямления в земной правде, и справедливости, а Время Романтизма – время линейное, желающее вернуться в цикличность состояний души, и природы ,и уже затем найти линию прямую, или время духовное, или мессианское, и, возможно, именно поэтому многие романтики заканчивали свой путь религиозным затвором.

Такова истина Романтизма.

Нужно, правда, сразу же заметить, Шеллинг ранний Романтик. От Шеллинга можно провести мост к Шопенгауэру (как романтику позднему, и пессимистичному) и к Ницше – самому позднему и последнему Романтику в философии немецкого идеализма 19 века, философу Вечного Возвращения, выразившему романтическую интуицию времени.

Можно спросить и иначе, говоря, о пространстве.

Почему в живописи так важны пейзажи? Почему в литературе так важны описания природы? Художественные Пейзажи выражают не только состояния души , (которые цикличны, как циклично время души и время природы) художник стремится к такой же вечной весне, к какой бессознательно стремится и Природа, прозревая, и обретая сознание в художнике. Циклическое время Природы, все-таки распрямляется в Искусстве.

Что такое Красота?

Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме, как выразился Ф. Шеллинг. Мне кажутся эти слова важными, если провести мост от природы к художественному искусству. Что являет собой обычный, природный пейзаж на полотне?

Точнее говоря, вокруг чего он выстраивается?

Вокруг места художника, вокруг его я, как формы некоего отсутствия, в котором личность художника обнаруживает себя. А с другой стороны, художественный пейзаж возможен лишь потому, что природа недовершена, и в пейзаже жаждет довершиться.

Довершиться до состояния Господнего Рая.

В завершении, сказал бы, что как мне кажется, философская традиция Шеллинга не только коснулась России, но и оказала решающее влияние на некоторых славянофилов, и особенно на Владимира Соловьева, на которого очень влиял Шеллинг.

Философия Шеллинга — это не единое и полное целое, а несколько систем, которые он последовательно разрабатывал на протяжении всей своей жизни. Однако не стоит думать, что эти системы вообще не были подключены. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органично, как будто он нерестит новое потомство от главного стебля. Переходя из одной области исследований в другую, Шеллинг, как правило, стремился привести эти различные ветви в гармоничное единство, свободное от противоречий. Различные фундаментальные принципы, которые приобрели доминирующее значение в различные периоды его творчества, а также новые проблемы и области, развитию которых он посвятил себя, предполагали, однако, весьма четкие границы между этими периодами.

Эстетика Шеллинга - Первый период развития философии

Первый период развития философии

Философия Шеллинг Религия Романтизм

Общественно-политическая и эстетическая программа романтизма

Эстетические идеи Шеллинга

Эстетическая теория

Представитель новой философии

Полное имя этого знаменитого мыслителя — Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, родившийся в Германии 27 января 1775 года. Он является представителем классической немецкой философии. Он сыграл особую роль в жизни Йены Романтики. Шеллинг был отмечен среди представителей нового философско-фидеализма.

Эстетические виды Шеллинга

Эстетика Шеллинга

Эстетическая философия Шеллинга

Особое значение для Шеллинга имеет интеллектуальная интуиция, которой необходимо уделять самое пристальное внимание. Шеллинг рассматривает его как непосредственное созерцание разумом своего объекта. Созерцание того или иного предмета умом создает для человека, да и для философии в целом, особый характер и аспект, которые могут характеризовать то или иное отношение человека к различным восприятиям, которые он может выражать своим собственным мнением.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Учась в Тюбингенском университете, Шеллинг размышляет над вопросами о сущности мира и о законах его развития. 16-летний юноша штудирует Канта, а в 18 — знакомится с Фихте и изучает его философию. В это же время Шеллинг пишет статью о Спинозе. Пытаясь понять и критически переосмыслить учение этих великих философов, Шеллинг приходит к мысли о создании своей философии. Она должна стать синтезом всего лучшего, до чего дошли его предшественники.

Каким образом происходит порождение человеком произведения искусства? Каков механизм творческого акта? Эти вопросы подробно рассматриваются Шеллингом в Системе трансцендентального идеализма.

Итак, подводя итоги, Шеллинг выделяет три основных особенности произведений искусства:

Как же отличить гениальное решение в науке от негениального? Вопрос этот не находит полного решения у Шеллинга. Философ выделил лишь два обязательных условия:

1.идея целого должна предшествовать возникновению частей;

2.смысл открытия не полностью ясен и самому ученому.

«Философия искусства" при жизни автора осталась неопубликованной. Однако сделанные слушателями записи его йенских и вюрцбургских чтений получили широкое хождение в рукописных копиях, повлияв на эстетическую юизнь как в Германии, так и за ее пределами.

В каждом из искусств есть, по мнению философа, сторона реальная и идеальная. Но есть более высокие искусства, которые включают в себя в качестве реального и идеального — более первичные по происхождению. Например, пластика — есть воссоединение музыки (реального искусства) и живописи (идеального искусства).

Музыка как звуковая форма Универсума

Шеллинг считает законы музыки не только фундаментальными, базовыми для всех других видов искусств, но и делает попытку рассмотреть внутренние взаимоотношения основных составляющих музыкального искусства: ритма, гармонии и мелодии.

К исследованию музыки, равно как и других искусств, Шеллинг применяет свой оригинальный метод. Сначала выделяются реальное и идеальное основания музыки, а затем, при взаимодействии этих двух оснований, рождается нечто более высокое.

Традиции и новаторство в философии музыки Шеллинга

Сократ говорил: «Музыкант — это тот, кто от чувственно воспринятых гармоний переходит к гармониям сверхчувственным, умопостигаемым и к их пропорциям. Если применить эту меру к Шеллингу, ясно, что мы имеем дело не только с философом, но и чутким музыкантом.

Литература:

1.Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 2, М., 1989.

2.Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 2, М., 1989.

3.Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 1, М., 1987.

5.Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. М., 1972.

6.Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969.

7.Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1984.

8.Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга / Шеллинг. Соч. В 2-х тт., т. 1, М., 1987.

9.Дидро Д. Сочинения. В 2-х тт., т.1, М., 1986.

10.История эстетической мысли. В 6 тт., т.3, М., 1985.

11.Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980.

12.Лазорев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990.

13.Маркус С. История музыкальной эстетики. В 2-х тт. М., 1959.1968.

14.Музыкальная эстетика Германии XIX века. Сост. А.В. Михайлов и В.П. Шестаков. В 2-х тт., т.1, М., 1981.

15.Семенова А.М. Некоторые аспекты эстетики Ф.В. Шеллинга // Вопросы теории и истории эстетики. МГУ, 1972, вып.2.

16.Семенова А.М. Эстетические идеи Ф.В. Шеллинга. Автореф. на с.у.с. к.филос.н., М., 1976.

17.Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.

18.Чередниченко Т.В. Эстетика музыкальная/ Музыкальная энциклопедия. В 6 тт., т.6, М., 1982.

Читайте также: