Сформированность навыков социализации воспитанников доу

Обновлено: 02.07.2024

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - документ, который является новым для сферы дошкольного образования, предъявляющий новые требования к дошкольному образованию, к личности педагога, к его профессионализму.

Этот документ, линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка, коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом, меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Дошкольные образовательные учреждения вступили в фазу кардинальных изменений. ФГОС поменял структуру и содержание образования. Цель образования – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. Акцент переносен не на сумму знаний и умений, а на формирование умения учиться самостоятельно. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

- Создавать условия для полноценного социального развития детей;

- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.

Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя – ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т. д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В наших группах выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей – их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Автор: Ярославцева Виктория Юрьевна

Населенный пункт: Новгородская область, г. Валдай

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Социализация детей дошкольного возраста в современной педагогике остается полемическим вопросом:

- не вполне определено содержание этого понятия и его практический педагогический смысл;

Педагогическая диагностика социализации детей часто остается проблемой и не находит продуктивных проекций в реальном образовательном процессе.

Социализация – развитие личностных качеств при освоении человеком

социальных, культурных норм и постепенном осмыслении их как личностно значимых ценностей. Становясь частью социальной общности, группы людей, корпорации, ощущая себя включенным в систему социальных отношений, обретая в ней свое место и собственное понятие о самоценности выполняемых социальных ролей, человек социализируется.

Общение является важным условием социализации: чем шире и разнообразнее сфера общения ребенка, тем богаче его субъективный личностный опыт взаимоотношения с разными людьми в разных жизненных ситуациях.

Процесс социализации обусловливается диалектическим единством противоречивых по своей сути направлений преобразования и развития личности – адаптацией, автономизацией и активизацией личности ребенка.

Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к условиям социальной среды, к выдвигаемым окружающими требованиям взаимоотношений и взаимодействий, следование ценностным ориентирам референтной группы.

Социальная автономизация заключается в устойчивости поведения и отношений, обусловленной не ситуативными обстоятельствами, не внешне продиктованными нормами или правилами, а представлениями о себе, своих правах и возможностях, самооценкой.

Социальная активность выражается в реализуемой готовности к социальным действиям, к преобразованию окружающей социальной среды согласно собственным установкам, ценностям, потребностям.

Характер сочетания этих трех аспектов освоения окружающего мира определяет индивидуальные особенности социализации личности.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

Результативность социализации определяется самочувствием личности. Удовлетворенность ребенка деятельностью, взаимоотношениями, защищенность личности в семье и детском коллективе, его внутреннее спокойствие - все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни.

Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях общественной жизни и др.

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе). Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация.

Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо - физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Дети с интеллектуальными нарушениями в социальном развитии значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Они мало приспособлены к самостоятельной деятельности, во многом зависимы от взрослого, испытывают значительные трудности ориентировки в окружающей среде. Неадекватность их поведения в каждой новой для них ситуации и в процессе выполнения режимных моментов, неготовность к сотрудничеству с новым взрослым и со сверстниками, несформированность навыков не только самообслуживания, но и зачастую опрятности затрудняют созревание высших форм поведения, процесс адаптации в коллективе детей, а в целом ухудшают качество социализации.

Осложняется процесс социализации детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная основа человеческой жизни. Ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Дети испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.

Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития воспитанников, следует отметить, что именно формирование сознания ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.

Это обусловлено не только первичными нарушениями их развития, но и условиями воспитания в семье: неадекватными формами общения и характером взаимодействия близкого взрослого и ребенка, его изоляцией от сверстников и других взрослых, несоответствием предметно-развивающей среды актуальному и потенциальному уровню психического развития ребенка. Всем детям требуется серьезная коррекционно-педагогическая помощь.

Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка.

Развивающее обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальными нарушениями следует понимать, как процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых, прежде всего для самого ребенка.

Для полноценного социального становления личности ребенка необходимо обусловить ряд позитивных факторов:

- ребенок должен иметь социальные образцы в виде реально исполняемых взрослыми мужских и женских ролей, способов поведения в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, так как раннее развитие осуществляется подражательно;

- ребенок должен иметь опыт совместного проживания не только с членами своей семьи, что позволит ему понять и научиться учитывать потребности других людей, выражать свое позитивное отношение к ним в поведении.

Программы ориентируют педагогов дошкольных учреждений на следующие цели:

- Создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т.п.).

- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

- Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.)

Успешному решению задач социального развития детей будут способствовать основные направления:

1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)

2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.

3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей.

4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.

Основная цель коррекционно-педагогической работы по социальному развитию – это создание условий для системного психофизического развития детей, обогащение их социального опыта.

Задачи социального развития выделяются в ряду приоритетных, поскольку все коррекционно-педагогическое обучение и воспитание направлено на включение детей в среду сверстников. Среди социальных достижений детей в период посещения группы особо выделяются следующие:

- умение адекватно общаться со взрослыми (например, педагогами) и сверстниками с помощью невербальных (жесты, мимика) и вербальных (слова) средств;

- способность адаптироваться к окружающей среде, ориентироваться в ней и, учитывая ее особенности, по назначению использовать игрушки и предметы;

- умение слушать взрослых и подчиняться их требованиям;

- умение замечать изменение в настроении близкого взрослого или сверстника;

- уважение труда взрослых и его результатов;

- наличие навыков самообслуживания, особенно навыка опрятности и др.

Чтобы помочь особенному ребенку овладеть этими социальными умениями и навыками, приходится решать ряд специфических задач:

- одни – в коррекционно-педагогической работе с ребенком;

- другие – в педагогической работе с родителями.

Реализация этих задач на практике.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми основана на позитивном социально опосредованном взаимодействии ребенка с новым взрослым (педагогом) в специально созданной предметно-развивающей среде. Для детей с интеллектуальными нарушениями предметно-развивающая среда имеет коррекционный характер и создается с учетом уровня психофизического развития: направлена на развитие коммуникативных навыков, восприятия, познавательного интереса, мышления, речи и др.

В ходе такого взаимодействия дети усваивают и в личном опыте преобразуют социально важные навыки общения, способы деятельности и ориентировки в пространстве, что, несомненно, обеспечивает адекватность восприятия окружающего мира и действий в нем. Такой подход основывается на психологической теории деятельности, согласно которой процесс присвоения ребенком опыта происходит в ходе интериоризации внешних действий, т.е. когда внешние средства общения и совместная деятельность приводят к усвоению определенных наглядных действий. Становление действий осуществляется поэтапно, на каждом из этапов происходит новое отражение и воспроизведение действия на качественно ином уровне. Заинтересованность ребенка в конечном результате предопределяет успешность овладения практическими действиями, а в социальном плане – жизненно важными умениями и навыками.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Всестороннее воспитание и развитие детей осуществляется в процессе их тесного общения и взаимодействия с педагогами в разных видах детской деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) в соответствующий возрастной период.

Для наиболее эффективного развития обучающее воздействие организуется в контексте конкретной деятельности, имеющей для каждого ребенка понятное и интересное содержание. Этот контекст определяется, прежде всего, социальной значимостью поставленных задач.

Процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.

В игровом взаимодействии с педагогом и другими детьми у ребенка развивается индивидуальность, активность, самостоятельность и другие качества личности, которые определяют его социальность. В игровом взаимодействии педагог:

- направляет общение детей;

- организует ситуации свободного выбора;

- регулирует совместную деятельность детей разного возраста: создает развивающую социальную среду для становления воли ребенка, обретения им умений социальной самозащиты, устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающих, преодоления конфликтов и провокаций к нарушению поведенческой нормативности.

Игровое взаимодействие располагает широкими возможностями для восполнения недостаточного или компенсации искаженного социального опыта ребенка. Особенно велика коррекционная роль игрового взаимодействия с ребенком при наличии у него негативного социального детского опыта: в игре дети могут самоопределиться как относительно содержания социальной роли, так и относительно способов ее воплощения, реализации, сообразного исполнения.

Социальные умения выражать суть социальной роли, приобретаемые ребенком в игре, в дальнейшем переносятся им в реальные жизненные ситуации.

Разработано содержание коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

Это содержание включает ряд направлений.

Педагогическая работа с родителями органично вплетается в процесс обучения и воспитания детей, является неотъемлемой частью этого процесса, позволяет всем заинтересованным взрослым быть его активными участниками.

Основная цель педагогической помощи родителям состоит в психолого-педагогической поддержке и обучении их педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком.

Психолого-педагогическая помощь родителям заключается в повышении психолого-педагогической грамотности родителей, в обучении:

1) приемам общения и взаимодействия с ребенком путем формирования установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия;

2) адекватным навыкам общения со своим ребенком и другими детьми. Важным моментом в работе с родителями является просветительская деятельность, т.е. информирование о закономерностях и особенностях психофизического развития детей, которых они воспитывают, о необходимости создания специальных условий для коррекционно-развивающего обучения, о возможностях ребенка и важности сенситивных периодов в развитии детей и др.

Как показывает практика, эта работа способствует активизации у родителей педагогических способностей, появлению уверенности в собственных силах, адекватного восприятия возможностей своего ребенка и доверия к специалистам, которые помогают создавать условия для его обучения и воспитания.

Соблюдение всеми взрослыми единых требований к воспитанию и обучению детей позволит создать адекватные социальные условия для их воспитания и развития в семьях, в коллективе сверстников, наладить взаимопонимание между ними и близкими взрослыми, а также со сверстниками, а в целом благополучно социализировать этих детей.

1. Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2009. №3.

2. Стребелева Е.А., Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. №6.

3. Закрепина А. Социальное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. №11.

4. Овчарова. Справочная книга школьного психолога.

норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов[6, c .79-101]:

Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

Специфические знания - представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться[6, c .79-101] .

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

приобщение дошкольника к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;

автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.
Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы[7, c .336-347].
Образование включает в себя: систематическое обучение; просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.
Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников[5, c .76-80].
В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников, коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.
Таким образом, социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. В детском возрасте социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание.
Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе.
Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации (социального развития).
Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах, и можно назвать социализацией человека.
В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, чаще всего - это его семья и члены различных социальных институтов (детский сад, школа и т.д.).

Список использованной литературы:

Бочарова, И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. - М.: Наука, 1991.- 154 с.

Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М.: Academia , 2004. - 440 с.

Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.

Донцев, Н.А. Самовоспитание личности / Н.А. Донцев. - М: Просвещение, 1984. - 112 с.

Кони, И. Ребенок и общество / И. Кони. - М.: Просвещение, 1988.-117с.

6. Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 1991. - 274 с.
7. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.]; под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
8. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.

Развитие социальных навыков — необходимый пункт воспитания. Ребенок с высокой степенью социализации быстро освоится в детском саду, школе, любом новом коллективе; в будущем без труда найдет рабочее место. Социальные навыки положительно влияют на межличностные отношения — дружбу, умение сотрудничать.

Разберемся, что представляют из себя социальные навыки.

Что такое социальные навыки и зачем их развивать?

Социальные навыки — группа умений, способностей, которые формируются при взаимодействии человека с обществом и влияют на качество общения с людьми.

Человек — существо социальное: все наши таланты и стремления осуществляются благодаря остальным членам группы. Окружающие оценивают наши поступки, одобряют или порицают поведение. Сложно достичь вершины самоактуализации в одиночестве.

Именно поэтому важны социальные навыки. Развивать их следует с раннего детства и оттачивать на протяжении жизни.

Социальные навыки — отражение эмоционального интеллекта ребенка, которому воспитатели и преподаватели отводят важную роль в процессе становления личности. Без этой группы навыков умный ребенок не сможет применить полученные знания на практике: мало создать что-то выдающееся, нужно уметь правильно донести мысли до публики.

какими социальными навыками должен обладать ребенок

Иногда люди ошибочно полагают, что социальные навыки касаются исключительно темы общения, коммуникации. На самом деле навыки включают в себя множество разнонаправленных аспектов: адекватное восприятие собственной индивидуальности, способность сопереживать, работать в команде и др.

Зачем нужны социальные навыки?

  1. Регулируют область межличностных отношений: ребенок легко заводит новых друзей, находит единомышленников.
  2. Минимизируют психологическое напряжение: дети с развитыми социальными навыками быстро проходят адаптацию, не грустят из-за смены внешних обстоятельств.
  3. Формируют адекватную самооценку с детства, что положительно влияет на жизненные достижения, развитие во взрослом возрасте.
  4. Социальные навыки нельзя отделить от построения успешной карьеры: лучшие специалисты должны не только разбираться в профессии, но и обладать высоким эмоциональным интеллектом.

Развитие социальных навыков у ребенка

Социальные навыки нужно развивать с дошкольного возраста, но дети постарше и даже подростки вполне могут научиться взаимодействовать с миром.

Рекомендуется обратить внимание на сферы жизни, которые приносят ребенку дискомфорт, заметно усложняют будни.

формирование социальных навыков у детей

В иных случаях члены семьи вполне могут помочь ребенку в развитии социальных навыков.

Каковы общие рекомендации?

1. Будьте терпеливы

Не подгоняйте ребенка, чтобы быстрее закончить дело. Дайте проявить инициативу: например, во время сборов в школу не бросайтесь на помощь, пусть малыш работает над проблемой самостоятельно. Так же с уроками и другими занятиями.

2. Поддерживайте начинания

Детские мечты кажутся взрослым пустяковыми, но инициатива с годами превращается в привычку и помогает открывать новые проекты, знакомиться с людьми, экспериментировать.

3. Критикуйте правильно

Высказывая негатив, помните о золотом правиле критики: нужно анализировать работу, выделяя и положительные, и отрицательные стороны в вежливой форме. Комментируйте конкретные поступки ребенка, а не его личность или внешность — это приведет к проблемам с самооценкой.

4. Право выбора

5. Личное пространство

Позаботьтесь, чтобы у малыша было место, где можно побыть в одиночестве, отдохнуть от разговоров. Личные вещи трогать нельзя: делать перестановку без предварительного обсуждения, читать переписки с друзьями, проверять карманы и т. д.

Дети, замечая уважительное отношение взрослых, быстро начинают платить той же монетой; обстановка в семье становится теплой и доверительной.

Какие социальные навыки нужно развивать у ребенка?

социальные навыки дошкольника

Остановимся на основных качествах и умения, развитию которых стоит уделить внимание.

1. Умение просить, принимать и оказывать помощь

Без умения просить помощь ребенок будет лишать себя ценных советов; отсутствие навыка принимать помощь приведет к проигрышам, а неумение оказывать помощь сделает малыша эгоцентричным.

  • Пусть ребенок помогает нуждающимся: например, отстающему однокласснику.
  • Объясняйте малышу, что получать помощь друзей и учителей — не стыдно.
  • Покажите на личном примере, что взаимопомощь обогащает опыт: рассказывайте, как обмениваетесь советами с коллегами, приятелями.

2. Умение вести разговор и получать нужную информацию

Быть хорошим собеседником сложно, но навык оттачивается со временем и приносит массу пользы.

  • Подсказывайте ребенку варианты развития диалогов: например, начать разговор можно с уместного вопроса, просьбы о помощи.
  • Не оставляйте ребенка в роли бессловесного слушателя: обсуждая дома насущные вопросы, спрашивайте мнение малыша.
  • Поддерживайте публичные выступления детей: доклады в школе, спектакли, веселые рассказы в окружении близких добавят уверенности.

3. Эмпатия

Эмпатия — способность распознавать эмоции окружающих, ставить себя на место другого человека, сопереживать.

Эта способность сделает ребенка человечным, благоразумным. Как ее можно развивать?

4. Умение работать в команде

Многие дети спокойно справляются с поставленными задачами в одиночестве, но это не повод отказываться от работы в команде. Она дарит возможность обмениваться идеями и опытом, делегировать задачи, быстрее и эффективнее достигать целей.

5. Уважение личных границ

Отсутствие навязчивого желания влезать в чужую жизнь — ценный навык, помогающий завоевать симпатию людей.

  • Уважайте личные границы ребенка: не входите в детскую без предупреждения, не ройтесь в личных вещах и переписках, если дело не касается жизни и безопасности малыша.
  • Если ребенок нарушает чужие границы (берет игрушки без разрешения, задает неудобные вопросы), поговорите об этом наедине.

6. Умение преодолевать конфликтные ситуации

Сложно представить нашу жизнь без конфликтов. Задача ребенка — научиться культурно вступать в обсуждение, отстаивать свою точку зрения, не вестись на провокации собеседников.

  • Обсуждайте возникающие проблемы спокойно, без повышения голоса. Не давите на ребенка родительским авторитетом без надобности: ребенок — отдельная личность, которая имеет право на мнение.
  • Не осуждайте людей за взгляды, которые отличаются от принятых в вашей семье, но не задевают ваше благополучие. Покажите малышу, что мир очень разный.
  • Можно продемонстрировать детям азы цивилизованного ведения спора, объяснить, что такое аргументы и т. д. Желательно научить этому ребенка еще в детском саду.

7. Уверенность в себе

Стабильная и адекватная самооценка — качество, которым обладают далеко не все взрослые.

Она формируется под воздействием множества факторов: отношения между родителями, роль ребенка в семейном кругу, особенности среды, окружавшей ребенка в раннем детстве.

Важно, чтобы ребенок не вырос ни самовлюбленным нарциссом с хрупкой самооценкой, ни чересчур застенчивым человеком. Как помочь ребенку найти баланс?

  • Хвалите ребенка за личный прогресс: чтобы получить комплимент от родителей, не обязательно занимать призовые места на школьных олимпиадах. Усердие малыша, проявленный интерес и стойкость тоже заслуживают похвалы.
  • Объясняйте, напоминайте детям, что изначально они достойны уважения и любви, как и все люди вокруг.

Социальные навыки помогут во многих областях жизни: в учебе, хобби, дружбе, построении репутации в коллективе. Главное — поощрять и поддерживать детей на всех этапах.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

Читайте также: