Сетевое взаимодействие между доу и школой

Обновлено: 06.07.2024

Изучив концепцию содержания непрерывного образования, различные нормативные документы по вопросам преемственности нами была составлена программа "Взаимодействие детского сада и школы".

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального

образования играет координация взаимодействия между педагогическими

коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление.

Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами

занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в

детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты,

сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к

осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели

выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это

одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

1.1.1. Цели и задачи освоения Программы

Цель программы:

реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и

начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Исполнители:

заведующий детским садом, воспитатели, учителя начальных классов.

Объекты программы: дети дошкольного (старшая, подготовительная группы) и школьного возраста (1 класс, родители, педагоги.

Цели непрерывного образования:

Воспитание нравственного человека.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Задачи непрерывного образования:

на дошкольной ступени:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение

детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

на ступени начальной школы:

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения

в соответствии с ними;

готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального

образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Проблемы непрерывного образования.

. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на

предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.

Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.

Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.

Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного

образовательного уровня на другой.

Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

Слабая управленческая и организационная преемственность, т. е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.

Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

1.1.2. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы

1 этап - поступление ребенка в детский сад:учет и постановка детей в детский сад,

адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,

педагогическое и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

- проведение общих педагогических советов воспитателей и учителей начальных

классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

- проведение открытых уроков и занятий

- ведение индивидуаальных диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,

- выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе, % неуспевающих и второгодников)

3 этап – плавный переход из детского сада в школу.

Педагогическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

1.1.3. Формы осуществления преемственности

I. Работа с детьми:

1) экскурсии в школу;

2) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

3) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

4) выставки рисунков и поделок;

5) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

6) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

7) участие в театрализованной деятельности;

8) Беседы о школе рассматривание картин, чтение худ. лит- ры, знакомство со школьными атрибутами;

9) дидактические игры и др.

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

3) взаимодействие педагогов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7) визуальные средства общения;

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы

- Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

- Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

- Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

- Мотивационная готовность детей к обучению в школе

- Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие

II РАЗДЕЛ

2.1. Средства обеспечения Программы

Воспитательно-образовательная работа в МБДОУ базируется на основной

образовательной программе МБДОУ, которая обеспечивает разностороннее развитие

детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

по основным направлениям: физического, социально-личностного, познавательного,

речевого, художественно-эстетического. Содержание образовательного процесса

выстроено в соответствии с программами:

Комплексная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания

ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в

современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности

III. РАЗДЕЛ

I. 3.1. План работы

II. На основании созданной программы составляется план работы на год.

Приложение 1 – план совместной работы со школой на2012 -2013г/

Приложение 2 – план совместной работы со школой на2013 -2014г

Рабочая образовательная программа логопедической работы с детьми подготовительного дошкольного возраста (6–7 лет) Содержание Целевой раздел 2 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.2. Принципы и подходы к формированию.

Основные структурные компоненты рабочей программы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Основные структурные компоненты рабочей программы I. Титульный лист Название дошкольного образовательного учреждения (по Уставу ДОУ).

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Холмовский, И.В. Дубровина. Исследователи утверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Татарин, Д.П. Эльконин и др.)

Преемственность как философская категория используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизмененных в соответствии с новыми условиями определенных черт, сторон, предшествующей стадии развивающего объекта в его новую стадию и образование его устаревших черт, сторон, несоответствующих уже новой обстановке.

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связь школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и др.

В “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому что нет работы между начальной школой и ДОУ, а потому, что нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Отталкиваясь от современной трактовки понятия “преемственность”, которое сегодня характеризуется более широко - как “непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода”, можно выделить ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный [1]. Одним из путей организации эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности является сетевое взаимодействие дошкольного учреждения и школы. Сетевая модель позволяет создать единое образовательное пространство, в котором каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Понятия: сеть, партнерство, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике.

Анализируя понятие “сеть”, “сетевое”, нельзя не обратиться к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [2]. Нельзя не согласиться с основными характеристиками сетевой организации, выделенными М.М.Чучкевичем:

Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети - конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами. Относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.

Множественность уровней взаимодействия - совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.

Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

Независимость членов сети - представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.

Множественность лидеров - понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе - это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей.

В практической педагогике начало использования термина “сетевой” относится к последней четверти 20 века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику Ю.А. Конаржевским. А.И. Адамский применительно к сфере образования выделил следующие характеристики сетевого взаимодействия. В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а “персона” (актор) и “событие” (артефакт).

Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент - “событие” - предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими, таким образом, об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующего в современной системе образования, так как нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ [3].

В настоящее время всё большее развитие получает сетевое взаимодействие, осуществляемое между различными учебными структурами: “сад-школа”, “школа-школа”, “школа-ВУЗ” и другие. Такое взаимодействие позволит каждому участнику образовательного процесса лучше ориентироваться в тех важных изменениях, которые касаются учебных программ, дополнительных образовательных услуг, предпрофильного и профильного обучения, взаимодействия с различными ВУЗами страны.

Цель сетевого взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.

Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

В целом схема организации сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы может быть следующей:
1. Сбор и анализ информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.
2. Заключение договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).

3. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.

4. Осуществление образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.

  • обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе
  • формирование у старших дошкольников основы умения учиться
  • создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
  • создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения
  • способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья
  • обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.

Сетевая модель взаимодействия “дошкольное образовательное учреждение – школа” позволяет охватить все основные аспекты преемственности дошкольного и начального звена:

Целевая преемственность обеспечивается согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

Содержательная преемственность обеспечивается созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6,5 и 7 лет на этапе их перехода к обучению применяется Программа коррекционно – развивающей работы с детьми 5-5,5 лет, которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с “зоной ближайшего развития”.

Технологическая преемственность обеспечивается отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Вырабатываются и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.

Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой эмоционально-положительное общение. Администрацией и педагогами – психологами детского сада и школы согласовываются нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.

Управленческая и структурно-организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: мини-педсоветов, Круглых столов, семинаров-практикумов, совместных заседаний психолого-медико-педагогических консилиумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий, работы субботней школы, организации шефской помощи школа – дошкольное общеобразовательное учреждение.

Таким образом, идея сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и школ находит место в реальном пространстве, выступая системосвязующим фактором обеспечения преемственности в обучении и воспитании.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что: сетевое взаимодействие открывает широкие возможности для обеспечения процесса преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования.

Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптированности детей при переходе из детского сада в школу.

ВложениеРазмер
Из опыта работы 76.5 КБ
Презентация 2.71 МБ

Предварительный просмотр:

на ступенях дошкольного и начального школьного образования

г. Сосновый Бор, Ленинградской области.

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача - научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути к самостоятельной жизни.

Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные дичностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Наша школа работает по вопросам преемственности более 10 лет.

Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями; такими как:

- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;

- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;

- недостаточно соблюдается психологическая преемственность

- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания

Учитывая это, мы определили основную цель нашей работы : выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.

  1. Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.
  2. Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.

На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно – организационный аспект преемственности: отработали нормативно – правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.

На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали общие требования к воспитанию и определили основные направления работы по преемственности, которые определились следующим образом: административный, методический, оздоровительный, психологический, досуговый блоки, а также блок дополнительных услуг.

Директор школы, заведующая ДОУ

1. Совместные административные совещания, круглые столы

2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе

3. Общее родительское собрание

Завучи по УВР, зам. зав по УВР

Старшая медсестра ДОУ, врач, медсе-стра школы, учитель физкультуры.

1. Семинары- практикумы.

2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий

3. Проведение дней здоровья

4. Работа с родителями.

5. Мониторинг здоровья воспитанников

Психологи, педагог- социолог.

1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы

2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований.

4.Консультации для педагогов и родителей

Блок досуговой деятельности

Музыкальные руководители и педагоги организаторы

1.Организационные экскурсии в школу, на пришкольный участок, в школьную библиотеку.

2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ.

5.Сбор информации о детях, посещающих кружки

Блок дополни-тельных услуг.

1. Кружки, факультативы

2. Творческие отчеты

В начале своей деятельности данная работа осуществлялась значительно легче, так как дети одного из дошкольных учреждений микрорайона почти полным составом прибывали для обучения в школу.

В школе выработался следующий алгоритм работы по преемственности:

  1. Сбор информации о подготовке первоклассников к школьному обучению в ходе комплексного психолого-медико- педагогического экспресс – наблюдения:

- первичная адаптация (психолог)

-обследование учащихся (психолог, логопед, тифлопедагог, врач)

- посещение уроков, мероприятий занятий (завучи)

Создание групп по подготовке к школе на базе д/сада или школы

1-2 недели сентября

  1. Планирование коллективных и дифференцированно – индувидуальных формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Корректировка совместных планов по сотрудничеству.

Проведение родительских собраний

  1. Организация контрольных мероприятий по преодолению возникших проблем

-семинары по коррекционной работе с учащимися

- подведение итогов по результатам работы и выполнению рекомендаций за триместр.

- отчеты и подведение итогов работы на административном совете.

При организации работы с первоклассниками на начальном этапе четко распределены функции всех участников экспресс - наблюдения

Завуч – определяет исходный уровень педагогической готовности к школе.

Логопед – определяет уровень логопедической готовности к школе. Рассматриваются разные аспекты речевого развития первоклассников.

Психолог – определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, обращая внимание на особенности поведения, общения, привычки и интересы, исследует основные виды деятельности, интеллектуальное развитие, организует анкетирование родителей.

Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности.

Врач исследует состояние здоровья первоклассников, наличие хронических заболеваний, отслеживает заболеваемость в период адаптации, определяется группа здоровья.

Для логопедов, психологов, учителей разработаны специальные план - карты, по которым они ведут наблюдение и предоставляют отчеты на медико-психолого-педагогический консилиум. Приложение №1

На консилиум по итогам работы приглашаются администрация школы, классные руководители 1 классов, специалисты сопровождающих служб школы, администрация и сопровождающие службы детских садов (выпускники которых обучаются в школе), при необходимости, специалисты по запросу (невропатолог, окулист и др.). В последние годы активными участниками таких консилиумов становятся специалисты комитета образования города и заведующая детским отделением МСЦЧ-38.

Участники обсуждают вопросы готовности первоклассников к обучению в школе по итогам проведенной работы, высвечиваются проблемы, возникшие в период адаптации, вырабатывается стратегия сопровождения для каждого учащегося в зависимости от тех затруднений, с которыми он сталкивается. Приложение №2 (План работы консилиума)

Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.

Вся проводимая работа дает ощутимые результаты. Одним из показателей достижения цели мы считаем 100%-ую адаптацию к школе на протяжении последних 6 лет. Этому способствует еще и то, что мы продолжаем традиционные направления в работе отдельных детских садов. В ДОУ №12 воспитываются дети с проблемами зрения, в нашей школе созданы коррекционные классы IV вида, которые в основном комплектуются на основе групп данного д/сада. Курирует нашу совместную работу клиника глазных болезней Педиатрической Медицинской Академии г. Санкт-Петербурга.

В ДОУ №19 внедряется в воспитание экологическое направление, что напрямую связано с нашей экологической школой и нами четко отработаны преемственные связи. Совместно с ДОУ №15 мы занимаемся проблемой мотивации здорового образа жизни, создания соответствующих условий для сохранения здоровья воспитанников и обучающихся, проводим совместные обучающие семинары.

В ДОУ № 8 педагоги и администрация активно занимаются проектной деятельностью, что соответствует требованиям ФГТ и ФГОС в отношении преемственности и играет большую роль в успешном обучении в школе и адаптации на 1 ступени обучения.

Основными задачами совместной деятельности администрации, педагогов и социально-психологической службы являются: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации учащихся и эффективностью системы профилактических мероприятий.

Мы понимаем всю ответственность периода адаптации первоклассников к школе и не можем относиться к вопросам преемственности формально.

Цель проекта: обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу, путем создания социальных, развивающих, коррекционных условий, способствующих охране и сохранению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Задачи:

1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием, комфортного перехода ребенка к школьному обучению;

2. Формирование у дошкольников обобщенных представлений о мире, о себе, как системе, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Основной разработчик проекта: администрации и рабочая группа педагогов МБДОУ и МБОУ СОШ.

Исполнители проекта: администрация, педагоги, обучающиеся и родители (законные представители) МБДОУ и МБОУ СОШ.

Обоснование проектной деятельности.

Моделирование непрерывного образовательного процесса ДОУ и начальной школы как условие развития творческого потенциала педагогических коллективов, предполагает совместную систематическую работу педагогов данных учреждений. Преемственность, как непрерывный процесс развития и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, является одним из видов такой связи.

Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому ребенку достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят все и сразу, подвергая ребенка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период.

С целью объединить всех заинтересованных участников, педагоги нашего дошкольного учреждения разработали данный проект, направленный на организацию качественной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Мероприятия реализации проекта:

В первую очередь был разработан и утвержден администрацией учреждений Договор о сотрудничестве МБДОУ и МБОУ СОШ с опорой на современные нормативные правовые документы законодательных органов Российской Федерации в области образования. В рамках Договора оговаривается модель и содержание образования преемственности МБДОУ и МБОУ СОШ . Основной целью взаимодействия ДОУ и школы становится обеспечение взаимосвязи и преемственности в развитии и обучении детей в подготовительных к школе группах и первом классе школы.

Сотрудничество осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

План реализации проекта составлен заведующим ДОУ и директором школы, при активном участии старшего воспитателя ДОУ и завуча начальных классов.

В плане указываются формы сотрудничества: совместные педагогические советы, методические объединения, взаимопосещения, совместные праздники, организационная работа, работа с родителями; их содержание, намечаются сроки выполнения и лица, ответственные за их выполнение.

Перспективно-тематический план реализации проекта

Читайте также: