Сергей есенин песнь о евпатии коловрате краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Весной и летом на склонах лесистого Геликона (2), там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены (3), и на высоком Парнасе (4), у чистых вод Кастальского родника (5), Аполлон (1) водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (6) , — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре (7). Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической (8) поэзии, Эвтерпа —муза лирики (9), Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии (10), Талия — муза комедии, Терпсихора —муза танцев, Клио — муза истории, Урания —муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов (11). Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес (12) о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита (13), Арес с Гермесом (14) — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида (15). Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

(1) Аполлон — один из древнейших богов Греции, покровитель искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве, на здании Большого Академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руке, едущего на колеснице.

(2) Геликон — гора в Средней Греции, на которой, по представлениям греков, обитали музы. Их иногда называли "царицами Геликона".

(3) Гиппокрена — ключ (родник) на вершине горного хребта Геликона. По преданию, появился ключ от удара копытом крылатого коня Пегаса. В переносном смысле "оседлать Пегаса" — стать поэтом.

(4) Парнас — в мифах — место обитания Аполлона и муз. В переносном смысле Парнас — сообщество поэтов.

(5) Кастальский родник (ключ) — источник на горе Парнас. В современном языке Кастальский ключ означает источник вдохновения.

(6) Мнемосина (Мнемозина) — богиня памяти.

(7) Кифара — струнный щипковый инструмент, похожий на лиру.

(8) Эпический — повествовательный.

(9) Лирика — один из трех видов литературы (эпос, лирика, драма), стихи, песни.

(10) Трагедия — драматическое произведение, часто завершающееся гибелью главного героя.

Во время нашествия хана Батыя, на защиту русских земель встает рязанец Евпатий Коловрат. Он погибает в неравном бою. Хан, восхищенный отвагой Коловрата, просит достойно похоронить воина.

За минуту

Русские князья пытаются предотвратить нашествие монголо-татарского войска и отправляют послов с подарками. Но хану Батыю не нравится дерзкое поведение одного из князей, и он убивает посланников.

Когда монголы разрушают и сжигают Рязань, на защиту русской земли встает рязанец Евпатий Коловрат. Он собирает небольшое войско и начинает преследовать татаро-монголов, нанося им серьезный ущерб.

Но в решающей битве кочевники уничтожают войско Коловрата, сам воин погибает. Батый просит принести тело Евпатия. Он восхищается его доблестью воина, жалея, что он воевал не на его стороне. Батый отпускает пленных русских и просит достойно похоронить Коловрата.


Актуальность данного исследования определяется тем, что анализ летописей при непосредственном сопоставлении с поэтическим произведением имеет непосредственный выход в этнокультурологию, что по-прежнему вызывает живой интерес литературоведов.

изучить текст древнерусского памятника и произведение С. Есенина;

выявить основные различия между ними;

Наш материал был проанализирован на основе следующих методов: описательный метод, исторический метод, метод компонентного анализа и сопоставительный метод.

В 1912 - 1914 годах, кроме лирических стихов, Сергей Есенин пишет произведения, в которых обращается к волнующим страницам героического прошлого русского народа. В 1912 году он создает в традициях былинного эпоса свою "Песнь о Евпатии Коловрате":

От Ольшан до Швивой Заводи

Знают песни про Евпатия.

Их поют от белой вызнати

До холопного сермяжника.

Хоть и много песен сложено,

Да ни слову не уважено,

Не сочесть похвал той удали,

Не ославить смелой доблести.

"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге рязанского воеводы Евпатия Коловрата. Как вспоминает писатель И. Розанов, Есенин читал поэму "Песнь о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма, которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то разве только краевой, рязанский".

Поэма "Песнь о Евпатии Коловрате" имеет две редакции. Первоначальная редакция, датированная 1912 годом, была напечатана в 1918 году в газете "Голос трудового крестьянства". В 1925 году для "Собрания стихотворений" Есенин создал новую редакцию, значительно отличающуюся от первой не только меньшим объемом (35 строф вместо 56), заглавием, но и содержанием. В окончательной редакции поэт освобождает свою "Песнь" от религиозных образов и церковной лексики. Он стремится сделать поэму более реалистической, приблизив ее форму и содержание к народнопоэтическим памятникам о борьбе русского народа с татарским нашествием.

Однако сюжет "Песни" Есенина во многом отличен от той части "Повести о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", где повествуется о борьбе Евпатия Коловрата с Батыем. Евпатий Коловрат в "Повести" - княжеский дружинник.

Евпатий у Есенина - кузнец-силач, выразитель патриотических настроений народа.

Н.К. Гудзий отмечает, что рассказ о Евпатии Коловрате в "Повести о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", очевидно, "восходит к особым народным историческим песням"; "в основу ее легло устное эпическое произведение".

Можно предположить, что наряду с "Повестью о разорении Батыем Рязани в 1237 г." одним из источников в работе над "Песнью о Евпатии Коловрате" послужили народнопоэтические рассказы, легенды, предания о Евпатии Коловрате, которые Есенин мог слышать в годы юности в родном рязанском краю [Прокушев, 1971: 134].

Художественное воображение Сергея Есенина наполняет народное предание идейным смыслом: Жестокость порождает зверя, нелюдя, дьявола, а Вера возрождает, дарит бессмертие. И голос поэта звучит назиданием для потомков (предание не содержит такой идеи, это продукт поэтического воображения Есенина).

роль поэтического воображения в создании литературного произведения велика;

воображение – основа творческой деятельности человека;

Основные термины (генерируются автоматически): Песнь, Рязань, древнерусская литература, известный памятник, Повесть, поэма, поэтическое воображение, слово, заумная поэзия, идейный смысл.

Похожие статьи

Народная песня в творчестве С. А. Есенина | Статья в журнале.

Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы)/ Подгот. текста и коммент.

Коржан В. В. Есенин и русская поэзия. АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом).

стихотворение, песнь, народная поэзия, отрицательный параллелизм, психологический параллелизм.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему. )

Способствовало этому его настоящее и глубокое знание живописи, литературы и поэзии, истории, знание

Свиридов скомпоновал песни так, что получилось кантата — поэма о судьбе русской женщины.

5. Известное сочинение композитора, написанное на народные слова.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств.

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как

Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор.

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале.

Известно, что истинная поэзия неотделима от музыки.

Литература: Арсентьева Н. Н. Лирика С. Есенина в типологическом изучении.

— 109 с. Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале.

Его замечательные слова о поэзии Гафиза ". дух человеческий давно уж достиг этой эфирной высоты, которой мы удивляемся в поэмах. и цветы поэзии неувядаемы.

Семантическая многоплановость природы слова и смыслы

Признанный мэтр символизма, мастер поэтической формы, В. Брюсов, является создателем известного венка сонетов

376 с. Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века.

Творческая история лирических произведений через призму писем.

Но их смысл трактуется по-разному.

Это, по определению автора, был своеобразный протест против царя и верность делу декабристов через поэтическое слово.

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

В воображении читателя сразу возникает деревянный уютный дом, один из тех домов, где живет русская

Не случайно, В. Н. Ганичев, председатель Союза писателя России, отметил, что стихи Ю.Курдина — «Поэтический взгляд на мир человека, владеющего словом

Литература

Языковые средства создания образности лирических песен как.

[Русские народные песни, 1957: с. 203]. Параллелизмы служат в песнях средством усиления поэтической выразительности чувств лирических героев и средством глубокого раскрытия идейной направленности, всего основного смысла той или другой песни.


Актуальность данного исследования определяется тем, что анализ летописей при непосредственном сопоставлении с поэтическим произведением имеет непосредственный выход в этнокультурологию, что по-прежнему вызывает живой интерес литературоведов.

изучить текст древнерусского памятника и произведение С. Есенина;

выявить основные различия между ними;

Наш материал был проанализирован на основе следующих методов: описательный метод, исторический метод, метод компонентного анализа и сопоставительный метод.

В 1912 - 1914 годах, кроме лирических стихов, Сергей Есенин пишет произведения, в которых обращается к волнующим страницам героического прошлого русского народа. В 1912 году он создает в традициях былинного эпоса свою "Песнь о Евпатии Коловрате":

От Ольшан до Швивой Заводи

Знают песни про Евпатия.

Их поют от белой вызнати

До холопного сермяжника.

Хоть и много песен сложено,

Да ни слову не уважено,

Не сочесть похвал той удали,

Не ославить смелой доблести.

"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге рязанского воеводы Евпатия Коловрата. Как вспоминает писатель И. Розанов, Есенин читал поэму "Песнь о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма, которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то разве только краевой, рязанский".

Поэма "Песнь о Евпатии Коловрате" имеет две редакции. Первоначальная редакция, датированная 1912 годом, была напечатана в 1918 году в газете "Голос трудового крестьянства". В 1925 году для "Собрания стихотворений" Есенин создал новую редакцию, значительно отличающуюся от первой не только меньшим объемом (35 строф вместо 56), заглавием, но и содержанием. В окончательной редакции поэт освобождает свою "Песнь" от религиозных образов и церковной лексики. Он стремится сделать поэму более реалистической, приблизив ее форму и содержание к народнопоэтическим памятникам о борьбе русского народа с татарским нашествием.

Однако сюжет "Песни" Есенина во многом отличен от той части "Повести о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", где повествуется о борьбе Евпатия Коловрата с Батыем. Евпатий Коловрат в "Повести" - княжеский дружинник.

Евпатий у Есенина - кузнец-силач, выразитель патриотических настроений народа.

Н.К. Гудзий отмечает, что рассказ о Евпатии Коловрате в "Повести о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", очевидно, "восходит к особым народным историческим песням"; "в основу ее легло устное эпическое произведение".

Можно предположить, что наряду с "Повестью о разорении Батыем Рязани в 1237 г." одним из источников в работе над "Песнью о Евпатии Коловрате" послужили народнопоэтические рассказы, легенды, предания о Евпатии Коловрате, которые Есенин мог слышать в годы юности в родном рязанском краю [Прокушев, 1971: 134].

Художественное воображение Сергея Есенина наполняет народное предание идейным смыслом: Жестокость порождает зверя, нелюдя, дьявола, а Вера возрождает, дарит бессмертие. И голос поэта звучит назиданием для потомков (предание не содержит такой идеи, это продукт поэтического воображения Есенина).

роль поэтического воображения в создании литературного произведения велика;

воображение – основа творческой деятельности человека;

Основные термины (генерируются автоматически): Песнь, Рязань, древнерусская литература, известный памятник, Повесть, поэма, поэтическое воображение, слово, заумная поэзия, идейный смысл.

Похожие статьи

Народная песня в творчестве С. А. Есенина | Статья в журнале.

Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы)/ Подгот. текста и коммент.

Коржан В. В. Есенин и русская поэзия. АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом).

стихотворение, песнь, народная поэзия, отрицательный параллелизм, психологический параллелизм.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему. )

Способствовало этому его настоящее и глубокое знание живописи, литературы и поэзии, истории, знание

Свиридов скомпоновал песни так, что получилось кантата — поэма о судьбе русской женщины.

5. Известное сочинение композитора, написанное на народные слова.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств.

Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как

Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор.

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале.

Известно, что истинная поэзия неотделима от музыки.

Литература: Арсентьева Н. Н. Лирика С. Есенина в типологическом изучении.

— 109 с. Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале.

Его замечательные слова о поэзии Гафиза ". дух человеческий давно уж достиг этой эфирной высоты, которой мы удивляемся в поэмах. и цветы поэзии неувядаемы.

Семантическая многоплановость природы слова и смыслы

Признанный мэтр символизма, мастер поэтической формы, В. Брюсов, является создателем известного венка сонетов

376 с. Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века.

Творческая история лирических произведений через призму писем.

Но их смысл трактуется по-разному.

Это, по определению автора, был своеобразный протест против царя и верность делу декабристов через поэтическое слово.

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

В воображении читателя сразу возникает деревянный уютный дом, один из тех домов, где живет русская

Не случайно, В. Н. Ганичев, председатель Союза писателя России, отметил, что стихи Ю.Курдина — «Поэтический взгляд на мир человека, владеющего словом

Литература

Языковые средства создания образности лирических песен как.

[Русские народные песни, 1957: с. 203]. Параллелизмы служат в песнях средством усиления поэтической выразительности чувств лирических героев и средством глубокого раскрытия идейной направленности, всего основного смысла той или другой песни.

Читайте также: