Сергей довлатов конец прекрасной эпохи краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Станислав Зельвенский посмотрел новый фильм Говорухина — первую в истории экранизацию прозы Сергея Довлатова.

Ленинград, 1965 год, журналиста и начинающего писателя Андрея Лентулова (Иван Колесников) увольняют из газеты, приятель зовет его в Таллин, где нравы несколько мягче, и Лентулов устраивается в центральное русскоязычное издание.

Франтоватый красавец в роли довлатовского лирического героя поначалу несколько обескураживает — но есть подозрение, что двухметровый армянин с бородой вызвал бы куда больше вопросов. 32-летний сериальный актер Иван Колесников хорошо смотрится на экране и вполне вписывается в заданный режиссером образ — не ленинградского рефлексирующего гения, неряхи и алкоголика, а персонажа из фильмов Хуциева, молодого повесы, который выпить, конечно, может, но по ночам печатает в своей мансарде в идеально отутюженной белоснежной рубашке. Ключевое довлатовское качество — ироничную сдержанность, северный стоицизм — Колесников при этом передает даже чересчур старательно: порой он выглядит просто апатичным наблюдателем собственных приключений.

Прозрачное, стерильное черно-белое изображение вроде бы дешевый, но безотказный способ навести разом и ретро, и красоту. Из-за вечно статичной камеры и того, что почти все действие происходит в интерьерах, фильм немного отдает телевидением, но в этом есть и определенное скромное изящество. Оператор, впрочем, непрост и все время норовит снимать то с нижних ракурсов, то с каких-то экспрессионистских углов — бог знает зачем, но иногда, опять же, получается красиво.

Кастинг и вовсе хороший: Светлане Ходченковой в небольшой роли возлюбленной героя разгуляться особенно негде (вина скорее Довлатова, чем Говорухина), но редактор Туронок подходящий, фотограф Жбанков — отличный, все эстонцы вообще прекрасные. Ненадолго появляется даже Лембит Ульфсак в роли врача (поскольку в новелле про роддом речь идет о Лембите, режиссер позволяет себе слегка инфантильную внутреннюю шутку). Буша в фильме, к сожалению, нет.

libking

Сергей Довлатов - Конец прекрасной эпохи краткое содержание

Конец прекрасной эпохи - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Конец прекрасной эпохи

Достаточно припомнить тот факт, что в начале шестидесятых годов, в пору триумфальной известности Евтушенко и Вознесенского, ленинградского поэта Иосифа Бродского ни больше ни меньше, как судили за тунеядство и выслали в Архангельскую область, не говоря о десятках тех молодых поэтов и прозаиков, чьи литературные попытки властям удалось пресечь без лишнего шума.

Таким образом, в литературоведении наметились две опасные крайности при оценке культурных явлений послесталинской эпохи. Если советские историки литературы вообще не замечают специфики хрущевской оттепели, изображая развитие нашей литературы как единый и гармоничный процесс от Фадеева и Эренбурга до Белова и Приставкина, то эмигрантские филологи порою склонны вообще отказывать кому бы то ни было из официальных советских поэтов и прозаиков – Евтушенко, Вознесенскому, Абрамову или Трифонову – в крупице творческого дарования, рисуя их исключительно лицемерами, конформистами и трубадурами режима, то есть, в конечном счете, как это ни парадоксально, совпадая до некоторой степени во взглядах с казенным советским литературоведением.

В книге Альтшуллера и Дрыжаковой семь разделов, каждый из них ограничен хронологическими рамками и соответствует определенному этапу в общем процессе культурного ренессанса.

Четвертый раздел целиком отведен Солженицыну, причем, речь идет именно о Солженицыне-художнике, в то время как за последние годы Солженицын стал объектом анализа почти исключительно как публицист, историк и общественный деятель, что несколько искажает представление об этом писателе.

В двух последних разделах речь идет о творчестве Евгении Гинзбург, Юрия Домбровского, Варлама Шаламова, Василия Гроссмана – то есть о писателях, которые так и не смогли, несмотря на весь хрущевский либерализм, опубликовать на родине свои главные произведения.

Кстати, именно в этих разделах мне удалось обнаружить ряд мелких неточностей. Приведу одну из них. Альтшуллер и Дрыжакова утверждают, что ни одно стихотворение Иосифа Бродского не было опубликовано в Советском Союзе. Это ошибка. В СССР опубликовано не менее семи оригинальных стихотворений Бродского, а также несколько его переводов, что, конечно же, не меняет существа дела: Бродский был и остается у себя на родине запрещенным поэтом.

Заканчивают Альтшуллер и Дрыжакова свою книгу сдержанно-оптимистической нотой:

От всей души мне хотелось бы разделить это чувство сдержанного оптимизма, но боюсь, что его не разделяют ни Ирина Ратушинская, ни Виктор Некипелов, ни Анатолий Марченко, ни Лев Тимофеев, ни Леонид Бородин, ни другие писатели, находящиеся в тюрьмах, лагерях и ссылках, преступление которых заключается именно в нежелании писать по лживым стандартам.

Новинка от классика советского кино Станислава Говорухина


Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Первая полноценная экранизация Сергея Довлатова


Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Возвращение Светланы Ходченковой к Станиславу Говорухину


Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Дебютант в главной роли

Исполнителя главной роли, ленинградского журналиста Андрея Лентулова искали очень долго, за год пробы прошли более 500 актеров.


Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

По оценкам критиков, роль Довлатова-Лентулова Колесников сыграл убедительно и свежо.

Черно-белая картинка

Однако в руках Станислава Говорухина это скорее не специально выбранный художественный прием, а следование собственным предпочтениям.


Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль"

Производство: МОСФИЛЬМ, КИНОСТУДИЯ ВЕРТИКАЛЬ, 2015

Режиссер: Станислав Говорухин

Сценарий: Станислав Говорухин по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс"

В ролях: Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов, Борис Каморзин, Дмитрий Астрахан, Лембит Ульфсак, Сергей Гармаш, Александр Робак, Элина Пяхклимяги, Кярт Таммярв, Тыну Карк, Дмитрий Ендальцев

Весьма поверхностная, бездушная и механическая попытка экранизировать рассказы Сергея Довлатова. Будь это дебют молодого энтузиаста, можно было бы понять, но от мэтра уровня Говорухина ждешь чего-то поглубже


Трейлер

Конец прекрасной эпохи

Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи"

Кадр из фильма

Читайте также: