Серебряная птица и желтая лягушка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В мое отсутствие Тургенев продолжал рассказывать детям моим свои послеобеденные сказочки, которые он, так сказать, импровизировал. Первая сказка, при мне им придуманная, не займет и страницы печатной, так она была мала и так похожа на одно из его стихотворений в прозе. Вот она:

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля, капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот может исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи.

Скоро ли, долго ли, неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришел в ужас -- вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Но делать было нечего, он стал ждать. Долго ждал он. Наконец, видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навертываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадет. Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать.

И вдруг снова увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щек его, потянулись кверху змеи, и гады разинули пасть свою. На мальчика нашел страх -- вот-вот, он думал, все эти твари бросятся на меня, вонзят в меня свои жала и задушат меня; но он справился с своим ужасом, тоже потянулся кверху, и -- о чудо! Капля живой воды капнула ему прямо в раскрытый рот. Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их поглядели на него с завистью.

Мальчик недаром проглотил эту каплю -- он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей, стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету".

-- И только-то? -- спросили дети.

-- А чего же вам еще? -- возразил Тургенев,-- ну, на этот раз с вас довольно. Завтра начну вам рассказывать длинную сказку, только дайте подумать.

Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о "Живой капле" и "Самознайке" в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

Сказки сюжет плюс поэтика, образы, связь с мифами и фольклором. Выразительные особенности, дидактика.

Притча о лягушке

Капля жизни

Последний колдун – творческая история. Дидактика

Иван Сергеевич Тургенев - истинно выдающийся русский писатель. Тургенев – поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра – стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет, и журналов середины девятнадцатого столетия. Но мало кто знает, что Тургенев писал ещё и замечательные сказки.

Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в 19, ни в 20 веке не был известен в России как сказочник. Дело в том, что сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

В этом замечательном сборнике три части:

В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле. Детские годы он провёл в богатой усадьбе матери Спасское - Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве. Правда, таких книг, как сегодня, в то время было немного. Но именно впечатления детства впоследствии лягут в основу творчества.

Запомнились Ивану Тургеневу приезды в дом самого русского поэта В. А. Жуковского, который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней.

Вероятно, сказки рассказывала почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна.

В наше время сохранились воспоминания друга Тургенева Полонского, который рассказывал, как писатель Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье которых было трое детей.

Сказки весьма лаконичны, но поучительны и ярки.

Капля жизни

Повествует о храбром мальчике, у которого случилось несчастье: у него заболели отец и мать. Однажды кто-то ему сказал, что есть пещера, в которой каждый год появляется капля чудодейственной воды, что может исцелять не только недуги телесные, но и душевные.

Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Мораль: чтобы помочь близким, можно пройти через любые трудности.

Но эта сказка - небольшая устная импровизация.

Схожа с построением волшебной сказки

- в развязке побеждает добро

Мифические образы – змеи

Сюжет интересующих нас волшебных сказок И.С.Тургенева строится на основе инициального ритуала: герой выезжает из дома, путь героя – ось повествования, конец – герой прибывает домой. Дом в волшебной сказке И.С.Тургенева – тот же ритуальный социум, сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту. Сказка, в силу специфики жанра, не располагает никакими топографическими сведениями, но безусловно одно – дорога ведет в потусторонний мир.

Здесь очень важны следующие моменты:

сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией клише. Их мы обнаруживаем и в сказках И.С.Тургенева

- клишированное описание места действия:

здесь Тургенев следует традициям русской народной сказки: у него образ "капли жизни" восходит к "живой воде", воскресавшей мертвых. В его сказке именно знание становится подлинным кладом, обретение которого требует и терпения, и бесстрашия, и любви. Известно, что "Капля жизни" была сочинена для того, чтобы пробудить стремление к учению у детей Я.П.Полонского, гостившего в Спасском. Она развивает просветительские традиции Даля, Одоевского, Погорельского. Указанная сказка продолжает тему путешествия за знаниями.

Сказка писателя "Самознайка", как и "Капля жизни", имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей: Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о "Живой капле" и "Самознайке" в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

И чем же всё заканчивается? Фантастический ночной полёт лягушки на хвосте серебряной птицы заканчивается с наступлением зари. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоёт чудесную песню утренней зари.

Мораль: Принимай добро с благодарностью, а не со стремлением получить выгоду. «— Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста

и сделать из него себе украшение, — отвечала

В качестве признаков, которые позволяют нам относить сказки И.С.Тургенева к промежуточным (маргинальным) между волшебными сказками и другими жанрами, выделяем следующие:

1. Ослабление оппозиции свой – чужой.

2. Ироническое отношение к сказочному сюжету и героям.

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой…

Особенности поэтики

Сказка писателя "Самознайка", как и "Капля жизни", имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей. Прослушав ее, они боялись прослыть "Самознайкой", имя которого стало нарицательным. В похождениях незадачливого Самознайки настойчиво звучит излюбленный тургеневский мотив: самоуверенность, нежелание трудиться оборачиваются неволей. Здесь выразилось коренное убеждение писателя: безграмотный человек - все равно что слепой или безрукий, без знаний - нет свободы.

степовик это изящное прозаическая миниатюра, которую Тургенев написал на французском языке. История повествует о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, сделанного из веток и травы. Сказка обрывается на моменте знакомства главных героев, так что нам никогда не удастся узнать, чем она закончилась, и какова мораль…в этом произведении мы видим мифологическое начало. Степовик - это дух хозяин степи в русской мифологии.



Последний колдун

Пьеса-сказка И. С. Тургенева ≪Последний колдун≫

(1867 г.) представляет собой либретто оперетты-фантазии,

музыку которой сочинила французская певица, композитор и музыкальный педагог Полина Виардо. В своё время постановка оперетты на сценах Баден-Бадена,

Веймара и Карлсруэ стала уникальным опытом сотрудничества двух гениальных авторов. В своей сказочной фантазии автор обращает читателя к миру природы, который

видится ему ≪целым миром чудес≫.

Иван Сергеевич не только соглашается написать либретто, но и обещает принять участие в будущем спектакле как актер - исполнителей-мужчин в школе Виардо не хватало. Петь, правда, он не мог, но по всем другим статьям подходил идеально. Да и опыт усадебного театра в Спасском пригодился.

Внимательно вглядываясь в текст, я обнаружил его удивительное сходство с сюжетом . шекспировской "Бури". Действительно, и тут, и там в центре образ немолодого волшебника, у обоих - молоденькая дочка, которая чудесным способом встречает свою первую любовь к принцу, и тут, и там - слуга-оборотень, и еще немало сближений. При этом, конечно, многое разнится. Главное отличие в том, что Просперо у Шекспира полон волшебных сил, а Кракамиш утратил свое былое могущество и ищет способ его вновь обрести. К финалу же оба волшебника приходят к осознанию простой истины: надо быть Человеком, просто человеком, и тогда не понадобится ни волшебный жезл, ни волшебная "ветвь Моли"!Начав с разных концов, оба автора приводят своих героев к сходному результату в финале.

"Буря" была последней сказкой Шекспира, говорят, имела весьма автобиографический подтекст. Тургенев тоже всё писал "из себя", недаром же сыграл Кракамиша и, по свидетельствам доброжелательных современников, весьма обаятельно и со знанием дела.

Орловский драматический театр имени Тургенева, единственный, носящий имя великого русского классика, вызвался поставить оперу-фантазию. Обозначилась главная проблема: где найти музыку Полины Виардо?! Мы знали, что она имелась когда-то в музее Веймарской оперы. Запрос дал отрицательный результат: Театральный архив в Карлсруэ в период Второй мировой войны был уничтожен, и вместе с ним погибли такие документы, как либретто, вокальные партии и партитура.

Помощь пришла из Канады, от тургеневеда Николая Жекулина. Непостижимым образом ему удалось переснять ноты "Колдуна" в одном из американских банков, где те, оказывается, хранились, и переслать их во Францию, в Париж. И вот уже директор и создатель Музея Тургенева в Буживале Александр Звигильский всю ночь стоит у копировальной машины и страницу за страницей копирует драгоценные значки, а затем срочно высылает чемодан с нотами в Россию, в Орёл, в Музей Тургенева.

Особенности поэтики

Сюжет оперетки очень не сложен. Где-то далеко, за тридевятью землями, живет в большом лесу колдун, по прозванию Кракамиш. Он был некогда очень могуч и грозен; но волшебство его выдохлось, сила ослабела, и теперь он едва перебивается, в поте лица добывая своим волшебным жезлом лишь насущное пропитание. Великолепные палаты, им воздвигнутые, понемногу съежились в желтую хижину; слуга его, великан и силач, способный ворочать горами, как сахарными головами, превратился в тщедушного и тупоумного карлика. Кракамишу этот упадок собственного значения еще потому особенно чувствителен, что у него дочь, по имени Стелла, которой он готовил блестящую будущность. В том же лесу обитают духи женского пола — эльфы; ими предводительствует царица. Эти эльфы — заклятые враги Кракамиша; им очень было не по нутру, что он вздумал поселиться в их родном лесу; но тогда они не могли этому воспротивиться; теперь же они всячески досаждают старику, бесят его, выводят его из терпения. В соседстве леса живет один царь; у него сын, принц Лелио, который часто ходит охотиться в этот самый лес. Царица эльфов взяла его под свое покровительство и хочет женить на Стелле, которую она полюбила, несмотря на то, что она дочь Кракамиша, — и, конечно, достигает своей цели.

Баден-Баден, 11 / 23 апреля.

И в заключение можно сказать, что безусловно сказки Тургенева несут дидактическую цель, также на страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший. Тургенев в своих сказках хочет донести основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать, - это любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

1)на берегу большого зелёного болота сидела одинокая лягушка. все другие лягушки играли, прыгая с кочки на кочку, они были счастливы. а эта лягушка сидела одна, грустная, печальная. она не была похожа на остальных зелёных лягушек, она была жёлтая, и никто не хотел с ней играть.

однажды к болоту прилетела огромная цапля. все зелёные лягушки прыгнули в воду, а жёлтая - осталась сидеть на берегу.

- почему ты не спряталась от меня, как остальные лягушки, разве ты меня не боишься?

- боюсь,- ответила жёлтая лягушка.

- я ведь могу тебя съесть.

- лучше съешь меня,- сказала лягушка.

- почему ты хочешь, чтоб я тебя съела ?

потому что я не такая как все и зеленые лягушки не хотят со мной играть

цапле стало жалко лягушку, ведь ей тоже не с кем было играть, и она предложила лягушке свою дружбу.

2) главные герои

лягушка – хитрая и умная лягушка, придумавшая эффективный способ передвижения.

утки – добрые и отзывчивые птицы, лягушку

1)знакомство с утками.

2)лягушка узнает о теплом юге.

3)лягушка придумывает способ добраться до теплых стран.

6)разбитые мечты лягушки.

хвастовство – не самое лучшее качество, которое никогда не доводит до добра.

сказка учит скромности, выдержке, и одновременно умению находить выход в любой ситуации, настойчиво идти к своей цели.

Ответ

+

Ответ

+

1) в этом произведении животные рпзговариваю 2) только в сказках животнвх олицитворяют как людей.
3) все))(

Ответ

+

1) Жизнь в родном болоте
2) Мечта о юге
3) Встреча с утками
4) Идея!
5) Воплощение идеи в жизнь
6) Полетели!
7) Удивление детей
8) Это я придумала!
9) Шлёп
10) Новое болото

Ответ

+

Ответ

+

Ответ

+

Ответ

+

Жила была девочка Оля . У неё было красивое платье.Она пошла хвастаться девчёнкам из своего двора.Девчёнки ей так завидовали , что сожгли её на*ер.

Ответ

+

Ответ

+

Жила на болоте лягушка. Осенью мимо болота летели на юг утки и остановились отдохнуть и поесть. Лягушка, узнав, что на юге тепло, чудесные болота и тучи комаров, попросилась лететь с ними. Она придумала, что если две утки возьмутся клювами за концы прутика, а она схватится ртом за середину, то стая, меняясь, может донести ее до юга. Утки согласились, восхитившись ее умом.

Лягушка сначала летела вперед мордой, после привала перевернулась и попросила уток лететь пониже, чтобы люди могли увидеть ее. Люди удивлялись: кто это придумал такую хитрую штуку? Пролетая над третьей деревней, лягушка не удержалась и заквакала: это я! И упала в какое-то болото. Там она рассказала, что придумала чудесный путешествия на утках и слетала на чудесный юг, а теперь залетела посмотреть, как тут живут, а уток отпустила до весны. Но утки не вернулись, т.к. думали, что лягушка разбилась и жалели ее.

Иван Сергеевич Тургенев

© И. Кондрашова, иллюстрации, 2019

Сказка-притча о серебряной птице и жёлтой лягушке

Сказки - i_001.jpg

Жила-была маленькая зелёная лягушка, нравом презлющая. Сидела она у подножия высокого дерева, в ветвях которого жила красивая и очень добрая птица с длинным хвостом.

И птица, которая была очень добра, опустила свой длинный хвост соседке. Но лягушка, прицепившись к самому красивому пёрышку, и не думала взбираться наверх, она принялась тянуть перо что было мочи.

– Эй, что ты там делаешь? – вскричала птица.

– Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста и сделать из него себе украшение, – отвечала лягушка и продолжала тянуть пёрышко к себе.

– Ну погоди, злодейка! – рассердилась птица и взвилась в небо, унося лягушку на своём хвосте.

– Ты хотела узнать, что сверху видно, – вот и погляди!

Но лягушке было теперь не до того, и она взмолилась:

– Смилуйся! Отпусти меня на землю!

В это время птица пролетала над болотом и сказала:

– Открой рот – ты упадёшь в грязь и не расшибёшься, там тебе будет очень хорошо.

Лягушка разжала зубы и – плюх! – упала в болото.

Она и вправду не расшиблась, но болото было таким грязным, а лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем жёлтой… И осталась такой на всю жизнь. А серебряная птица полетела к своему дереву и спела чудесную песню восходящему солнцу.

Сказки - i_002.jpg

ХОТЕЛА ЛЯГУШКА ПОДНЯТЬСЯ НА ДЕРЕВО И ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО СВЕРХУ ВИДНО, ТОЛЬКО НЕ ЗНАЛА, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Сказки - i_003.jpg

«Вы, верно, знаете, дети мои, бескрайние степи, что начинаются за Доном, вёрст за сто отсюда. Я часто езжу туда на охоту, ибо хоть дичи там и нет, да перепёлок – что мух. Вот однажды, в разгар сенокоса, оказался я поздно вечером в одном из этих мест и, не желая возвращаться в деревню, где блохи сожрали бы меня, решил провести ночь на одном из стогов, что, подобно огромным домам, возвышаются в эту пору вдоль Дона. Надобна лестница, чтобы на них взобраться. А взобравшись, чувствуешь себя как в раю.

Итак, я вскарабкался на один из таких стогов, волоча за собою бедного моего пса, который давился и отчаянно кашлял. Вот мы и наверху. Я расстелил свой охотничий плащ, собака моя тотчас же зарылась в сено, и мы приготовились заснуть крепким сном, ибо устали изрядно, можете мне поверить. Но прежде надо было оглядеться вокруг.

Боже, как здесь было красиво! Ночь царила везде: она зеленела внизу, синела вверху, серебрилась повсюду, а Дон – что за великолепная золотая лента, отливающая то атласом, то муаром! А какой аромат, и как поют птицы! Ибо одни горожане воображают, что ночью птицы спят. А ветер, что нежно касается ваших щёк после того, как разбудил и приласкал столько цветов!

Испустив, по примеру моего пса, глубокий вздох, я уже собирался заснуть, как вдруг услышал, что кто-то ходит по стогу… Шаги были лёгкие, почти боязливые, однако направлялись они ко мне… Я приподнялся на локте и увидел нечто, что вас удивило бы так же сильно, как и меня, а может быть, и более.

Сказки - i_004.jpg

Я УВИДЕЛ ПЕРЕД СОБОЮ СИДЯЩЕЕ НА СПИНЕ СТЕПНОЙ ЧАЙКИ КРОШЕЧНОЕ СУЩЕСТВО…

Я увидел перед собою сидящее на спине степной чайки крошечное существо ростом с локоток, похожее на человека, но сделанное из тех сухих веточек, что встречаются на дорогах и которыми пользуются птицы для постройки гнёзд; на его большой голове из зелёного мха был персидский колпачок из сухой соломки. Две круглые чёрные ягодки были у него вместо глаз, и, ей-богу, казалось, он ими прекрасно видел; крючковатый корень служил ему носом, а пучок степной травы, называемой ковыль, заменял бороду. На нём была крестьянская курточка из торфа, перепоясанная на бёдрах стебельком лопуха, и он важно переставлял свои ножки, обутые в башмачки со шпорами из бересты.

Сказки - i_005.jpg

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Оглядевшись, он пришёл в ужас: вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, со злыми глазами, страшных и отвратительных. Но нечего делать, он стал ждать.

Наконец видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навёртываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадёт.

Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать. И вдруг увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щёк его, потянулись кверху змеи и гады разинули пасти свои. На мальчика нашёл страх: вот-вот, думал он, все эти твари бросятся на него, вонзят в него свои жала и задушат; но он справился со своим ужасом, тоже потянулся кверху, и – о чудо! – капля живой воды упала ему прямо в раскрытый рот.

Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их глядели на него с завистью.

Сказки - i_006.jpg

ВОКРУГ СЕБЯ УВИДЕЛ ОН МНОЖЕСТВО ГАДОВ САМОГО РАЗНОГО ВИДА…

Мальчик недаром проглотил эту каплю – он стал знать всё, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей – стал могуществен, богат, и слава о нём пошла далеко по свету.

Сказки - i_007.jpg

Обе сказки и в прозе, и в стихах очень поучительны и наглядны. И ирония в этом случае удивительно уместна.

В одном варианте злющая зеленая лягушка обидела прекрасную добрую птицу и в наказание плюхнулась в грязное болото, навечно став желтой. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоет чудесную песню утренней зари.


И.С. Тургенев рассылал полученные экземпляры в подарок своим маленьким друзьям в России. Вступление к книге принадлежит перу самого И. С, Тургеневу и само по себе заслуживает внимания сточки зрения литературоведения.

Сказочное наследие И. С. Тургенева невелико, но интересно и привлекает внимание. Коллегами, педагогами младших классов, воспитателями будут несомненно востребованы и уже готовые материалы, такие как:

Читайте также: