Семинары лабораторные школьная лекция

Обновлено: 07.07.2024

Для студентов педагогических вузов это главным образом педагогические ситуации: особенности взаимодействия учителя и учеников, совместные или индивидуальные действия коллег, поведение учащихся в учебной и внеучебной обстановке, взаимоотношения детей и родителей и многое другое.

Студенты других гуманитарных вузов, изучающие психологию, будут работать вне образовательной системы - в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями. Это могут быть правовые ситуации для юристов; психическое состояние и поведение инвалидов и престарелых - для социальных работников; психологические проявления различных заболеваний - для медицинских работников; проблемы и задачи оптимального управления государственными и частными (рыночными) структурами - для государственных чиновников, губернаторов, префектов, директоров, начальников и других управленцев, менеджеров и т. д.

Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить студентов применению теоретических знаний на практике. С этой целью на занятиях моделируются фрагменты их будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач, при решении которых студенты отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний.

К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие:

  • - семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя;
  • - семинары-дискуссии, которые посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса - для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и постановке примерного диагноза -для медицинских психологов; задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов - для юридического психолога и т. д.

Лабораторные занятия помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т. п. Основное предназначение лабораторных занятий - обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Научные идеи, услышанные на лекции или прочитанные в специальной литературе, находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом студента и поэтому лучшее усваиваются. Благодаря лабораторным работам студент знает не только само теоретическое положение, но и то, как оно может быть получено в реальном исследовании, чтобы потом оформиться в обобщенную, абстрагированную от конкретных частностей стройную теорию. Кроме этого, при опробовании тестов студенты могут заняться самопознанием. Поскольку тестирование как метод исследования студентам приходится применять на самих себе, то они познают этот метод, проверяя его друг на друге.

Таковы основные формы групповых занятий, каждая из которых несет свои специфические функции, формируя у студентов умение приложить к практике знание теории психологии.

Участие студента в практических занятиях всегда представляет собой выполнение учебных заданий в форме тех или иных задач как специально сформулированных на самом занятии, так и заранее им известных (вошедших в план семинарского занятия).

Учебная деятельность студента - это, по существу, решение учебных задач, требующих от него мыслительных действий различной сложности, поэтому преподавателю необходимо подготовить их не только для лекций, но и в особенности для семинарских, практических и лабораторных занятий. Подбор таких ситуаций кажется на первый взгляд делом несложным. Однако преподаватели сразу же сталкиваются с одной и той же трудностью - невозможностью определить однозначно, какие же ситуации, наблюдаемые в жизни или встречающиеся в литературе, необходимо отбирать и под какие теоретические положения они подходят.

Если материалом для мыслительных задач служат главным образом проблемы самой науки, противоречия в развитии и становлении тех или иных теоретических концепций, то для практических занятий таким материалом будут преимущественно жизненные факты, противоречия повседневной деятельности и коллизии людских взаимоотношений. Поэтому теоретически подготовленному преподавателю всегда значительно легче составлять учебные (проблемные, мыслительные) задачи на материале лекции, чем подбирать их из жизни.

Но преподаватель в этом плане вовсе не безоружен, так как существуют учебные пособия по психологическому практикуму или специальные сборники задач по психологии.

Однако это только частные примеры, а преподавателю нужно знание общих принципов их составления. В качестве методического руководства начинающему преподавателю можно указать на два общих принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий:

Семинар. Одним из распространенных занятий, характерных для старших классов, является семинар. Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками.

Лабораторные уроки — это уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Чаще всего они строятся на новых для учащихся источниках знаний. Большую часть урока ученики работают самостоятельно с источниками, документами по вопросам и заданиям, подготовленным учителем. Ученики применяют свои умения в новых ситуациях.

Лекции. В последнее время учителя увлечены чтением лекций в старших классах. Однако, как утверждали классики методической науки, школьная лекция — не форма изложения, а разновидность урока истории, особый метод его проведения (6, с. 109). Поэтому школьная лекция требует особой методики проведения, поскольку простое слушание лекций под диктовку весьма непродуктивно. Лекция должна сопровождаться примерно такой же работой, как при чтении и конспектировании книги (34, с. 22). Цель лекции — развить умение слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать. Поэтому вначале целесообразно начать обучение школьников конспектированию учебника истории.

В зависимости от содержания и дидактических задач школьные лекции могут быть: 1) вводные по первичному ознакомлению учащихся с основными проблемами тем и разделов курса; 2) тематические, содержащие теоретический материал и основные факты; 3) повторительно-обобщающие для восстановления в памяти учащихся основных вопросов разных курсов истории. Иногда содержание лекции позволяет ученикам заполнять таблицу, куда нужно по ходу лекции занести новые исторические факты, понятия, имена.

Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный процесс. Формы организации учебной деятельности - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся.

В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму. Отличие одной формы от другой:

Степень руководства деятельностью со стороны учащихся;

Время и режим проведения;

Степень обязательности для учащихся участия в той или иной деятельности;

Степень самостоятельности учащихся;

Степень учета интереса детей в данной познавательной области.

Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Слово лаборатория происходит от латинского labor - работа, труд. Его смысл с давних времен связан с применением умственных и физических усилий для решения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Как правило, во время лабораторных работ основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов. Правильно поставленное практическое задание активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы, стимулирует углубленную самостоятельную работу.

Практикумы проводят, как правило, при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Места их проведения различны: лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки и т. д. Практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.

Диспут - метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений. Консультация - предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами.

Дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя - показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультации бывают: индивидуальные и групповые. Зачет - итоговая форма контроля знаний.

Экзамен - итоговая проверка результатов учебной деятельности по изучению конкретной дисциплины, выявляющий уровень сформированности знаний и умений.

Факультативный курс - дисциплина, изучаемая студентами по их желанию в целях расширения и углубления научно-теоретических знаний по новейшим проблемам программного материала, представляющим повышенный интерес для студентов. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.

Конференции учебные - организационная форма обучения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы.

Это особая конструкция обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний, с большими воспитательными возможностями сразу с несколькими учебными группами. Конференция по своим особенностям близка к семинару (свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов) и является его развитием.Райгородский, Д. Я. Психология личности. - Т.2 (Отечественная психология). - Самара: Бахрах-М, 2006. Стр. 137.

Лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, равно как школьные экскурсии и диспуты, представляют собой самостоятельные формы учебных занятий по истории, имеющие специфические цели, своеобразную структуру и иные, нежели на традиционном уроке, функции преподавателя и учащихся.

Рассматривая их как вариативные формы организации учебных занятий по предмету, можно убедиться, что внутри каждой из них есть свои виды, а в целом перед учителем открывается упорядоченная панорама форм, типов и видов учебных занятий по истории.

1. Школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, с помощью которой учитель, преимущественно монологическими приемами, дает глубокое, целостное, логически стройное и завершенное изложение основного фактологического и теоретического материала учебной темы.

Школьные лекции делятся на два вида: обзорные, которые, в свою очередь, бывают вводными и заключительными, и тематические. Первые, открывая или завершая тематический блок, содержат минимум фактологической информации, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями, имеющими принципиальном значение для понимания темы, осмысления главных исторических фактов (вводные обзорные лекции), или, наоборот, систематизируют, обобщают конкретные вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, связи с современностью, актуальных суждении и оценочных выводов (заключительные обзорные лекции).

Разновидностью лекционных конспектов может быть запись лекции с помощью условных знаков и рисунков (пиктограмм), разворачивающая в графических образах основные вопросы занятия. Школьная лекция отличается от своего вузовского аналога и тем, что здесь одинаково значимы образовательные, воспитательные развивающие цели занятия. Поэтому она сложнее по составу и оригинальнее на каждом этапе. Подготовку к лекции можно начать заранее с помощью опережающих заданий учащимся: повторить ранее изученный материал, подобрать документальное и изобразительное сопровождение лекции, составить аннотированный список литературы по теме лекции, организовать выставку книг или публикаций периодики, совершить экскурсию.

Желательно не просто перечислять авторов и названия работ по теме лекции, но и кратко характеризовать рекомендуемый список литературы. Эту информацию могут подготовить и старшеклассники, прервав монолог учителя.

Начиная лекцию, полезно поставить перед школьниками познавательное (проблемное) задание, размышлять над которым они будут в процессе занятия, а в конце – обсудят свои ответы. Также нужно подзывать образцы письменных заданий или сообщать требования к наполнению лекционных работ и условия их проверки.

Заканчивая изложение каждого пункта лекции, преподаватель обязан делать краткое обобщение и логический переход к следующему вопросу.

Обобщающий вывод по всему лекционному материалу может делать не только учитель, но и старшеклассники в ходе повторительной обобщающей беседы и обсуждения проблемных вопросов, поставленных в начале занятия.

Эффективным завершением лекции будет небольшой практикум, проверочная работа. Для них подойдут тесты на проверку формализованных тайных компонентов исторического учебного материала (даты, понятия, персоналии, события), хронологические задачи, картографические задания. Для сильных учащихся можно подготовить проблемные и творческие задания, тесты со свободными ответами, эссе.

2. Лабораторное занятие – форма учебного, занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. С уроком изучения новом материала и школьной лекцией лабораторное занятие объединяет общность дидактической задачи, а отличает в первом случае – высокая степень самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями и умениями, а во втором - иные источники учебной информации, а также деятельность учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта.

Лабораторное занятие по учебнику нацелено на:

– формирование яркого, целостного образа главных исторических фактов и знакомство с авторской интерпретацией этих событий и явлений; на творческую реконструкцию исторического факта, формулирование и аргументацию собственных выводов и оценок;

– развитие и совершенствование умений: анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их субъективное толкование; оценивать предъявленную информацию на предмет достоверности; сравнивать исторические сведения и их толкования, содержащиеся в разных учебных пособиях, выявлять мотивы и причины их расхождений; формулировать собственные суждения и аргументировать их; терпимо и с пониманием относиться к наличию иных точек зрения на факты прошлого.

Структура лабораторного занятия по учебнику:

1-й этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия и мотивирует ее выбор и формулировку; выдвигает учебные проблемы или делает это совместно с классом; знакомит школьников с текстами, на основе которых организовано лабораторное занятие; определяет формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуально-дифференцированная; разъясняет инструкции и требования к оформлению и предъявлению результатов лабораторной работы. Заранее могут быть подготовлены карточки-инструкции:

2-й этап – самостоятельная работа учащихся с учебниками согласно инструкциям и организационной установке. Учитель – консультант и координатор работы класса;

3-й этап – коллективное обсуждение результатов работы в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей, фронтальная проверочно-обобщающая беседа;

4-й этап – подведение итогов: резюме по выявленным подходам или формулирование общего итогового вывода; оценивание работы учащихся на занятии.

Возможность варьировать познавательные задания, дифференцировать их в зависимости от способностей конкретных учащихся, образовывать системы заданий по учебнику истории предоставляется учителю на основе их типологии.

3. Семинарское занятие – форма учебного занятия, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. С лабораторными занятиями по истории семинар сближает целевая установка: формирование и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников; развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых проблемно-тематических выступлений, оппонирования, критического сопоставления источников и т. д. Но в отличие от других форм учебных занятий по истории на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендованной литературой.

Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса, которой предшествуют уроки изучения нового материала и лабораторные занятия.

4. Практическое занятие – форма учебных занятий, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого.

Практические занятия подобной тематики относятся– практикумам по развитию познавательных умений.

Структура практического занятия второго вида примерно следующая:

1-й этап – организационный. На нем сообщается тема занятия, его задачи, условия и способы проведения, формы работы учащихся. Если необходимо, распределяются роли консультантов, экспертов, руководителей рабочих (проблемных) групп.

2-й этап – решение познавательных задач. В начале занятия уместно разобрать одну из задач коллективно, согласовывая свои действия со специальной памяткой. Затем ребята решают другие задачи: самостоятельно или в группах, прибегая к помощи консультантов-одноклассников или учителя.

4-й этап – подведение итогов. Учитель оценивает результативность занятия, достижения школьников в решении познавательных задач нового типа повышенной сложности, характеризует

Читайте также: