Семинар по орксэ в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Коллеги! Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций нового федерального государственного образовательного стандарта , результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки.

Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и межпредметные понятия.
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, а также рефлексивной деятельностью.

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любовь к природе и к людям.

Введением нового предмета ОРКСЭ государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания обучающихся через изучение традиций народов.

Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение обучающимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций. Благодаря этому ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике.

Это позволяет продолжить формирование

  • основ российской гражданской идентичности;
  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
  • этнической и национальной принадлежности;
  • ценностей многонационального общества;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии обучающегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

Это проявляется в формировании:

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Таким образом, нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Развитие личности, формирование УУД – приоритетные задачи, которые определяют метапредметные результаты образования. Ориентиром здесь выступает системно-деятельностный подход. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.

Как организовать условия инициирующие учебные действия? Какие технологии для этого можно использовать? Как их применять? Вот вопросы, которые я попытаюсь раскрыть, используя урок ОРКСЭ.

Демонстрация технологий, применяемых на уроке ОРКСЭ.

Определим этапы познавательной деятельности на уроке и используемые технологии. Познавательная деятельность на уроке организуется при использовании основных технологий деятельностного типа: проблемно-диалогической технологии, технологии продуктивного чтения, технологии оценивания учебных успехов.

Рассмотрим, как применять технологии на уроке, и какие УУД формируются

1. Мотивационно-организующий этап. Используя проблемно-диалогическую технологию на данном этапе, может решаться ряд важнейших задач, выявление жизненного опыта детей по теме урока, определение цели и задач, формулирование темы урока.
Начинать урок желательно с мотивации. Вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать учащихся, можно, используя в начале урока прием работы с иллюстрацией, видеофрагментом, музыкальным клипом и др.

На данном уроке мы обращаемся к герою: « Персонаж изображенный на иллюстрации вызывает симпатию или осуждение? Получится ли желаемый результат, при таком отношении к делу?

2. Этап открытия знаний.

Работа с текстом во время чтения – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;
При работе с определением, перечитывая текст определения, учащиеся находят ключевые слова, анализируют их смысл. Если предлагается изучить разновидности понятия, можно использовать, такие иточники информации, которые помогут проанализировать, разделить на группы, дать определение каждой группе. Например, работа в паре с карточками.

Решая задачи урока мы обращаемся к тексту учебника, для поиска информации и представления её в различных видах: таблицах, схемах, которые позволяют выделить основные положения необходимые для анализа и обобщения. Например, исследуем: как труд влияет на жизнь человека?

Предлагаем учащимся самостоятельную работу с текстом учебника с. 87-91, проговариваем алгоритм работы: читают, ищут в тексте и дополняют предложения в карточке №1

Работа с текстом после чтения – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

Работа в группах по заданному алгоритму.

  1. Прочитайте предложения, которые получились.
  2. Обобщите, зачем нужен труд в жизни человека.
  3. Запишите вывод в карточку № 1.
  4. Сравните, что изменилось в герое? Дополните вывод.
  5. Определите, кто будет представлять (защищать) ваш вывод (результат работы).

Данный вид чтения используем чаще всего на этапе познавательной деятельности учащихся на уроке - отработки умений с последующим анализом результата деятельности и оценкой.

4. Этап – контроль (рефлексия деятельности).

При оценивании результатов деятельности используем технологию оценивания учебных успехов.

Акцентирование на результате деятельности — характеристика объективного результата проделанной ребенком работы с использованием критериев оценки (интерес, трудность, успешность, сотрудничество и др.) — способствует развитию самооценки к собственной и совместной деятельности. Используем для фиксации оценки шкалы.

Системно-деятельностный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Поэтому особое внимание уделяется дифференцированному домашнему заданию.

Можно предложить учащимся несколько видов домашнего задания различного уровня сложности, в том числе творческого характера.

Современный урок в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов требует от учителя создание условий, при которых инициируется учебное действие. На первом месте выступает ребенок, такой, какой он есть, его самоопределение, саморазвитие и самореализация.

Используя на уроке технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологию и технологию оценивания учебных успехов мы формируем УУД и создаем условия для развития личности ученика. Иными словами выстраиваем урок, соответствующий требованиям образовательных стандартов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.

1. Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):

  • Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
  • Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
  • Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
  • Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;

2. Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).

Почему вдруг возник синквейн? Нужно было заинтересовать учеников. Ведь внешне это как белый стих, но в нем скрыт большой смысл. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение потребуется для рефлексии по итогам изучения темы, проведения интересного урока, внеклассного мероприятия.

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось

Рефлексивной деятельности можно учить учащихся через выполнение учебных заданий в ходе урока. К средствам осуществления рефлексии относятся схемы, таблицы, формулы, чертежи, графики. То есть всё то, что позволяет зафиксировать в той или иной форме (образно, знаково, схематично и т.п.) совершённые действия и установить наличие (или отсутствие) связей между ними.

Я использую игровые технологии. Самые распространенные игры – командные. Ученики с удовольствием в них играют, увлеченно выполняют все задания, переживают. Все хотят быть победителями.

Гораздо больший эффект и пользу можно получить, организовав рефлексивную командную самооценку. Рассчитать время проведения игры так, чтобы после ее окончания до конца урока осталось 5–7 минут.

Раздать командам листочки, разделенные на три части, в каждой из которых один вопрос и место для ответа:

Понятно, что ответы у разных команд будут разные, так же, как и причины их неудач, но такой групповой самоанализ полезен во всех отношениях и задействует практически все УУД, в первую очередь – коммуникативные. Перед следующей игрой раздать листочки командам, чтобы они могли прочитать, вспомнить: что и почему они написали и правильно настроиться на игру.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

осмыслить необходимость применения активных методов обучения на уроках ОРКСЭ в 4 классе.

1. Показать особенности уроков ОРКСЭ.

2. Приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов на уроках ОРКСЭ

3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Оборудование: шары, ёлочка, игрушки, краски, цветные карандаши.

I . Организационный этап.

Знакомство с планом работы.

II . Основная часть.

1. Презентация педагогического опыта учителя.

Краткое описание основных идей технологии

Теоретическое обоснование проблемы мастер – класса.

III . Имитационная игра со взрослыми

IV . Рефлексия

V . Подведение итогов.

1. Организационный этап.

Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения

Можно использовать приём

Мы с вами познакомились, получили от этого много положительных эмоций.

Надеюсь на помощь и сотрудничество, приглашаю к совместной работе.

II . Основная часть

Когда мы приходим на мастер-класс или какое-то другое мероприятие, всегда хотим узнать что-то новое, интересное. Поэтому я прошу вас написать свои ожидания, чего вы ждёте от сегодняшней встречи. А сделаете это на красивых ёлочных игрушках, которые лежат на ваших столах.

1. Познакомиться с опытом других учителей.

3. Увидеть интересные методические приёмы.

4. Пообщаться с коллегами.

5. Приятно провести время.

6. Обменяться опытом.

7. Приобрести методические разработки.

Сегодня я с вами поделюсь опытом из своей практики , расскажу, какие методы использую , которые способствуют эффективной работе учащихся.

2) Презентация опыта работы учителя.

На слайдах предлагаются картинки: учебники по ОРКСЭ

- Как вы думаете, что общего между этими изображениями? Назовите ключевое слово (ОРКСЭ ).

Все взрослые участники образовательного процесса – педагоги, родители понимают, что курс ОРКСЭ является требованием времени, что принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Но передо мной встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить сотрудничество со школьниками в процессе изучения культурологического курса.

Я поняла, что нужно отходить от стандартного урока, внести что – то новое, что могло привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Следующая веская причина, по которой важно использование активных методов обучения, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний бесконечен. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.

Для создания атмосферы раскрепощенного общения на занятии служит обычный микрофон ( им у нас служит обычная ручка), которая иногда просто передаётся.

Прижился и такой приём: ребята выступают в роли журналистов, которые берут интервью по обсуждаемой проблеме.

В итоге выросло дерево дружбы, где каждый рассказывал о своём друге, почему он дружит с этим человеком, что даёт ему эта дружба, интересные случаи.

Дети ответственно относятся к творческим работам, многим помогают родители, но помощь взрослых и предполагалась. Дети обращаются за помощью к родным и близким, они общаются, листают семейные альбомы, перебирают старые фотографии, а может благодарности, грамоты, которые получили за свой нелегкий труд, делятся воспоминаниями о своей жизни, сочиняют стихи, готовят презентации.

Мои ученики делятся своими впечатлениями о более тесном общении с родными. При составлении родословной, здесь не только подключают родителей, но и бабушек, и даже прабабушек.

В каждом тесте 5 вопросов. Проверку организую с помощью триггеров и ключа к тесту. Это помогает ученикам объективно оценивать свои действия, увидеть ошибки. Так как на этом предмете практикуется безотметочное обучение, но знания оцениваются, я использую приёмы стимулирования: аплодисменты, облако шаров, торт, букет цветов. Каждый из вас получит в подарок эту презентацию. Я покажу вам, как ей пользоваться.

Ежегодно проводим с работниками СДК обрядовые праздники, один из них – это широкая Масленица.. В быту всегда считалось, что, человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

Панорама фрагментов занятий.

Я сегодня рассказала много приёмов, а сейчас попытаюсь продемонстрировать насколько приёмов. Вашему вниманию предлагаю фрагмент сотрудничества с талантливыми людьми, которыми являются наши работники сельского клуба.

Игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, воображение, оздоровление.

Дети встают парами, взявшись за руки. По очереди через ручеек проходят ученики. Последняя пара проходит через ручеек, и каждый ребёнок выбирает себе нового партнёра, при этом говоря ему добрые слова.

- Вы видите, что доброе слово поднимает настроение, поддерживает, радует. Не скупитесь на добрые слова. И помните о том, как бывает больно слышать злые слова. Не даром говорят, что доброе слово – лечит , а злое – …? (калечит).
В этической игре присутствуют стимулы одобрения, положительной перспективы, позитивной нравственной оценки, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребёнка в коллективе, его уважении, принятии таким, каков он есть. Это важно для любого человека и тем более для школьника.

Такие занятии дают и детям, и взрослым положительные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, уверенность в завтрашнем дне, способствуют формированию у моих воспитанников общечеловеческих ценностей: гражданственности, уважения к старшим, милосердия.

III . Имитационная игра со взрослыми.

На одной планете, у которой не было названия, было всего четыре страны: Синяя, Желтая страна, Красная и Зелёная страна. В Синей стране было всё синего цвета: синие дома, синие цветы, деревья, тротуары. И даже люди были синего цвета. В Жёлтой стране всё было желтого цвета: небо, дороги, луга и поля. В Красной стране всё было красного цвета, даже крокодилы. В Зелёной стране , как вы уже догадались, всё было зелёным.

Дети в этих странах рождались цветными, но и они, и их мамы, папы, дедушки и бабушки очень любили свою страну, а значит, любили цвет своей кожи.

- Встаньте те, кто сегодня умывался,

- Встаньте те, кто сегодня завтракал.

- Встаньте те, кто сегодня в юбке.

- Встаньте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Оказывается у нас много общего. Мальчик стал присматриваться к жителям разноцветных стран. Давайте и мы присмотримся друг к другу.

У всех есть голова, руки, ноги, только другого цвета. Так же смеялись ( если было смешно), так же плакали ( если было грустно). Мальчику было всё равно, какого они цвета. Главное - с ними можно играть, петь, танцевать. Дети решили подружиться с жителями соседних стран и подарить каждой стране чуть - чуть своего цвета. Давайте мы тоже обменяемся шариками. Когда цвета перемешались, то все увидели, какой разноцветной и красивой стала их планета, а помогла им в этом дружба.

Я надеюсь, между учениками нашего класса будет всегда взаимопонимание , и мы будем дружить друг с другом.

Б) Все используемые активные методы обучения можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

этому поводу , можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки , знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для заседания РМО учителей ОРКСЭ.

 СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ Организация обучения по курсу ОРКСЭ. Ценности традиционного образования .

СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

Организация обучения по курсу ОРКСЭ. Ценности традиционного образования .

1917 – 2017:вызовы времени и ценности традиционного образования (отчёт о работе педагогического форума XIV межрегиональных Пименовских чтений «1917 – 2017: уроки столетия.

 Ценности традиционного образования и требования нового времени (духовно – нравственное воспитание в школе)

Ценности традиционного образования и требования нового времени (духовно – нравственное воспитание в школе)

Урок Закона Божия

Урок Закона Божия

Урок ОРКСЭ

  • Методические рекомендации по освещению подвига новомученников и исповедников Церкви Русской в образовательных организациях общего и дополнительного образования.

Человек стал подвержен страстям и не мог оберегать красоту мира, в нём начались войны и вражда

Человек стал подвержен страстям и не мог оберегать красоту мира, в нём начались войны и вражда

Святые напоминали людям о первозданной красоте, несли слово Божие

Святые напоминали людям о первозданной красоте, несли слово Божие

Святой – кто это? Пророки Апостолы Мученики Святители Преподобные Безсребренники Праведные

Святой – кто это?

Святой воин - мученик

Святой воин - мученик

Покровитель православных воинов

Покровитель православных воинов

Воинский орден

Оружие христиан

 Святой воин – мученик Георгий

Святой воин – мученик Георгий




-75%


Исходя из поставленной цели очень важно вызвать интерес к новому учебному предмету, пробудить в ребёнке душевные размышления и сопереживания.

Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.

При подготовке урока использую такие технологии, как:

проблемное и интерактивное обучение; педагогики сотрудничества; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления; игровые технологии; интегрированное обучение.

Участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает позитивный взгляд на жизнь, жизненные трудности, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения, доброжелательности, любви.

Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Технология проектного обучения.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские навыки, развивают системное мышление.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д.
Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объекты.

Являясь учителем начальных классов , у меня есть возможность интегрировать урок светской этики с другими учебными предметами: литературным чтением, трудовым обучением, изобразительным искусством. Интеграция способствует целостному восприятию мира во всей его красе, формирует умения сравнивать, анализировать, выражать собственные суждения.

На уроках светской этики и литературного чтения, возможно реализовать межпредметные связи, которые способствуют повышению эффективности обучения по обоим предметам. Тексты художественных произведений позволяют проиллюстрировать изучаемое, создают на уроке ситуацию анализа и оценки явлений действительности, которую воспроизводит художественный текст.

Межпредметные связи с русским языком могут быть реализованы через систему работы с терминами и понятиями. В курсе много различных понятий. Мы составляем словарь терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса. Происходит обогащение лексического запаса учащихся, совершенствуются навыки устной и письменной речи, повышается уровень грамотности. Много заданий творческого характера – сочинения-рассуждения, очерки, мини-сочинения, анализ высказываний, пословиц.

с истоками родного искусства (это природа, предметы быта, одежда людей, постройки);

с общими для всех людей представлениями о самых главных явлениях жизни : материнство, сопереживание.

В результате интеграции приобретаются системные знания, умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний. У детей формируется критическое мышление. Дети учатся мыслить нестандартно. Такие уроки помогают формировать духовно – нравственные ценности.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Читайте также: