Семинар по фгос в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ cеминар- практикум (теория).doc

Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знаниям, нам нужнее всего одна – та, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями. Ж.-Ж. Руссо

Цели занятия:

Повышение качества проводимых учебных занятий с использованием системно – деятельностного подхода и современных педагогических технологий, способствующих реализации ФГОС второго поколения в практику.

Решение проблем преемственности развивающего обучения между начальной и основной школой.

Задачи занятия:

Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих педагогов школы;

Стимулировать интерес и потребность педагогов к творчеству и инициативе для проведения уроков нового типа;

Обеспечить осмысление основ системно - деятельностного метода обучения;

Освоение алгоритма анализа уроков с использованием деятельностного метода обучения;

Освоение способов последовательности действий при конструировании уроков на основе системно – деятельностного метода обучения.

1 этап семинара - практикума

Сегодня мы преследуем сразу две цели:

Большинство существующих на сегодня контрольно-измерительных материалов заставляют нас, начиная с 5-го класса, заботиться прежде всего о качестве предметных знаний и умений наших учеников.

А что диагностируется у наших учеников, обучающихся по новым образовательным стандартам? (не только предметные знания, но и метапредметные действия).

Попробуйте сформулировать вторую цель нашего семинара:

Как решить проблему преемственности развивающего образования между начальной и основной школой?

Как реализовать новые цели образования в 5-м классе?

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески и самостоятельно. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения и вооружение их таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов (просмотр презентации).

И здесь на помощь педагогам приходят современные педагогические технологии, методологической основой которых является системно – деятельностный метод обучения.

В последние годы все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.

Согласно современной концепции образования, его важнейшей целью является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для различных видов учебной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.

Еще Сократ говорил о том, чтобы научится играть на флейте, можно только играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Применение данного метода позволяет достигнуть стратегической цели – готовности к саморазвитию.

Сравним традиционный и деятельностный способы обучения. При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому часто не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. В основу деятельностного способа обучения положено личностное включение школьника, при котором все компоненты деятельности направляются и контролируются самостоятельно. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой. Ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс интеллектуального развития учащегося, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Технологии деятельностного типа – это инструмент, позволяющий построить образовательное пространство таким образом, чтобы в нем эффективно развивались бы способности учащихся.

Какие педагогические технологии объединяет деятельностный метод?

Деятельностная методика вбирает в себя следующие продуктивные технологии:

- технологию проблемно - диалогового обучения

- технологию развития критического мышления (РКМЧП)

- технологию исследовательской деятельности

- технологию проектной деятельности

- технологию продуктивного чтения

- технологию оценивания образовательных достижений учащихся.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащийся в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

Технология деятельностного метода включает в себя сл едующую последовательность шагов:

1 шагмотивация (самоопределение к деятельности) .

2 шагактуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которое фиксируется самостоятельно.

3 шагпостановка учебной задачи (исследовательский этап).

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

4 шагпостроение проекта выхода из затруднения .

5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.

На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.

6 шагпервичное закрепление знаний.

Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.

7 шагсамостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха , способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8 шагвключение в систему знаний и повторение .

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов действий и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

9 шагрефлексия деятельности (итог урока).

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода. Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению, так и внедрением в практическую деятельность идей новых концепций. Таким образом, предлагаемая технология деятельностного метода может использоваться в качестве инструмента, предоставляющего учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, а управленцам – ту критериальную базу, которая обеспечит оценку эффективности деятельности учителя в новых условиях.

Что же можно считать удачным в нашей работе? Это то, что уже нами сделано совместно и осознанно в текущем учебном году.

Знакомство с организацией контрольно - оценочной деятельности в Жигаловской средней школе № 1 им. Г. Г. Малкова; беседа и обмен опытом с заместителем директора по УВР Дворниковой М.Л. (10.01.2014);

Названные мероприятия помогают и способствуют расширению границ знания - незнания педагогами школы о нововведениях, связанных с принятием ФГОС начального и общего среднего образования.

По итогам проведенных мероприятий выявлены проблемные моменты:

В школе есть педагоги, применяющие в своей педагогической практике системно - деятельностный подход в обучении, очень много дают общешкольные методические дни в других школах района, но необходимо организовать непосредственно в школе цикл теоретических и обучающих семинаров по современным педагогическим технологиям:

- технология продуктивного чтения

- технологии оценивания образовательных достижений учащихся.

Очень трудно проходит внедрение в практику безотметочного оценивания достижений обучающихся в начальной школе и уже сейчас необходимо начинать работу по выработке такого положения в основной и средней школе и опробованию его экспериментально, хотя бы на одном классе уже в следующем году;

Уже в этом году необходимо практически познакомиться с содержанием новых развивающих учебников, провести сравнение учебного материала в наших, хорошо нам знакомых, учебниках и в новых.

А сегодня мы проведём семинар - практикум по анализу и проектированию уроков, составленных на основе системно - деятельностного метода обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить наиболее значимые показатели и критерии профессионального мастерства, которым должен соответствовать современный педагог при внедрении ФГОС.

Определить личностные качества современного учителя, способного работать по ФГОС.

Проанализировать готовность педагогического коллектива нашей школы к переходу на новые стандарты.

Обозначить проблемы самодиагностики личностного роста и наметить пути их решения.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

7) ….предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Какой же он, идеальный и успешный учитель? Мы провели социологический опрос, в результате которого образы успешного учителя глазами учителей и детей отличаются.

Ученики считают успешным учителя: доброго, умного, собранного, энергичного, веселого, образованного, понимающего, строгого, позитивного, активного, креативного, знающего новые современные программы, вежливого, отзывчивого, трудолюбивого.

Так же были ответы: чтобы с ним можно было обсуждать разные темы (кино, музыка), не курить, заниматься спортом, чтобы не ставил двойки, крутым, продвинутым, не пить, не кричать, быть модным, не задавать домашнее задание, не играл в телефоне, здоровым, не матерился.

Педагоги считают главными профессиональные качества (из анкетирования учителей):

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Качества личности учителя

Учитель-профессионал не имеет права

Особое мнение о современном учителе

Свой предмет, методику преподаваемого предмета, программу.

Найти подход к учащимся и научить каждого.

Видеть каждого ребенка

Способность сопереживать, сочувствовать, иметь терпение,

Быть раздраженным, оскорблять детей, унижать достоинство детей,

Находиться в постоянном поиске, пользоваться новыми технологиями, быть начитанным,

Идти в ногу со временем,

Законы (должностные обязанности, трудовой кодекс)

Возрастную психологию, педагогику. Современные образовательные технологии (инновационные)

Заинтересовать своим предметом

Несовременных учителей нет: любой учитель, если он любит свое дело, он будет стремиться идти в ногу со временем

Методы и приемы работы с учащимися.

(должен знать как вести себя с детским коллктивом)

Находить общий язык с детьми и родителями

В школу идут работать смелые люди

Сдерживаться на уроке

Не должен пить и курить

Современный учитель - это всегда активная и творческая личность с сильным и уравновешенным типом нервной системы. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуа­ций. Необходимыми психологическими качествами учителя так же явля­ются выдержка и самообладание.

Самые важные психологические качества, которые должны быть присущи любому педагогу: человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответствен­ность, справедливость, обязательность, объективность, щед­рость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм.

Педагог, обучая учеников, развивается и в профессиональном и в личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Важнейшим условием полноценного развития личности педагога, его профессионализма является умение планировать свою профессиональную деятельность. Одним из способов развития личности педагога служит постоянное самообразование.

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Слайд. Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя:

- повышение качества преподавания предмета;

- готовность к педагогическому творчеству;

- профессиональный и карьерный рост;

- создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

- соответствие учителя требованиям общества и государства.

Самообразование может иметь следующие направления:

Направления самообразования:

- профессиональное (предмет преподавания);

- психолого-педагогическое и психологическое;

- в области формирования ЗОЖ.

Анкетирование и изучение профессиональных запросов показывает, что основными трудностями, которые испытывает учитель при переходе на ФГОС в нашей школе, являются:

- составление программы (4 человека)

- планирование внеурочной деятельности (4 человека)

- системное формирование умений и навыков (3 человека)

- формирование мотивации (1 человек)

- создание условий для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов (4 человека)

- формирование УУД (4 человека)

- формирование ИКТ-компетентности (3 человека)

- основы учебно-исследовательской и проектной деятельности (4 человека)

- основы смыслового чтения (3 человека)

- формирование навыков самооценки (3 человека)

- формирование навыков рефлексии (3человека)

работа со слабоуспевающими (3 человека)

Работа с одаренными (1 человек)

Построение урока (1 человек)

Таким образом, можно выделить 3 проблемы:

- технология реализации системно-деятельностного подхода;

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

- отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов).

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;

- самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;
- обзор в Интернете информации;

- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
- проведение открытых занятий и их анализ;

- общение с коллегами в сетевых сообществах;

- участие в профессиональных конкурсах.

Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал, а обобщение и распостранение собственного опыта экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Рассмотрим формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

- эпизодичность прохождения курсов;

- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

- возможность пройти их в удобное для педагогов время;

- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

- дистанционные курсы проводятся на платной основе;

- не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;

- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:

- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

- изучение научно-методической и учебной литературы;

- участие в педагогических советах, методических объединениях;

- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

- освоение информационных концепций, знаний и навыков;

- наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

- методическая помощь является персональной и адресной;

- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

На страницах библиотеки можно найти материал практически на любую тему.

Сайты учителей

Персональный сайт – это одновременно и портфолио для работы, и визитная карточка для родителей, и личный блог для коллег и друзей. Наличие персонального сайта у учителя говорит о его активной позиции, заинтересованности в развитии и владении передовыми технологиями.

Удобный поиск и навигация позволяют учителям находить своих коллег по профильным предметам, возрастным параметрам или принадлежности к определенному городу.

С учителями можно вступать в личную переписку, обмениваться полезными материалами и получать консультации от более опытных коллег.

На личном сайте можно загружать информацию о своих достижениях и наградах, публиковать полезную информацию для учеников и их родителей, размещать свои фотографии, делиться собственными разработками с коллегами и получать от них отзывы.

Если у Вас еще нет персонального учительского сайта, то сейчас самое время его завести. Сделать это можно просто зарегистрировавшись на сайте infourok . ru

В последнее время получили большое распространение дистанционные олимпиады, которые позволяют значительно упростить процесс проведения олимпиад, а также ускорить процесс подведения итогов.

По итогам олимпиады все ученики получают наградные документы, а лучшие из них награждаются дипломами I , II и III степени.

Учителя и координаторы тоже награждаются то итогам олимпиад. Все учителя получают свидетельства о подготовке учеников к олимпиаде, а помощники учителей получают благодарности. Самые активные учителя поощряются денежными призами и золотой грамотой.

Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого педагога, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами. Сетевые сообщества педагогов - это быстрый путь к общению!

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования может являться:

- одна из задач образовательного учреждения;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Алгоритм составления плана работы по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

Читайте также: