Семинар моделирование в ознакомлении детей с природой в доу по фгос

Обновлено: 09.07.2024

В ФГОС ДО принятый 17 октября 2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ за № 1155 и вступивший в силу с 1 января 2014 года направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС дошкольного образования включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.

Задачи познавательного развития в ФГОС дошкольного образования направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др. В требованиях ФГОС к результатам освоения Программы представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования по познавательному развития дошкольников следующие: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт и т.д 1 .

Содержание дошкольного образования на современном этапе рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, поэтому педагогу необходимо подобрать такие формы и методы в работе с детьми, которые позволили бы не только накопить, приобрести и расширить знания, но, и способствовали бы развитию интересов к самостоятельному познанию, моделированию, поисковой деятельности и др.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт детей может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным.

Если учитывать, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, то этот возрастной период важен для развития познавательной потребности воспитанника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". 2

Познавательный интерес способствует эффективному становлению ребенка, как субъекта познавательной деятельности.

Так, например, в действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Например: при рассматривании птицы дети могут увидеть лишь внешние особенности, а это: у птицы есть клюв, лапки, хвост, покрыта перьями. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных: части тела птиц имеют разное строение, форму, цвет и т.д.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Таким образом, овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. 5

Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. 4

Содержание работы по обучению детей моделированию реализуется в трех блоках педагогического процесса:

- специально организованные занятия по познавательной деятельности;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Любая деятельность начинается с образовательной проблемной ситуации, которая нацеливает ребёнка на процесс. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребёнка. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт. Активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. 6

Модели используются в разных видах деятельности - наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактических играх и т.д., обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах и отношениях объектов (Приложение 1).

Интеграция экологического содержания при обучении детей моделированию:

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

В экспериментировании представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком. А новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые цели.

Интенсивное развитие детского экспериментирования – является необходимым условием успешного становления личности. 7

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. 8

В ходе эксперимента дети зарисовывают растение и те условия, которые необходимы растению, т. е. используют знаково-схематическое моделирование, в начале, середине и в конце эксперимента.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению.Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле… А в старшем возрасте наблюдаем, как меняетсяцвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек…), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные).

Организуя длительные наблюдения в одно и тоже место природы в разные сезоны дети используют знаки, символы для фиксации результатов, чтобы заметить последовательность изменений происходящих в природе. (Дневники наблюдений за деревьями, солнцестоянием, осадками, насекомыми, птицами и др.)

Организация разных видов деятельности в развитии детей на основе моделирования в старшей группе детского сада.

Материал: проволока для создания образа дерева (ветреная погода – ветви дерева наклонены, в безветренную – дерево без наклона).

Материал: Геометрические фигуры, альбомные листы.

Понаблюдаем. Как будут приживаться и расти разные деревья.

- Алгоритм посадки и ухода за деревьями.

- Дневник наблюдений за ростом деревьев: берёза, рябина, сосна.

Вывод: Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным.

(небо – голубое: кружочек бумаги голубого цвета;

тропинка – длинная: верёвочка;

луг – разноцветный: пёстрая ткань)

Сейчас березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.

Загадки - Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Пословицы, поговорки, народные приметы – Одно дерево – не тёмный лес. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.Без вербы- не весна. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Модели, схемы при разгадывании загадок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Под МОДЕЛЬЮ понимается материальный заместитель реально сущест­вующих объектов или явлений природы, в котором отражены признаки этого объекта или явления, структура, взаимосвязи между отдельными структурами и компонентами.

Использование моделей в учебно-воспитательном процессе детского сада за­нимает важное место, так как с помощью моделей ребенок в рассуждениях вы­ходит на уровень обобщения и систематизации знаний о природе. В дошкольной методической литературе описаны следующие виды моделей:

Предметные модели. Предметная модель передает особенности внешнего вида объекта, либо ха­рактер движения (зверя, рыбы, птицы), либо то и другое вместе. Примером предметной модели могут быть аквариум (модель экосистемы), за­водная игрушка (соотношение частей тела игрушки с ее движением помогает ребенку установить зависимость между устройством конечностей и способом передвижения).

К сожалению, не любая игрушка может стать предметной моделью. Существуют игрушки, которые не могут решать задачи ознакомления с приро­дой дошкольников (сиреневый верблюд, зеленый заяц, красная корова с си­ними рогами).

Предметно-схематические модели. В предметно-схематической модели представлены существенные призна­ки, связи и отношения объекта или явления.

Так, например, для абстрагирования оттенков зеленого цвета растений, со­ставляются модели из листочков бумаги цветной или тонированной, для абст­рагирования поверхности растений - листы различной фактуры (гладкая, бар­хатная, бугристая, шероховатая).

Моделью определяют возможное количество шагов животного, например, оленя, лемминга или др., действуя как измерителем. Дети приходят к заключению: олень, сделав меньшее количество шагов, пройдет большее расстояние, чем лемминг. Длинные ноги можно использовать как шанс к спасению от врага – бегство.

hello_html_m5fffb42b.jpg

hello_html_514747d7.jpg

Белый заяц незаметен на белом снегу, пестрый лемминг незаметен на фоне пестрых растений тундры, а зеленый жук в траве. Так, накладывая геометриче­ские фигуры на соответствующие цветовые поля, дети уясняют для себя значе­ние покровительственной окраски.

Графические модели. Графическая модель обобщенно передает признаки, связи и отношения природных явлении. К графическим моделям относятся таблицы, графики схемы, календари природы.

Примером графической модели может быть модель с целью формирова­ния элементарного понятия птицы (аналогично - звери, рыбы, насекомые).

hello_html_23777f71.jpg

Модели могут использоваться в разных возрастных группах при условии пред­варительных наблюдений в природе, рассматривания картин, использования учебного экрана и другой наглядности.

Введение модели требует определенной последовательности. Л. М. Маневцова рекомендует следующую работу по введению модели. Вначале Л. М. Маневцова рекомендует изучить саму модель и только затем ис­пользовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению моделей проводить не советует. Начинать введение модели она рекомендует на занятиях по рассматриванию объектов природы. В первой части замятия воспитатель может организовать рассматривание растения пли животного, обучая детей обследовательским действиям. С помо­щью последних дети абстрагируют разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.

Далее Л. М. Маневцова рекомендует использовать модели сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д. ).Для демонстрации следует по­казывать модели крупных размеров.

hello_html_m40efea0a.jpg

На первых занятиях можно показывать модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понятен детям, можно представить в модели группу выде ленных признаков

hello_html_m78f25dc0.jpg

Многие авторы считают полезным использование демонстрации модели в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей (по Л.М. Маневцовой) явля­ется абстрагирование существенных признаков природных объектов, зна­чимых для детской деятельности. Например, для установления потребности растения в воде, воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием се­мян фасоли, помещая их в 2 блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом - остаются сухими. В схематической модели выясняется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними два зна­ка: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном блюдце, и пустой кружок - ее отсутствие.

Демонстрацию моделей Л. М. Маневцова рекомендует использовать для обобщения и для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия класса животных (например, птицы или др.), готовая модель по­могает вычленить и осознать общие дли класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле (воздуху или воде), способ передвижения.

Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о классе животных, напри мер , о рыбах .В первой части беседы идет рассматривание рыб по картинам. Сравнение их, обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них. Во вто рой части - нахождение общих для всех рыб признаков и демонстрация их в модели , в третьей части - обобщение (воспитатель показывает детям картины с изоб ражением рыб и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животно го к определенному классу).

hello_html_5eb7ab03.jpg

Демонстрация моделей, по мнению Л. М. Маневцовой позволяет воспи­ тателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений, устанавливать связи между ними, значит, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

В условиях детского сада используются не только готовые модели, их демонстрация, но и моделирование, т. е. совместная деятельность воспи­тателя и детей по построению моделей

Л. М. Маневцова предлагает обучение моделированию осуществлять в следующей последовательности:

Описание детьми нового объекта с помощью известной им модели

Сравнение двух объектов с выделением признаков различия и сход­ства. Выкладывание на панно модели, замещающей эти призна­ки.

Сравнение 3-4 объектов с выкладыванием модели.

Моделирование существенных или значимых для деятельности признаков например , отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ ухода за ними.

Создание моделей под руководством воспитателя для формиро­вания элементарных понятий таких как: "рыбы", "птицы", "звери", "растения", "живое", "неживое" и т. д.

Выше рассматривался вопрос об использовании разновидностей моде­лей как наглядных средств в ознакомлении дошкольников с природой. Описа­ны этапы обучения наглядному моделированию (по разработкам кандидатов педагогических наук, преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена Маневцовой Л. М., Кондратьевой Н. Н.).

Так, Бухвалов В.А. ис­пользует в работе по экологическому воспитанию школьников следующие виды моделей:

Текстовые – описание экосистемы.

Графические – схема, план, рисунок.

Математические – диаграммы, графики, уравнения.

Технические – модели экосистем из технических материалов

Компьютерные – компьютерные программы для моделирования изменений в экосистемах.

Модель по Бухвллову В. А. -это копии экосистем или ее элементов, а моделирование - метод их построения.

Понятно, что не все указанные модели можно использовать н дошкольном возрасте. Однако отдельные их модификации вполне возможны в работе с дошкольниками.

Следует уточнить, что я вкладываю в определение моделирования как метода ознакомления с природой.

Моделирование-- это наглядно- практический метод работы с до­школьниками для решения познавательных задач в ознакомлении с при­ родой , развития логического мышления детей, воображения, речи; для определения уровня знания детей, их возможности к рассуждению. Этот метод позволяет экономить время воспитателя и детей.

Модель , на мой взгляд, может быть представлена в следующих видах:

Объемные конструкции (игрушки, предметы).

Плоскостные рисованные или графические (рисунок, схема, таблица, условный знак - пиктограмма).

Модель, созданная телом или телом в движении (разновидность пантомимы).

Модель - слово или словесное описание (понятие - это модель-слово).

Поясню это на примерах . Идеальным конечным результатом познава­тельной деятельности является понятие. Значит, идеальна модель, которая существует, но которой нет (то есть, нет материального заместителя). Другими словами - ребенок может самостоятельно описать явление или объ­ект природы в отсутствии наглядности. Однако, учитывая формы мышления дошкольника, его речевые возможности, следует отметить необходимость ис­пользования всех видов моделей.

Остановимся на таком веществе, как вода.

Объемная модель может быть в виде аквариума, фонтана, водопа да , она имитирует состояние воды в природе.

Рисованная модель - это рисунок водоема, водопада, моря и т.д. Это может быть условный знак воды, пиктограмма, в которой показаны разные агрегатные состояния воды, а также возможности перехода из одного агрегатного состояния в другое, например, жидкость переходит в твердое состояние при понижении температуры ниже 0 градусов.

выпадение дождя выпадение снега

(пар, туман, облако)

(вода в водоеме, в сосуде, дождь)

значок твердого тела

(лед, сосулька, снег, иней)

Таким образом, замерзание водоема будет выглядеть следующим образом:

Модификацией рисованной (графической) модели следует рассматривать календари погоды и природы (первый является набором условных значков - пиктограмм, второй включает пиктограммы и рисунки).

hello_html_m4819b617.jpg

Эта игра предоставляет огромные возможности моделирования: можно пока­ зать озеро в мороз, сосульку на солнце, мороженое в холодильнике или на плите. Да чего только не придумаешь! Прибавьте сюда положительные эмо­ц ии детей, раскрепощенность (каждый чувствует себя чуть-чуть артистом), возможность коллегиальных решений в выполнении задания, экономию вре­мени при проверке выполняемого детьми – и станет ясно, что такая игра просто необходима!

Приобщать ребенка к моделированию можно, начиная с младших групп. Время прохождения ребенком всех этапов моделирования зависит от его индивидуальных возможностей, от того, какое внимание этому роду деятельности отводит воспитатель.

1. Моделирование из готовых форм.

hello_html_m1f9e0b01.jpg

2. Знакомство с готовыми моделями и дорисовывание их.

Затем с детьми выясняют, что можно изобразить вместо ушей, то есть в кар­тинке внешнего вида (хвост, цвет шерсти, мордочку, или что-то еще характер­ное для этого зверя). Когда дети научатся дорисовывать или изменять модель, можно при­влекать их к моделированию диктантным способом.

3. Моделирование диктантным способом.

4. Придумывание детьми значков к моделированию.

К старшему дошкольному возрасту дети выходят на более высокий уровень обобщения. Им предстоит придумывание значков для ведения календаря погоды. Дети могут участвовать в придумывании значков для изображе­ния большой группы представителей животного или растительного мира.

Например, дети придумывали значки домашнего зверя:

5. Моделирование для развития творческого воображения.

В качестве подсказки может быть использован цвет (так, рыжий кружочек - это белочка, а серый - заяц) или пространственное расположение фигур (много прямоугольников - стадо оленей, один прямоугольник - одно животное), или вели­чина (2 серых крупных треугольника и 5 маленьких - семья волков).

На самостоятельное моделирование подобных загадок выходят дети, которые прошли все этапы зна­комства с готовыми моделями и обучения моделированию.

Побуждает развитие воображения дошкольника использование особых мо­ делей, которые я назвала моделями-шутками . Использование их помогает ребен­ ку в самостоятельном моделировании в дальнейшем. Что же это такое модели- шутки?

Модель-шутка – это модель, в которой внешние особенности, повадки (если речь идет о животном) заменены схожим с ними внешне или функционально объектом (или несколькими объектами )

В качестве примера – модель-шутка белки:

животного (кузнечик, ля­гушка, белка, кенгуру, заяц, тушканчик )

модель сезонной окраски волосяного или перьевого покрова животного

Так, например, шутливо выглядит модель-загадка зайца-беляка:

зимний и летний шерстный покров

Ниже – модель шутка ежа:

сворачивается в клубок

Или – модель-шутка хомяка

hello_html_m2e12be08.jpg

Моделирование сезонов.

hello_html_a5f33c6.jpg

4 -летний ребенок узнает сезон не только по одежде, детским забавам, но и по пейзажам. Он должен четко называть все 4 времени года и са мые яркие их признаки (зима: мороз, полярная ночь; лето: жарко, поляр ный день; осень: дожди, расцвечиваются листья). Хотя весьма часто дети путают весну и осень. Это можно считать региональной особенностью в ознакомлении с сезонами Севера.

Старшие дошкольники должны уметь определять сезон и по яр ким и по характерным признакам (осенью бывает сухая и дождливая погода, однако дожди всегда холодные, осенью бывают теплые дни, но все же становятся холоднее по сравнению с летом).

Старший дошкольник учится фиксировать сезонные явления, сопостав лять сезонные явления однотипные и разнотипные, обобщать.

Предварительно с детьми обсуждается, как можно понятно и быстро нарисо вать дождь, пасмурную погоду, ветер и солнечный день.

Или расскажите: какая сегодня погода, поставьте стрелку на соответствующий значок, или значки, т. к. стрелок может быть 2-3). Такая система по своему значению для умственного развития детей приближается к словесно-логическим схемам, обеспечивающим развитие всех форм мышления детей в их тесном взаимодействии.

Через 4-5 недель воспитатель ст. группы меняет форму календаря. Вводится календарь по месяцам, но лучше по сезонам.

hello_html_m6b75ad13.jpg

В этой группе воспитатель особое место и внимание отводит бесе­дам с группой детей, когда взаимно дополняются высказывания, обогаща­ется содержание разговора. Каждый ребенок анализирует, обобщает в ходе обсуждения по календарю природы.

Для составления общей модели сезона по характерным признакам в нежи­ вой природе для начала, воспитатель может помочь детям вопросами, которые послужат опорными пунктами к моделированию сезона.

Какая температура осенью чаще была? (или стала по сравнению с летом)

Какие чаще выпадали осадки?

Что произошло с растениями?

Чем занимались осенью на улице?

Можно давать задание на составление сравнительных моделей. «Что было и осенью и летом?

Особое внимание я уделяю ведению таблицы продолжительности дня в условиях Крайнего Севера. Детям и так достаточно сложно уяснить для себя, что такое день, ночь, а тут еще полярная ночь и полярный день, белые ночи. Как разумно найти выход из всего этого набора информации?

Помощником является таблица продолжительности дня , в которой отражены в картинках основные режимные процессы от пробуждения ребенка утром до укладывания его на ночной сон.

Удобство этой таблицы заключается в том, что приблизительно 1/ 2 часть суток дети сами могут наблюдать.

По каждому режимному отрезку подбирается картинка или значок: подъем, гимнастическое упражнение, занятие и т. д., делаются разрез для того, чтобы поместить солнце, как символ светлой части суток от его по­явления до захода за линию горизонта.

Воспитатель вносит таблицу, дети обговаривают картинки, узна ют, что это их режим дня. Договариваются, что будут отмечать, как меняется продолжитель ность дня и ночи в течение сезона.

Так получился световой день в начале осени. Дети измеряют его и делают световую полоску-мерку светлой части суток. Аналогично и в конце осени. Потом уточняют по таблице, что день убывает. Если обозначить светлую часть суток белой полоской, а темную – черной, то получится такое соотношение светового режима в течение осени в условиях Норильска.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.

4. Методика использования моделей.

Литература основная:

Мир природы и ребенок. /Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб, 2000. С. 150—153.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999. С. 83—99.

Литература дополнительная:

Ветрова Н. И. Место и значение моделирования при формировании у старших де­тей дошкольного возраста природоведческих знаний. // Дошкольное воспитание. Л., 1973. С. 37—43.

Вихрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблю­даемых предметов у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспита­ние детей дошкольного возраста. Л., 1976.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М., 2005. – С. 37 -47.

Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе. М., 1984.

Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении детей с природой. // Дошкольное воспитание. 1982. № 4. С. 34—38.

Николаева С. Н. Использование моделей в ознакомлении старших дошкольников с некоторыми защитными приспособлениями животных // Дошкольное воспита­ние: Сб. науч. тр. Л., 1976. С. 22—29.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования. – Мн., 1993.

Сапогова Е.Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. – 1993. - № 3. – С 24-31.

Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 1984.

Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растения важно выделить такие признаки, как количество листьев, характер их поверхности, величина. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование Педагог помогает детям отбирать, использовать модели, свободных от ненужных свойств, признаков

Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах, в том случае, когда надо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи.

Демонстрация моделей используется при условии предварительного ознакомления детей с объектами природы при помощи других методов.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию.

Моделирование как метод обучения с помощью специально разработанных моделей, позволяющий детям усвоить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы.

1 функция – абстрагирования

2 функция – эвристическая (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

3 функция – фиксации знаний

4 функция – стимультанизации восприятия

5 функция – операциональная

6 функция – обозначения

7 функция – планирования (Л.И. Айдарова)

8 функция – построения идеализированной предметности.

Вопрос 2. Виды моделей

Модели можно классифицировать по разным критериям:

1. по содержанию:

2. по внешнему виду:

3. по месту расположения

4. по способу использования

5. по характеру моделирования:

Названные критерии классификации не исключают друг друга. Модель может быть одновременно предметно-схематической, плоскостной и динамической либо настенной, объемной и статической.

Рассмотрим примеры разных видов моделей.

Настенные, настольные и напольные модели, как это явствует из названия, различаются размерами и местом своего расположения: настольные имеют небольшие размеры и в процессе работы дети располагают их на столе, напольные, напротив. Бывают крупными, поэтому располагаются только на полу, у настенных размеры могут быть любыми.

В статических моделях положение деталей неизменно; такие модели монтируют один раз и изменению не подлежат. Примером статических моделей являются красочные панно, изображающие пейзаж, т.е. с биологической точки зрения – биоценоз. В динамических моделях, напротив, положение деталей меняется, и это дает возможность показать объекты в действии, а также демонстрировать процессы и явления.

Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь, как происходит круговорот воды в природе. Такие модели не должны быть сложными. Иногда достаточно 1-2 минуты и простых приспособлений, чтобы ребенок получил исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

Моделирование объектов природы в какой-то степени напоминает изобразительную деятельность и конструирование, но отличается от них конечной целью) цель изодельтельности – выполнить красиво, цель моделирования – правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах). В дошкольном учреждении можно изготовить модели из любых знакомых детям объектов живой и неживой природы и использовать для этого любой поделочный или природный материал – бумагу, ткани, глину, пластилин, папье-маше и т.д. Для этих же целей подходят фотографии объектов, вырезанные из журналов и ненужных книг и наклеенные на плотную бумагу.

Модели биоценозов могут найти широкое применение в практике работы дошкольных учреждений. Можно создать модели всех естественных биоценозов (лесов, луга, болота) и агроценозов (парка, поля, сада, огорода).

Особенность моделирования биоценозов заключается в том, что все объекты должны быть выполнены в реалистической манере, с воспроизведением истинной окраски и быть узнаваемыми. Зрители без особых трудов должны различить ель, сосну, березу, дуб и другие деревья, а также всех животных, населяющих данный биоценоз. Кроме того, важно соблюдать относительные размеры деталей.

Детали можно изготовить разными способами – нарисовать. Вылепить из пластилина, вырезать из натуралистических фотографий, сшить из тканей и меха, сделать из природного и бросового материала. Данный вид деятельности предоставляет большой простор для фантазии и взрослых и детей.

Для любого биоценоза необходимы 3-4 группы деталей: объекты неживой природы, растения, животные, грибы. Чем больше изготовлено деталей, тем более сложные экологические задачи можно решать с помощью данной модели.

Для модели биоценоза леса готовят хвойные и лиственные деревья, кустарники, травы, ягоды, а также животных относящихся к разным классам: черви, насекомые, лягушки, ящерицы, змеи, птицы, звери, живущие в почве, на почве. На деревья. Способ крепления педагог разрабатывает самостоятельно.

Биоценоз водоема может быть изготовлен в двух вариантах: вид сверху и вид в разрезе. Поверхность воды изображает прозрачный пластик либо полиэтиленовая пленка. Количество и состав водных растений зависит от того, какой участок водоема взят для моделирования. Из животных здесь присутствуют раки. Насекомые и их личинки, живущие в воде или над водой, рыбы, лягушки, возможно – птицы, на берегу могут находиться ящерицы, лягушки, змеи, птицы и звери.

Биоценоз луга представлен разнообразными травами и животными – насекомыми, пресмыкающимися, птицами и зверями (крот, мыши и т.д.).

Чтобы иметь возможность изучать сезонные изменения в биоценозе, один и тот же объект следует изготовить в нескольких вариантах, например, деревья сделать зелеными, цветущими, плодоносящими, сбросившими листья.

Предметные модели воспроизводят структуру, особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений

К ним относятся различные предметы и конструкции.

Примеры предметных моделей:

аквариум. Он моделирует экосистему в миниатюре )биом водоема)

заводная игрушка – самая простая предметная модель. Такие заводные игрушки, как курочка, золотая рыбка, черепашка, крокодильчик, пчела и т.д. могут помочь сформировать у детей представления о внешнем виде и характере движений животных.

Глобус (который можно изготовить вместе с детьми способом папье-маше) позволяет давать детям информацию о Земле. Большой интерес вызывает у дошкольников путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, поживающих в океанах, на различных материках.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде схематических макетов.

Примеры предметно-схематических моделей:

Полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать для абстрагирования цвета листьев растений.

Полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая, бархатная) можно использовать для абстрагирования характера поверхности листьев растений.

Изображение геометрических фигур (треугольник, овал, круг) можно использовать для абстрагирования формы листьев растений.

Данные модели были предложены Н.И. Ветровой. Она ставила задачу расширить и уточнить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. Для этого ею были разработаны модели-шкалы признаков цвета, величины, характера расположения, форм, численности отдельных частей растений. Наблюдая за растениями дети самостоятельно составляли сенсорную модель – полоску, отображающую его варьирующиеся признаки. В результате такого использования моделей у детей изменился характер наблюдения, появилась многоплановость в восприятии объектов. Дети научились характеризовать растения одновременно по многим признакам.

Графические (схематические) модели передают условно (обобщенно) признаки, связи и отношения природных явлений.

Примеры предметно-схематических моделей:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание мотивации педагогов МБДОУ к экологическому воспитанию; в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края развивать их творческий потенциал, компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов.

Семинар- практикум: Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края

Семинар- практикум: Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края

Цель: Создание мотивации педагогов МБДОУ к экологическому воспитанию; в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края развивать их творческий потенциал , компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов .

Создание мотивации педагогов МБДОУ к экологическому воспитанию; в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края развивать их творческий потенциал , компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов .

Задачи:

  • Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные родного края);
  • Умение использовать полученные знания по природе родного края в разных видах деятельности;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума :

  • Велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании дошкольников. Именно в период детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой. Посредством ознакомления с родным краем, его особенностями природы и истории и происходит формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Что такое экология?

Что означает экологическое воспитание дошкольников?

  • Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход.
  • Цель-формирование начал экологической культуры.
  • Формирование начал экологической культуры- это становление осознанно-правильного отношения к самой природе во всём её многообразии и к людям, охраняющим и созидающим её.

Цели и задачи экологического воспитания.

  • Цели и задачи экологического воспитания - дать детям знания, научить их любить и беречь природу.
  • Одна из главных задач работы педагога-формирование экологической культуры, осознанного и ответственного отношения к природе.

Формы организации работы с детьми по экологическому образованию

Какие методы используются для экологического воспитания детей?

Познакомимся с Красной книгой

В Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Она предупреждает нас о том, что численность многих видов растений и животных сокращается. Красная книга впервые была издана в 1963 году.

Познакомимся с Красной книгой нашего края В нее занесены редкие и исчезающие виды растений и животных, обитающие рядом с нами, в наших полях и лесах.

Познакомимся с Красной книгой нашего края

В нее занесены редкие и исчезающие виды растений и животных, обитающие рядом с нами, в наших полях и лесах.

Познакомимся с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края Подснежник Воронова Чилим

Познакомимся с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края

Читайте также: