Сэер планетада краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

История создания

В 1870 году в России разворачивается революционное движение. Борьбу за независимость ведут тайные организации и кружки, объединяющие свободомыслящих людей. Многие революционеры пытаются вести деятельность в одиночку. Как правило, она была обречена на провал.

Писатель остро чувствовал несправедливость и страдания. Вместе с интеллигенцией он разделял идею ответственности перед простым народом, поэтому его произведения нарушают привычные традиции жанра и отличаются особым восприятием мира. Большинство критиков увидели в повествовании неверие автора в успех революционной борьбы.

Главные герои

Гаршина отличает особое мастерство, с которым писатель изображает персонажей. Главными действующими лицами произведения являются растения и люди:

Немаловажную роль в композиции сказки играют еще два персонажа. Это люди, которых Гаршин противопоставляет друг другу:

  • директор оранжереи — умный и трудолюбивый человек, который заботился о растениях. Он очень гордился тем, как ему удалось устроить зимний сад. Ученый не испытывал теплых чувств к его обитателям. Растения его интересовали как объекты научного исследования.
  • бразильянец — путешественник с чуткой душой и добрым сердцем. Увидев пальму, он назвал ее родным именем. Именно эта встреча разбудила в гордой красавице желание бороться за свою свободу. Он единственный из людей, кто пожалел растущую в неволе пальму.

Все обитатели зимнего сада давно смирились с неволей. Они не готовы лишиться ставших привычными для них условий.

Всех персонажей объединяет тоска по родине, но они смирились со своим положением и не готовы бороться за свободу. Они умеют разговаривать и думать. Таким способом автор хотел передать их переживания.

Краткое содержание

Высокая прозрачная крыша не могла заменить ясного неба. Зимой стекла замерзали, и в оранжерее становилось совсем темно. Сильные порывы ветра заставляли дрожать стекла, а крыша покрывалась толстым слоем снега.

Иногда ветер разбивал стекло, и под высокий свод залетала резкая струя морозного воздуха. От ее холода листья становились блеклыми и быстро увядали.

Зимний сад населяли экзотические растения, собранные со всего мира. Они тосковали по родине. Их можно было рассмотреть через толстые стекла. Несмотря на огромные размеры зимнего сада, им было очень тесно. Их корни переплелись и забирали друг у другу драгоценную влагу и пищу. Ветви деревьев с большими листьями налегали на рамы и друг на друга, гнулись и ломались.

Работники постоянно обрезали ветви и подвязывали их толстой проволокой. Растениям нужны были свобода и простор. Им не хватало тепла и солнечного света, но они приспособились к жизни в новых условиях. Никто из растений не чувствовал себя счастливым. В душе каждый из них мечтал о родной земле.

Самой высокой была пальма Attalea princeps. Ее привезли из Бразилии, и она больше других грустила по родине. Однажды оранжерею посетил путешественник. Увидев высокую красавицу, он тихо назвал ее имя. Постояв немного около нее, он тихо вздохнул и ушел. После этой встречи Атталеа решает бороться за свою свободу. Другие растения не одобрили такого решения, и только маленькая травка, растущая около земли, поддержала ее.

Пленница начала быстро расти. Все ее силы уходят на то, чтобы достичь стеклянной крыши. И вот однажды ей удалось пробить стекла. Вырвавшись на свободу, она испытала разочарование. На улице стояла поздняя осень. Было очень холодно, дул холодный ветер и шел снег.

Основная мысль

Повествование отличается от русских народных сказок. В фольклорном произведении добро обязательно побеждает зло. У Гаршина оно имеет трагический конец. В волшебных сказках герой проходит множество испытаний, которые с честью выдерживает. Рядом с ним всегда находятся его верные помощники: животные, птицы, волшебные существа. У Гаршина пальма одинока. Обитатели оранжереи не понимают и не поддерживают ее. Свобода для нее остается несбыточной мечтой.

В произведении Всеволод Михайлович Гаршин поднимает тему бунтарства. Неслучайно он противопоставляет главную героиню другим персонажам, которые смирились со своей судьбой и предпочитают жить в неволе. Смыслом существования пальмы становится борьба, которая приводит ее к разочарованию и гибели. Ее жизнь достойна уважения, поскольку она не отказалась мириться со своим положением и не покорилась обстоятельствам. Несмотря на грустный финал, сказка учит справедливости, добру, целеустремленности, чуткости.

Автор считает, что каждое живое существо достойно уважения. Неслучайно действующими лицами произведения стали растения. Грустный финал произведения напоминает традиции сказок Андерсена, где в борьбе со злом и несправедливостью главные герои терпят поражение.

Настольная лампа тускло освещала тесную комнату. В круге света лежали две бумажки. Первая была деловым письмом, в котором директорат фирмы обвинял Олдриджа в поломке синтезатора и считал себя свободным от взятых обязательств. Второе письмо написано от руки: "Рэй! Если можешь, прости. Ты превратил меня в домашнее животное, но я попытаюсь начать все сначала, Прощай, Линда".

Да, крах наступил слишком неожиданно. Многообещающее открытие, долгая каторжная работа, надежды на профессуру – все полетело к чертям. И Линда ушла. Не выдержала нищенского существования, сырой квартиры, озлобленности мужа. И правильно сделала. Может быть, ее жизнь еще сложится.

– Конец! – крикнул Рэй.

Вернее, хотел крикнуть, но вышел лишь хриплый шепот.

Как славно все начиналось! Идея получения сахара прямо из воздуха (благо в нем есть углерод, водород и кислород) заинтересовала крупную фирму. Еще бы – ведь это была не просто идея, а почти готовая технологическая схема. В случае удачи Олдридж засыпал бы мир сахарным песком. Однако на деле все оказалось гораздо сложней. Работа затягивалась, неожиданно возникали подводные камни. Свободного времени становилось все меньше. Он перестал водить Линду в парк, на концерты, в кино. Он вынудил ее бросить работу в детском саду (а она так любит детей!), заставил перепечатывать рабочие дневники, отчеты, заявки на химическое оборудование.

Рэй пошел на кухню и сунул голову под кран. Затхлая вода не освежала. Стороной прошла мысль: вот было бы хорошо, если бы кран стал ножом гильотины и разом отсек все мучения. Но он даже умереть не может. У него нет хорошего ножа, револьвера.

Рэй Олдридж подошел к газовой плите и потянулся рукой к замызганному крану. Напустить полную комнату газу, чиркнуть спичкой – и конец проблемам.

– Не торопись, дружище.

– Что? – Рэй вздрогнул от неожиданности и оглянулся. В квартире никого не было.

– Кто здесь? – спросил Рэй, опуская руку.

– Пожалуйста, не пугайся.– Голос как будто шел из газовой плиты.– Я хочу помочь.

– Можешь рассматривать меня как кибернетический аппарат.

– Робот? Вычислительная машина?

"Схожу с ума",– подумал Рэй.

– Что такое темпоратор?

– Это такое приспособление для исправления причинно-следственных геодезических линий. Я могу изменить твою хронокоординату. Могу забросить в завтра, могу переместить в позавчера. Понимаешь?

– Не понимаю. Откуда ты взялся?

– Меня оставили, по-вашему говоря, пришельцы. Представители другой цивилизации.

– Ваш мир дефектен, противоречив. Вы прогрессируете слишком медленно, потому что враждебно относитесь к окружающей среде и друг к другу. Талантливые люди заражены летальным геном.

– Тебя прогнали с работы, потому что секретарь второго директора подсыпала в бункер синтезатора железные опилки.

– На вакантное место возьмут ее мужа.

– Боже мой, какая низость.

– Я предлагаю слегка скорректировать прошлое. Два года назад секретарша вместе с мужем попали в автомобильную катастрофу и чудом спаслись. Может быть.

– Нет, нет, ничьей смерти я не хочу!

– Вспомни, она погубила тебя!

– Нет, нет.– Вдруг острая мысль пронизала Рэя.– Послушай, если вернется прошлое, значит, и Линда вернется?

– Определенно сказать трудно. Может быть.

– Может быть? – Рэй задохнулся.– Темпоратор, прошу тебя. вас. умоляю. Сделай так, чтобы Линда вернулась!

– Тогда придется начать с более раннего времени. Вы познакомились пять лет назад?

– Да, в Технологическом институте.

– Вот и поехали туда.

Сад был залит солнцем.

Рэй Олдридж, дипломник Технологического института, сидел на голубой скамейке. Как известно, старики на таких скамейках не сидят, да и бродяги обходят их стороной. Голубые скамейки – только для влюбленных.

В руках Рэя был свежий номер еженедельной литературной газеты, которую он с увлечением читал. Правильнее сказать – в десятый раз перечитывал свою первую литературную публикацию, отрывок из романа. Рэй безрезультатно обивал с ним пороги многих издательств, пока не встретил благодетеля. Старый литературный волк сразу оценил свежесть и остроту романа, но одновременно понял, что без предварительных публикаций ничего не получится.

В дальнем конце аллеи показался девичий силуэт.

– Линда! – сорвался с места Рэй.– Иди скорей!

– Неужели напечатали? Поздравляю, Рэй.– Девушка поцеловала его в щеку.Писатель Рэй Олдридж – как это здорово звучит! А я буду Линда Олдридж.

Рэй отвел глаза.

– Мама считает, что о замужестве говорить рано,– тараторила Линда.Твердит, что сначала надо стать педагогом. Как будто я не люблю детей!

– Со свадьбой придется подождать,– нерешительно сказал Рэй.

Линда, замерла, даже дышать перестала.

– Понимаешь, мне сначала надо крепко стать на ноги.

– Ты же в этом году кончаешь институт.

– Я решил его бросить.

– С ума сошел! Ведь осталось всего лишь дописать дипломный проект.

– Напрасная трата времени. Меня приглашают в литературный отдел этой газеты. Правда, платят мало, но я выпущу роман, напишу второй. У нас будет куча денег. Купим коттедж, яхту, совершим кругосветное путешествие.

– И когда это будет?

– Ну, я не знаю. Лет через пять, семь. Линда!

Девушка резко встала и ушла.

Книга Рэя Олдриджа появилась через три года. В ней описывалась жизнь нынешних ученых, их продажность и неразборчивость в средствах. Автор сожалел о временах Фарадея и Циолковского, Хевисайда и Эйнштейна. Современные ученые, по его мнению, мало чем отличаются от проституток, они торгуют собой и своими открытиями.

У романа объявилось много противников, и это способствовало успеху.

Вторая и третья книги не заставили себя ждать. Они были встречены восторженно. Критики и знатоки литературы в один голос твердили, что вернулись времена Свифта, Рабле и Салтыкова-Щедрина.

Вместе со славой пришли деньги. Олдридж купил особняк в стиле ретро, в горах построил дачу, на берегу океана – виллу.

Женщин в доме писателя не было. Обязанности кухарки выполняла автоматическая кухня, запрограммированная на сто блюд. Разумеется, поклонницы досаждали письмами, но Олдридж их не читал. Переписку вел целый штат секретарей.

В зените славы Рэй вдруг затосковал и написал письмо Линде.

Ответ был исполнен недоумения и холода: "Рэй Олдридж становится на колени перед ничем не примечательной женщиной. Положение более чем странное для знаменитого писателя. Я работаю воспитательницей и другой судьбы не хочу. Прощай".

Четвертый роман Олдридж так и не закончил. К этому времени он был безнадежным алкоголиком и наркоманом. Издатели разорвали контракты. Осталось последнее средство, на которое хватило сил и решимости: револьвер.

Рэй выдвинул ящик стола.

– Не торопитесь, прошу вас.

– Не торопитесь и не пугайтесь. Это не белая горячка, не наркотическая галлюцинация. Я вполне реален.

Олдридж посмотрел вокруг себя, заглянул под стол – нигде никого.

– Я темпоратор. Аппарат, который спасет вас.

– У меня нет такого аппарата.

– Выслушайте, Олдридж. Много лет назад меня оставили на вашей планете представители иной цивилизации.

– Чтобы спасти талантливых людей от трагических случайностей.

– Ничего не понимаю..

– Все достаточно просто. Ваше нынешнее положение связано с ошибкой, совершенной несколько лет назад. Ошибка эта поправима. Я возвращу вас в прошлое, дам возможность начать сначала.

Олдридж застонал: – Линда! Самая страшная ошибка – Линда!

– Это так называемая ложная память,– спокойно сказал темпоратор.– Я вмешиваюсь один раз и наверняка.

– Значит, вы можете вернуть Линду?

Рэй Олдридж сидел за столом в своем кабинете. Вокруг были навалены книги, тетради, переплетенные отчеты, разрозненные бумаги. Ученый писал разноцветными фломастерами на большом листе ватмана. Из путаницы химических символов, цифр, тонких черточек валентных связей все явственнее проступала формула искомого соединения.

– Война! – тонким дрожащим голосом закричала Линда.Мы объявили войну Восточной Монтэне.

Рэй едва оторвался от формулы.

– Война? Какая война?

– Только что сообщили по радио. Уже идет всеобщая мобилизация.

– Восточная Монтэна? Где это? – Олдридж вдруг рассердился.– Послушай, какая может быть война? Недавно мы провозгласили три принципа вечного мира!

– Рэй, Рэй, не будь ребенком!

Она схватила его за руку и повлекла в соседнюю комнату, где стоял телевизор. Рэй сначала упирался, а потом со смехом сказал: – Что ты тащишь меня как барана?

На экране телевизора мелькали картинки с боевыми эпизодами.

Камеры, видимо, были установлены на вертолетах. В клубах фиолетового дыма разворачивались колонны танков, ракетных установок, дергались стволы крупнокалиберных пушек. Сквозь вой и грохот едва пробивался голос комментатора:

– Наши танковые клинья прошли сквозь поля и леса противника. С минуты на минуту ожидается высадка "кованых башмаков".

– Боже мой! – ужаснулась Линда.

– На южном фронте впервые применен нервно-паралитический газ. Более пяти тысяч вражеских солдат выведены из строя.

– Что он говорит? Как это можно?

Рэй ничего не слышал. Он выписывал на газетном поле длиннейшую структурную формулу.

– Слышу, дорогая, слышу.

– Ты говорил о каком-то газе, полученном в лаборатории.

– Рэй, оторвись от своей бумажки! Что за газ ты синтезировал?

– Обыкновенный инсектицид. Рядовая работа.

– Для человека он опасен?

– Как можно, дорогая! В таких концентрациях он опасен только для насекомых. Воздействует на нервные центры.

– А если концентрацию увеличить?

– Ну что ты! Какому дураку это придет в голову?

– Твоим газом убили пять тысяч человек!

– Что ты говоришь? Ты с ума сошла!

– Это ты сумасшедший убийца! Послушай, что вещает этот диктор.

Линда вырвала из рук Рэя газету, разорвала на куски и бросила на пол. Потом резко повернулась и выбежала из комнаты.

На другой день радио, телевидение и газеты сообщили об использовании нервно-паралитического газа против мирного населения Восточной Монтэны. Женщины и дети гибли на пороге дома, во дворе, на улице. Некоторые вечерние газеты пометили протесты видных ученых. Одновременно в официальных органах отцом нового газа и национальным героем был провозглашен Рэй Олдридж. Линда домой не вернулась.

Рэй был слишком далек от действительности, чтобы иметь револьвер или уметь завязывать петлю. Впрочем, химик не нуждался в этих примитивных приспособлениях. Он быстро нашел в столе нужную таблетку, разделил скальпелем на четыре части и одну бросил в мензурку с дистиллированной водой. Раствор принял слегка оранжевый цвет.

Рэй качнул мензурку и поднес ко рту.

– Постой, дружище,– послышался голос.

Молодой ученый Рэй Олдридж собирался на собственную свадьбу. Последний раз прошелся щеткой по туфлям, поправил подтяжки, подошел к зеркалу завязать галстук.

В раскрытое окно ворвался легкий ветерок, принеся запахи гвоздик и взъероша легкие пшеничные волосы Рэя. Глуповатая улыбка не сходила с его лица. Он смотрел в зеркало, а видел только Линду, ее огромные голубые глаза.

– Прошу тебя, Рэй, не пугайся и ничего не предпринимай, пока не поймешь мою сущность. Я– темпоратор.

– Валяй дальше,– сказал Рэй, надевая пиджак.– Где ты там прячешься?

– Это не шутка твоих друзей, не розыгрыш. Я продукт иной цивилизации, предназначенный для перемещения объектов в пространственно-временном континууме.

Рэй внимательно оглядел комнату – никого. Странный голос шел как будто из зеркала.

– Моя задача заключалась в том, чтобы спасать гениев от роковых ошибок. Однако я никого не спас. На моих глазах отравился Джек Лондон, повесился Сергей Есенин, застрелился Эрнест Хемингуэй. Я ничего не смог сделать. Голос упал до шепота, потом опять обрел твердость.– Я трижды пытался спасти тебя, но тоже безуспешно.

– Спасти меня? – растерянно спросил Рэй.

– Да. Ты прожил три жизни, краткое описание которых с детальным разбором погрешностей я оставлю тебе. Может быть, это принесет пользу. Я убедился, что могу исправлять отдельные человеческие просчеты, но не в силах бороться против системы. Ваш мир полон противоречий и непредсказуемых поворотов.

– К сожалению, мне пора идти,– сухо сказал Рэй.– Через пять минут подойдет такси.

– Не спеши, такси задерживается. Это все, что я смог сделать. А вот сохранить Линду ты должен сам.

– Ты трижды потерял ее, пока я понял свою ошибку. Наша логика чужда людям. Я не в силах что-либо изменить на Земле. Только вы сами можете распоряжаться судьбой человечества и планеты.

– Ничего не понимаю,– растерянно сказал Рэй.

– Слишком большой объем информации. Но время и талант у тебя есть, ты успеешь во всем разобраться. Помни главное: судьба Земли зависит от тебя и от тебе подобных.

– Я навсегда покидаю вашу систему. Желаю счастья тебе и Линде. Прощай.

В комнате ничего не изменилось, разве что несколько посветлело и усилился запах резеды. Рэй стоял столбом посреди комнаты.

В кулаке было зажато нечто, похожее на фотокассету, из которой выглядывал краешек проявленной пленки.

Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко (слева направо)

Какие меры закрепили минские соглашения. Краткое содержание

Как исполнялись минские соглашения

По факту за семь лет сторонам после долгих переговоров удалось лишь добиться обмена насильно удерживаемых лиц (по факту пленных). ДНР и ЛНР, а также МИД России неоднократно обвиняли Киев в незаконном занятии населенных пунктов в буферной зоне и появлении там тяжелой техники.

Не были амнистированы участники событий 2014–2015 годов. И хотя Верховная рада приняла в 2015 году закон об особом статусе Донбасса, однако увязала вступление его в силу с проведением местных выборов. При этом в Киеве настаивали на том, что сначала должны восстановить контроль над границей, а уже потом проводить выборы. В Москве с этим категорически не соглашались.

В 2019 году участники Контактной группы приняли так называемую формулу Штайнмайера (по имени ее автора, главы МИД Германии Франка Штайнмайера), в соответствии с которой закон об особом статусе должен был вступить в силу после признания местных выборов в Донецкой и Луганской областях соответствующими стандартами ОБСЕ. Помимо этого, предполагалось вновь отвести вооруженные формирования на прежние позиции. Принятие этой поправки вызвало недовольство оппозиции в Киеве. Согласовать порядок проведения выборов сторонам так и не удалось.

В одном городе был большой ботанический сад с красивой оранжереей. Витые колонны держали узорчатые арки с паутиной металлических рам со стеклами. Сквозь стекла виднелись растения, заключенные в это великолепие. Листва их мешалась, ветви упирались в рамы, изгибаясь и ломаясь.

Теснящиеся растения мечтали о просторе, свободе и родных краях. Прозрачная крыша не могла заменить ясного неба, а полив – буйство дождя.

Особенно тосковала высокая стройная пальма, которую директор ботанического сада называл Аttalea princeps. Она возвышалась над всеми остальными жителями оранжереи и была ближе всех к этому чужому бледному небу. Но даже и такое небо радовало бы ее, не будь оно отделено толстым стеклом.

Внизу растения спорили о поливе и любви к влаге. Кактус и саговая пальма хвастались друг перед другом: один выносливостью, другая своей избирательностью. Древовидный папоротник называл тюрьмой это жалкое существование, а корица была рада, что здесь ее не обдирали.

Аttalea обиделась и решила самостоятельно найти дорогу к свободе. Она мечтала увидеть небо и солнце без решеток и стекол и была готова на все ради достижения своей цели.

И пальма начала расти. Все остальные сердились на нее за гордые слова, кроме маленькой чахлой травки, обвивавшейся вокруг ствола Аttalea. Она не видела неба, о котором мечтала пальма, но оранжерея для нее тоже была тюрьмой. И трава прошептала пальме пожелания счастья в попытке обрести свободу.

Аttalea тратила все силы и все соки на рост. Листья и корни лишала она необходимого питания, все отдавая стволу. И росла с огромной скоростью. А директор оранжереи не мог нарадоваться на этот экземпляр, считая его успехи в росте следствием прекрасного ухода.

Через месяц пальма уперлась в рамы. На боль в истерзанных листьях она не обращала внимания. И однажды рама лопнула. Стекла посыпались, и пальма вышла из теплицы.

Была глубокая промозглая осень. Дождь со снегом заметал остовы деревьев и холодный ветер ужаснул пальму. Она поняла, что зря стремилась наружу.

Директор велел спилить растение и вырвать чахлую траву.

Иногда цель не оправдывает потраченные усилия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гаршин. Все произведения

Attalea princeps. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В одном селе проживала женщина со своим неженатым сыном, которого звали Семеном. Жили они бедновато. Приходилось им спать на полу, да и одежда у них была вся перештопанная.

Тёплым осенним утром две подруги шли в школу. Они были одеты в коричневые формы и чёрные выглаженные фартуки. На безоблачном небе ярко светило солнце. Девочки шли по улице, крепко держась за руки

Васса Борисовна Железнова, до замужества Храпова, ей сорок два года (но ей этот возраст не дашь, выглядит она очень молодо и свежо). Имеет свою пароходную фирму, зажиточна и значимая личность

У одного мужчины скончалась супруга, и стал он жить с дочерью. Но недолго время прошло, как он сочетался законным браком с женщиной, ужасно сердитой и жадной. К тому же она имела своих дочерей, таких же вредных и невоспитанных, как она.

Читайте также: