Сделали опущенным в школе

Обновлено: 06.07.2024

В московской школе №1536 подростки избили и опустили головой в унитаз младшеклассника, который поет в ансамбле Ильи Резника и принимает участие в съемках ТВ-передач. Столичный СК возбудил дело по факту происшествия. Это не первый инцидент с издевательствами в учебных учреждениях за последнее время. На днях разгорелся скандал в еще одной моковской школе, где ученики устраивали драки за деньги с участием младшеклассников, а также дрались с педагогами.

Столичный Следственный комитет возбудил дело по факту издевательств подростков, обучающихся в школе №1536, в отношении ученика младших классов. Потерпевший является певцом ансамбля Народного артиста РФ Ильи Резника, а также актером многих ТВ-передач, сообщила классный руководитель мальчика Наталья Любарская.

Об инциденте стало известно 1 октября, когда в сети было опубликовано видео избиения ребенка. На ролике видно, как группа школьников опускает семиклассника головой в унитаз.

Проверку инцидента запустили в Департаменте образования и науки Москвы, а также в столичном МВД: представители органов совместно с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав устанавливают причины произошедшего, рассказала директор школы №1536 Марина Акатова. Она также отметила, что на данный момент с предполагаемыми злоумышленниками, а также пострадавшим учеником школы и их семьями работают социальный педагог и школьный психолог.

О происшествии стало известно 3 октября после того, как одна из учениц показала своему отцу видео, на котором была запечатлена одна из драк детей. На ролике видно, как младшеклассники наносят друг другу удары по разным частям тела — все это сопровождается нецензурными ругательствами и одобрительными воскликами несовершеннолетних зрителей.

Победитель боя якобы получал денежное вознаграждение, а проигравший уходил с травмами. Между тем руководство школы №97 уверяет, что никаких организованных битв в стенах школы не было — по словам директора, на видео, которое было опубликовано в сети, запечатлена рядовая драка между учениками. Ставки из школьников никто не делал, подчеркнула глава учреждения.

При этом родители учеников утверждают, что подобное в стенах школы происходит регулярно. Дети организовывали драки в лесополосе, поэтому об их времяпрепровождении никто долгое время не знал.

В день происшествия школьники в возрасте от 13 до 16 лет пошли купаться в карьер. Поплавав, дети заподозрили мальчика-инвалида в том, что он вытерся чужим полотенцем, когда вышел из воды — за это его повалили на землю и начали бить ногами. Другие подростки снимали инцидент на видео — все засмеялись, когда избитый школьник упал без сознания на землю.

Правоохранительные органы запустили проверку по факту происшествия и установили личности предполагаемых злоумышленников. Тем не менее ответственность за произошедшее понесли только родители — их поставили на учет в органы опеки.

Конфликт между одиннадцатиклассником и педагогами произошел в 155-й школе Красноярска. Подросток вместе с несколькими учениками отказался от строевой подготовки к 23 февраля. По словам школьника, строевая подготовка заявлялась как факультативная, тем не менее сотрудники школы хотели заставить учеников маршировать.

Позже скандал произошел на уроке ОБЖ. Учитель хотел начал проводить строевую подготовку (при том что тема была другой), одиннадцатиклассник и его друг отказались участвовать в ней. Тогда педагог стал унижать подростков, заявив, что они не мужчины и идут против системы.


В Красноярске старшеклассники пожаловались на унижения со стороны учителя ОБЖ, который заставлял их заниматься строевой подготовкой после уроков. По словам одного из учеников, мужчина напоминал детям о необходимости сохранения гендерных различий, ссылаясь при этом на опыт работы в пенитенциарных учреждениях.

В городском управлении образования пообещали провести проверку. На время ее проведения учитель ОБЖ отстранен от работы.


Начнем с нашумевшего случая. Учитель все-таки виноват?

Есть еще такое, когда люди думают, что другие им что-то должны, но забывают, что у ребенка, например, нет никаких ни перед кем обязательств. По Конституции он даже не обязан учиться. Все это путают, а ведь прописано, что у ребенка есть право на получение образования. Выходит, что учитель не попытался договориться с учениками и начал их учить уму-разуму, а школьники не постарались понять, чем продиктованы слова педагога.

В чем проблема в общении, о которой вы упомянули?

А правильно, когда дается оценка действия: нужно обратить внимание ребенка, что здесь было сухо, а стало мокро — нужно вытереть тряпкой. Исправь последствия своих действий. Таких ситуаций можно вспомнить сколько угодно, эта проблема возникает в любых коммуникациях.

Мы как-то коллегами проводили исследование в нескольких красноярских школах, и оказалось, что 63 % девятиклассников считают, что родители их любят за отметки по учебе. Такая же история произошла и между учителем ОБЖ и старшеклассниками. Педагог не оценил ситуацию и высказал свое мнение о подростке, когда нужно было просто спросить, почему он отказывается поддержать школу в честь праздника.


Неактуальность этого выражения — еще одна причина произошедшего конфликта. Прямо сейчас происходит процесс ослабевания вертикальной связи между родителями и детьми. То есть теряется авторитет взрослого в глазах ребенка. И тогда дети начинают выстраивать горизонталь, а вертикали в лице того же учителя или родителя начинают ей уступать.

Вспоминаем громкие конфликты последних лет

Рассмотрим на примере: ребенок приходит в первый класс, его первая учительница для него авторитет, он смотрит на нее, рот открыв, она для него всё: и чтение, и письмо, и математика. Для детей начальных классов учитель — авторитет, но в пятом классе возникает некоторая трудность, потому что учительский коллектив становится разрозненным в глазах ребенка. У каждого свои условия, форма ведения урока — нет общего регламента этических норм. И тогда тинейджер начинает устанавливать свой личный свод правил.

У современных подростков есть потребность на искренность. Эти дети не готовы действовать по приказу: почему я должен маршировать, если взрослый не марширует? Верит ли педагог в то, что он навязывает? Такой ли он патриот на самом деле?

За счет того, что подростки не признают авторитетов, оказываемое давление взрослого для них не становится показателем силы или важности, они воспринимают это как наезд на свою территорию и начинают отстаивать независимость.

Поэтому работа с молодежью в связи с их отношением к митингам неэффективна?

И да, и нет. В данный момент я вижу, что наблюдается желание некоторых структур разбалансировать подростков, на них используются манипулятивные техники, воздействие — хорошо так промывают мозги. Почему дети этому поддаются? С ними общаются аналоговым сигналом, у нас сейчас эпоха информационных технологий, поэтому и способ коммуникации стал цифровым.

А старшее поколение как правило ошибается в том, что говорит из прошлого и интуитивно старается внушить смыслы, которые они когда-то усвоили, которые им понятны, чтобы хоть как-то удержать этот последний оплот, как в случае с маршем к 23 Февраля. Кроме Дня Победы никаких патриотических праздников у русских людей не осталось, поэтому взрослым так важно удержать эти смыслы и передать подросткам.

То есть с детьми нужно говорить на одном языке, который им понятен, и тогда произойдет всеобщее понимание.


Откуда возникла такая пропасть между смыслами у разных поколений?

Так и получается, что я рос в то время, когда всё было ясно: кто хороший, кто плохой, на кого равняться, и какое место ты занимаешь в мире. Жизнь можно было планировать на долгие годы вперед. Существовала строгая понятная идеология.

Сейчас этого нет, а новых смыслов взамен старых не появилось, поэтому взрослые переносят ту эпоху, в которой жили, в настоящее, думая, что метод сработает, что они смогут решать проблемы тем способом, который им привычен. Но мир меняется и усложняется, и мы должны понимать, что не все люди готовы усложняться вместе с ним.

Конфликты на почве непонимания могут навредить детям?

Это сугубо индивидуальная история. Возможно, такое, что через несколько лет дети скажут спасибо за эту ситуацию, потому что они нашли в себе новые качества. Но для некоторых это может стать травмирующим опытом.

Как детям и взрослым, ученикам и учителям найти общий язык?

Ребенка нужно поставить на позицию взрослого. Как только, учителя или родители начнут оценивать действия детей, будут вести разговор на равных: обсуждать общие вопросы, договариваться, выслушивать, то тогда все преуспеют.

О страхе смерти, суицидах и школьном насилии

Конфликты будут нарастать до тех пор, пока учительское сообщество не научится разговаривать с детьми, занимать их позицию. Я ратую за объединение учителей, за выработку собственных норм в рамках правовой педагогики. Хотелось бы видеть обсуждение и декларирование этических норм в школах между детьми и учителями. Комфортную ситуацию создать в классе несложно, когда у педагога и у каждого ребенка есть общие оговоренные правила совместного сосуществования

Читайте также: