Счастливый дозор арбузов краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валя и Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это весёлая девушка, мало задумывающаяся о своём поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешёвка. Её друг Виктор Бойцов, ровесник Вали, знакомит её с Сергеем Серегиным. Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник, электрик.

Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парня и начинают оскорблять Валю. Сергей бьёт одного из них по лицу. Валя просит у Сергея прощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пиво и разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там было написано, что человек живёт не зря и не напрасно. От его дела должно все вокруг становиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляет их одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж — хоть бы и за него. Тот в ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо.

За столом Валя читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит её выйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от неё отступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказал бы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора. Тот обещает это запомнить.

Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю, но Сергей её любит и Виктору отказывает.

На свадьбе у Вали и Сергея Лариса знакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечко и убегает.

Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы — Федор и Леночка. Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастья нужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам.

Тридцатое июля. Очень жаркий день. Сергей берет полотенце и идёт на Ангару окунуться. По дороге к реке он встречает мальчика и девочку, которые присоединяются к нему: дети идут ловить рыбу.

Тем временем к Вале приходит Виктор. Он до сих пор не может забыть её и очень страдает. Валя же любит Сергея. Неожиданно приходит их друг Родик и рассказывает о том, что Сергей утонул. Мальчик и девочка, которые ловили рыбу, перевернулись на плоту. Сергей спас их ценой своей жизни.

После гибели Сергея вся его бригада решает работать за него, а деньги отдавать Валентине. Против один Виктор. Он считает, что это должно Валю унизить. Валя, однако, принимает деньги. Тогда Виктор обвиняет её в иждивенчестве. Он любит Валю и хочет, чтобы она сохранила человеческое достоинство. Он говорит ей то же, что когда-то сказал Сергей: что она должна идти учиться и работать. Зовёт её к ним в смену. Валя соглашается. В ней, кажется, зарождается новое чувство к Виктору, хотя она и не торопится это признавать. Голос Сергея желает Виктору счастливого пути в жизни.

Пересказала Ю. В. Полежаева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арбузов; Арбузов, Алексей.

Алексе́й Никола́евич Арбу́зов

(13 [26] мая 1908, Москва, Российская империя — 20 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский драматург.[1] Лауреат Государственной премии СССР (1980).

Родился 13 (26 мая) 1908 года в Москве в дворянской семье[2]. Среди его предков был декабрист Антон Арбузов. Отец, Николай Кирович Арбузов, служил старшим драгоманом русского посольства в Константинополе, занимался банковской деятельностью в Санкт-Петербурге, впоследствии разорился; кроме того, публиковал рассказы. Мать — Надежда Владимировна де Мандражи. Её отец был небогатым дворянином греческого происхождения. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916-м Алексей Арбузов начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.

После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в Театр имени Мейерхольда[3]. Вскоре стал заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта; поскольку это был театр малых форм, Арбузов писал для него агитационные обозрения.

Могила Арбузова А.

А. Н. Арбузов умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Анна ЧУЖКОВА



культура:

Что помните из детства?

По дневникам Вашего отца у меня сложилось впечатление, что он был требователен прежде всего к себе самому.

Конечно. Не знал выходных и отпусков. Минимум четыре с половиной часа ежедневно проводил за письменным столом. Писал или на Рижском взморье, или в Ялте. Любил работать подальше от семьи. К тому же в коммуналке, где мы поначалу жили, была чудовищная атмосфера. Представьте, соседи — уголовники. По фамилии Налетовы: папаша с гармонью, в валенках и пальто поверх трусов и сынок, который периодически возвращался из тюряги. Их радостные встречи переходили в пьяную поножовщину… Слава Богу, в 57-м мы получили квартиру.

А как Арбузов отдыхал?

Отец брал Вас с собой в театр?

То, что Вы поступали в театральное — влияние отца?

Папа думал, пойду по его стопам: начну как актер, стану режиссером. Почему-то считал, что смогу сделаться звездой. Я поступил в Школу-студию МХАТ. Но учился очень тяжело — был достаточно зажатым мальчиком, а туда шли такие зубры… Тем более все знали, что я сын одного из самых знаменитых драматургов. И отношение соответствующее, мол, прошел по блату.

Как же Вы решились?

Интровертом он был весьма публичным…

Да, всегда множество людей вокруг. Но в дневниках постоянно писал, что одинок. А еще он никогда не рассказывал о своем детстве, зато любил говорить о комсомольской юности, о 30-х, студии Арбузова-Плучека. Тогда отцу удалось сделать хоть что-то живое. Да, это были спектакли про коммунистические стройки и соцсоревнования, но настоящие.

Арбузов начинал творческую карьеру с бойким революционным задором, а прославился как тонкий лирик, вполне аполитичный. Как думаете, благодаря чему произошла такая перемена?

Ваш отец болезненно относился к критике?

Ваш отец был способен на красивые жесты?

Кстати, в каких отношениях он был с другими драматургами-лириками?

А сейчас арбузовские пьесы ставятся редко…

Это у нас. Зато только за последний сезон премьеры вышли в Лондоне, Нью-Йорке и две в Токио.

С одной стороны, он их очень даже любил. И спросили бы вы у моей покойной матери — как! Но он искал идеал. Создавал женские образы, но так и не нашел совершенной натуры. Прямо скажем, каждая из его жен была не подарок. А тому, что он 28 лет прожил с моей матерью, я даже удивляюсь.

Как они познакомились?

Когда мне было лет десять, я пришел из школы и увидел на столе какие-то документы. Моя троюродная сестра Ляля пыталась сподвигнуть отца на поиски наследства. По преданию, один из наших прадедов служил капитаном в Греции. И еще в середине XIX века получил хорошую премию за перевоз православных святынь с островов на Пелопоннес. И там же, в греческом банке, эти деньги оставил — не хотел, чтобы они достались ближайшим родственникам, потому как сильно с ними разругался. Якобы по завещанию наследство должно было достаться следующим поколениям. И вот, Ляля решила, что с процентами эта сумма баснословно выросла. Надо сказать, папа легенду слышал еще от своего деда, но над затеей посмеялся.

Плакали Ваши денежки, если остались в греческом банке.

Вроде потом вклад перевели в Англию…

Ну тогда шанс еще есть. А как выглядел рабочий стол драматурга Арбузова? Не считая вороха бумаг о греческом наследстве…

Очень аккуратно. Все предметы — параллельно друг другу. Он не терпел беспорядка. А еще не признавал печатную машинку — писал только пером, правда, почерк был ужасный. Когда трудно стало писать после инсульта, диктовал моей сестре автобиографию.

Однажды — в сборнике биографий советских писателей. Когда я ее прочитал, открыл много нового. Оказалось, что папа из богатой дворянской фамилии. А когда мой дед ушел из семьи, бабушка заболела. Причем на почве любви к сыну. В голодное время продавала вещи, только чтобы кормить его халвой. А был он, по-видимому, совершенно несносным мальчишкой, страшным хулиганом. Оказался на улице и бродяжничал.

А Ваша бабушка свои последние годы провела в психиатрической лечебнице в полном одиночестве…

Алексей Арбузов

Живи, а не существуй.

Тема довольно простая — отношение между людьми, но при этом, это самая сложная тема, какую только можно придумать. И одновременно это пьеса о войне, блокаде Ленинграда, о любви, умении разговаривать, умении жить, о том, что происходит внутри нас, книга о той жизни какую мы проживаем и хотели бы прожить. Маленькая пьеса с большими темами.

Первое действие пьесы — это наше знакомство с героями и их знакомство друг с другом. И это хроника того, что происходит в Ленинграде весной 1942 года. Наверное, ярче всего описывает происходящее эта цитата:

Представить это состояние страшно. Тишина в Ленинграде для героини предстает страшным одиночеством — Смертью. Больше и знать не надо чтобы понять ужас, происходящий в городе, хоть нам расскажут и о морозах, и о скудности еды, о карточках и граммульках хлеба и о том, как бомбят дома, как умирают знакомые люди, как можно остаться без жилья и без семьи. Все это при беглом знакомстве героев, а перед нами будет вырисовываться история города, войны, жизни людей и их характеры. Перед нами будут бежать дни, и мы заметим, как будет меняться отношение между молодыми людьми, как вдруг окажется важным в этой обстановке проявлять не только силу характера, начать двигаться и помогать городу, но и проявлять нежность друг к другу. Перед нами будут совсем еще дети шестнадцати и семнадцати лет, дети, которым придется быстро становится взрослыми, брать ответственность, подталкивать друг друга к жизни и решениям. Дети, которым только предстоит понять, что такое любовь.

Второе действие страшнее. Казалось бы, весна 1946 года, конец войне, слышатся разговоры соседей. Жизнь. Но год все еще полон напряжения, живы ли те, кто ушел на фронт, вернуться ли они? И тут мы погружаемся в характеры героев, когда они снова втроем оказываются в маленькой комнатке полной света, но между ними столько недосказанного, невысказанного. Они все еще не знают, что такое любовь, они еще не умеют любить. Они не могут высказать своих чувств, в них бурлят эмоции, которые мешают взвешенным решениям. И с этим коктейлем они принимают решения как им жить дальше. Одна ждет определенных слов, другой не умеет их говорить, третий упирается рогом, потому что он знает, чего хочет, он готов говорить что угодно, какие угодно слова. И случается разлука, потому что никто не может оглядеться и придумать иное решение, они все еще максималисты, все еще дети при всех своих орденах, потерях, прожитых моментах войны.

Пьеса удивительная. Возможно она поможет кому-то хотя бы встряхнуться и хоть на разговор решиться, чтобы все объяснить между друг другом. А если хватит ума, то и смочь жить вместе. В конце концов на обложке официальной троица вместе, то есть, есть решение жить любовью, а не мнением людей.

Смерть

Драматург прожил 77 лет, в последние годы жизни испытывая проблемы со здоровьем, которые стали причиной смерти, наступившей 20 апреля 1986 года. Арбузов ушел, окруженный народной любовью и признанием. Его произведения становились фильмами и ставились как в советских театрах, так и за рубежом, за что в 1980-м автора удостоили Государственной премии СССР.

Могила Алексея Арбузова

Незадолго до кончины мужчина еще намеревался посетить премьеру своей пьесы в Театре имени Моссовета. Уже понимая, что уходит, Алексей Николаевич завещал дочери сохранять семейные связи, прощать близких и не бросать их. И признался, что очень виноват перед ее матерью. Похоронили Арбузова на Кунцевском кладбище Москвы.

Тем не менее меняют Таню пространство и время.

Да, Таня стала другой, Таня стала правильной, Таня покорилась силе судьбы и изменила свою легкомысленную натуру. Родившись не в то время и не в том месте, она всю себя подчинила духу того времени, которое досталось ее поколению. Она сломала себя. Но Арбузов не был бы выдающимся драматургом, если бы ограничился судьбой легкомысленной стрекозы, которую муравей и зима принудили забыть песни и пляски.

Конечно, тон пьесы поражал. В самой кровавой войне, в самой скорбной точке этой войны – блокадном Ленинграде, в самом центре города, в доме на Фонтанке (тут не стоит забывать про сказочное сознание Арбузова, про его желание легендаризировать своих героев), в самом голодном 1942 году внезапно распускается, расцветает чувственность. Война и вчерашние дети, война и молодая женщина, молодые мужчины – такое сочетание само по себе оксюморон. Пьянящий дух интима, нежности, телесности, птичьего языка влюбленных. Внезапно обнаруженная эмоциональность, чувственная зависимость друг от друга. Арбузов это тонко описывает – как тишину, взорвавшуюся от присутствия другого:

Лика (с радостным удивлением). А ты дышишь.

Марат. Ясно, дышу.

Лика (еле слышно). Вот и кончилась тишина…

Драматургия блестяще демонстрирует общественные конвенции. Сцена, зафиксированная Арбузовым, сегодня невозможна. Это примета времени, описанная драматургом-современником, который тоже не задумывался о том, что это очень грубая сцена и что через пятьдесят лет она будет выглядеть как архаика. Но интересно, что для героев начала 1970-х это типичное советское хамство совершенно никак не осмысляется. Нет рефлексии на этот счет. Есть ощущение нормы: так и нужно, только так и бывает. Чтобы поесть – за свои деньги – в ресторане в СССР, надо было сражаться за место, изобретать мотивации, мимикрировать. И только натужным, разыгранным артистизмом герои (они представляются официантке артистами – и ее интонация меняется, тут же появляется совершенно иной ассортимент блюд), шаля, играя, справляются с ситуацией. Привычка – замена счастья. Но какой же путь нужно было пройти человеку в XX веке, чтобы все это стало нормой, необсуждаемым, легитимным хамством. Тут разговор о честности писателя. Драматург фиксирует время в терминах самого времени. Совершенно невозможно предугадать, что конкретно через пятьдесят лет изменится и какая хорошо, документально зафиксированная сцена станет поводом для дискуссии и культурологического интереса. Честность драматурга – во всё замечающем взгляде на мир, холодное наблюдение за реальностью, графический скан действительности. Драматург фиксирует время. Это, разумеется, не вполне об Арбузове, который чаще смотрел на жизнь через розовые очки, но знание природы человека ему все же не изменяло.

Алексей Арбузов - автор 39 книг. Из известных произведений можно выделить: Мой бедный Марат, Таня. Жестокие игры, Таня. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Мой бедный Марат

Действие начинается во время блокады Ленинграда. Но пьесса менее всего о войне – это притча о любви, лишенная каких бы то ни было определенных временных и пространственных границ. Пьеса Арбузова – лишь повод поразмышлять о вечных ценностях. Притчевость постановки пьессы подчеркивают декорации. Представьте, первая "военно-блокадная" часть спектакля разыгрывается в ослепительно белом интерьере – ни .

Таня. Жестокие игры

Таня

Действие происходит в 1941 году. Провинциальная деревня в Иркутской области на берегу реки Ангары объединила людей с разными судьбами из разных иголков России: Москва, Леннград, Челябинск. Первая любовь, мужская дружба, тихое семейное счастье, брак без любви – все это и многое другое предстает перед нами в пьессе. Все началовь в тот день, когда познакомил любимую девушку с лучшим другом… а может б.

Это история двух людей, одному из которых "уже шестьдесят", а другой – "нет еще восьмидесяти", встретившихся случайно, но не случайно полюбивших друг друга… В пьесе участвуют только два актера. Элегантная, с претензией на модную оригинальность – как в одежде, так и в манере поведения, особа – на самом деле легко ранимая, немолодая женщина, сохранившая искренность и глубину чувств, душевную красоту.

Сказки старого Арбата

Спектакль Ленинградского драматического театра им. Пушкина по одноимённой пьесе А. Арбузова. В одном из тихих уютных переулков старой Москвы живёт талантливый кукольный мастер Фёдор Балясников. У него есть верный друг Христофор Блохин и сын Кузьма. Неожиданно в доме появляется милая и нежная девушка Виктоша, в которую влюбляются отец, сын и даже куклы. Творец новой драматургии жизни, реализма .

Жестокие игры

О поиске молодежью своего пути в жизни. О нежелании следовать чьим-либо советам. О возможности по настоящему учиться только на собственных ошибках. И о том, как прекрасно все-таки быть молодым!Пьеса была написана в 1978 году, но ее актуальность не утрачена. Молодые XXI века, молодые 70-х, молодые у Арбузова проходят один и тот же путь: совершают ошибки, ссорятся, мирятся, ищут путь к прощению, ста.

Таня. Драма в 4 действиях, восьми картинах

Та самая легендарная арбузовская пьеса, написанная еще накануне войны, в конце 30-х годов. Та самая, в которой сыграла свою самую знаменитую роль великая актриса Мария Бабанова, и роль эта описана во всех учебниках по истории театра и в десятках театральных мемуаров. Та самая девушка Таня, которая в 1934 году до самозабвения любила мужа, молодого инженера Германа, но, узнав, что он любит другую, п.

Годы странствий

Действие пьесы разворачивается в предвоенные и военные годы, главные герои – молодые люди, будущие медики, потом ставшие врачами, принявшие на себя огромную нагрузку врачей на войне. Не менее трудно и всем остальным героям, даже тем, кто не имеел отношения к медицине. Лихое военное время стало проверкой для всех и для всего. Выдержит ли любовь испытание разлукой, выдержит ли дружба червоточину пре.

Этот милый старый дом

спектакль Ленинградского театра Комедии, 1983 год

Мое загляденье

Алексей Арбузов. Пьесы

Сборник пьес русского драматурга Алексея Николаевича Арбузова (1908 - 1986).

Избранное. В двух томах. Том 1

В первый том двухтомника пьес А.Арбузова включены пьесы: "Шестеро любимых", "Таня", "Город на заре", "Домик на окраине", "Годы странствий", "Двенадцатый час", "Иркутская история", "Потерянный сын", "Мой бедный Марат".

Сказки. Сказки. Сказки Старого Арбата. Загадки и парадоксы Алексея Арбузова

Сказочно увлекательная жизнь драматурга Алексея Арбузова, создателя альтернативного отечественного театра советской эпохи заменившего идеологию лирикой, - глазами участников сказки: актеров, режиссеров, драматургов, литераторов, друзей, таких как М.Ульянов, Л.Петрушевская, В.Плучек, В.Каверин, М.Алигер и других. Читателю предоставляется возможность познакомиться с воспоминаниями о человеке ярком.

Выбор

Сборник известного советского драматурга Алексея Арбузова включает в себя пьесы, написанные за последние годы: "Выбор", "Сказки старого Арбата", "Вечерний свет", "В этом милом старом доме", "Мое загляденье" и "Старомодная комедия". Все они идут на сценах многих наших театров и пользуются большим успехом у зрителя.

Избранное. В двух томах. Том 2

Во второй том двухтомника А.Арбузова включены пьесы: "Ночная исповедь", "Счастливые дни несчастливого человека", "Мое загляденье", "Сказки старого Арбата", "Выбор", "В этом милом старом доме", "Жестокие игры", "Воспоминание".

Театр

В предлагаемом читателю двухтомнике выдающегося отечест­венного драматурга Алексея Арбузова собраны как популярные его драматургические произведения, так и малоизвестные прозаи­ческие и публицистические работы. Первая часть двухтомника представляет десять избранных пьес, созданных драматургом в течение сорока лет. Они продемон­стрируют его многогранный талант. Эти произведения ставились не тольк.

Воспоминания и размышления

Вторая часть двухтомника представляет Алексея Арбузова как прозаика и публициста. Здесь впервые публикуются отрывки из его дневников и записных книжек, две главы его незаконченного автобиографического романа, практически неизвестные читателю, а также теоретические статьи о театральном искусстве и некоторые личные письма. Том проиллюстрирован фотографиями из архива семьи драматурга. В них представл.

Читайте также: