Саша черный хитрый солдат краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Чтоб не любить Сашу Черного надо не читать его. Покоряет просто с первых строк. Настолько легкие сказки при всем их разнообразии и сложности языка и стиля. Салтыков-Щедрин мастер таких сказок, но это немного не то при всей любви к С-Щ.

Я не припомню, чтоб я в голос смеялась при чтении чего-либо, хотя очень люблю О. Генри, который тоже славится юморком, М. Ларни, Джером К. Джером, Вудхаус, Аверченко и некоторых других писателей.

Мне много сказок пришлось по душе, но есть особо интересные, и стилистические, языковые особенности только придают изюминки.

"Солдат и русалка"- довольно простой сюжет, всего 2 героя, но диалоги просто прелесть!
"Сумбур-трава"- когда тараканы везде ползли обхохочешься над описанием! А так средняя сказка.
"Скоропостижный помещик"- проучил чертенок его, богатые тоже плачут, у богатых свои причуды, как еще назвать?!
"Армейский спотыкач" и сказка про муравьев - читать в одно удовольствие!

Купила книгу ради сказок. Несмотря на иллюстрации. Уважаемое издательство, он "никакие". Есть оригинальная техника, и все на этом. Рисунки абы какие чтобы были. К сожалению, у вас много выходит книг в таком стиле - рисунки "чтобы были", без них книги ничего бы не потеряли. Я люблю авангард в иллюстрации, если он талантливый. Не вся же мазня - это искусство, ей богу.
И хотелось бы шрифт "почернее". Для чтения все-таки, а не для перелистывания.

Ирония Саши Черного это просто нечто, друзья!)))
Солдатские сказки пестрят смешными жизненными ситуациями, выход из которых по-русски смекалист, забавен и описан так, что без улыбки, а то и без смешка читать невозможно просто!)) Солдатские сказки, как вы могли догадаться из названия, про солдат, про их пытливый ум да ситуации, когда солдатская хитрость и пронырливость спасают да выручают! Вот русских хлебом не корми - дай нестандартное решение найти! Тут и сказки есть (то есть прямо сказочные), и не сказки (то есть вполне реалистичная история, к примеру, про Суворова и поющих на луну ослов)).
Мне очень нравятся такие сказки в духе Эдит Несбит! Вообще тем, кто ценит остроумные весчи такие - эта книжка придется по вкусу! :)
А иллюстрации прямо в духе книжки - не раздражают, не вызывают отторжения, а удачно как-то подмечают отдельные нюансы внешности героев и подчеркивают ироничность ситуаций.

У меня подрастает сын 6 лет, которому безусловно рано читать такие сказки. Но с точки зрения взросления и раннего или позднего вникания в армейскую жизнь (одну из главных составляющих всея Руси испокон веков) - армейских баек в т.ч., неплохо иметь в арсенале альтернативу произведению А.Куприна "Поединок". Написанные практически в один период они разительно отличают конец 19 века от начала 20 века. Невежество и одновременно какая-то мужицкая гордость, незыблемость веры в собственные силы солдата, его оптимизм сменились к началу 19 века абсолютной неуверенностью в величии и необходимости такой армии. Сказки и реальность, боевое настроение и беспробудное пьянство, невежество и образованность. Может и зря я пытаюсь сопоставить две книги, но обе книги мне бесконечно дороги той мужской сущностью, что им характерна. Хотя "Поединок", как ни странно, близок по духу и многим образованным барышням. Но тут несколько иное, касающееся исключительно человеческой сущности, не обязательно - армейского человека.

Иллюстрации - они тоже мужские, пусть и нарисованные женской рукой. Видна грубость и наглость в беспринципности, что присуще именно мужскому характеру, особенно необразованному, простому, излагающему все, как есть.
Книге жить и долго!

Я считаю, что это определенно шедевр. Как Саша Черный умудрился такое написать? Великолепное издание с очень нестандартной работой иллюстратора, послесловием Норштейна и отличным исполнением.

У меня такое ощущение, что я испытала трансформацию. Я на некоторое время перевоплотилась в существо армейского пола, с мировозреннием деревенского темного мужика начала ХХ века, но дюже смекалистого. Вот именно - перевоплотилась полностью, ушла в другое измерение, в другую, абсолютно не свойственную женскому разумению жизнь. Это невероятно по ощущениям! Тебе уже не кажутся такими уж жуткими домовые, черти, русалки, они весьма органично вписываются в твой мир, просто нужно уметь с ними совладать. Да, и лексикон твой полнится абсолютно нелепыми словами с точки зрения современного человека. Можно и в государя всея Руси перевоплотиться, можно и пониже рангом - в местного помещика, но то, что перевоплощение возможно, ничуть не сомневайтесь!
Если у вас еще не щекочут нервишки, Екатерина Соколова очень хорошо исправит этот момент своими иллюстрациями.

После "Живой азбуки" напишу о "наболевшем" - о "Солдатских сказках". А "наболело" потому, что дорого покупать две книги, но мы с мужем чуть ли не деремся из-за нее - сначала, чтобы почитать, а потом начинаем дискутировать, кто виноват - мужики или бабы. Простите за выражение, но такова человеческая природа, что все беды у мужиков от баб, и наоборот. Или от начальников - командиров, что домой к жене не пущают, али плясать в женском обличье заставляют, женщин-то в армии нет, а спектакль ставить надо! А если задумают бедного солдатика раздеть, да в голом виде представить перед скульптуром - женщиной, тут уж вся челядь обсмеет и хуже того, на всю деревню растрезвонят, а если до части дойдет? Бывает так, что и найдет на солдатика - и русалки ему померещатся, что нападают на него, и царем ему грезится, и помещиком. А того и не знает, что помещик тоже под каблуком у своей женушки сидит. Один раз пригрезилось, что в опочивальню к королевской женушке попал выручать ее от золотых подков.

Но не только простым солдатикам "весело" жилось на службе, и в госпитале приходилось, но чертям от солдат доставалось. Солдатик, он хоть и прямодушный, а чертей страсть как не любит.

Вот однажды в старый купеческий дом, где домовик красноглазый жил, поселилась полковая музыкальная команда.

Я приведу отрывок, а вы посмакуйте язык:
Чуть ранее:
"Соловьи над малинником гремят, звонкий раскат-пересвист из сада до того грустно наплывает, что не то что домовой – бревно разомлеет. Вытащит он из водосточной трубы своей работы жалейку, да как начнет соловьев подбадривать, аж прачка Агашка на дворе на белых пальчиках лебедью закружится…"

А потом
"Понапёрло этой музыкальной солдатни . Днем не заснешь, – а когда ж и заснуть домовому, как не днем… Почитай с зари гундосят черные дудки, флейты до такой пронзительности достигают, аж в глазах режет, басы в подкладку мычат-раскатываются. Хочь башку в стружки зарой, хочь паклей из-под бревна уши законопать, нипочем тишины не добьешься. Марши да польки – будто медные козлы через стеклянный забор скачут…

Да и ночью не легче было. Строевой солдат, когда он не дневалит, да на посту с ружьем не стоит, ночью обязательно дрыхнет, а эти бессонные какие-то оказались. Чуть капельмейстер на свою фатеру через дорогу вонзится, чуть старший унтер-офицер, сверхсрочный старичок, мундирчик с шевронами над койкой повесит, сейчас – кто куда. В саду шу-шу, шу-шу: мало ли беспризорных куфарок да мамок… Полковому музыканту после пожарного, можно сказать, первая вакансия. Из окон сигают, в кустах масло жмут – всех соловьев, самозабвенных пташек, к собачьей матери поразогнали… Сирень снопами рвут, – на пятак попользуются, на рубль поломают. Ох, сволочи!"

Последний абзац к моему выводу про все беды подтверждается.

А у самих солдат "портянки - хоть и мытые, на лунном свете кадят-преют, никакая сирень не перебьет. . Даже мыши и те сгинули".

Да, такое чтение требует особенного подхода.
Думается мне, да и мужу, что Екатерина Соколова особенно прониклась текстами, раз такие ошалелые иллюстрации получились. Это вам не зайчиков-белочек рисовать, как правильно заметил один рецензент, а разухабистую солдатскую жизнь!

В своём рассказе автор повествует нам истории из жизни маленькой собачонки породы Фокса Микки. Рассказ разделён на двенадцать частей каждая из которых раскрывает нам жизнь собачки с новой стороны Читать далее

Домик в саду

У дома собрались кошка и скворец. Сидят и обсуждают постройку нового дома. Приехали две девочки и расспрашивают мастера - Данилу. Спрашивают, когда же готов будет домик. Данила отвечает, что сегодня к обеду. Читать далее

Игорь Робинзон

Отец Игоря уехал в командировку, мама отправилась за покупками. Оставшись дома, мальчик не знает чем ему заняться. Он берет у кухарки тесто и лепит бюст Гоголя Читать далее

Кавказский пленник

В саду было весело. Весна была в разгаре: цвели черемуха и пионы, воробьи прыгали по деревьям, скворцы грелись на солнце, по усадьбам бегали черная такса и дворняга Тузик. У берегов Елагина тянулась обсаженная черёмухой коса, посередине которой Читать далее

Самое страшное

Маленькие мальчики играют на улице со взрослыми, вот улетает мяч, а рассказчик бежит за ним, ему попало по ребру, а мяч отлетел за забор к женскому саду. Мальчик вызвался достать мяч, это подхватили все остальные и перебросили через забор. Читать далее

Серебряная елка

Главными героями этого замечательного произведения являются звери. На лесной заснеженной поляне стоит пышная и красивая ёлочка, луна озаряет своим ярким светом лесные закоулки и овражки. Тишину нарушает ворона, громко захлопав крыльями Читать далее

Об авторе

Во время первой мировой войны Саша Черный становится рядовым офицером, но даже военная деятельность не поумерила его пыл в писательской деятельности. Он активно продолжает писать.

В 1920 годах Саша Черный оказывается в эмиграции. Там он начинает писать стихи, которые проникнуты невероятной скорбью и тоской по родине. Очевидно, что смена места пребывания далась писателю очень тяжело.

Невероятно большое литературное наследие оставил после себя Саша Черный – это и великолепные стихи, и проза. Все они производят неизгладимое впечатление на читателя.


Солдаты не удержались и стали дразнить обезьян, а те возмущенно на них кричали на своем непонятном языке. В какой-то момент у Паоло с головы упала фуражка, и один бабуин схватил эту фуражку и взобрался на высокое дерево. Он стал потрошить головной убор, из которого полетели лотерейные билеты, почтовые марки и листочки бумаги.

Теперь все солдаты и прочая публика стали смеяться над Паоло. Ему это не понравилось, и он стал бросать в бабуина камнями. Но люди сказали, что так делать не надо, что он может поранить обезьяну. Еще они сказали, что Паоло сам виноват, не надо было дразнить обезьян.

Молодой солдат не хотел расставаться со своей фуражкой, и он придумал способ, как ее вернуть обратно. Взяв двух приятелей, Паоло удалился, и вернулся через некоторое время с веревкой, большим ведром и дыней. В ведре он принес камень.

Паоло перепрыгнул через ограду, привязал к одному концу веревки ведро, а к другому – камень. В ведро он положил дыню, а потом перебросил веревку с камнем через трапецию, на которой кувыркались обезьяны. Камень потянул веревку, и ведро с дыней стало подниматься вверх.

Бабуин, увидев сладкую дыню, поднявшуюся к его ногам, бросил фуражку и прыгнул на ведро. Под тяжестью обезьяны ведро стало опускаться вниз, к Паоло. Бабуин понял, что попал в ловушку и прыгнул. Но он не рассчитал силу прыжка и упал в грязную лужу, забрызгав при этом солдата с головы до ног.

Паоло забрал свою фуражку, почистился от грязи, а потом, прихватив дыню, перебрался через ограду к своим друзьям. Вскоре солдаты отправились дальше, смотреть других животных.

Таково краткое содержание рассказа.

В рассказе мне понравился главный герой, солдат Паоло, который проявил смекалку и вернул потерянную фуражку, не потеряв при этом дыню. Но чуткости, деликатности Паоло еще нужно учиться. Следует по-доброму относиться к братьям нашим меньшим.

Хорошо медведя в окно дразнить.
Око за око, зуб за зуб.
Кто смышлен да хитер — тот противнику нос утер.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

libking

Саша Черный - Солдат и русалка краткое содержание

Солдат и русалка - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Солдат и русалка

Солдат и русалка

Послал фельдфебель солдата в летнюю лунную ночь раков за лагерем в речке половить, - оченно фельдфебель раков под водочку обожал. Засветил солдат лучину, искры так и сигают, - тухлое мясцо на калке-кривуле в воду спустил, ждет-пождет добычи. Закопошились раки, из нор полезли, округ палки цапаются, мясцом духовитым не кажную ночь полакомишься.

Только было солдат приноровился черных квартирантов сачком поддать, на вольный воздух выдрать, - шасть! кто-то его из воды за сапог уцепил. Тащит, стерва, из всей мочи, прямо напрочь ногу с корнем рвет. Уперся солдат растопыркой, иву-матушку за волосья ухапил, - нога-то самому надобна. Мясо живое кое-как из сапога выпростал, а сапог, к теткиной матери, в воду рыбкой ушел.

Вскочил он полуобутый, глянул вниз. Видит, русалка, мурло лукавое, по мокрую грудь из воды выплеснулась, сапогом его дразнит, хохочет:

- Счастье твое, кавалер, что нога у тебя склизкая! А то б не ушел. Уж в воде я б с тобой в кошки-мышки наигралась.

- Да на кой я тебе ляд, дура зеленая? Играй с окунем, а я человек казенный.

- Пондравился ты мне очень! Морда у тебя в веснушках, глаза синие. Любовь бы с тобой под водой крутила.

Рассердился солдат, босой ногой топнул:

- Отдай сапог, рыбья кровь. Лысого беса я там под водой не видал, - у тебя жабры, а я б, как пустая бутылка, водой налился. Да и какая с тобой, слизь речная, любовь? На хвост-то свой погляди.

Тут ее, милые вы мои, заело. Насчет хвоста-то. Отплыла напрочь, посередь речки на камень присела, сапогом себя, будто веером, от волнения обмахивает.

Солдат чуть не в плачь:

- Отдай сапог, мымра! На кой он тебе, один-то? А мне, полуразутому, хочь и на глаза взводному не показывайся. Съест без соли.

Зареготала она, сапог на хвост вздела, - и одного ей достаточно, - да еще и помахивает. Тоже и у них, братцы, не без кокетства.

Что тут сделаешь? В воду прыгнешь, - залоскочет, просить не упросишь, какое уж у нее, у русалки, сердце.

А она, с камешка повернувшись, кое-что и надумала:

- Давай, солдатик, наперегонки гнаться! Я вплавь по воде, а ты по берегу вон до той ракиты. Кто первый достигнет, того и сапог. Идет?

Усмехнулся про себя солдат: вот фефела-то. Ужель по сухопутью легкие солдатские ножки нехристь пловучую не одолеют?

Подплыла она поближе, равнение по солдату сделала, а он второй сапог с ноги долой, да под куст и шваркнул. Чтобы бежать способнее было.

Свистнула русалка. Как припустит солдат, - трава под ним надвое, в ушах ветер попискивает, сердце - колотушкой, медяки в кармане позвякивают. Уж и ракита недалече, - только впереди на воде, видит он, вода штопором забурлила, и будто рыбья чешуя цыганским монистом на лунной дорожке блестит. Добежал, штык ей в спину! - плещется русалка супротив ракиты, серебряным голоском измывается:

- Что ж вы, солдатик, запыхавшись? Серьгу бы из уха вынули, бежать бы легче было. Ну что ж, давай повернем! Солдатское счастье, поди, с изнанки себя обнаруживает.

Повернулся солдат, и отдышаться не успел, да как вдругорядь дернет: прямо из кожи рвется, локтем поддает, головой лозу буравит. Врешь, язви твою душу, - в первый раз недолет, во второй перелет, - разницей подавишься!

Достиг до первоначального места, глянул в воду, так фуражку о земь и шмякнул. Распростерлась рыбья девка под кручей, хвост в кольцо свивает, солдату зеленым зрачком подмигивает:

- С легким паром! Что ж ты серьгу так и не снял? Экой ты, изумруд мой, непонятливый. Камушек пососи, а то с натуги лопнешь.

Сидит солдат над кручею, грудь во все мехи дышит. Стало быть, казенному сапогу так и пропадать? Покажет ему теперь фельдфебель, где русалки зимуют. Натянул он второй сапог, что для легкости разгона снял, - слышит, под портянкой хрустит чтой-то. Сунул он руку, - ах, бес! Да это ж губная гармония, - за голенищем она у солдата завсегда болталась. У конопатого венгерца, что мышеловки в разнос торгует, в городе купил.

Приложился с горя солдат к звонким скважинам, дохнул, слева-направо губами прошелся, - русалка так и встрепенулась.

- Ах, солдатик! Что за штука такая?

- Не штука, дура, а музыка. Русскую песню играю.

- Дай мне. Ну-ка, дай. Я в камышах по ночам вашего брата приманивать буду.

"Ишь, студень холодный, чего выдумала! Чтоб землякам на погибель солдат ей и способ предоставил же. " Однако без хитрости и козы не выдоишь. Играет он, на тихие голоски песню выводит, а сам все обдумывает: как бы ее, скользкую бабу, вокруг пальца обвести.

- Сапог вернешь, тогда, может, и отдам.

Засмеялась русалка, аж по спине у него холодок ужом прополз.

- Сойди-ка, сахарный, поближе. Дай гармонь в руках подержать, авось обменяю.

Так он тебе и сошел. Добыл солдат из кармана леску, - не без запасу ходил, - скрозь гармонь продел, издали русалке бросил.

- На, поиграй. Я тебе, - даром, что чертовка, - полное доверие оказываю. Дуй в мою голову.

Выхватила она из воды игрушку, в лунной ручке зажала, да к губам, - глаза так светками и загорелись. Ан, вместо песни пузыри с хрипом вдоль гармони бегут. Само собой: инструмент намокши, да и она, шкура, понятия настоящего не имела. Зря в одно место дует, - то в себя, то из себя слюнку тянет.

- В чем, солдат, дело? Почему у тебя ладно, стежок в стежок, а у меня будто жаба на луну квохчет?

- А потому, красава, что башка у тебя дырява. Соображения у тебя нет! Гармонь в воде набрякла, а я ее завсегда для сухости в голенище ношу. Сунь-ка ее в свой сапог, да поглубже заткни, - да на лунный камень поставь. Она и отойдет, соловьем на губах зальется. А играть я тебя в два счета обучу, как инструмент-от подсохнет.

Подплыла она, дуреха сырая, к камешку, гармонь в сапог, в самый носок честно забила, - к бережку вернулась, хвостом, будто пес, умиленно виляет:

- Так обучишь, солдатик?

- Обучу, рыбка! Козел у нас полковой, дюже к музыке неспособный, а такую красавицу как не обучить. Только, что мне за выучку будет?

- Хочешь, земчугу горстку я тебе со дна добуду?

- Что ж, вали. В солдатском хозяйстве и земчуг пригодится.

Мырнула она под кувшинки, круги так и пошли.

А солдат не дурак, - леску-то неприметную в руках дернул. Стал он подтягивать, - гармонь поперек в сапоге стала. Плюхнулся сапог в воду, да к солдату по леске тихим манером и подвалился.

Вылил солдат воду, гармонь выудил, в сапог ногу вбил, каблуком прихлопнул. Эх, ты, выдра тебя загрызи. Ваша сестра хитра, а солдат еще подковыристее.

Обобрал заодно сачком раков, что вокруг мяса на палке кишмя-кишели, да скорее в лозу, чтобы ножки обутые скрыть.

Вынырнула русалка, в ручку сплюнула. - полон рот тины, в другой горсти земчуг белеет. Бросил он ей фуражку, не самому ж подходить:

Читайте также: