Саркофаг губарев краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Открытый урок
Разработала и провела:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Александровка
Панкратова Ольга Викторовна
Задачи урока:
- личностные: совершенствовать умение давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей пьесы;
- метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции через совместную деятельность в разных учебных ситуациях;
Тип урока: практическое занятие.
Формы работы учащихся: групповая (применение технологии обучения в сотрудничестве).
Методы и приёмы обучения: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.
Опережающее задание: прочитать пьесу. Учащиеся читают произведение, применяя метод медленного аналитического чтения: при домашнем прочтении ученик маркирует текст, выделяя и анализируя элементы композиции:
отмечает пейзаж, речевые характеристики, способствующие выявлению межличностных отношений героев, их нравственного кредо и авторского отношения к изображаемому;
с помощью определённых знаков (вопросительных и восклицательных) отмечает своё эмоциональное отношение к прочитываемому;
формулирует возникшие противоречия в виде проблемных вопросов.
Высвечивал время и душу
безлюдный Чернобыль
Главное в этой трагедии – её уроки. Мы не имеем права не извлечь их…
Аварийную систему отключила система. Система безответственности.
1. Учитель: Земля родная. Голубая наша планета. Единственное чудо во вселенной. Прекрасны ее просторы, реки, озёра, города, люди…
Ученик: Ночь. Душная. Контрольный пост.
На Припяти лежит понтонный мост.
. Их задержали юные стрелки:
тех двух старух — на спинах узелки,
тех двух бабуль, подпертых батожком,
две сотни вёрст отмеривших пешком.
Они — туда, где мёртвые сады,
они — домой: там отчие кресты.
Они сказали: здесь вот и умрут.
Они разулись: боты ноги трут.
Им лапоточки нынче в самый раз.
. Их задержали, им прочли приказ.
А ближе к утру — крадучись, ползком -
они исчезли. Благо, путь знаком.
2. Несколько слов о Губареве. Знакомство с биографией писателя: показ слайдов с фотографиями писателя и описанием его биографии.
Родился в 1938 году.
В 1960 году окончил МИСИ имени В. В. Куйбышева.
С 1966 года работал в соавторстве с фантастами В. А. Аграновским, Д. А. Биленкиным, Я. К. Головановым, Виктором Комаровым и художником Павлом Буниным под коллективным псевдонимом Павел Багряк.
призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1978).
Премия Ленинского комсомола (1974) — за создание цикла очерков и репортажей о советской программе освоения космоса и активную пропанаду достижений науки и техники (совместно с Я. К. Головановым)
3. Словарь урока (слова, встретившиеся в тексте) (саркофаг, апокалипсис, панацея, бокс, экология)
Саркофа́г — резной каменный гроб.
Саркофаг в Чернобыле - уникальная защитная конструкция над разрушенным реактором
Апокалипсис — конец света
Панаце́я — мифологическое универсальное средство от всех болезней. Поиском панацеи занимались алхимики. Название происходит от имени греческой богини Панакеи (всё излечивающей), дочери Асклепия — бога медицины и врачевания в древнегреческой мифологии.
Бокс - изолятор в лечебном учреждении.
Экология - наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.
Составьте ассоциативный ряд к слову экология.
Социоконструкция. Чтение ассоциативного ряда группами. Учитель готовит и показывает свой ряд (слайд 7) ( экология – наука – природа – чистый воздух – лес – живые организмы – окружающая среда – среда обитания).
Автор предваряет пьесу такими словами:
5. Что вы знаете о трагедии в Чернобыле? (карта)
26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики. Все жители города после этого были эвакуированы, однако некоторые впоследствии вернулись в свои дома и сейчас живут на заражённой территории.
Город Чернобыль является Административным центром по управлению отчужденными в 1986 году радиационно-опасными территориями. Чрезвычайное решение об отчуждении земель было вызвано значительным радиоактивным загрязнением территорий, прилегающих к АЭС. Было введено три контролируемых зоны:
- особая зона (непосредственно промплощадка ЧАЭС),
- 30-километровая (Чернобыль находится в 15 км от ЧАЭС).
В них был организован строгий дозиметрический контроль транспорта, развернуты пункты дезактивации. На границах зон организована пересадка работающих людей из одних транспортных средств в другие для уменьшения переноса радиоактивных веществ.
В городе базируются основные предприятия, занятые на работах по поддержанию зоны в экологически-безопасном состоянии. В том числе предприятия, контролирующие радиационное состояние 30-км зоны отчуждения — контролируется содержание радионуклидов в воде реки Припять и ее притоках, а также в воздухе.
Двадцать с лишним лет спустя после чернобыльской аварии постоянное воздействие малых доз радиации продолжает негативно влиять на природу в 30-километровой особой зоне вокруг атомной электростанции — стало меньше птиц и насекомых.
- Интересно ли было читать трагедию? Почему?
7. Литературная викторина.
А) Кто о ком говорит?
В) Кому принадлежит это горькое высказывание?
Г) О чем заставляют задуматься эти слова?
Продолжение беседы
8. Учитель: Чему посвящена пьеса, о чем она?
(В пьесе поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между человеком и обществом.
Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Губарев в своей книге.)
9. Учитель: Кто из героев пьесы вам наиболее понравился? Почему?
Каждая группа представляет своего персонажа
План характеристики
Имя, фамилия персонажа, их возможная семантика.
Мировосприятие, взаимоотношения с людьми.
Отношение к работе.
10. Учитель: Прокомментируйте свои иллюстрации к произведению Губарева.
11.Работаем с текстом
1. Учитель: Прочитаем по ролям диалог прокурора и начальника АЭС. Ребята, понаблюдайте за поведением, репликами героев, обращением друг к другу.
2.Учитель: Как диалог помогает понять взгляды и характеры героев?
3.Учитель: Каковы же причины аварии? Ваша позиция какова по этому вопросу?
( виновата бюрократическая система, которая породила таких начальников АЭС, Генералов, беспринципных, бесхозяйственных, непредусмотрительных, преступно халатных.)
4.Учитель: Почему же они занимают высокие посты?
(Удобны начальству. Они – порождение рапортов, приписок, процентомании и бурных аплодисментов. Ведь это люди старшего поколения. Люди отвыкли думать сами, привыкли делать то, что скажет высшее начальство. Пример из текста:
Генералу: И вы, подписали?
Генерал: Моя подпись - чистая формальность. Кстати, и его тоже. Все подписали. Это же бумажка! Формальность.
Г: Но машинный зал горел не формально.)
12. Учитель: Не все таковы, как генерал МВД и начальник АЭС. Расскажем о физике. Почему поведение физика можно назвать научным и человеческим подвигом?
13 .Расскажите о судьбе Бессмертного.
( Сценическими средствами автор показывает угасание жизни. Все погибли. В этом и состоит трагедия).
15. Какую художественную функцию выполняет голос по радио? Зачитать отрывок.
16 .О чем заставляет задуматься пьеса Губарева? Если бы вы были судьями, кого и за что осудили бы в пьесе?
Читайте также: