Саркофаг губарев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок

Разработала и провела:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Александровка

Панкратова Ольга Викторовна

Задачи урока:

- личностные: совершенствовать умение давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей пьесы;

- метапредметные: уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции через совместную деятельность в разных учебных ситуациях;

Тип урока: практическое занятие.

Формы работы учащихся: групповая (применение технологии обучения в сотрудничестве).

Методы и приёмы обучения: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.

Опережающее задание: прочитать пьесу. Учащиеся читают произведение, применяя метод медленного аналитического чтения: при домашнем прочтении ученик маркирует текст, выделяя и анализируя элементы композиции:

отмечает пейзаж, речевые характеристики, способствующие выявлению межличностных отношений героев, их нравственного кредо и авторского отношения к изображаемому;

с помощью определённых знаков (вопросительных и восклицательных) отмечает своё эмоциональное отношение к прочитываемому;

формулирует возникшие противоречия в виде проблемных вопросов.

Высвечивал время и душу

безлюдный Чернобыль

Главное в этой трагедии – её уроки. Мы не имеем права не извлечь их…

Аварийную систему отключила система. Система безответственности.

1. Учитель: Земля родная. Голубая наша планета. Единственное чудо во вселенной. Прекрасны ее просторы, реки, озёра, города, люди…

Ученик: Ночь. Душная. Контрольный пост.

На Припяти лежит понтонный мост.

. Их задержали юные стрелки:

тех двух старух — на спинах узелки,

тех двух бабуль, подпертых батожком,

две сотни вёрст отмеривших пешком.

Они — туда, где мёртвые сады,

они — домой: там отчие кресты.

Они сказали: здесь вот и умрут.

Они разулись: боты ноги трут.

Им лапоточки нынче в самый раз.

. Их задержали, им прочли приказ.

А ближе к утру — крадучись, ползком -

они исчезли. Благо, путь знаком.

2. Несколько слов о Губареве. Знакомство с биографией писателя: показ слайдов с фотографиями писателя и описанием его биографии.

Родился в 1938 году.

В 1960 году окончил МИСИ имени В. В. Куйбышева.

С 1966 года работал в соавторстве с фантастами В. А. Аграновским, Д. А. Биленкиным, Я. К. Головановым, Виктором Комаровым и художником Павлом Буниным под коллективным псевдонимом Павел Багряк.

призы и награды

Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Премия Ленинского комсомола (1974) — за создание цикла очерков и репортажей о советской программе освоения космоса и активную пропанаду достижений науки и техники (совместно с Я. К. Головановым)

3. Словарь урока (слова, встретившиеся в тексте) (саркофаг, апокалипсис, панацея, бокс, экология)

Саркофа́г — резной каменный гроб.

Саркофаг в Чернобыле - уникальная защитная конструкция над разрушенным реактором

Апокалипсис — конец света

Панаце́я — мифологическое универсальное средство от всех болезней. Поиском панацеи занимались алхимики. Название происходит от имени греческой богини Панакеи (всё излечивающей), дочери Асклепия — бога медицины и врачевания в древнегреческой мифологии.

Бокс - изолятор в лечебном учреждении.

Экология - наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека.

Составьте ассоциативный ряд к слову экология.

Социоконструкция. Чтение ассоциативного ряда группами. Учитель готовит и показывает свой ряд (слайд 7) ( экология – наука – природа – чистый воздух – лес – живые организмы – окружающая среда – среда обитания).

Автор предваряет пьесу такими словами:

5. Что вы знаете о трагедии в Чернобыле? (карта)

26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики. Все жители города после этого были эвакуированы, однако некоторые впоследствии вернулись в свои дома и сейчас живут на заражённой территории.

Город Чернобыль является Административным центром по управлению отчужденными в 1986 году радиационно-опасными территориями. Чрезвычайное решение об отчуждении земель было вызвано значительным радиоактивным загрязнением территорий, прилегающих к АЭС. Было введено три контролируемых зоны:

- особая зона (непосредственно промплощадка ЧАЭС),

- 30-километровая (Чернобыль находится в 15 км от ЧАЭС).

В них был организован строгий дозиметрический контроль транспорта, развернуты пункты дезактивации. На границах зон организована пересадка работающих людей из одних транспортных средств в другие для уменьшения переноса радиоактивных веществ.

В городе базируются основные предприятия, занятые на работах по поддержанию зоны в экологически-безопасном состоянии. В том числе предприятия, контролирующие радиационное состояние 30-км зоны отчуждения — контролируется содержание радионуклидов в воде реки Припять и ее притоках, а также в воздухе.

Двадцать с лишним лет спустя после чернобыльской аварии постоянное воздействие малых доз радиации продолжает негативно влиять на природу в 30-километровой особой зоне вокруг атомной электростанции — стало меньше птиц и насекомых.

- Интересно ли было читать трагедию? Почему?

7. Литературная викторина.

А) Кто о ком говорит?

В) Кому принадлежит это горькое высказывание?

Г) О чем заставляют задуматься эти слова?

Продолжение беседы

8. Учитель: Чему посвящена пьеса, о чем она?

(В пьесе поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между человеком и обществом.

Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Губарев в своей книге.)

9. Учитель: Кто из героев пьесы вам наиболее понравился? Почему?

Каждая группа представляет своего персонажа

План характеристики

Имя, фамилия персонажа, их возможная семантика.

Мировосприятие, взаимоотношения с людьми.

Отношение к работе.

10. Учитель: Прокомментируйте свои иллюстрации к произведению Губарева.

11.Работаем с текстом

1. Учитель: Прочитаем по ролям диалог прокурора и начальника АЭС. Ребята, понаблюдайте за поведением, репликами героев, обращением друг к другу.

2.Учитель: Как диалог помогает понять взгляды и характеры героев?

3.Учитель: Каковы же причины аварии? Ваша позиция какова по этому вопросу?

( виновата бюрократическая система, которая породила таких начальников АЭС, Генералов, беспринципных, бесхозяйственных, непредусмотрительных, преступно халатных.)

4.Учитель: Почему же они занимают высокие посты?

(Удобны начальству. Они – порождение рапортов, приписок, процентомании и бурных аплодисментов. Ведь это люди старшего поколения. Люди отвыкли думать сами, привыкли делать то, что скажет высшее начальство. Пример из текста:

Генералу: И вы, подписали?

Генерал: Моя подпись - чистая формальность. Кстати, и его тоже. Все подписали. Это же бумажка! Формальность.

Г: Но машинный зал горел не формально.)

12. Учитель: Не все таковы, как генерал МВД и начальник АЭС. Расскажем о физике. Почему поведение физика можно назвать научным и человеческим подвигом?

13 .Расскажите о судьбе Бессмертного.

( Сценическими средствами автор показывает угасание жизни. Все погибли. В этом и состоит трагедия).

15. Какую художественную функцию выполняет голос по радио? Зачитать отрывок.

16 .О чем заставляет задуматься пьеса Губарева? Если бы вы были судьями, кого и за что осудили бы в пьесе?

Читайте также: