Самый сложный предмет в музыкальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения). Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились. В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, в среднем, рассчитанная на 3-4 года).

Самый главный предмет в музыкальной школе

Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме. Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения. Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.

На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.

Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.

Музыкально-теоретические дисциплины

Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.

Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:

Музыкальная литература — прекрасный урок, на котором ученикам предоставляется возможность довольно подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы развивает эрудицию, а знание изучаемых произведений пригодится и на обычных школьных уроках литературы в школе (есть очень много пересечений).

Радость совместного музицирования

В музыкальной школе одним из обязательных считается предмет, на котором учащиеся будут петь или играть на инструментах вместе. Это может быть хор, оркестр или ансамбль (иногда есть все перечисленное). Обычно, хор или оркестр — это самый любимый урок, ведь здесь происходит социализация школьника, здесь он встречается и общается со своими друзьями. Ну и сам процесс совместного занятия музыкой приносит одни лишь положительные эмоции.

Какие факультативные курсы преподают в музыкальных школах?

Очень часто детям преподают дополнительный инструмент: например, для трубачей или скрипачей это может быть фортепиано, для аккордеониста — домра или гитара.

Из новых современных курсов в некоторых школах можно встретить занятия по игре на электронных инструментах, по музыкальной информатике (занятие творчеством с помощью компьютерных программ для редактирования или создания музыки).

Узнать больше о традициях и культуре родного края позволяют уроки по фольклору, народному творчеству. Понять музыку через движение позволяют уроки ритмики.

Если у учащегося ярко проявляется склонность к сочинению музыки, то и эти способности в школе будут стараться раскрыть, по возможности, организуя для него занятия по композиции.

Как видите, план обучения в музыкальных школах достаточно насыщенный, соответственно, посещение ее может принести много пользы. О том, когда лучше начинать обучение в музыкальной школе мы рассказывали в предыдущем выпуске.

Так вот, какой предмет вы считаете самым "страшным" (самым сложным, не понятным или же скучным и т.п.)? Короче, ваш самым не любимый предмет?


Может, быть такое обобщение и не очень корректно. Тут, конечно, многое зависит от конкретного педагога (и ученика). Но все-таки, попробуем опредилить некоторые общие тенденции, типа "никто не любит сольфеджио" :-).

Может, быть такое обобщение и не очень корректно. Тут, конечно, многое зависит от конкретного педагога (и ученика). Но все-таки, попробуем опредилить некоторые общие тенденции, типа "никто не любит сольфеджио" :-).
(с энтузиазмом) Никто. :beer:

На самом деле, я бы голосовала за сольфеджио.
И что Вам так это сольфеджио далось? Что там уж такого трудного/нудного? Это как русский язык в шклое: нужно учить один раз и на всю оставшуюся жизнь (в течение которой не расставаться с пресловутой книжкой Д.Э.Розенталя:-). )

И что Вам так это сольфеджио далось? Что там уж такого трудного/нудного? Это как русский язык в шклое: нужно учить один раз и на всю оставшуюся жизнь (в течение которой не расставаться с пресловутой книжкой Д.Э.Розенталя:-). )
(фыркнув) При всей моей любви к Розенталю и четырех курсах филфака в прошлом, сольфеджио у меня всю жизнь вызывает сакральный ужас, навроде школьной математики :silly:
Нет, как показала практика, если хорошо озадачиться, я даже могу это кое-как осознать. Но сам процесс. :-?

(фыркнув) При всей моей любви к Розенталю и четырех курсах филфака в прошлом.
А пятый куда дели?

. сольфеджио у меня всю жизнь вызывает сакральный ужас, навроде школьной математики :silly:
А Вы бы еще в ЗФТШ при МФТИ поразвлекались. Тогда бы школьная математика вместе с сольфеджио предстала раем земным.

Но сам процесс. :-?
А тут согласен. Сам учил поначалу под общим бабушкиным наркозом.

А пятый куда дели?
Долгая история :)

А Вы бы еще в ЗФТШ при МФТИ поразвлекались. Тогда бы школьная математика вместе с сольфеджио предстала раем земным.
(веселясь) Хватит с меня того, что я практически "при МФТИ" проработала пять лет, оу 8)

А тут согласен. Сам учил поначалу под общим бабушкиным наркозом.
Меня как-то миновало ;-)

Хватит с меня того, что я практически "при МФТИ" проработала пять лет, оу 8)

Полна чудес могучая природа.

(с энтузиазмом) Никто. :beer:
И за что Никто так его не любит?

На самом деле, я бы голосовала за сольфеджио и музлит в его традиционном виде одновременно.
:beer:
Голосовал за муз. литературу. "Ползут по хроматизмам вверх увеличенные сказочные трезвучия." Тут и взрослого то кондратья хватит, а какого должно быть 10-летнему ребенку?

Поверите ли?
Я в четвертом классе чуть ДМШ не бросила из-за музлитературы! А потом закончила консерваторию по специальности "Музыковед", и диплом связан именно с историей музыки.
Но все предметы в школе мне нравились.

прикольный опрос.
я в школе все предметы любила,хотя бы потому что на многие недоходила. я имею в виду время,получилось так,что Цветик закончила две школы. и обе в ускоренном режиме. silly: :silly: :silly: :silly: :silly: :silly: :silly: жалко. cry: я еще бы хотела. cry: :cry: от сольфа Цветика вообще освобождали ,что в одной,что в другой школах. cry: :cry: :cry: :cry: :cry:
так что Селега прав,это мона сравнивать тока с вопросом :*кто не любит музыку*.

:beer:
Голосовал за муз. литературу. "Ползут по хроматизмам вверх увеличенные сказочные трезвучия." Тут и взрослого то кондратья хватит, а какого должно быть 10-летнему ребенку?
(неприлично ржа на весь офис) О маммамия, ползут, значит, говорите, вверх? Увеличенные сказочные. ох. :-o
Не, у нас обходилось без такого, но вот сонатное аллегро с борщом, помню, сравнивали.

Поверите ли?
Я в четвертом классе чуть ДМШ не бросила из-за музлитературы! А потом закончила консерваторию по специальности "Музыковед", и диплом связан именно с историей музыки.
Но все предметы в школе мне нравились.

ну вот,яркий пример того,что все зависит от натуры самого человека и от. преподавателя. :)ну вы даете. я перед вами снимаю шляпу(нет-ушки,я ушки пуховые ношу вместо шапки))))) окончить по специальности музыковед. здорово.

но,господа,если б в школах был такой предмет,как ГАРМОНИЯ. то я бы точно нажала бы кнопочку рядом с этим названием. хехе.

А почему с борщом, а не со щами, пардон?
(чеша в затылке) Вы знаете, я логику развития событий уже толком не помню, честно говоря, но где-то там имела смысл идея о том, что свекла меняет цвет 8)

. где-то там имела смысл идея о том, что свекла меняет цвет 8)
Что, свекла была сначала серо-буро-малиновой, а борщ стал красным, или наоборот? Насколько мне известно, в условиях варки борща свекла цвет свой не меняет (если, конечно, все это хозяйство не сбежит на плиту. )

оо. эт здорово!к сожалению,я не могу того же сказать о многих моих бывших преподавателях. :( а хотелось бы. жалко. да,а насчет педпрактики Цветик с вами согласна. стока дров ломают,а потом за них все разгребай. в школу в мой класс мне недавно дали такого бедного ребенка,который 2года(!)со студенткой занимался. это ужасно. Цветик была первыймесяц в неподдельном ноккауте.

Что, свекла была сначала серо-буро-малиновой, а борщ стал красным, или наоборот? Насколько мне известно, в условиях варки борща свекла цвет свой не меняет (если, конечно, все это хозяйство не сбежит на плиту. )
(драматическим шепотом) По секрету говоря, в борщах я понимаю еще меньше, чем в сонатных аллерго, так что увы мне :roll:

(драматическим шепотом) По секрету говоря, в борщах я понимаю еще меньше, чем в сонатных аллерго, так что увы мне :roll:
(С горькой усмешкой) Я-то вообще ни фига, сорри. Однако особых трансмутаций не наблюдал.

Почему нельзя голосовать сразу за 2 предмета?
Просто ненавидела соьлфеджио и муз литературу. И не понимала их.
А вот сейчас , посещая уроки сына, вдруг у меня пробилась любовь к сольфеджио.

Почему нельзя голосовать сразу за 2 предмета?
Просто ненавидела соьлфеджио и муз литературу. И не понимала их.
А вот сейчас , посещая уроки сына, вдруг у меня пробилась любовь к сольфеджио.

Во, почти аналогично!
Музлитературу в школе я, правда, любила, но сольфеджио терпеть не могла. И когда пыталась поступать в училище, провалила именно сольфеджио
А сейчас у меня сын сольфеджио обожает (ему повезло с преподавателем), и я тоже вдруг осознала, что это ужасно прикольный и интересный предмет. Сижу на детских уроках с огромным удовольствием :)
А моей детке вроде все предметы нравятся. Разве что общее фортепиано не очень, но тоже не так, чтобы совсем люто ненавидеть.

(драматическим шепотом) По секрету говоря, в борщах я понимаю еще меньше, чем в сонатных аллерго, так что увы мне :roll:
Эх, мОлодежь:-)
Чтобы свёкла сохранила цвет, её когда варишь, крышкой закрывать не надо.
А чтобы не разваливалась форма сонатного аллегро, в репризе не докладывают подробности - они для экспозиции:-).

И что Вам так это сольфеджио далось? Что там уж такого трудного/нудного? Это как русский язык в школе: нужно учить один раз и на всю оставшуюся жизнь (в течение которой не расставаться с пресловутой книжкой Д.Э.Розенталя:-). )
Преподаватель по специальности, говорила, что в детстве, как всякий нормальный человек, ненавидела сольфеджио. Но уже когда училась в консе, решила с сольфеджио наконец разобраться. Разобралась и поняла, как все это просто, логично и красиво!

Нам вообще, с преподавателем по сольфе повезло. Мне не страшно и по большей части все понятно (с практикой хуже). Некоторые дети, даже лучше меня соображают. Хотя предмет объективно сложный.
Как-то задали задание, вообще марафонское. Дошел дальше всех… лист и половина страницы A4.

А муз. лит-ра да. На некоторых наводит тихий ужос! У меня то ощущение, что я на лекции в инс-те. А препод еще возмущается, что ей такие тупые дети достались.

А про "увеличенные сказочные трезвучия" - это, кстати, была цитата из учебника (за дословность не ручаюсь).

.
А муз. лит-ра да. На некоторых наводит тихий ужос! У меня то ощущение, что я на лекции в инс-те. А препод еще возмущается, что ей такие тупые дети достались.
.
Мдааа, а у меня дети обожали музлит-ру. И это при том, что мы с ними изучали огромное количество далеко не простой музыки! Мы основательно копались в жанрах, и в особенностях инструментовки для достижения того или иного эффекта в музыке. И на четверть у них были задания из области истории музыки. и не такие уж и маленькие, предполагавшие уже определённое умение работать с книгой!
Одна ученица, даже, умудрилась задать мне вопрос: "А можно я брошу музыкальную школу на половину? На специальность (это была скрипачка) ходить не буду, а на сольфеджио и музлитературу - обязательно!"
Я от такого вопроса просто оторопела. Девочка училась в шестом классе.

Я ненавидела муз.лит-ру. И сейчас, когда учится мой ребенок, с ужасом понимаю, что даже помочь ему не могу с ней. Как прочитала в тетрадке "период единого строения, неквадратный, многотональный, . " и "дайте определения терминам ЦЕЗУРА, КАДАНС, КОДА, ПЕРИОД" - сразу вспомнился мой детский кошмар с муз.лит-рой. :-o :-o :-o

Я ненавидела муз.лит-ру. И сейчас, когда учится мой ребенок, с ужасом понимаю, что даже помочь ему не могу с ней. Как прочитала в тетрадке "период единого строения, неквадратный, многотональный, . " и "дайте определения терминам ЦЕЗУРА, КАДАНС, КОДА, ПЕРИОД" - сразу вспомнился мой детский кошмар с муз.лит-рой. :-o :-o :-o

Когда люди учатся, чему угодно, и где угодно, главное с самого начала не жалеть времени на изучение терминов и других необычных часто встречаемых слов. Когда человек сталкивается со словами, которые мало понимает, начинает чуствовать себя тупым и неспособным. Но стоит узнать значения ВСЕХ слов, которые плохо понимаешь, предмет изучения становится логичным, интересным и даже красивым.

А я в школе 6 лет терпеть не могла специальность. Да да да. Потому что училку свою боялась, хуже всяких страшилок. Да и плечи всегда болели от синяков. Это она мне показывала, что значит "играть КРЕПКИМИ пальцами". 6 лет мы с ней так мучились, я от страха, она от моей бестолковости. А потом, в седьмом классе, она вдруг поняла, что я тоже что-то умею. Так, совершенно неожиданно. А я поняла, что не такая уж она и страшная, просто молодая была еще. С тех пор спецальность обожала.
А сольфеджио я всегда любила. Странно, да?

Люди, как я вам завидую. Нет, ка-ак же я вам завидую!

Ну и ковырялась дальше сама. Худо-бедно научилась узнавать и петь интервалы, определять тональность, в одноголосной мелодии узнавать на слух тонику с доминантой. С листа могу в муках спеть примерчик для 1-2 класса ДМШ. В хоре с листа не пою, благо и не требуется, но в проблемной ситуации выкрутиться могу: найти свое вступление, отстроиться от другого голоса и т.п. Всё. Гармоническим слухом меня природа не одарила, а развить его без посторонней помощи я не сумела, так что аккорды не узнаю, гармонию не слышу, увы мне, увы.

И вы даже представить себе не можете, как я вам всем завидую.

Не, ну сейчас я, конечно же, понимаю, почему так не любил сольфеджио в музшколе. Теорию музыки любил, а вот петь, а вот диктанты. :makedon: Просто привык в детстве, что все получается легко, ну по крайней мере многое из того, что другим детям давалось с трудом: математика, английский, физика и т.п.. А со слухом-то у меня, как выяснилось, способности весьма средние. Это сейчас меня жизнь работать научила, ковырять проблему до победного конца. я бы и сольфеджио занимался, было бы время только свободное, а то я из-за занятий скрипкой даже читать книги бросил (ужас, правда? :silly: )

И за что Никто так его не любит? Главное - за то, что не понимают для чего оно нафиг все надо! :-o :-(
Потому что нет прямой практики его применения и никто (за редким исключением) не озадачивается объяснить это :solution:

Я могу сказать, что мои ученики обожают сольфеджио и теорию музыки - все поголовно. Потому что материал проходится в связи со скрипкой. Не разобрался что к чему - сыграл хуже, ведь существует прямая связь!

На самом деле это очень увлекатально - и для меня сейчас тоже - знать из чего сделана музыка. Это - вроде кубиков лего, из которых можно постоить все, что в голову придет (если знать, где лежат те кубики ;) )

Р.С.О борще: когда тушиш свеклу, добавь соль, сахар,томат или кетчуп не забудь лимон, и это "тушение" виливай за 15 минут до окончания варки.:lol: тогда и цвет останится красним!
А в музике все по сложнее. oops:

до5кл. я непонимала и не любила солфеджиои муз.лит. Когда поменялся учитель, я начала понимать и любить эти предметы. Все зависит от преподователя.
А в училище я опять попала в похожую ситуацию.Гармония - вспоминаю свои ощущения 1 курс, первие две недели. ура, я смогу творить музику. А потом огромний облом и 4 года страха перед кабинетом. А что творилос перед экзаменом. валерянка, слезы, страх. А предмет то очень интересный и нужний!

У меня как-то странно, я всё любила с раннего детства! На сольфеджио неслась, муз лит любила, на хоре пела с удовольствием. Специальность так вообще не обсуждалась. Когда заболевала, говорила :"Мне в музыкалку надо, болеть нельзя". Я, похоже, исключение из правил. Сейчас зашла в бывшую школу, там стоит девочка лет10-11 и кричит: "Ненавижу вашу музыкальную школу!". И таких больше половины. Зачем только родители мучают таких детей?

А я в детстве не любила общее ф-но! По той простой причине, что у меня его не было дома, и приходилось заниматься в школе.

Но все-таки, попробуем опредилить некоторые общие тенденции, типа "никто не любит сольфеджио" :-).

Может, я сумасшедший, но, тем не менее. :lol:

Я ВСЕГДА ОБОЖАЛ СОЛЬФЕДЖИО.
:solution:

Короче проголосовал за общ. ф-но..Правда оно у меня дома было только толку от этого небыло, т.к. заниматься я на нём не любил,собсно как и сейчас. А так ещё и муз-лит тоже не особо. Вот сольфеджио любил особенно интервалы отгадывать,хорощо получалось:-)
А вообще сказать какой самый страшный:horror:нельзя если хотябы немножко любишь музыку.

в моей школе это был ХОР (точнее, хоры: младший, средний, старший, общий).
Детей, имеющих способность к пению, эксплуатируют до срыва голоса, не научая петь. Детей, не имеющих способности к пению, заставляют ходить на репетиции, чтобы им на концертах быть "для мебели". Репертуар иногда вызывает отвращение. Я не говорю, что "хор это плохо"! Хор это замечательно, если там учат петь. Детский вокал -- сложное дело, и, к сожалению, некоторые преподаватели вообще не знают, что детям реально можно поставить голос, если делать это осторожно и правильно. Меня освободили от хора только после того, как фониатр выдал справку, что мне год вообще нельзя петь (тем более верхним голосом хора). Чтобы совсем "откосить" от хора, я стала играть в "Народном оркестре".

Сольфеджио - это, пожалуй самый важный учебный предмет для любого музыканта - и вокалиста, и инструменталиста. Сильный сольфеджист - это звучит гордо и выглядит супергеройски: он споёт чисто любую мелодию ( в том числе, читая её с листа), он подберёт песню на слух и тут же её гармонизует, то есть подберёт нужные аккорды. Он может как услышать в мелодии вторые - третьи голоса и выделить их, так и может добавить их, сочиняя на хочу. Ну чем не супермен?

Сольфеджио в музыкальной школе включает в себя разбор теории музыки, навык чтения нот с листа, распознавание интервалов и аккордов а так же их небольшие последовательности на слух, написание мелодий, которые задаёт учитель, нотами, а также умение петь несложное двух- и трёхголосие. Сольфеджио тренирует музыкальный слух и развивает у ученика навык слухового анализа. Предмет очень интересный а главное - полезный!

Но мне лично я уж не могу и сосчитать сколько людей сказали, что либо они сольфеджио "не понимали", либо "терпеть не могли", либо "бросили из-за него музыкалку".А те, кто не бросили музыкалку, считали сольфеджио главным кошмаром своего детства. Почему так?

Я думаю, что хотя сольфеджио - предмет местами непростой, он всё-таки доступен для понимания каждому ребёнку. Просто надо правильно всё объяснить на правильном материале. И желательно терпеливо, интересно и с душой.

Когда я сама училась в музыкальной школе, я застала советские учебники по сольфеджио. Они мне казались ужасно скучными. Те мелодии, которые там приводились как примеры - в основном из классики или народных песен, они были бесспорно качественным материалом, но интереса у детей не вызывали ( я это и как педагог, преподававший сольфеджио отмечаю, а не только по себе сужу). То есть программа не была приспособлена под интересы ребёнка. Ребёнок становился способен оценить эти примеры лишь спустя годы и набравшись музыкального и жизненного опыта. И получается, что из-за бесконечных, но скучных в силу возраста заданий терялся интерес к предмету в целом.

Второе - психологический фактор. Многие взрослые, у которых в детстве сольфеджио вызвало сильный стресс, говорили, что им объясняли непонятно, и кроме этого, педагоги давили на учеников, и пытались добиться от них результатов строгостью, граничащей с жёсткостью и давлением. Без поправки на возраст детей, без игровых элементов. да так любой предмет можно превратить в каторгу!

Однако, в моей личной практике встречались и блестящие педагоги-сольфеджисты, которые практиковали подход на основе увлечения учеников предметом. Они объясняли простыми словами сложные вещи, и добивались понимания учениками самых абстрактных структур. И ученики творили чудеса на уроках! Так что в сольфеджио существуют и прекрасные учителя, и интересные материалы, которые они дают и результативные методы.

Сольфеджио - не самый страшный и не самый сложный предмет. Просто нужно найти интересные для себя материалы и правильного педагога. А добротная база сольфеджио будет вам сильным подспорьем в музыкальном развитии.


Я четверть века работаю в сельской ДШИ. Это хорошая человечная школа: творческая, живая — лицом к детям! Но скажу сразу: это стало возможным не благодаря системе и даже, пожалуй, не вопреки ей, а просто потому, что системе было не до нас. На протяжении многих лет у нас было достаточно свободы, чтобы жить и работать по-своему. Мы ориентировались на ситуацию, на возможности и потребности детей и взрослых, исходя из наших собственных возможностей и желаний.

Методика преподавания — да, основательнее, чем педагогика и психология, но ведь это о том, как обучать… опять же исполнителей!

Подбор, аранжировка, импровизация, пение с собственным аккомпанементом, сочинение музыки — всё это либо самотёком в свободное время, либо (если повезло с учителем!)… Хотя нет, всё равно в свободное от подготовки к техзачётам и экзаменам время.


Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы

Мой муж много лет работал наладчиком станков с ЧПУ на заводе сельскохозяйственного машиностроения. Основной продукцией завода был разбрасыватель минеральных удобрений. Муж с друзьями однажды подсчитал (умножив производительность машины на план завода), что, если бы все изделия, произведённые заводом, вышли на поля, они покрыли бы страну слоем минеральных удобрений толщиной 30 сантиметров. К счастью, эти уродцы практически не функционировали и, будучи поставленными в сельхозпредприятия, просто стояли там без дела, постепенно ржавея и превращаясь в металлолом.

Давайте произведём подсчёт только для пианистов. В стране 3 тысячи музыкальных школ — так, кажется? Допустим, каждая из них ежегодно выпускает 10 юных пианистов. Итого 30 тысяч. На самом деле, конечно же, гораздо больше.


Прима, секунда, а дальше что? Тест: помните ли вы, чему учили в музыкальной школе

Почему-то подразумевается, что ученики ДМШ, не избравшие музыку в качестве профессии, автоматически становятся образованными любителями музыки, а студенты училищ и консерваторий, не ставшие концертными исполнителями, без проблем становятся адекватными преподавателями. Правда, второе уже давно подвергается сомнению.

Невооружённым глазом заметно, что несостоявшиеся исполнители в роли преподавателей часто просто опасны для учеников

В лучшем случае они могут успешно работать с подобными себе, то есть достаточно одарёнными и мотивированными. А вот что делать с обычными детьми, как учить их — откуда же им это знать?

И наконец: любители музыки — это ведь, по-хорошему, не только посетители концертов, но и люди, музицирующие для себя, для души, в кругу семьи, играющие в любительских оркестрах, поющие в любительских хорах.

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

обучение детей игре на фортепиано

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

Читайте также: