Самоуправление в школьном детском коллективе

Обновлено: 06.07.2024

Самоуправление - непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива - бесполезно говорить о самоуправлении.

Значит, самоуправление - не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива

В отношении к самоуправлению хорошо проявляется культура педагога, стиль его отношений с ребятами. Здесь преобладает не прямое, не лобовое воздействие учителя, воспитателя, а его скрытая позиция, сила его реального авторитета, такт и ум.

Нельзя переносить на органы ученического самоуправления структуры взрослых, не свойственные возрасту и психологии школьников бюрократические формы управления.

Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть и временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.

Виды самоуправленческой деятельности:

· участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива;

· участие в работе педсовета;

· работа в постоянных и временных органах самоуправления;

· выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

· дежурство по школе, классу, спецпосту;

· деятельность советов классов;

· деятельность дежурных командиров (ДК);

· участие в работе лагерных сборов;

Заметно улучшились самоуправленческие процессы в школьном и классных коллективах. Для приобщения к самоуправленческой деятельности возможно большего числа учеников в классах ввели должность дежурного командира. Он избирается большинством голосов открытым, прямым голосованием на общем собрании классного коллектива. Срок работы его - один месяц. По истечении этого срока класс обсуждает деятельность командира, оценивает ее и выбирает нового ДК на следующий срок. Права и обязанности дежурного командира определены специальным Положением. На время своей работы дежурный командир входит в состав совета отряда или комсомольского бюро.

Продумывая структуру школьного самоуправления, отказались от громоздкой сети штабов и комиссии, а пошли по пути разнообразных, гибких, временно действующих инициативных групп.

Совершенно особое место в воспитательной системе нашей школы занимают трехдневный лагерный сбор aктива, окончательно оформившийся в лучших своих чертах и набравший силу именно нa втором этапе развития системы.

Итак, на втором этапе идет бурное развитие школьного коллектива, усложнение его деятельности, усложнение внутриколлективных отношений. В это время возможно некоторое ослабление классных коллективов, так как рамки класса для многих ребят становятся тесными. Но это явление временное и легко регулируемое именно в рамках системы. В педагогической среде все больше принципиального единомыслия: учителя к этому времени успевают оценить объективные достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. На третьем этапе развития системы значительно усложнили ее целевую установку: теперь учителя были в силах выйти на личность, уделить основное внимание личностному подходу в воспитании. Это вынудило обратиться к педагогической и психологической науке, начать формирование психологической службы в коллективе. Но пожалуй, самое главное - соединение воспитания и обучения в действительно единый, целостный процесс. Теперь учителям были по плечу сложные дидактические задачи, ведь к этому времени под учебный процесс была подведена мощная воспитательная база.

4. Дидактические и воспитательные системы в школе

В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.

Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.

Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.

Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:

— разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;

— организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);

— проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;

— организация общешкольных познавательных игр;

— деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;

— широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;

— привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;

— проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;

— введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;

— разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;

— организация праздников знаний в форме Читай-города.

Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.

Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.

Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.

Итак, на третьем этапе заканчивается формирование системы. Возникшая в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно меняется педагогический состав школьного коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип педагога- педагог-исследователь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классное самоуправление

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.

Модель ученического самоуправления включает в себя шесть блоков:

1. позиционный блок;

2. организационный блок;

3. нормативно-правовой блок;

4. содержательный блок;

5. технологический блок;

6. управленческий блок.

Принципиальные позиции ученического самоуправления:

ü равноправие – все учащиеся класса имеют право голоса при принятии решения;

ü выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;

ü открытость и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся;

ü законность – неукоснительное соблюдение нормативных и правовых актов;

ü целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

ü гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

ü самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;

ü ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Структура самоуправления в классе:

- ученическое самоуправление в классном коллективе;

- классное собрание; совет класса;

- рабочие органы самоуправления.

Ученическое самоуправление в классах:

1. Учебный сектор;

2. Культурный сектор;

3. Спортивный сектор;

4. Трудовой сектор;

5. Информационный сектор, СМИ;

6. Сектор правопорядка;

Основные функции органов ученического самоуправления:

Классное собрание:

- формирует органы самоуправления класса;

- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления класса;

- вырабатывает и формирует предложения учащихся по совершенствованию работы;

- заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.

Совет класса:

- координирует деятельность всех органов самоуправления учащихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

- организует самообслуживание учащихся, дежурство по классу и школе;

- устанавливает шефство над младшим классом;

- организует выпуск стенгазет и работу классного уголка;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

- заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;

- решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса;

- организует соревнование между экипажами в классе, подводит итоги.

Рабочие органы классного самоуправления:

- планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению;

- организуют и оценивают результаты соревнования между экипажами учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.

- создание условий для учебной деятельности школьников;

- сбор информации об учебном процессе;

- проверку домашних заданий и уровня подготовки к урокам;

- проверку сохранности учебников;

- проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов

- проведение игр и конкурсов;

-сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности

- подготовку и проведение спортивных соревнований между экипажами;

- участие класса в общешкольных и городских спортивных соревнованиях;

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса

- организацию дежурства по классу;

- уборку классного кабинета в конце каждой четверти;

Информационный сектор, СМИ

-работу классного уголка;

-выпуск классных стенгазет;

-подготовку заметок в школьную стенгазету;

- обмен информацией с органами самоуправления учащихся школы;

- работа со школьным сайтом;

- создание портфолио класса (фото- и видеотеки класса)

- дежурство класса по школе (распределение на посты и контроль за дежурством учащихся на постах);

- охрану порядка во время проведения классных вечеров;

- ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения;

- осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:

- Правила для учащихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности учащихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

Основные функции управления:

l планирование (поиск ответа на вопрос «Что делать в классе, чтобы всем было интересно?);

l контроль (получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса);

l анализ (органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива);

l регулирование и коррекция (внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса).

Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): ребята сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.

Особую роль в классном самоуправлении должны играть информационные органы: стенная печать классного уголка, школьная газета, школьный сайт и радио-газета.

Рубрики стенной печати:

Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании личности учащихся и классного коллектива в целом. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, разрабатывают сценарии, распределяют роли, назначают время и место репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление класса.


В докладе представлена система работы по созданию классного самоуправления. Методы и формы работы с учениками во внеурочное время. Порядок выбора классного актива.

Содержимое разработки

Организация классного самоуправления через создание детской общественной организации.

(из опыта работы классного руководителя 10Б класса Секисовой Т.Н.)

Только там, где есть общественная жизнь,

есть потребность и возможность самоуправления,

где ее нет, всякое самоуправление

Самоуправление это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Каждый раз, когда я беру малышей в пятом классе, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.

Функции совета класса (СК)

участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;

организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);

выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;

поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика.

Правила для учащихся класса:

Соблюдать Устав школы этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности и установленные в школе правила для учащихся.

Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.

Принимать активное участие в жизни коллектива.

Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.

Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.

Не опаздывать на урок.

Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.

Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.

Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:

Самоуправление в классе,– необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Наиболее успешным является разно уровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика. Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия учащихся, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся .Организация соревнования между звеньями , широкое развертывание общественно полезной деятельности способствует формированию саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

Воспитание достойных творческих лидеров.

Структура классного самоуправления

Органы самоуправления обучающихся реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.

Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Из числа членов Совета избираются его староста и заместитель.

Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.

Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.

Класс является одним из основных структурных элементов и одновременно базой для формирования обучающихся.

Самоуправление в классе формируется путём функционирования микроколлективов-учебных секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учётом его склонностей и интересов.

Сектора и их функции:

–Учебный сектор

взаимопомощь в учении

участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам

ходатайствии о поощрении или наказании обучающихся перед Педсоветом или Попечительским советом.

– Трудовой сектор

активное участие в организации трудового воспитания и допрофессиональной трудовой подготовке

участие в профориентационной работе

бережное отношение к общественной собственности

воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся

выполнение правил внутреннего трудового распорядка

создание трудовых объединений обучающихся

благоустройство школьной территории

– Культмассовый сектор

- подготовка и проведение КТД

-поведение совместных с общественностью мероприятий

-организация концертов, культурных программ, шоу-программ дискотек

-совместно с администрацией определять порядок дежурства по ОУ.

– Спортивный сектор

проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ

участие в спортивных мероприятиях города и района

– Информационный сектор

получение и обмен информацией с помощью компьютерных сетей;

создание средств массовой информации внутри лицея;

информирование коллектива обучающихся по различным вопросам деятельности;

доведение до сведения обучающихся решений органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание-собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классное собрание избирает классный ученический совет, его председателя и заместителя; избирает представителей на школьную ученическую конференцию; решает вопросы жизни классного коллектива;

утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении;

решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; вырабатывает предложения в адрес Совета обучающихся.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является классный совет обучающихся, который собирается по мере необходимости.

Классный совет обучающихся выполняет следующие функции:

выполняет решения классного собрания обучающихся; организует дежурство по классу; организует внеклассные мероприятия; готовит и проводит классные собрания; организовывает участие класса в школьных ученических делах.

Решения классного ученического совета обязательны для выполнения учащимися после их утверждения классным собранием.

Органы самоуправления обучающихся в ОУ реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.

Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Из числа членов Совета избираются его председатель и заместитель.

Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.

Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.

Ожидаемые результаты:

- формирование актива класса;

- возникновение дружеских связей между учащимися, общих интересов;

- приобретение школьниками навыков организаторской деятельности;

- стабилизация межличностных отношений;

- самореализация в творческой деятельности;

- формирование модели выпускника – личности, готовой интеллектуально и физически развиваться, способной строить собственную жизнь, достойную Человека.

Эффективность деятельности органов ученического самоуправления влияет на развитие личностных и процессуальных качеств человека.

Анализ личностных качеств учащихся школы – активности,

самостоятельности и самочувствия имеет следующие результаты:

72 % учащихся знают, где может высказать свои предложения и замечания;

54 % отмечают, что и каким образом изменилось в классе, по его инициативе;

58 % имеют опыт самостоятельной организации деятельности в классе;

37 % имеют позитивный опыт разрешения школьных проблем;

68 % знают, какие кл .ресурсы он может использовать для решения проблемы, и где ( у кого) они находятся;

56 % отмечают, что и каким образом в нём изменилось в процессе деятельности;

49 % отмечают свою успешность в освоении разных социальных ролей.

Организация самоуправления в классе



















Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива

Первый этап

Второй этап

Третий этап

отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов

оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование

Тенденция развития самоуправления:

Элементы системы ученического самоуправления

задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.

учком, старостат, комиссии, бригады, штабы и др.

коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения учащихся к самоуправлению:

назначение ответственных лиц

выборность актива демократическим путем

участие каждого в организации дел в порядке очередности

Характер деятельности педагога:

сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы

передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоуправление в школьном коллективе как необходимое средство развития и саморазвития личности обучающегося

Выступление на инструктивно-методическом совещании для заместителей директоров по воспитательной работе (Сакский район Республика Крым)

«Жизнь без нашего управления

подобна кораблю без штурвала

или блужданию в огромном лесу

Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт)

Ученическое самоуправление - это система, позволяющая ученикам, принимать участие в управлении учебным заведением.

В толковом словаре читаем: ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями.

Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Границы власти органов ученического управления определяются уставом образовательного учреждения и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение.

Подчеркивая вышесказанное, можно выделить следующие особенности или характерные черты ученического самоуправления:

- субъектами ученического самоуправления являются специально создаваемые органы ученического самоуправления, ученические общественные организации;

- объектами ученического самоуправления являются учащиеся и их коллективы;

- механизм ученического самоуправления и вся его система функционируют в сфере управления учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов ученического самоуправления;

- основой для становления и развития системы ученического самоуправления являются ученические коллективы и активность самих учащихся;

- каждый участник ученического самоуправления становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью учебного заведения;

- интересы и запросы учащихся, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов ученического самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

Ученическое самоуправление МБОУ"Ореховская средняя школа"

Деятельность органов ученического самоуправления в нашей школе осуществляется на основе следующих правовых документов:

Конституция Российской Федерации

Положение об ученическом самоуправлении

Целью деятельности ученического самоуправления является реализация права школьников на участие в управлении образовательным учреждением, воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

- представлять интересы учащихся в процессе управления школой;

- поддерживать и развивать инициативу учащихся в школьной жизни;

- защищать права учащихся.

- активизировать участие школьников в организации повседневной жизни своего коллектива, в реализации своих интересов и потребностей, в совершенствовании работы своей школы.

Функции органов ученического самоуправления заключаются в следующем:

Свою деятельность реализуют через школьные министерства.

Развивают систему ученического самоуправления, создают нормативную базу деятельности ученического самоуправления разного уровня.

Взаимодействуют с различными общественными организациями.

Принимают участие, планируют, проводят школьные мероприятия.

Осуществляют постоянную связь с классными коллективами.

Права и обязанности органов ученического самоуправления

- Осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и Уставом школы

- Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы.

- Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы.

- Вносить предложения в план воспитательной работы.

- Проводить собрания и иные мероприятия не реже одного раза в месяц.

- Размещать на территории школы информацию о своей деятельности в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации.

- Проводить среди учащихся опросы.

- Представлять интересы учащихся перед администрацией школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы.

Структура ученического самоуправления

Общее руководство ученическим самоуправлением осуществляется администрацией школы.

Высшим органом самоуправления в школе является ученическая конференция, на которую собираются учащиеся 5-11 классов. В период между конференциями органом ученического самоуправления является Совет министров. Его решениям подчиняются министерства школы, кураторы школьных министерств в классах. Возглавляет Совет министров Президент школы, избираемый ученическим коллективом (Положение о выборах Президента). Совет министров из числа учащихся 9-11 кл. утверждается на ученической конференции и избирается на 1 год.

Совет министров осуществляет свою деятельность через министерства:

- министерство шефства и заботы;

- министерство труда и порядка;

- министерство туризма и спорта;

- министерство культура и отдыха;

Курирует работу министерств педагог-организатор школы.

Состав министерств формируется из представителей от каждого класса (кураторы 5-11кл.). Министры выбираются из числа кураторов (9-11 кл.) путем голосования. Собрание членов министерства созывается не реже 1 раза в месяц.

Функции министерств

1.Министерство образования

- контролирует успеваемость и посещаемость уроков;

- организует взаимопомощь в классах по учебе отстающим ученикам;

- отвечает за состояние учебников, школьного имущества;

- организует и отвечает за участие классов в познавательных и интеллектуальных конкурсах, программах;

- участвует в организации и проведении предметных недель.

2. Министерство культуры и отдыха

- организует участие классов в общешкольных и классных мероприятиях;

- участвует в проведение массовых мероприятий, вечеров, концертов, конкурсов;

- оказывает помощь участникам в муниципальных, республиканских конкурсах.

3. Министерство гражданства

- взаимодействует с волонтерскими движениями;

- организует школьные мероприятия патриотической направленности;

- принимает участие в муниципальных и республиканских акциях, конкурсах гражданско-патриотического направления;

- содействует углублению знаний об истории и культуре России и родного края - Крыма.

4. Министерство экологии

- проводит работу по озеленению школы;

- организует субботники по благоустройству школьной территории;

- проводит трудовые десанты на территории Ореховского сельского поселения;

- принимает участие в муниципальных и республиканских экологических акциях;

- ведет пропаганду бережного отношения к окружающей природе.

5. Министерство труда и порядка

- следит за выполнением Устава школы, правил поведения;

- контролирует дежурство по классам и школе;

- организует участие учащихся в субботниках, трудовых акциях;

- организует благоустройство школьной территории;

- организует сбор вторсырья.

6. Министерство информации

- организует конкурсы газет, рисунков, фотовыставки;

- контролирует оформление классных уголков;

- участие в выпуске ежемесячной школьной газеты.

7. Министерство шефства и заботы

- оказывает помощь младшим школьникам в подготовке и проведении мероприятий;

- приобщает младших школьников к общественной жизни школы;

-оказывает помощь учителям начальных классов в организации внеурочной деятельности;

- оказание адресной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам и т.д.

- участие в акциях Тимуровского движения;

- оказание помощи детскому саду.

8. Министерство туризма и спорта

- участвует в организации экскурсий;

- отвечает за организацию соревнований по различным видам спорта в школе;

- обеспечивает участие в муниципальных спортивных мероприятиях;

- отвечает за выполнение санитарных норм (проветривание помещения, внешний вид);

- ведет пропаганду здорового образа жизни.

Подструктурным подразделением общешкольного ученического самоуправления является классное ученическое самоуправление. Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Высшим органом ученического самоуправления класса является собрание всех учащихся класса – классное собрание. Классное собрание созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Классное собрание избирает председателя класса, классный совет кураторов в министерства, решает все важнейшие вопросы жизни классного коллектива.

Органом ученического самоуправления в классе в период между классными собраниями является классный совет кураторов. Кураторы в министерства утверждаются классным собранием (по 1 представителю) и представляют интересы класса в министерствах. Работу классного ученического самоуправления курирует классный руководитель.

Документация:
1. Положение об ученическом самоуправлении.
2. Модель ученического самоуправления.
3. План работы Совета министров на текущий год, который
составляется в соответствии с воспитательным планом школы.
4. Планы работ министерств на четверть.
5. Отчеты о проделанной работе (1 раз в полугодие).
7. Протоколы заседаний Совета министров и собрания членов
министерств.
8. Документация по выборам президента школы согласно
Положению о выборах Президента.
9. Списки членов министерств.

Основными предпосылками успешного развития ученического самоуправления

в школе должны быть:

​ - заинтересованность педагогического коллектива и большинства учащихся;

​ - четкое распределение обязанностей между теми, кто осуществляет управление органами самоуправления;

​ - оптимальная структура с учетом специфики учебного заведения;

​ - четкая система работы в масштабах школы.

Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация учащихся к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. В процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. Самоуправление способствует не только личностному росту учащихся, развитию их ответственности и самостоятельности, но и способствует раскрытию школьников как мыслителей, умеющих прогнозировать как свою жизнь, так и жизнь страны.

Читайте также: