Самоуправление в школе 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Тюменцева Наталья Анатольевна, педагог - организатор

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

Ученическое самоуправление в коррекционной школе:

структура и деятельность

Одно из направлений работы нашей школы – формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, воспитание и развитие у обучающихся таких качеств, как:

  • творческая инициатива;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  • ответственность за себя и за других.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый обучающийся может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Смысл ученического самоуправления заключается в обучении основам демократических отношений в обществе.

Работает ученический парламент, правительство, состоящее из министерств образования, спорта и здоровья, труда и порядка, культуры, печати и СМИ. Президентом школьной республики является директор школы. Возглавляет работу ученического самоуправления ежегодно избираемый премьер-министр.

Начинаниям обучающихся необходима постоянная поддержка. Поэтому в школе назначены педагоги, оказывающие помощь различным органам ученического самоуправления. У каждого министерства есть свой педагог – консультант.

Принципы ученического самоуправления:

  • каждому делу - свой организатор;
  • каждому учащемуся - конкретное поручение;
  • всем членам исполнительных органов - действенные права и обязанности;
  • всем органам самоуправления - единство действий и взаимодействие.

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

Основные направления деятельности органов ученического самоуправления.

Эстетическое воспитание (организация тематических вечеров, диспутов, концертов, праздников);

Физическое воспитание (пропаганда и реализация здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий, соревнований, походов, традиционного Дня Здоровья);

Участие в организации и управлении учебным процессом (контроль посещаемости учебных занятий, своевременного выполнения домашнего задания);

Шефство над начальной школой (проведение ежедневной утренней зарядки, игровых перемен, подготовка совместных концертных программ);

Участие в назначении поощрения победителям конкурсов;

Участие в благотворительных акциях.

По вышеназванным направлениям проводится основная работа:

- мониторинг успеваемости обучающихся;

- рейды по сохранности учебников, по ведению дневников.

Министерство печати и СМИ:

- фоторепортажи со школьных праздников;

- интервью с обучающимися, учителями и гостями школы;

Министерство труда и порядка:

- подведение еженедельных итогов лучшего дежурного класса;

- осуществление контроля за выполнением режима дня.

- активное участие в проведении общешкольных праздников, предметных недель, конкурсных программ;

- подготовка концертных, игровых программ.

Министерство здоровья и спорта:

- участие в организации и проведении школьных спартакиад;

- подготовка команд для участия в краевых спортивных соревнованиях.

Ученическое самоуправление через значимые дела и практическую работу способствует формированию социальной компетентности обучающихся, помогает обучающимся с патологией зрения успешнее адаптироваться к взрослой жизни, приобретать навыки общения, понимать точку зрения другого человека, чувствовать дух коллективизма, обеспечивают возможность участия инвалидов по зрению во всех сферах общественной жизни.

Выборы в Лидерландии


День самоуправления – День дублёра

Отзывы

Участвуя в детском самоуправлении, дети получают опыт, который им обязательно пригодится в жизни. Спасибо.

Если ты, учитель, помог ребенку найти дорогу в жизни, создал условия достойной реализации его увлечений, достижений, добился признания его одаренности, наполнил его школьные годы содержательными и интересными встречами, поездками, экскурсиями, разносторонним общением, возможностью участвовать в оценке деятельности других и самому быть отмеченным в своих победах, - твоя жизнь прожита не зря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по соуправлению в школе VIII вида в рамках деятельности школьного Штаба по безопасности.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 115 г.о. Самара

на областной научно-практической конференции по вопросам развития органов ученического и студенческого самоуправления

"Общественная жизнь обучающихся с ОВЗ через соуправление"

В современном обществе одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения становится содействие самореализации ребёнка и развитие качеств, способствующих его социальному становлению. И именно ученическое соуправление - одна из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Для обучающихся школы VIII вида, имеющих определенные трудности в общении с окружающими людьми, особенности здоровья и восприятия, такая форма организации детей, как ученическое соуправление, носит особый характер.

Прежде всего она направлена на то, чтобы помочь детям приблизится к социальной среде, адаптироваться, устанавливать межличностные отношения, корректно вести себя в обществе, усваивать правильные модели поведения.

Актуальность развития школьного соуправления очевидна, ибо именно соуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Цель такого рода организации воспитательного процесса - формирование нравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям человеческого общения, содружества педагогов и обучающихся.

Задачи:

Формирование системы соуправления, как механизма, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка;

развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, чувства коллективизма;

обучение органов школьного соуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания;

оказание помощи обучающимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности;

выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей.

В коррекционной школе-интернате № 115 соуправление осуществляется через штабную деятельность, и в частности, через штаб безопасности. Временные рамки, охватывающие работу штаба безопасности небольшие, но уже есть интересные результаты и наработки. Совместно с заместителями директора по воспитательной и административно-хозяйственной деятельности, а также специалистом по охране труда были проработаны аспекты взаимодействия администрации школы и Совета штаба, направленные на паритетность и демократичность.

Прежде всего необходимо было выбрать актив штаба, что и было сделано на общешкольном собрании обучающихся с 5 по 9 класс. Путем голосования в Совет штаба были выбраны 5 ребят. Это были обучающиеся, которые пользовались авторитетом, имеющие достаточно сохранный интеллект и связную речь.

При тесном взаимодействии с активом штаба были разработаны и утверждены на первом заседании:

- план работы штаба,

- бланки протоколов заседаний и рейдов штаба;

- цвет галстука и эмблема штаба;

- эскиз информационного стенда штаба.

- определена система работы добровольных помощников штаба.

Кроме того, из членов штаба были выбраны начальник штаба и его заместитель. Воспитатель является руководителем-координатором штаба.

В течение недели проводится одно заседание членов штаба и один рейд. В самом начале деятельности заседания штаба проводились воспитателем. Заслушивалась повестка заседания, в прениях по повестке дня обязательно участвовали все дети. С конца третьей четверти заседания штаба стали проводиться начальником штаба - обучающимся 9 класса. Протоколы заседаний, как и рейдов, со второго полугодия пишет заместитель начальника штаба. Копии протоколов рейдов под роспись вручаются ответственным лицам, выполнение контролируется в ходе последующих рейдов согласно срокам, установленным членами штаба.

На заседаниях штаба обсуждаются события в школе, плановые задачи на следующий рейд, проблемы социального характера в рамках безопасности жизнедеятельности. Несколько раз на заседание штаба приглашались ребята, совершившие хулиганские действия на переменах и уроках, которые могли причинить вред здоровью как нарушителя, так и окружающим его людям. Заслушивались и предложения других ребят по совершенствованию системы безопасности в школе.

Неоднократно в рейдах штаба по школе и прилегающей территории участвовали представители администрации штаба. Такое взаимодействие способствует воспитанию в детях чувства ответственности, самостоятельности, сопричастности к общешкольной жизни, умению решать противоречия на безконфликтной основе. Ребята совместно со взрослыми оценивают опасность проблем для здоровья окружающих, продумывают пути их решения.

В холле школы висит большой стенд штаба безопасности. Сверху вниз с фотографий глядят на все происходящее в школе лица штабистов, как бы предупреждая: "Мы на страже, мы на посту". Раз в месяц материал стенда обновляется, меняются рубрики. Был представлен материал по следующим рубрикам: безопасность во дворе, на дороге, антитеррористическая, здоровьесберегающая, экологическая, компьютерная, противопожарная безопасности. Размещенная информация вызывает интерес обучающихся и младших и старших классов.

Одним из важных направлений в деятельности штаба безопасности является социальное партнерство со сторонними организациями. В течение года на базе школы было проведено три мероприятия со специалистом отдела пропаганды ОГИБДД по правилам безопасности дорожного движения. Ввиду ограниченных возможностей здоровья воспитанники коррекционной школы VIII требуют к себе особого внимания. Зачастую они не способны к анализу дорожной обстановки и могут попасть в беду даже в самой простой ситуации. Поэтому сотрудник ГИБДД, используя различные приемы и методы, такие как игры, викторины, демонстрация фильмов, напомнил детям о правилах дорожного движения. А члены штаба безопасности ему активно в этом помогали: загадывали загадки, раздавали брошюры.

В рамках здоровьесберегающей безопасности профессиональными инструкторами по туризму на территории школы в этом учебном году дважды был организован "Веревочный городок". Для детей были созданы условия, способствующие освоению школьниками способов сохранения своего здоровья, формированию навыков здорового и безопасного образа жизни. Члены штаба помогали инструкторам в организационных вопросах.

Среди перспективных направлений деятельности штаба безопасности нашей школы хочется отметить партнерские отношения с общеобразовательной школой. В настоящее время намечается план совместных мероприятий с одной из самарских школ. Такое сотрудничество будет способствовать совершенствованию взаимодействия в решении социальных и общественно значимых проблем адаптации детей с ОВЗ; внедрению в практику принципов социального партнерства и взаимной ответственности; формированию толерантного отношения учащихся общеобразовательных школ по отношению к детям с ОВЗ.

Развитие ученического соуправления в ообразовательном учреждении VIII вида зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства. Система развития школьного соуправления является важной частью функционирования школы в вопросе социальной адаптации и коррекции личности с интеллектуальной недостаточностью.

Для учащихся школы VIII вида, имеющих определенные трудности в общении с окружающими людьми, особенности здоровья и восприятия, такая форма организации детей, как ученическое самоуправление, носит особый характер. Экспериментальная программа по самоуправлению, созданная специально для детей с интеллектуальной недостаточностью, направлена на то, чтобы помочь детям приблизится к социальной среде, адаптироваться, устанавливать межличностные отношения, корректно вести себя в обществе, усваивать правильные модели поведения.

В данном материале представлен опыт работы по организации ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида. Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы 8 вида имеет довольно сложную структуру. Это определено различной структурой имеющихся у учащихся дефектов. В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а педагог-организатор берёт на себя педагогическое руководство.

Предмет: Другое
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Кудрицкая Виктория Брониславовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 49.30 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: