Самоуправление в школах сша

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьное само- соуправление

За непрерывной чередой и суетой повседневных, потоком обрушивающихся, проблем, мы теряем из виду проблемы более существенные и значимые для нас и следующих поколений. Одной из таких, вне всякого сомнения, является проблема школьного самоуправления. Хотя о ней писано-переписано горы литературы, но реальное положение дел вынуждает возвращаться к этой проблеме вновь и вновь.

Название статьи только на первый взгляд, неискушённого в педагогике человека, может показаться странным. Однако ничего странного в нём нет. Ученическое самоуправление в школе – это фикция. Суровая же реальность – это всеподавляющий диктат учительского коллектива, если таковой в школе всё-таки имеется. (О том, что такое реальный педагогический коллектив – разговор особый). Так что реальное, а не фиктивное участие учащихся в решении школьных проблем возможно только лишь в форме соуправления… и не иначе.

В мире накоплен определённый опыт организации ученического самоуправления. Вот несколько примеров. В зарубежной школе все шире применяются ситуа­ции участия подростков в жизни общества (самоуправ­ление, клубы). Формы такой работы — не новость. Ска­жем, самоуправление учащихся возникло уже на рубе­же XIX — XX веков, но сегодня оно стало весьма примет­ным элементом педагогического процесса. В США само­управлением охвачена треть учеников колледжей. В За­падной Европе, после того как в 60-х годах оно получи­ло официальную поддержку, самоуправление также сде­лалось повсеместным.

В деятельности школьных советов поддержание дис­циплины и порядка в классах отодвинуто на задний план. Преимущественные направления ее состоят в во­влечении учеников в текущую жизнь школы, в широком представлении взглядов и интересов учащихся в системе самоуправления, в развитии навыков общения.

В Великобритании главная форма работы школьных сове­тов — их регулярные заседания (от одного раза в не­делю до одного раза в месяц). Экстраординарное собра­ние может быть созвано в любое время по просьбе не менее шести членов совета. Ученики привлекаются к со­ставлению вопросов для обсуждения. На заседаниях принимаются решения, исполнителями которых являют­ся администрация, преподаватели, члены совета, вклю­чая учащихся.

В ФРГ школьные советы (конференции) существуют с 1973 года. Сюда делегируют своих представителей со­веты учеников. Делегаты вправе высказывать мнения относительно планирования, содержания учебных заня­тий, различных вопросов внеучебной деятельности: вече­ров отдыха, экскурсий, издания газет, создания круж­ков, клубов, благотворительности, организации дискус­сий.

Но вернёмся к проблеме организации самоуправления на отечественной почве. При организации соуправления в школе возникает много проблем. Первая и, пожалуй, самая главная – зрелость и готовность педагогического коллектива к сотрудничеству с подопечными, готовность говорить с учащимися не свысока или снисходительно, а как с равными деловыми партнёрами по общему делу. При введении соуправления возникает и множество других проблем, которые требуют осторожного, деликатного решения. Вопрос в том, а готовы ли педагогические работники к этому? Ведь много проще и спокойнее самим педагогам оперативно решать все возникающие в школе проблемы.

Так что проблема школьного самоуправления/соуправления не только проблема школы, но и школьного законодательства, гражданского общества, если хотите. Законодатель должен не только чётко прописать статус, структуру, содержание, способы взаимодействия элементов самоуправления/соуправления, но и обязать соответствующие органы и должностных лиц заниматься этой проблемой, потому что она имеет, без всякого преувеличения, государственное значение.

Технологический прорыв, в котором так нуждается наше общество, невозможен без появления генерации людей воспитанных на иных, нежели нынешние, принципах организации взаимодействия друг с другом, т.е. на принципах гражданской взаимоответственности и самоорганизации. Именно школе в воспитании этой генерации отводится ведущая роль.

Схема школьного самоуправления/соуправления

Второй распространённой ошибкой энтузиастов организации соуправления является нетерпение, торопливость, желание немедленно видеть результаты своего труда. К сожалению, труд педагогов всегда имеет отстроченный во времени результат. И с этим следует смириться. Так что строить систему соуправления следует, избегая суеты, убеждаясь в том, что очередной шаг на этом пути оказался действенным и эффективным.

Третьей ошибкой, пожалуй, самой распространённой, является то, что организацией соуправления занимаются только те работники образовательного учреждения, которые делают это в силу своих должностных обязанностей. Выстроить эффективную и работающую систему соуправления в образовательном учреждении возможно лишь тогда, когда это станет общим делом, мобилизующей идеей всего школьного коллектива не на словах, а на деле, для всех воспитанников и сотрудников образовательного учреждения начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками. Если такое единство есть, то успех начинания обеспечен, и такое учреждение с полным основанием мы можем назвать образовательно-воспитательным.

Наблюдаемый кризис традиционной семьи всё более и более ослабляет её воспитательное воздействие и влияние на детей. Однако природа не терпит пустоты… Значит место семьи в процессе воспитания замещается иными воспитывающими субъектами: социальная среда (школа, дворовая кампания, улица…), телевидение, компьютеры, Интернет, мобильная связь. Безудержная гонка за прибылью любой ценой толкает частных владельцев факторов влияния на человека строить свой бизнес на пороке и низменных чувствах: так легче и дешевле завоевать потребителя их услуг. Таким образом, интересы частного капитала приходят в противоречие с интересами общества. Частный капитал в воспитательной сфере загоняет общество в нравственный тупик и распад: умирая, он тащит на тот свет и всё общество…

Школьный коллектив, решившийся на введение соуправления, неминуемо столкнётся ещё с одной серьёзнейшей проблемой, которую решить на школьном уровне невозможно. Это проблема времени. Время работы педагогических работников и учащихся лимитировано законами. Работать же на голом энтузиазме, без какой-либо гарантии на успех и хотя бы на моральное удовлетворение, охотников вряд ли найдётся. И вот тут-то и должна проявиться мудрость и дальновидность общества и государства. Для образовательных учреждений, работающих в режиме соуправления, законом должны быть предусмотрены определённые преференции, в том числе и материальные.

Как уже было сказано выше, закон о школьном самоуправлении/соуправлении ещё ждёт своего автора, а потому отчаянно смелые и дальновидные руководители образовательных учреждений самостоятельно пытаются сформировать и сформулировать пакет документов, регламентирующих деятельность органов школьного самоуправления/соуправления. При желании каждый ищущий может найти их в Интернете. Поэтому позвольте дать только несколько рекомендаций, основанных на личном небольшом опыте. Если кому-то они покажутся слишком незначительными и не стоящими внимания… Ну, извините: чем богаты. Просто хочу по возможности помочь хоть чем-то.

Возможные направления работы органов ученического самоуправления

и сфера их деятельности

В органе ученического самоуправления за каждым его членом закрепляется отдельное направление работы, которое он осуществляет, согласовывая и советуясь с куратором из педагогических работников школы. Члены школьного органа ученического самоуправления возглавляют комиссии соответствующих направлений работы. Желательно при этом избирать не менее двух активистов на каждое направление работы.

Учебное – (куратор – завуч школы)

В каждом классе выбираются (назначается классным коллективом) активисты, ведущий в классе эту работу. В его обязанности входит:

а/ участие в работе учебной комиссии школьного органа ученического самоуправления;

б/ доведение до классного коллектива решений школьной учебной комиссии и школьного органа ученического самоуправления;

в/ предоставление информации о положении дел в классе органам школьного ученического самоуправления;

г/ оказывать содействие классному руководителю в организации работы по повышению успеваемости в классе;

д/ проводить в классе рейды по проверке выполнения учащимися учебных обязанностей: выполнению домашних заданий, сохранности учебников и т.д.

е/ ведение Открытого экрана учёта успеваемости класса;

ж/предоставление регулярной информации о результатах своей работы школьным СМИ…

Дисциплины – (куратор руководитель образовательного учреждения)

В состав этой комиссии входят представители классных ученических коллективов (старосты, председатели классных советов, командиры классов и т.д.) В их обязанности входит:

а/ участие в работе дисциплинарной комиссии школьного органа ученического самоуправления;

б/ доведение до классного коллектива решений школьной дисциплинарной комиссии и школьного органа ученического самоуправления;

в/ предоставление информации о положении дел в классе органам школьного ученического самоуправления;

г/ оказывать содействие классному руководителю в организации дежурства в классе и по школе;

д/ ведение Открытого экрана учёта дежурства по классу;

е/ ведение Открытого экрана учёта соблюдения дрес-кода учащимися класса;

ж/предоставление регулярной информации о результатах своей работы школьным СМИ…

Направления работы школьного самоуправления каждое образовательное учреждение должно определять самостоятельно, в зависимости от ситуации внутри образовательного учреждения. Это могут быть следующие направления: учебное, дисциплины, санитарное, спортивное, шефское, трудовое, культурно-массовое и другие.

Читайте также: