Самооценка готовность к школе

Обновлено: 07.07.2024

Надежда Бодрова
Психологическая готовность к школе.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным.

Готовность к школе включает в себя три компонента:

1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.

2. Физиологическая готовность, т. е. функциональная зрелость подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.

3. Психологическая готовность.

Психологическая готовность к школе– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя :

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школе подразумевает

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных

Социально – личностная готовность

1. Достаточный набор знаний о себе самом;

2. Адекватная самооценка;

3. Коммуникативные навыки.

Что должен знать ребенок о себе самом:

Фамилию, имя, отчество;

Дату своего рождения, сколько лет ему сейчас;

Полное ФИО мамы, папы, где они работают;

Страна, в которой живем, город и домашний адрес

Самооценка– представление ребенка о самом себе.

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Ребенок к 7 годам должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, т. е. иметь адекватную самооценку.

Что нужно делать для развития адекватной самооценки?

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Хвалите конкретно.

Поощряйте в ребенке инициативу.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

Коммуникативная готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование удетей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений сдругими детьми, необходимы умения войти в детское общество,действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Итак, коммуникативная готовность включает в себя :

1. отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик, чувствовать разницу в общении с детьми и учителями. По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. Возрастная особенность первоклассников – это безусловный авторитет учителя. Не при каких обстоятельствах не обсуждайте плохих качеств учителя с ребенком и при нем.

2. отношения со сверстниками – умение общаться (слушать собеседника, эмоционально ему переживать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других детей; решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.

Как научиться общаться

1. Помогите ребенку усвоить некоторые правила общения:

Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.

Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять - защищайся.

Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.

Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.

Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.

Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.

Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.

Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.

Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить, чтобы все было справедливо. Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

3. Поощряйте общение с чужими взрослыми, когда вы приходите в поликлинику (он сам рассказывает врачу о том, что у него болит, в магазине с продавцом, на детской площадке. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

Мотивация– один из самых важных компонентов психологической готовности к школе. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Мотивационная готовность к школе включает :

позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,

развитие познавательных критериев, любознательности,

развитие желания ходить в школу.

Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

1. Социальные - основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");

2. Учебно-познавательные - интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;

3. Оценочные - стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки");

4. Позиционные - связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");

5. Внешние по отношению к школе и учению - ("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");

6. Игровые - неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями").

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.

Как помочь сформировать мотивацию

Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи.

Читайте вместе с ребенком книги о школе, смотрите фильмы, передачи о школе.

Рассказывайте о школьных порядках и правилах.

Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, т. е. произвольность.

Не бояться трудностей, решать их самостоятельно.

Проявлять усилия в случае возникновения препятствий.

Умение управлять своими эмоциями.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Что поможет развить волевые усилия?

Игры с правилами. Они учат дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать.

Приучайте детей к смене деятельности, режиму дня.

Введение дома каких то правил.

Постоянные посильные трудовые поручения.

!В развитие волевых усилий важен контроль!

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:

1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;

2. доверительно относится к нему;

3. создавать ситуации успеха;

4. поощрять за личные достижения;

5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.

Каждый ребенок индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Пусть ребёнок, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью.

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка, они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Психологическая готовность детей к школе Одним из значимых факторов индивидуальности определяющий характер ребенка и направленность личностного развития, является его половая принадлежность,.

Готовность к школе Готовность к школе Уже совсем скоро наступит первый для Вашего ребенка учебный год. Готовы ли Вы и Ваши дети к этому шагу, давай разберемся.

Готовность ребенка к школе консультация для родителей " Готовимся к школе: готовим ребенка, готовимся сами" Наши дети уже повзрослели, и через год они перейдут очередной.

Психологическая готовность детей 6–7 лет к обучению в школе (продолжение) Понятие произвольности поведения и особенности его становления у детей дошкольного возраста. Одно из важнейших качеств личности, которое.

Психологическая готовность к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению это достижение ребенком определенного уровня развития познавательных процессов, сформированность.

Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе 1 сентября! Нет равнодушных в этот день. Гордость в глазах малыша. Рядом с ними мамы, папы,.

влияние самооценки на успех в учебе

Но эта естественная для детей 6-7 лет завышенность самооценки имеет место быть в том случае если в семье положительный, комфортный для психики ребенка климат.

Если это не так, то самооценка у ребенка этого возраста может быть сильно занижена. Это связано с тем, что в оценке самого себя ребенок, как и раннем детстве, опирается на оценку его взрослыми

Что приводит к низкой детской самооценке.

1. Слишком много критики и нравоучений.

влияние самооценки на успех в учебе

Вечные одергивания и понукания делают ребенка затюканным, нерешительным. Он боится лишний раз что-нибудь сделать, вдруг это вызовет бурю негодования со стороны родителей. Он старается делать то, что ему велят и не делать ничего лишнего. Со временем он находит такие виды деятельности, которые реже подвергаются критике, и часто не всегда те, которые ему нравятся.

То есть ему нравится рисовать, но родители дают его рисункам полные критики замечания, зато не придираются когда он сидит с книжкой. И ребенок забивается где-нибудь в уголок и читает. Конечно чтение не плохое занятие и даже похвальная привычка, но, согласитесь, не в тех случаях, когда оно является для ребенка убежищем.

К чему приводит частая критика?

Она способствует развитию таких качеств как отсутствие инициативы, неуверенность в своих силах, неверие в успех, Привыкший к критике ребенок испытывает постоянное боязливое ожидание очередной ее порции , это как привыкший к тумакам человек, постоянно вжимает голову в плечи.

2. Предъявление к ребенку слишком завышенных требований .

влияние самооценки на успех в учебе

Всем родителям хочется иметь талантливого и одаренного ребенка. И многие такое желание воспринимают как свою личную задачу. Они решают развивать в малыше все то, что в их детстве родители не развили в них самих.

Или это менее амбициозные родители, которые столкнулись с тем фактом, что в теперешних школах, первоклассник уже загодя должен уметь читать 50 слов в минуту, писать буквы. Начиная усиленную дрессуру необходимых качеств, родители сталкиваются с нормальными проявлениями детской психологии (недолгая концентрация внимания, несовершенная моторика руки, неусидчивость и др.). И они начинают требовать от ребенка того, что в этом возрасте природой не предусмотрено.

Ребенок видит свое несоответствие требованиям взрослого он убеждается в своей неспособности ровно писать, гладко читать. Он видит, что как бы он не старался, у него все равно ничего не получается, родители по-прежнему чем-то не довольны. В школе страх получить такое же недовольство учителя, страх плохой отметки парализует способность мыслить, вникать в объяснение преподавателя. Когда он отвечает на вопрос учителя, его голос неуверен и тих, учитель чтобы расслышать его подходит поближе и это еще больше парализует бедного малыша. Он запинается, сбивается с мысли, может вообще замолчать. Даже самые талантливые дети при таком родительском подходе могут долго оставаться в списке отстающих в учебе.

3. Заниженная оценка со стороны родителей, неверие в способности своего ребенка .

4. Безразличие родителей.

влияние самооценки на успех в учебе

Есть родители, которые мало интересуются жизнью и внутренним миром своего ребенка. Дети таких родителей предоставлены самим себе. И эта нерегулируемая свобода вытекает не из-за высокого уровня доверия со стороны родителей, а из-за элементарного безразличия к своему ребенку. Он им просто неинтересен. Вероятно, у них другие жизненные приоритеты. А ребенок растет как трава.

Он видит, как в других семьях родители целуют, обнимают своих детей, играют с ними, занимаются. Он чувствует себя обделенным и ущербным. Видимо, с ним что-то не так, раз родители его не любит – вот, к какому выводу приходит позабытый, позаброшенный ребенок. Наверное, он не такой умный, не такой красивый, не такой хороший, как другие.

Итог таких умозаключений – заниженная самооценка.

Причины неадекватно завышенной самооценки.

влияние самооценки на успех в учебе

1. Привычка родителей хвалить ребенка независимо от его поведения.

Это когда вы хвалите ребенка не за что-то конкретное, а вообще.

2. Отсутствие критики вообще как таковой.

3. Излишнее любование своим малышем, переоценка его способностей.

В дом приходят гости, и родительница взахлеб рассказывает о достижениях своего чада, показывает рисунки маленького гения, просит рассказать стишок. Гости согласно кивают: ай да молодец.

Ребенок, слыша такие хвалебные речи, будет ждать подобной оценки и от учителя.

Задача родителей – подвести уровень самооценки как можно ближе к середине

То есть сформировать у ребенка АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ.


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Цель: выявить взаимосвязь самооценки и социальной готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-социальную литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностические методики и сформировать выборку испытуемых.
3. Исследовать уровни самооценки и социальную готовность к обучению в школе.
4. Установить взаимосвязь самооценки и социальной готовности к обучению в школе.
5. Разработать рекомендации по исследованной проблеме.

Содержание работы

Аннотация………………………………………………………………. 3
Введение…………………………………………………………………. 5
Глава 1. Особенности формирования самооценки и социальной готовности детей к обучению в школе.
1.1. Формирование самооценки в дошкольном возрасте…………. 8
1.2. Личностная готовность к школе, зона ближайшего развития…………. 14
1.3. Роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………………………. 20
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социальной готовности к обучению.
2.1 Задачи, методы и организация исследования…………………..…. 30
2.2 Исследование самооценки…………………………………………. 32
2.3 Исследование социальной готовности к обучению в школе………. 39
Выводы……………………………………………………………………. 55
Заключение………………………………………………………………. 58
Рекомендации……………………………………………………………. 56
Литература………………………………………………………………..……. 60

Содержимое работы - 1 файл

Шинкоренко.doc

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ

ИМЕНИ А. М. ШИРОКОВА

Факультет социальных технологий

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Специальность: Социальная работа

К защите допущена:

_____________________ В. М. Ростовцева

Тема: Взаимосвязь самооценки и социальной готовности к обучению детей дошкольного возраста.

Студентка: Шинкаренко Светлана

Курс 5, группа СР-21

Научный руководитель: Димова Нина Ивановна

Минск, 2007 г.

Общая характеристика работы

Актуальность: в последние годы идут дискуссии по поводу психолого-социальной готовности детей к обучению в школе. Одни считают, что ребенок готов к школе в 6 лет, другие, что в семь. По этой тематике написано много книг, высказано много мнений, но проблема тревожности и неврозов у детей остается открытой. С каждым годом растет количество детей с неврозами, повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, снижается уровень эмоционального комфорта и мы, думаем, что это связано с социальной готовностью детей к обучению в школе. Поэтому мы решили рассмотреть взаимосвязь самооценки и социальной готовности детей к школе.

Цель: выявить взаимосвязь самооценки и социальной готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-социальную литературу по данной проблеме.
  2. Подобрать диагностические методики и сформировать выборку испытуемых.
  3. Исследовать уровни самооценки и социальную готовность к обучению в школе.
  4. Установить взаимосвязь самооценки и социальной готовности к обучению в школе.
  5. Разработать рекомендации по исследованной проблеме.

Объект исследования: самооценка и социализация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Взаимосвязь самооценки и социальной готовности к школьному обучению.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и социальной готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературных источников по изучаемой проблеме;
  2. Наблюдение;
  3. Тестирование:

1) Методика социальной готовности к школе. [21; C.107-109]

Новизна исследования: предпринята очередная попытка выявления взаимосвязи самооценки на формирование социальной готовности детей к обучению в школе.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы практическим психологом и педагогом для коррекции уровня самооценки социальной готовности к обучению в школе у дошкольников, что поможет улучшить адаптацию к школьному обучению, а также повысить успеваемость в процессе обучения.

Ключевые понятия: социальная готовность, психологическая готовность, критический период, мотивация, самоконтроль, самооценка, зона ближайшего развития, адекватная самооценка, уровень притязаний, ролевая игра, игровая деятельность, социальный мотив, учёба.

Структура курсовой работы: объем курсовой работы составляет 64 страницы. В курсовой работе содержится 7 диаграмм, 16 таблиц и 2 приложения. При написании данной курсовой работы было использовано 49 литературных источников.

Содержание:

Глава 1. Особенности формирования самооценки и социальной готовности детей к обучению в школе.

1.1. Формирование самооценки в дошкольном возрасте…………. . 8

1.2. Личностная готовность к школе, зона ближайшего развития…………. 14

1.3. Роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………… ……………. 20

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социальной готовности к обучению.

2.1 Задачи, методы и организация исследования…………………..…. . 30

2.2 Исследование самооценки…………………………………………. . 32

2.3 Исследование социальной готовности к обучению в школе………. 39

Приложения. . . . 63

Приложение 1. . . . 63

Приложение 2. . . . 64

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

В переходный к школе период возрастает субъективная значимость для ребенка широкого социального окружения, он осознает себя уже членом общества и оценивает свое место в нем.

Его все чаще не удовлетворяет взаимодействие лишь с близкими, окружающими – общение с взрослыми вне детского сада становится важным для него. При этом интеллектуальная сфера личности ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его.

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.

Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей и их развития [24; C.13].

В мировой педагогической практике накоплен большой опыт обучения с 6 лет и даже с более раннего возраста. Начиная с 1981/82 учебного года обучение с 6 лет введено повсеместно, так что сейчас большинство детей поступает в школу в этом возрасте.

А поскольку программу начальной школы нельзя было упрощать, то было решено опять продлить срок обучения в начальной школе до 4 лет, но теперь уже за счет более раннего начала обучения в школе. При этом были проигнорированы данные детской психологии о возрастных особенностях детей шестилетнего возраста. В результате ─ многочисленные проблемы, связанные с обучением шестилеток. С другой стороны, дети семилетнего возраста, обучавшиеся по трехлетней программе 1-3, нормально усваивали необходимый объем знаний при условии, что они были готовы к школьному обучению. [24; C.12].

Таким образом, даже дополнительный год учебы с 6 до 7 лет мало, что дает ученику, если он не готов к школе. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность). В этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями. Значит, дело не в том, чтобы механически растянуть объем преподаваемого материала, а в том, чтобы учащийся мог эффективно усвоить предлагаемые ему знания.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней. [13; С.6-7].

Глава 1. Социальная готовность детей к обучению в школе.

1.1. Формирование самооценки в дошкольном возрасте

Становление личности, психическое развитие ребенка в целом тесно связано с самосознанием, самооценкой как важной формой его проявления. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Она является центральным новообразованием дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) ребенок становится все более самостоятельным и независимым. Расширяются его взаимоотношения с окружающими. Это дает повод для все более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих собственных, так и окружающих[21;С.20].

В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный характер. Эти периоды имеют достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

Читайте также: