Самообразование учащихся в школьной библиотеке с применением информационных ресурсов

Обновлено: 02.07.2024

образова тельной с реды шк олы в соотв етствии с К онцепции мо дернизации российск ог о образов ания .

Как ресурс самообразования, о сновную зада ч у би б лиотек а О У видит в развитии мотива ции у чащихся

шк олы, а вот на учить ребёнка с амо сто ятельно ориенти рова ться в пот ок е знаний – о дна из о сновных

информ ационной ку льт уре, з де сь прох одя т библио те чные у роки, массовые ме роприятия, он не про сто

выполняет фу нкцию сопрово ждения образова тельн ог о проц есса, но и са м является образова тельн ой

общеку льту рног о уровня, п о различным направ лениям. Они не тольк о привлека ют внимание чита телей

библ иотек е организов ана эффективная систем а ка т алогов и кар то тек. Она выго дно раскрывае т фонд, ее

самообразования. С 2005 го да в библио тек е ве дет ся электронный к а талог учебной, ху дожественной

ка т алог со четает в себе фу нкции алфавитно го и система тич еск ог о ка т алога, поиск ли тера ту ры може т

ос у ще ствляться по полям: ав тор, назв ание, клю чевое слово, основна я ру брика , предмет и т .д. К базам

зна чимой информ ации. Шк о льная библиотек а как соци альный институ т може т р азвива ть ся тольк о в

то м случае, если ее дея тельно сть соответств у ет социальным ожиданием и у довлетворяет соц иальным

предв арительная работа (анке тирование) по анализу со сто яния инфор мационной ку ль ту ры у чащихся,

Ма териалы по а нкетиров анию система тиз ированы в отдельной мето диче ск ой па пке, он и по могаю т

межбиб лио теч ный абонемент), для по дго товки внеклассных мероприятий , для участия в ви кт оринах,

воспит ание, краеве дче ск ое воспит ание, па триотическ ое воспи тание, с емейное во спитани е, в помощь

про ду кция, г де собраны н аиболее полезные и к онкретные со веты из книг и периодических и зда ний.

эле ктронных презент аций, к оторые вы можете видеть на эк ране к о мпью тера. Созданы они совместно с

интере са к чтению, стиму лируют чита тельскую актив но сть, создаю тся они т акже с по мощью де тей.

Организация: МОУ Никитская СОШ

Населенный пункт: Московская область, с.Никитское

«Существует два вида знаний:

либо знания о предмете как таковом,

либо знания о том, где найти

Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно. Ежедневно на каждого из нас обрушивается информационный поток, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Словами академика С.И. Вавилова “. современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”.

Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Можно “загрузиться” и “перезагрузиться” информацией. Однако лишь широкое современное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, толково воспользоваться информацией и превратить ее в знание. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни учащемуся, ни ученому, ни специалисту.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов; развитие информационной грамотности.

Развитие информационной грамотности у школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотечного дела не только в России, но и в международном сообществе. Информационная грамотность – это не только умение искать информацию, но и в принципе одна из важнейших составляющих умения учиться.

Информационная грамотность – это составная часть информационной культуры личности. Более того – основная составляющая.

Определений понятия информационная грамотность тоже немало. Наиболее точным и полным представляется определение, выработанное Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

· найти информацию, соответствующую данной теме;

· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

· сформировать собственное отношение к этой информации;

· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

· оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;

· доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение;

Как мы видим, важнейшими умениями, которым необходимо учить ребят в процессе развития информационной грамотности Браун называет формирование собственного мнения, самооценку и осознание того, что информационная грамотность – это не просто очередной урок в ряду других, а умение, необходимое для жизни. Иными словами, развитие информационной грамотности прежде всего должно быть направлено на умение обдумывать, интерпретировать и применять информацию, а не просто на получение какого-то набора сведений. Именно поэтому грамотные педагоги и библиотекари говорят о том, что развитие информационной грамотности – это развитие умения учиться.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Уникальные возможности для этого представляет школьная библиотека, одной из ведущих задач которой является формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке, библиотечные уроки.

В арсенале средств, при формировании информационной грамотности учащихся, особое место занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском, расширяющие кругозор, воспитывающие чувство ответственности в команде. Таковыми являются викторины, конкурсы, КВН, деловые игры.

К сожалению, несмотря на то, что в педагогике накоплен опыт по формированию общеучебных умений и навыков, таких как умение учащегося самостоятельно подготовить доклад, реферат, конспект, т.е. осуществлять деятельность, связанную с переработкой информации, на сегодняшний день констатируется низкий уровень информационной культуры учащихся:

  • на уровне мировоззрения подростки сами не осознают своей некомпетентности в этой сфере, не понимают ценности умения работать с информацией,
  • на уровне информационной грамотности – испытывают затруднения в процессе переработки информации,
  • на уровне библиотечно – библиографической грамотности – затруднения в поиске необходимых источников информации,
  • на уровне ИКТ – затруднения в формулировке запроса и оценки достоверности информации.

Как показывает практика поисковых викторин, у многих ребят проблемы с элементарным чтением, много ошибок при чтении фамилий, терминов. Многие не вчитываются в смысл вопроса и, отвечая на вопрос о кораблях, берут с выставки книгу о космонавтике.

Именно школьная библиотека – один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. В современных условиях образование ориентируется не столько на полноту сообщаемых сведений, сколько на умение добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Это требует от обучающихся умений осуществлять сбор, накопление, обработку, хранение, передачу информации и использование информационно-коммуникационных технологий на базе разнообразных средств информационного обмена. Мотивация к получению информации возникает у каждого человека, проживающего в социуме. Таковы законы общества. Человек, не владеющий информацией, теряется в современном мире. Сегодня пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе.

Таким образом, осуществить поставленные ФГОС ООО цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

2. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и ОУ [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 280 с.: ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 1–2).

Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.

В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.

Это выводит на первый план такие задачи, как:

- накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;

- ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;

- помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;

- систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;

- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.

Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельности школьных библиотек:

- расширение информационного пространства библиотеки;

- автоматизация библиотечных процессов;

- использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.

В свою очередь, эти направления включают уровни, на основе которых можно составить таксономию внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек:

- расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам;

- внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем;

- накопление и организация электронных ресурсов;

- создание собственных цифровых ресурсов;

- использование технологий для продвижения книги и чтения;

- интеграция библиотечных продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы.

Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам.

Одной из задач учебной библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет - ресурсов для его использования как в режиме online, так и в режиме локального доступа. Сегодня все большее количество библиотек предоставляют доступ к электронным ресурсам, как локальным, так и ресурсам сети Интернет.

Особую важность имеет проблема использования Интернет-ресурсов школьниками. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе, для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов, таких как:

- мультимедиа, аудио и видеоматериалы;

- учебные компьютерные программы;

- тестовые задания и т.д.

Использование информационных технологий в педагогической деятельности библиотекаря

Традиционно школьные библиотеки содействуют воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения, через разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы.

Существует множество сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности. Перечислим некоторые из них:

- компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и проч.;

- презентационные программы для создания портфолио, презентаций;

- вики-сервисы для создания сборников, сайтов;

- блоги для создания дискуссий, обсуждений, рекомендаций;

- социальные медиасервисы для повышения мотивации учебной деятельности;

Сетевые сервисы

Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками являются сетевые интерактивные технологии, которые развиваются на принципах доступности, открытости, интерактивности, взаимодействия и позволяют пользователю реализовать свой творческий и социальный потенциал.

Вики-технологии можно использовать:

- для создания банков учебных материалов;

- в качестве платформы для организации библиотечных уроков;

- создания коллективных исследовательских проектов школьников;

- для проектов по поощрению чтения (например, сборники литературных работ школьников, литературные веб-сайты и пр.);

- в качестве интерактивной доски;

- в качестве дискуссионной платформы и др.

Выделяют следующие способы использования вики в педагогической практике:

- представление, расширение и аннотирование учебных материалов.

- совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками.

- коллективное создание творческих работ — сказок, стихотворений, эссе.

Наиболее популярным программным обеспечением является МедиаВики. В частности, работа Википедии, свободной энциклопедии, основана на этом программном механизме. К неудобствам можно отнести то, что программное обеспечение надо обязательно загружать и устанавливать на своем компьютере.

Между тем, сегодня существует довольно много вики - сервисов, которые можно использовать прямо на сервере предоставляющей их компании. Все, что нужно – это доступ в Интернет и браузер. Приведем только несколько сервисов, удобных для создания образовательных проектов:

Использование сетевых интерактивных технологий для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, потому что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки информационной грамотности, а также навыки групповой работы и сотрудничества.

Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов.

Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на новый уровень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, призванным накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого, функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.

В условиях цифрового мира, информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.
Это выводит на первый план такие задачи, как:
- накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;
- ведение информационно-поисковых систем и библиографических бах данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;
- создание и наполнение баз данных по методике и образованию;
- помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;
- систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.
Исходя из этого, можно выделить три главных направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:
- расширение информационного пространства библиотеки;
- автоматизация библиотечных процессов;
- использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.
В свою очередь, эти направления включают уровни, на основе которых можно составить таксономию внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек:
- расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам;
- внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем;
- накопление и организация электронных ресурсов;
- создание собственных цифровых ресурсов;
- создание сайтов/электронных библиотек;
- использование технологий для продвижения книги и чтения;
- формирование информационной грамотности (обучение с помощью технологий);
- интеграция библиотечных продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы.

Рассмотрим эти направления с точки зрения обычного школьного библиотекаря. Информационное наполнение образовательного пространства школы – это накопление и организация электронных ресурсов, не только формирование фондов мультимедиа материалов, которое зависит от поступлений, но и поиск, сбор, оценка, систематизация интернет-ресурсов для их использования в режимах on-line и локального доступа. Автоматизации библиотечных процессов - это внедрение АИБС и включение библиотекаря в процесс освоения компьютера. В результате библиотека должна создать собственные информационные продукты: электронные каталоги, картотеки, библиографические указатели литературы, списки новых поступлений и т.п.

Информационно-коммуникационные технологии находят применение во всех мероприятиях библиотеки, начиная с момента подготовки, до подведения итогов и оценки результатов. Так сам библиотекарь обращается к электронным библиотекам и базам данных в процессе отбора материала, разработки сценария, поиска новых форм работы. Неоценимую помощь получает библиотекарь в ходе рекламной компании и оформления мероприятий. Привлечь современного ребенка к чтению можно только активно воздействуя на его зрительное восприятие. Отсюда обилие пригласительных билетов, плакатов, закладок, объявлений, списков литературы, создаваемых для привлечения внимания к деятельности библиотекаря. Эти формы наглядной агитации сегодня изготавливаются на компьютере, что дает существенное разнообразие форм и простоту в их изготовлении. Наличие одного компьютера в библиотеке не дает возможности использовать большое количество сервисов, рассчитанных на групповую работу. Однако, библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности некоторые из них: компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и прочего, презентационные программы для создания портфолио, презентаций, киностудии, интерактивные карты и т. д. Наличие техники и владение ИКТ позволяет библиотеке внедрить в работу такие виды массовых мероприятий как интеллектуальные игры, квест-проекты, виртуальные экскурсии и путешествия, телепрограммы. В данных формах работы видеоряд, презентация, фильм являются основой, вокруг которой строится мероприятие. Хорошо вписываются в библиотечные мероприятия интерактивные викторины для начальной школы, когда в виде вопроса используются кадры фильма, мультфильма, музыкальные фрагменты, произведения живописи, фрагменты сказок и т.д..

ИКТ позволяют также активизировать и разнообразить занятия курса внеурочной деятельности педагога-библиотекаря. В ходе занятий появляется возможность демонстрации фрагментов мультфильмов, кинофильмов, использования аудио-записей книг и музыкальных произведений. Библиотекарь может показать и рассказать о книге, которой в библиотеке нет, указав пути доступа к произведению. Так библиотекарь расширяет читательский кругозор, привлекает ребенка к чтению и направляет на безопасные для него ресурсы.

Благодаря ИКТ есть возможность создания собственных сайтов и блогов библиотеки и библиотекаря, которые предлагают информацию о библиотеке, ссылки на интересные и полезные ресурсы, помощь в работе с информацией и т.п.

Для самого библиотекаря ИКТ стали окном в мир профессионального сообщества. Они дали возможность одиночке влиться в сообщество школьных библиотекарей в интернет-пространстве, поделиться своим опытом, принять участие в конкурсах и проектах в режиме удаленного доступа, найти новые формы работы и новых друзей и единомышленников.

Использование сетевых интерактивных технологий для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, потому что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки информационной грамотности, а также навыки групповой работы и сотрудничества.

К преимуществам использования технологий в образовательном процессе относят: повышение эффективности обучения и влияние на повышение учебных достижений, активизацию учебного процесса, повышение мотивации школьников по сравнению с традиционным учебным окружением, возможность реализовать творческий потенциал школьников с учетом индивидуальных особенностей школьников, формирование коммуникативных навыков, культуры общения школьников, навыков совместной работы. Естественно, при использовании детьми ИКТ следует помнить о гигиене пользования услугами Интернет.

Использование ИКТ меняет имидж библиотеки с хранилища книг и документов на бумажных носителях на современный, соответствующий реалиям образовательного процесса. В современной библиотеке книга и информация используются во всех формах их существования, не зависимо от носителя и формы доступа. Библиотека становится адекватной современному цифровому миру и запросам образовательного процесса.

Следовательно, необходимым условием формирования качественного современного образования становится библиотека общеобразовательного учреждения – ресурсный, информационный, культурный, и досуговый. Библиотека входит в виртуальное пространство, её функции значительно расширяются:

- интеграция деятельности с библиотеками и другими социально-культурными и образовательными учреждениями,

- формирование собственных коллекций электронных ресурсов,

- он-лайн обучение и творчество, наставничество, поддержка самостоятельных исследований учащихся.

Формируемые при участии школьной библиотеки метапредметные компетентности учащихся в технически и информационно насыщенной среде будут способствовать целям опережающего развития, сформулированным в стратегии развития образования.

Читайте также: