Самообразование дидактические игры в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах

внедрения дидактических игр в современные технологии.

- составить план работы по данной теме;

- научить детей различать основные цвета;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- подготовить картотеку дидактических игр.

Актуальность выбранной темы.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

План работы по теме

№ Содержание работы Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. В течении года

4. Изучение статей в журналах:

1. Изучение методики и технологий педагогов в Интернете В течении года

2. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов. Сентябрь-декабрь

3. Разработка перспективного плана работы по теме Ноябрь

5. Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка" Октябрь-Январь

7. Картотека дидактических игр направленных на формирование элементарных математических представлений В течение года

9. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности). Май

10. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. Май

Работа с родителями

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Январь

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Катайгинская СОШ

Программа самообразования

учителя начальных классов

Сухановой Елены Владимировны

Перечень вопросов по самообразованию………………………………

Источники самообразования…………………………………………….

Этапы реализации программы………………………………………….

Направления самообразования………………………………………….

План мероприятий по реализации программы профессионального самообразования…………………………………………………………….

Оценка эффективности программы………………………………………

Индивидуальная карта учителя. В ней представлены личные данные: указаны ФИО педагога, дата рождения, образование, специальность по диплому, место работы, занимаемая должность, дата назначения на должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория дата её присвоения.

Индивидуальная карта учителя.

ФИО : Суханова Елена Владимировна

Дата рождения: 1979

Образование: основное образование - высшее (2001г.): ТГУ Филологический факультет

Получила право на ведение профессиональной деятельности в сфере преподавания в начальных классах.

Место работы: МБОУ Катайгинская СОШ

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Стаж работы: с 2013г

Педагогический стаж:

Квалификационная категория: отсутствует

Программа самообразования

Сухановой Елены Владимировны

1. Пояснительная записка

В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, то есть применением педагогической технологии.

Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.

2. Актуальность.

Так как моя педагогическая деятельность в начальных классах находится только на начальном этапе, для меня актуален вопрос поиска новых технологий, которые были бы эффективны, давали наибольшие результаты в работе с детьми на уроках. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять .

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получаем ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры .

Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но, в то же время, содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.

С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.

Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.

В связи с этим мне важно изучить теоретические основы дидактических игр, их влияние на повышение интереса к предметам, на формирование УУД у учащихся в начальных классах, разработать собственную методику их применения на уроках.

3. Цель: Способствовать формированию УУД через внедрение дидактических игр на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС.

Изучить теоретические основы дидактических игр, влияющих на повышение интереса к русскому языку; математике, окружающему миру.

Проанализировать опыт передовых педагогов, использующих в своей практике дидактические игры, влияющие на повышение интереса к русскому языку; математике, окружающему миру и о пределить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Разработать серию конспектов, учебных, дидактических материалов с использованием дидактических игр как средства повышения интереса к предметам в начальных классах .

П оказать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий с целью формирования УУД.

Использовать внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

Стремится к повышению качества проведения учебных занятий на основе внедрения игровых технологий.

6. Перечень вопросов по самообразованию.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.

Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся.

Продолжать изучение педагогического опыта других преподавателей.

Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

7. Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

Ресурсы сети Интернет.

Медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

8. Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, сотрудничество с педагогом-наставником; персональный сайт учителя.

Групповая – через участие в деятельности школьного и муниципального методических объединений учителей начальных классов, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Форма отчёта по проделанной работе: Выступление на заседаниях ШМО и педсовете.

9. Этапы реализации программы

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4. Прохождение курсов повышения квалификации учителя.

5.Изучение методической, педагогической и психологической литературы по теме самообразования.

-Диагностика уровня развития мышления, памяти, творческой активности учащихся.

1. Выступление с отчетом по итогам реализации прогностического этапа на заседаниях МО учителей начальных классов.

2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

3.Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

- Поиск необходимой информации по теме через изучение психолого-педагогической литературы, ресурсов сети Интернет.

-Итоговое заседание МО учителей начальных классов (май)

1. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

2. Разработка уроков русского языка с использованием дидактических игр.

3. Апробация разработанных уроков на практике.

- Проведение открытых уроков на школьном, муниципальном уровне.

-Посещение уроков коллег.

-Посещение семинаров, организованных для учителей начальных классов.

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов

2.Оформление результатов работы.

-Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.

-Участие и достижение результатов в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

-Консультативная помощь учителям и учащимся.
- Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне.

10. Направления самообразования

направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Систематически знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предметов: русский язык, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство в начальных классах.

Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству.

Изучать литературу по предметам и методике их преподавания.

Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.

Принимать активное участие в работе школьного методического объединения учителей начальных классов.

Принимать участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, фестивалях различных уровней.

Проводить открытые уроки.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Организовывать кружковую и внеклассную деятельность.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Совершенствовать знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Изучать современные психологические методы.

Изучение и внедрение в практику своей работы материал по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе.

Знакомиться с игровыми технологиями, формами, методами и приемами обучения

Изучать научно-методическую и учебную литературу по теме.

Изучать опыт коллег по организации уроков с применением дидактических игр.

Разрабатывать рабочие программы учителя начальных классов по предметам.

Разрабатывать уроки, внеклассные мероприятия с использованием игровых технологий.

Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для учащихся начальных классов.

Разработка комплекта заданий для проведения школьной олимпиады (1-4 классы) по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству.

Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет.

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы.

Обзор в Интернете информации по русскому языку, психологии, педагогике, педагогическим технологиям.

Изучать информационно -компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий.

Размещение методических разработок на педагогических сайтах.

Применение ЦОР и ФЦИОР на уроках в начальных классах.

Привлечение учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности.

Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах.

11. План мероприятий по реализации программы профессионального самообразования.

12. Ожидаемые результаты самообразования:

повышение качества преподавания;

повышение качества обучения и обогащение словарного запаса учащихся;

разработка и апробирование уроков, создание электронного комплекта педагогических разработок;

создание методических рекомендаций по применению игровой технологии на уроках в начальной школе;

15 января 2008 г.

Дидактическая игра как один из компонентов
личностно-ориентированного урока в начальных классах.

1.1. Личностно-ориентированный урок в начальной школе.

1.2. Дидактическая игра как компонент личностно-ориентированного урока в начальной школе.

1.3. Группы дидактических игр.

Использование дидактических игр в учебном процессе.

2.1. Цели применения дидактических игр.

2.2. Применение дидактических игр на примере обучения в начальной школе.

Актуальность исследования. С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой - указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры, таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

На сегодняшний день фундаментальные работы по философии образования и методологии психолого-педагогической науки (А.Н.Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, П.Г. Щедровицкий, И.С. Якиманская и многие другие) связаны с вопросами структуры процесса обучения и создания концепции развития человека, логично и разумно сочетающейся с организацией обучения.


Психолого-педагогические исследования, активно направленные на учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, получили свое развитие в концепциях саморазвития личности, представленных А.Г. Асмоловым, А.Н. Леонтьевым, В.В. Сериковым и др., развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), на инновациях в образовании (М.В. Кларин, Ю.Г. Круглов, А.Я. Наин, Н.Д. Никандров, В.А.Сластенин).

Свободное развитие личности - вопрос, волновавший умы просветителей в разные века. Особенности игрового обучения, описанные Ж.Пиаже, Л.С. Выготским, С.Г. Якобсоном в трудах, посвященных психофизиологическим и возрастным особенностям школьного детства, послужили опорой для развития речи, логики и разума ребенка, стали основой результативности обучения.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г. Марц, Н.П. Булатов и др.

Игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.) являясь тем самым их общей воспитательной целью.

Игровое обучение - важнейший фактор сегодняшней начальной школы, определяющий вектор гуманизации начальной школы в целом.

Гипотеза исследования – при обучении младших школьников дидактическая игра служит одним из компонентов
личностно-ориентированного урока, который способствует формированию у детей развитие самостоятельной творческой личности.

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры на личностно-ориентированных уроках в начальных классах.

Объектом исследования данной работы являются младшие школьники.

Предмет исследования заключается в обучении детей с помощью дидактической игры.

1. Выявить основные свойства дидактической игры и выявить ее роль в личностно-ориентированном уроке.

2.Рассмотреть основные типы дидактических игр, их особенности и основные характеристики.

3. Исследовать основные условия эффективности игры как средства воспитания всесторонне развитой личности.

4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения .

5. Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические игры .

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;

2. Логика, последовательность компонентов;

3. Методы, приёмы, действия, операции;

4. Гарантия результата.

Маленький ребёнок обладает целостным миропредставлением и своеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным.

Когда он попадает в школу целостный мир в его сознании распадается на множество фактов, понятий, законов. Чтобы понять учеников, найти к ним подход. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нём в игре.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

Творческий отчёт "Применение игровых технологий в начальных классах".

В обучении и воспитании учащихся предпочтение отдаётся тем современным педтехнологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.

Чаще других инновационных методов используют здоровьесберегающие, интерактивные, проектные технологии, научно-исследовательскую деятельность. Все перечисленные методы применяют и на уроках, и во внеклассной деятельности, обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности.

При работе с детьми начальных классов существует своя особая специфика. Каждый учитель начальных классов старается построить урок так, чтобы детям было интересно и эмоционально комфортно.

Я несколько лет изучаю и применяю игровые методы обучения М.Новика, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского и др. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определённые роли, относятся к игровым. Плановое применение игровых методов принято называть игровыми технологиями.

Известно, что если ребёнок заинтересован работой, положительно, эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребёнка, развивают его внимание, память.

В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число грамматических заданий и арифметических действий, тренируется в счёте, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления. Применяю как ролевые и имитационные игры, так и дидактические. В ролевых и имитационных играх ребёнок осуществляет мечты, которые ему не по силам в реальной жизни: управляет автомобилем, лечит людей, плывёт на лодке, выручает друга, спасает животных и т. д.

Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребёнка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в изменённых условиях, в новой ситуации. Всё это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр.

Приведу ряд дидактических игр, которые я использую или использовала на уроках математики.

Дидактическая цель: закрепление знания таблицы умножения.

Детям раздаются ракеты из цветного картона, на которых записаны примеры на табличное умножение и деление. Решивший выставляет свою ракету на доску. Чья ракета стоит первой, тот лучший космонавт.

Дидактическая цель: совершенствование навыков решения уравнений.

Дети делятся на 2 команды и получают карточки - мячи с уравнениями. На доске нарисованы ворота обеих команд. Выигрывает та команда, которая забьёт больше голов.

Дидактическая цель: уточнение представлений о величине предметов, нахождение сходства предметов по признаку величины.

В руках у учителя мяч. Он бросает его ученику и говорит слово.

Например: длинный. Ребёнок называет предметы: дорога, лента, верёвка, поезд и т.д.

Дидактическая цель: закрепление знания некоторых математических формул.

Дидактическая цель: раскрытие понятия переместительного закона сложения.

На картонный круг ставятся различные игрушки-зверюшки. Дети считают их количество. Учитель меняет местами зверюшек. Дети делают вывод, что их количество не меняется. Затем можно посадить по несколько одинаковых зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок. Покатав зверюшек, учитель останавливает круг так, чтобы детям были видны уже 2 белки и 3 зайца. Дети составляют пару примеров на сложение: 3+2=5 2+3=5

И так можно проделать несколько раз с другим числом и другим составом зверюшек.

Дидактическая цель зависит от вида заданий.

На доске записаны примеры, и дети по очереди быстро их решают. Чтобы ручеёк журчал, нельзя останавливаться. Если кто-то не может решить, ему помогает следующий.

Дидактическая цель: развитие навыков устного счёта примеров на разные действия.

На доске записаны примеры в несколько действий и прикреплены кораблики с ответами (наугад). Учащиеся приставляют кораблики к тому примеру, который соответствует ответу.

Все дидактические игры, которые используются на уроках (или когда-то использовались) перечислить просто невозможно.

Физминутки и психологические паузы у нас проходят тоже в игровой форме. Вот несколько из них.

И хотелось бы дать несколько советов молодым учителям. Игры на уроках нужно использовать в меру. Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра, - собственное учебное задание.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром.

Содержимое публикации

Муниципальное образование городского округа “Инта”

Индивидуальная программа самообразования

Кузнецовой Олеси Витальевны

тема самообразования

«Дидактическая игра как средство развития

Инта 2019 год

Пояснительная записка.

Самообразование– целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически осваиваю курсы повышения квалификации по предмету, повышаю свой профессионализм по индивидуальной программе самообразования.

Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

Игра – один из тех видов детской деятельности,

которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.

Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Актуальность. Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Цель: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.

Задачи:

познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

создать картотеку дидактических игр.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия:

Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

• в систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры, что игра позволяет:

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Формировать связную речь;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу вела по трем направлениям:

Создание предметно - развивающей среды в группе;

Работа с детьми;

Работа с родителями.

1 направление:

За период сентябрь 2018 – май 2019 года мною были подготовлены игровые пособия:

Читайте также: