Самоанализ развивающей предметно пространственной среды в доу

Обновлено: 05.07.2024

Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества.

Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО , вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на следующие нормативно–правовые документы :

Учитывались следующие требования :

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  3. Насыщенность среды , в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  4. Трансформируемость пространства;
  5. Полифункциональность материалов;
  6. Вариативность среды ;
  7. Доступность среды ;
  8. Безопасность среды .

Музыкальная зал – среда эстетического развития , место постоянного общения ребёнка с музыкой. Яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Для развития детского творчества имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры. Наличие мультимедийного оборудования (интерактивная доска, ноутбук, телевизор, музыкальный центр) дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Приоритетным направлением нашего детского сада на протяжении многих лет является физкультурно-спортивное направление. Для его реализации оборудован физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.

Физкультурный зал оснащен современным спортивным оборудованием : шведские стенки, мягкие модули для полосы препятствий, дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки, ребристые коррекционные дорожки для хождения, сухие бассейны, скамьи разной высоты, пособия для общеразвивающих упражнений , тренажёры.

На спортивной площадке имеются футбольные ворота с баскетбольными кольцами, зимой оборудуется лыжная трасса, на групповых площадка имеются мишени для метания в горизонтальную и вертикальную цель, лестницы для лазания. Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (клюшки, мячи, шайбы, гимнастические палки, кегли, скакалки, обручи, лыжи).

В залах проходят занятия, тематические спортивные праздники, досуговые мероприятия, занятия дополнительного образования, театрализованные представления , родительские собрания и прочие мероприятия для родителей и детей. Тематическое убранство зала, связанное с содержанием событий, праздников создает у детей эстетические переживания, радостное настроение.

Групповые комнаты большие, светлые, эстетически оформлены. Стены светлых оттенков.

Мебель в группах соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей. Разнообразная форма столов позволяет группировать их в соответствии с видом деятельности. Столы удобны в использовании, с безопасными закруглёнными краями. Цветовая гамма мебели сочетается с интерьером группы.

Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду . Имеется место для выставок детских работ , вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду ; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда , соответствующая возрастным , гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития) , где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, магазин, где размещены предметы женской одежды , украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан "уголок ряжения" с костюмами сказочных персонажей и профессиональной деятельности.

В каждой группе в соответствии с возрастными потребностями организованы физкультурные уголки. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Уголки размещены таким образом, чтобы способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды . Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Пособия, как покупное, так изготовлено руками воспитателей и родителей : коврики и дорожки для массажа стоп, ручные массажеры, "Серсо" и др.

Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. Собран материал по народно–прикладному искусству.

В старших группах уголок науки (природы) является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей . В данном уголке размещен материал для экспериментирования : весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов.

В группах в достаточном количестве разнообразные дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные и интерактивные доски.

Для развития творческих способностей в музыкально-театральных уголках представлены наборы детских музыкальных инструментов, различные виды театров : би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. В каждой группе имеется ширма для театрализации. Группы оснащены аудиотехникой, видео и фонотекой.

Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей . Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России, ЯНАО, города Надыма и Надымского района. Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии , иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы , альбомы, проспекты, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.

В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие подготовке к обучению грамоте и математикой : печатные буквы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В группах младшего возраста созданы уголки сенсорного развития , которые способствуют развитию мелкой моторики , тактильных ощущений, слуховых анализаторов , зрительного восприятия, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению.

Для конструктивной деятельности в группах созданы строительные уголки. Они содержат мягкий модуль и строительный материал, который хранится на открытых полках и коробах.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия - уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров легкой шторкой, ширмой ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы , детского сада , но и участков для прогулки на улице.

На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции для игровой и двигательной активности детей, постройки малых форм, элементы тропы здоровья, созданные воспитателями и родителями.

Организация среды на территории детского сада , обеспечивает экологическое образование детей. С этой целью на территории зеленые насаждения, организована экологическая тропа и имеется переносная метеостанция.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически меняют игровой материал, вносят новые предметы , стимулирующие исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

Анализируя вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ соответствует ФГОС ДО и ООП ДО ДОО . Осуществляется творческий (авторский)подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами . Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует следующим требованиям :

Самоанализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе.

Дети развиваются согласно возрасту и по всем направлениям развития показывают положительную динамику и хорошие результаты; они справляются с программными требованиями по всем образовательным областям, хотя у каждого ребенка свой темп развития.

Но в группе есть такие дети, которые испытывают затруднения в речевом развитии, а именно в развитии звуковой культуры речи, связной речи и подготовке к обучению грамоте. С этими детьми проводится индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематического слуха, определению места звука в словах, составлению слов из слогов, составлению предложений.

У ребят начинают формироваться навыки учебной деятельности: умение внимательно слушать, действовать по предложенному плану, умение самостоятельно планировать и анализировать свои действия, выполнять умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря построена таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Она обеспечивает игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и двигательную деятельность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально. В группе выделены различные центры (зоны) : так в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты - столы и стулья, интерактивная доска, на которой можно не только рисовать, но и решать познавательные задачи, комбинированная доска на которой можно и рисовать, и писать мелом, но и располагать различные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации)

У нас есть необходимые материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планетах, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Так же в нашей группе есть материалы, активизирующие познавательную деятельность: Лепбуки, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; предметы, развивающие предметно-эстетический вкус (народные игрушки, картины, сборно-разборные игрушки; костюмы для ряженья; коробочки и мешочки с разными материалами; предметы, которые можно сравнивать по контрасту, подобию, разные на ощупь; предметы, с которыми выполняются перцептивные действия (обследование, закрывание, вкладывание, катания и т. д.); предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, лупы, песочные часы, весы, наборы природных материалов и прочее); музыкальные игрушки и предметы, издающие звуки; специальное пространство для общения – столы, специальная мебель; оборудование для занятий.

Группа оснащена необходимым материалом, способствующим овладению чтением, математикой: магнитные печатные буквы, кассы цифр и букв, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры и т. д.

Детям старшего возраста очень нравится быть экскурсоводами. Они с помощью воспитателя проводят экскурсии по музею для родителей и детей. Мини-музей стал интерактивным, близким и понятным каждому ребенку. Это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Всё пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей (рост детей измеряется два раза в год, промаркирована и расположена таким образом, чтобы свет падал с левой стороны. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов. Во всех помещениях нашей группы мебель прикреплена к стенам или полу (индивидуальные шкафчики, полки, шкафы, игровые уголки, полотенцедержатели). Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, есть эвакуационный выход, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики.

Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами заместителями.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Столы, стульчики и мягкую мебель, можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Эффективно используем элементы конструктора "Модуль" и "Лего" (с крупными деталями, с помощью которых сооружаем различные постройки для сюжетно-ролевых игр и НОД: поезд, автобус, корабль, самолет, домики, и т. п. в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей.

Так же в группе имеются ширмы, которыми можно разграничить, отделить игровые пространства, создавая свой уголок уединения. А собственно уголок уединения мы используем и по прямому назначению и как лифт, как портал, как зону отдыха

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.

Для того чтобы дети могли найти себе дело по душе, в группе выделены различные центры. Они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Так же в группе есть наличие различных предметов-заместителей, в том числе природных материалов пригодных для использования в разных видах деятельности детей.

Так как игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка –дошкольника, его успешности в жизни, в группе организованы различные пространства – центры (для игры, конструирования, уединения и пр., наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей:

- Центр экологического воспитания (уголок природы). В нас есть: комнатные растения, книги, иллюстрации, подбор дидактических игр, фартуки, материалы по уходу за растениями (салфетки, лейки, совочки, опрыскиватель и др., схемы ухода за растениями, календарь погоды, календарь природы, альбом наблюдений и др.

- Центры сюжетно-ролевой игры:

- "Салон красоты" (оборудованный уголок с безопасным зеркалом и необходимыми инструментами, одежда для клиента, парикмахера,

- "Магазин" (наборы овощей, фруктов, ягод, грибов, кондитерских изделий, муляжи пиццы, торта, печенья, весы, касса, корзины, атрибуты для покупателей и др.)

- "Кафе" (наборы посуды, атрибуты для повара, официантов, меню с картинками, вывеска кафе, кухня с мойкой и др.)

- "Семья" (куклы разных размеров, кухня с мойкой, стиральная машина, пылесос, наборы посуды, кукольная кровать с постельными принадлежностями, мягкая мебель, набор мебели для кукол малышек и др.)

- Центр познавательного развития : дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами, игры для сенсорного развития : мозаики, шнуровки, прищепки, волчки, природный материал и др.

- Спортивный уголок: шведская стенка, брусья, канат, скамейки, спортивный инвентарь, атрибуты для массажа (перчатки с пуговицами, палочки из капсул киндер сюрпризов, дорожка здоровья, дорожка с пуговицами и др.

В нашей группе есть уголок уединения (прикрепленная к потолку часть постельного балдахина). Дети могут быть там наедине, вместе со сверстниками, использовать как лифт, как портал и др.

Выше перечисленные центры, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.

Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Предметно-пространственная среда рационально логична и удобна для детей.

Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными (для мальчиков и девочек) особенностями воспитанников.

Все игры и пособия доступны детям, обеспечена доступная среда во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок, игрушки, дидактический материал, игры.

В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе создана в соответствии с ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные возможности: общение, совместная деятельность взрослых и детей, в том числе детей разного возраста (совместные досуги и развлечения, праздники, прогулки, спектакли, в гости с целью игры, общие занятия, познавательную деятельность).

Создавая предметно-развивающую среду данной возрастной группы в ДОУ, учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности данной возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Самоанализ развивающей среды группы

Выполнила Иванова Маргарита Васильевна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

1. Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Оно обеспечивает игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально. В группе выделены различные центры (зоны), так в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты - столы и стулья, комбинированная доска, на которой можно не только писать, но и расположить различные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации).

У нас есть необходимые материалы стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Так же, в нашей группе есть материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла (лупы), и прочее.

2. Всё пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиям. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей (рост детей измеряется два раза в год), промаркирована и расположена таким образом, что бы свет падал с левой стороны. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов. Во всех помещениях нашей группы мебель прикреплена к стенам или полу (индивидуальные шкафчики, полки, шкафы, полки и игровые уголки). Так же интерьер соответствует пожарной безопасности,

Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами заместителями.

3. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Столы, стульчики и мягкую мебель можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Добавляя элементы конструктора (с крупными деталями) можно сооружать различные постройки: поезд, автобус, корабль, самолет, домики, и т.п. в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

4. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности.

Для того, дети могли найти себе дело по душе, в группе выделены различные центры. Они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Так же в группе есть наличие различных предметов-заместителей, в том числе природных материалов пригодных для использования в разных видах деятельности детей.

5. В группе организованы различные пространства – центры (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Центр экологического воспитания (уголок природы, зона "Песок-вода")

Центры сюжетно-ролевой игры: "Салон красоты", "Магазин", "Повар", "Поликлиника" ("Доктор"), "Семья".

Центр чтения и театрализованной деятельности

Центр изо-деятельности "Творческая мастерская"

Центр конструирования и игр с машинами (уголок "Безопасность на дороге", "ПДД")

Центр дидактических игр (Н.п.и., игры с предметами и т.д.)

Выше перечисленные центры (зоны, уголки) наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

6. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.

Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

8. Предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с образовательной программой ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).

Предметно-пространственная среда рационально логична и удобна для детей.

Например, в строительном центре дети могут создавать различные сооружения как реалистичные, так и фантастические. Занимаясь строительством, у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки. Центр художественного творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей.

9. Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными (для мальчиков и девочек) особенностями воспитанников.

10. Все игры и пособия доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещения, где осуществляется образовательная деятельность.

Например: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок, игрушки, дидактический материал, игры.

В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Автор: Кириченко Марина Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад N196 компенсирующего вида города Саратова.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповом помещении обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей,

экспериментирование с доступными детям материалами;

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,

артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

При построении предметно-пространственной развивающей среды в группе учитывались следующие аспекты построения развивающей среды:

  • содержательная насыщенность среды
  • трансформируемость пространства;
  • полифункциональность материалов;
  • вариативность среды;
  • доступность среды;
  • безопасность предметно-пространственной среды.

А так же,при организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей - подготовительной логопедической группе, воспитатели руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР.

Созданная предметно-развивающая среда способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ И ИГРОВЫХ ЦЕНТРОВ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Задачи:Закреплять речевые навыки, обобщать, систематизировать знания детей, полученные в непосредственно образовательной деятельности с учителем-логопедом.Способствовать развитию связной речи; расширению словаря, употреблению обобщающих понятий существительных, синонимов, антонимов, при­лагательных и т.д. Воспитывать устойчивое внимание, способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Центр науки и природы, групповая лаборатория

Задачи:

  • Стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
  • Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством органов чувств; учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки; совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

Центр математического развития

Задачи: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в прямом и обратном порядке; упражнять в решении и придумывании задач. Развивать глазомер. Совершенствовать навыки распознания геометрических фигур, закреплять их названия; навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Уточнить и расширить представления о временных отношениях.

- счётный материал;
- комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур;
- занимательный и познавательный материал, логико-математические игры;
- набор объёмных геометрических фигур;
- действующая модель часов;
- счётные палочки;
- учебные приборы (линейки, сантиметр);
- дидактические математические игры.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

- стеллаж для книг;
- детские книги по теме недели;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
- портреты детских писателей;
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;
- магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок).

Задачи: Развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Центр художественного творчества

Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

- тематические трафареты, образцы рисования предметов;
- книжки-раскраски с образцами, магнитная доска;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- картон, ткани, нитки, ленты, бусины;
- акварельные краски, мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки, пластилин;
- инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, палочки, поролон,
- клеенчатые и матерчатые салфетки, банки, подставки.

Музыкально-театральный центр (выносной)

Задачи: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, на песни разного характера. Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений; отражать в движении и игровых ситуациях различные образы. Воспитывать артистизм, развивать эмоции, воображение, фантазию.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Задачи:Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, преданность Отечеству, своему народу. Приобщение детей к славянской народной культуре.

Центр сюжетно-ролевой игры

Задачи:Развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Задачи: Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательное отношение к безделью.

- этажерка, тазики, ведёрки, ковшики, лейки, распылитель для воды;
- совок, щётка, контейнер для мусора, прищепки, верёвка;
- фартуки;
- садовый инвентарь;
- ёмкость с материалами для рукоделия.

В групповой комнате воспитателями оборудован центр отдыха (мягкая мебель, журнальный столик), где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

В групповом помещении находятся средства ТСО: магнитофон, компьютер. Для оптимизации образовательного процесса используются информационно-коммуникативные технологии по всем направлениям работы: с детьми, с родителями, с педагогами. В работе с детьми применяются специальные компьютерные развивающие и обучающие коррекционные программы, презентации для индивидуальной работы с детьми по следующим направлениям: автоматизация и дифференциация звуков, развитие словаря, формирование навыка чтения, развитие словесно-логического мышления. Использование ИКТ в работе с детьми позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребёнка, повысить мотивацию детей к занятиям и интерес к обучению, способствует более тесной взаимосвязи воспитателей и ребёнка.

СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВОГО УЧАСТКА

Название уголка

Стационарный материал

Выносной материал

По всему участку расположены цветники
в них посажены как многолетние, так и однолетние садовые цветы

Ведра
Лейка
Мотыга
грабли

На участке находятся песочницы с закрытыми специальными крышками

Совочки
Формочки
Сеялки
Ведерки
машинки

Веранда
Столы
Скамейка
Качели

карандаши
книги
фломастеры
раскраски

кольцеброс
мелки
скакалки
ракетки для игр в бадминтон
малый теннис,
мячи разных размеров
ледянки

Все оборудование на участке хорошо закреплено и исправно.

Таким образом, предметно-развивающая среда в группе и на прогулке, создает условия для взаимодействия и сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его всестороннее развитие.

Читайте также: