Самоанализ по практике логопеда в школе

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди обучающихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.

Необходимым условием гармоничного развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Умственное и речевое разви-

тие ребёнка тесно связаны между собой.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности ребёнка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Основная цель моей педагогической деятельности – максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся (коррекция отклонений в развитии устной речи и профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи). Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

1) обследование речи учащихся (сентябрь – стартовая диагностика,

январь – промежуточная, май – итоговая);

2) разработка и реализация системы работы по коррекции нарушений

речи у учащихся;

3) проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций;

4) консультирование педагогических работников и родителей по примене-

нию специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим

отклонения в речевом развитии.

5) самообразование, самосовершенствование профессиональной деятель-

Логопедическая работа в нашем общеобразовательном учреждении состоит из трёх основных блоков: диагностический (комплексное обследование устной и письменной речи обучающихся); коррекционный блок (система организации коррекционного обучения); блок профилактики и консультирования (работа по предупреждению появления вторичных нарушений, консультирование родителей, педагогов).

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо своевременное и качественное обследование с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи. Для этого в нашей школе организована социально-психологическая служба, одним звеном из которой, является функционирование школьного психолого-педагогического консилиума. Инициатором организации школьного ПМПк, и его председателем являюсь я, на протяжении двух лет. Положительным в организации данной службы считаю, что при поступлении ребенка в школу, испытывающего какие-либо трудности в обучении, педагоги и специалисты после качественного обследования, совместно, составляют план коррекционной работы с данным учеником, выявляют его сохранные и нарушенные стороны и комплексно, преодолевают имеющиеся недостатки.

Данная методика очень объемная, но точно определяет результаты обследования, так как по речевому профилю обследуемого можно видеть сохранные стороны речевого развития, и нарушенные. Для диагностирования устной и письменной речи младших школьников я использую упрощенный вариант данного исследования устной и письменной речи. В сложных случаях, при обследовании детей со сложной структурой дефекта использую полный вариант методики. На каждого ребенка нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении заводится индивидуальная карта развития, в которой отражаются результаты обследования специалистами (логопед, психолог, меработник, педагогические характеристики), составляется индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на год.

После обследования устной и письменной речи комплектую группы, подгруппы для организации логопедических занятий. Используя системы коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Н.Н. Яковлевой, С.А. Лагутиной, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Е, В Мазановой, М.А. Поваляевой и др.) для каждой группы (ФФНР, ОНР, Смешанная форма дисграфии) составляю авторские рабочие программы, ориентируясь на индивидуальные и потенциальные возможности моих воспитанников, ежегодно внося коррективы в содержание программы. Так как в нашем районе существует только один логопункт на базе ДОУ, то большинство дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, лишены данных услуг. Поэтому при поступлении в школу почти 49% обучающихся первых классов, имеют мономорфные и полиморфные нарушения произношения. На каждого ребенка составляю индивидуальный план работы по коррекции произносительной стороны речи.

В своей работе опираюсь на знания основ теории общей и специальной педагогики, общей и возрастной психологии, физиологии, методик коррекционной работы с детьми, имеющими речевые недостатки, а также на личный опыт.

Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода ( Л.Г. Петерсон). Использование деятельностного метода на логозанятиях изменило обычный ход занятия, тему которого определяют мои ученики. Широко использую прием создания проблемной ситуации, требующей освоения нового знания, что позволяет повысить интерес обучающихся к изучаемой проблеме и добиться высоких результатов и способствует формированию личности ребёнка.

При работе с детьми по коррекции речевого дефекта всегда приходится нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению данных задач помогает использование здоровьесберегающих технологий:

А) кинезиологические упражнения ( А.Л. Сиротюк) кулак-ребро-ладонь, ухо-нос и др.;

Б) логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

(рассказывание стихотворений с движениями); элементы су-джок терапии.

В) пальчиковые игры (сочетание упражнений по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями);

Активно использую как на групповых, так и на индивидуальных занятиях оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, артикуляционная и дыхательная гимнастика). Полезен в работе с логопатами прием психотерапевтического воздействия (релаксации, использование формул внушения правильной речи).

Наряду с общепринятыми методами и приемами активно использую в своей работе - игровые технологии.

Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

При индивидуальном логопедическом обследовании (некоторых обучающих, имеющих наибольшее количество ошибок в письменных работах) были выявлены такие недостатки как: несформированность фонематического восприятия, недоразвитие пространственного восприятия, нарушения звукопроизношения; недоразвитие зрительного восприятия.

Анализ письменных работ учащихся 2-4 классов МОУ КСОШ №1

С целью изучения эффективности использования специфических приемов в коррекции дисграфии проводилось экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 учеников третьих классов, зачисленных на логопункт в группы с речевым заключением: смешанная форма дисграфии. Для изучения состояния процесса письма в начале и в конце учебного года детям был предложен диктант, соответствующий всем требованиям. В результате анализа было установлено, что почти в каждой работе наблюдались все виды специфических ошибок. Большую часть составили ошибки фонематические, на втором месте ошибки языкового анализа и синтеза, на третьем месте - аграмматические, на четвертом - оптические. В таблице дан сравнительный анализ количества ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Сравнительный анализ количества специфических ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Виды специфических ошибок

Начало учебного года

Конец учебного года

Ошибки языкового анализа и синтеза

Проанализировав письменные работы младших школьников в начале и конце учебного года, можно сделать вывод о значительном улучшении состояния письма третьеклассников, и о том, что систематическое использование нейропсихологических приемов направляет процесс коррекции письма по эффективному пути обучения и развития школьников.

Использование таких приемов на занятиях предусматривает развитие всех необходимых функций, особенно произвольности, и одновременно достигается развивающая цель. В процессе занятий младшие школьники вырабатывают умение следовать правилам, развивают речь, воображение, пространственные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление все, что необходимо для овладения русским языком.

При организации логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи опираюсь на онтогенетический принцип, принцип обходного пути, учета индивидуальных особенностей воспитанника. Использую специфический метод коррекции - двигательно-кинестетический; наглядные (презентации, мнемотаблицы).

Коррекционная работа тесно переплетена с воспитательной работой, которая направлена на гуманизацию педагогического процесса и личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.

Качество знаний и умений моих воспитанников стабильное и высокое, что отражено в таблицах (Приложение №3)

Результаты коррекционно-логопедической работы(%)

На логопедических занятиях использую своеобразную систему оценок:

Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия.

На протяжении пяти лет вхожу в состав муниципальной психолого-педагогической комиссии, за качественную подготовку документации и работу, награждена грамотой Качугского РОНО.

Большое внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности, поэтому стараюсь обеспечить свой кабинет всем необходимым. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала. Оформлена и систематизирована картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. За участие в конкурсе

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа в социально-психолого-педагогической службе школы, а также активная работа в школьном ПМПк.

Самоанализ выполнен учителем-логопедом

муниципального казённого общеобразовательного

учреждения Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Директор МКОУ КСОШ №1 Татарникова Т.А.

Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков

А) Вставь гласную букву в начале слова: АОЫУИЭ

-окунь, -зел, -глы, -зредка, -стров, - хнул.

Б)Замени гласную, чтобы получилось новое слово:

В) Замени в начале слова согласную, чтобы получилось новое слово:

Г)Верни букву на место: З или С

_а_ыпанный _негом ле_ _ка_очно кра_ив.

2) Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

1.Вставь в слова парную той гласной которая ухе есть в слове:

Сан_, рук_, знам_, Ан_.

2. Вставь буквы Ы-И:

Сл_в_, пл_т_, г_р_, с_т_й

3) Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1. Запиши слова в ед. числе:

Кони-ко н ь, степи-….

2.Вставь мягкий знак, где нужно:

Стоял_ жаркий ден_.

Лос_- лес_ной жител_.

4)Оглушение звонких согласных в середине слова

1. К слову, записанному так, припиши слово так, как оно пишется:

( ношки)-…,( локти)-…,(гласки)-…,( голофка)-…

2. Запиши слова в 2 столбика: в первый –со звонкой согласной, во второй- с глухой согласной:

Кни_ка, була_ка, ча_ка, ре_кий, коля_ка…

5)Пропуск букв или недописывание слов:

6) ) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
7)) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
8) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти. М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

9) Лабиринты, Графические диктанты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Канцелярские принадлежности для дисграфиков:

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

Анастасия Попова

******************************************************************************
ДРУЗЬЯ. Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе "Разные документы", да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю-логопеду в методической работе по подготовке к аттестации.

В главную аттестационную комиссию

министерства образования, науки и

От Жигулиной Татьяны Михайловны

учителя английского языка

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска

Прошу аттестовать меня в 2019 году на первую квалификационную категорию по должности (должностям) учитель

В настоящее время имею первую квалификационную категорию, срок ее действия до 31.12.2019

Сообщаю о себе следующие сведения:

Образование (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования окончил, полученная специальность и квалификация) 1995 год, Государственный педагогический институт имени О.И. Менделеева г. Нижневартовск, специальность: Педагогика и методика начального образования, квалификация: Учитель начальных классов.

Стаж педагогической работы (по специальности) 22 года, в данной должности 22 лет; в данном учреждении 11 лет.

Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание:

Благодарственное письмо отдела образования Администрации Кировского района города Новосибирска за значительный вклад в воспитание подрастающего поколения, успехи в профессиональной деятельности (18.03.2018) .

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести без моего присутствия.

С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлена.

Информацию (сведения) о результатах профессиональной деятельности предоставляю.

Телефон дом. 89537661876, сл. 3171776

Приложение к заявлению

Жигулина Татьяна Михайловна

Муниципального бюджетного Общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа №64

Цель: профессиональной деятельности в межаттестационный период в соответствии с темой моего проекта: создать необходимые условия, в которых для учащихся с речевыми нарушениями станет возможным овладеть предметными, метапредметными и личностными результатами в обучении.

Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:

1) Обеспечить своевременную и действенную лого-коррекционную помощь детям группы риска, помочь им устранить дефект, сформировать языковую и коммуникативную компетенцию.

2) Учитывать при выборе новых технологий индивидуальные, возрастные, психологические особенности детей, структуру их дефекта, сохранные функции и ведущие анализаторы.

3) Построить коррекционную работу в сотрудничестве с учителем, психологом и родителями.

Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса

Данное направление считаю актуальным так как в связи с переходом на новые образовательные стандарты, необходимо использовать современные технологии, которые способны повысить эффективность работы школьного логопеда, усовершенствовать методы и приемы коррекционно-развивающего обучения. Использование новых технологии дает широкие возможности для реализации поставленных в рамках современной школы.

Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период:

(Представить и обосновать выбор учебников и учебных пособий, материально-технического и информационного обеспечения, соответствие образовательных программ, программ учебных предметов и курсов, ресурсного обеспечения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования и других актуальных федеральных и региональных документов, представить ссылки на сайты образовательной организации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.) 1.Условия обеспечения качества образования

1.1. При решении поставленных задач я опираюсь на нормативные документы:

конвенция о правах ребенка;

федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с 2012-2013 учебного года школа участвует в пилотном проекте по освоению ФГОС ООО);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые Мои Н РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) .

Авторские коррекционно-развивающие программы по преодолению дисграфии у учащихся начальных классов и программой по коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ (ТНР и ЗПР).

Материально-техническое и информационное обеспечение

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

1.2 Участие аттестуемого в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса * :

(Представить тексты самостоятельно или в соавторстве разработанных образовательных программ учебных предметов, курсов, другого программно-методического обеспечения и/или отзывы, рецензии на них, включая ссылки на публикации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)

К данной программе создан учебных план, в том числе индивидуальные учебные маршруты, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ТНР и ЗПР на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК).

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16

Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Содержание программы тесно связано с программой по русскому языку и чтению. Она содержит следующие этапы работы:

Диагностический: диагностика и уточнение структуры речевого дефекта, дальнейшее определение индивидуального плана коррекции и плана отслеживания результатов работы.

Коррекцилонно-развивающий: построен на коррекции нарушенных речевых функций и совершенствовании всех компонентов речи.

Наименование тем и календарных сроков их изучения в течение года;

Количество часов по каждой теме;

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта):

(Указать методические разработки, подтверждающие деятельность аттестуемого по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, включая ссылки на публикации.)

В наше время проблемы ранней диагностики и коррекции речевых нарушений очень актуальны. Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральный государственный стандарт ФГОС от 6 ноября 2009 года. В связи с этим большое внимание уделяется формированию базового умения учиться, в основе которого лежат коммуникативные УУД: уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективных обсуждениях, выстраивать коммуникативное взаимодействие. Без развития данных способностей ребенок не способен к регуляции своего поведения, ему сложно адаптироваться в окружающем мире. В данном контексте возрастает значимость логопедической помощи в школе, так как в последнее время отмечен рост числа детей с речевыми и психомоторными нарушениями. Данный контингент детей имеет особые трудности в общении и поведении. Возможность получения квалифицированной помощи в дошкольный период есть не у каждого ребенка, поэтому дети с нарушениями в развитии остро нуждаются в ней в течение обучения в школе. Задача логопеда и психолога в результате проведения коррекционной работы максимально минимизировать их трудности в овладении программой, помочь в школьной адаптации.

Целью своей работы считаю оказание квалифицированной помощи учащимся, испытывающих трудности в достижении предметных результатов в письме и чтении, обусловленных несформированностью отдельных функциональных систем.

Для ее реализации необходимо:

Обеспечить своевременную и действенную лого-коррекционную помощь детям группы риска, помочь им устранить дефект, развить необходимые способности для успешного освоения школьной программой.

Учитывать при выборе методов и приемов работы индивидуальные, возрастные, психологические особенности детей, структуру их дефекта, сохранные функции и ведущие анализаторы.

Построить коррекционную работу в тандеме со школьным учителем, психологом, участковым невропатологом.

В работе с детьми я использую следующие принципы комплексной диагностики и коррекции, разработанные Л.С. Выготским, Д. Б. Элькониным:

Учет ведущей деятельности личности и особенностей онтогенеза;

Учет зоны ближайшего развития;

Опора на сохранные звенья;

Логопедическая работа в школе осуществляется в 3 этапа:

В ходе диагностики выявляются дефекты, устанавливаются причины речевых нарушений и причины неуспеваемости участий в прохождении программы по русскому языку и чтению.

Для обследования письменной речи учеников 2-3 классов провожу анализ письменных работ: в диктанте, при списывании, в творческой работе.

Логопедическое обследование детей показывает, что кроме речевых нарушений у некоторых учащихся отмечается и неречевая симптоматика: гиперактивность, повышенная нервная истощаемость, дефицит внимания, нарушение концентрации внимания. Следовательно, реализуя принцип комплексного подхода и для достижения максимально положительного результата, необходимо сотрудничество со школьным психологом. Также важна поддержка со стороны всех участников педагогического процесса: учителей и родителей. В связи с этим, для родителей проводятся консультации , обсуждаются совместные действия с учителями.

После проведения диагностики я комплектую группы, составляю программы логопедической работы для каждой профильной группы (О.Н.Р.,Ф.Ф.Н., коррекции письма), опрделяю сроки проведения коррекционной работы, составляю расписание занятий.

Для работы с детьми с Ф.Ф.Н использую материалы Р.Е.Левиной, А.В. Ястребовой, Т.Т.Бессоновой. Сроки выполнения работы - один год.

Основные направления в работе:

Исправление дефектов звукопроизношения

Формирование фонематических процессов

Коррекция вторичных нарушений.

С данным контингентом детей занимаюсь по развитию навыка звукобуквенного анализа с опорой на сохранные анализаторы: зрительный, слуховой или речедвигательный. Параллельно подбираю упражнения для развития фонематических представлений, слухоречевой памяти, внимания. На занятиях использовались упражнения для расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя.

Для исправления общего недоразвития речи использую рекомендации Л.В.Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Основная задача проведение коррекционной работы во всех направлениях (лексике, связной речи, грамматике, фонетике). Часто осложняет работу то, что у некоторых детей О.Н.Р. было обусловлено дизартрией, что затрудняло процесс автоматизации звуков. В работе мне очень хорошо помогают рекомендации М.А. Поваляевой по логопедическому массажу, который подбирается индивидуально и способствует нормализации мышечного тонуса, снятию напряжения .

Общая характеристика коррекционной работы по коррекции дисграфии:

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, умозаключения.

Развитие концентрации и переключения внимания.

Развитие слухоречевой памяти.

Развитие мелкой моторики и формирование графо-моторного навыка.

Формирование функций самоконтроля.

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, умозаключения.

Развитие концентрации и переключения внимания.

Развитие слухоречевой памяти.

Развитие мелкой моторики и формирование графо-моторного навыка.

Формирование функций самоконтроля.

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период  :

(Указать методические разработки, подтверждающие использование образовательных технологий, включая ссылки на публикации).

Для достижения целей и реализации задач профессиональной деятельности необходимо применять новые образовательные технологии. К таким технологиям можно отнести использование ИКТ в работе логопеда.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

В своей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, я использую:

1. Адаптированные компьютерные программы (главным образом обучающие, диагностические и развивающие).

компьютерные логопедические тренажёры;

приключенческие квесты и обучающие игры;

книги, учебники и энциклопедии;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

веб-страницы и веб-сайты;

подборки компьютерных тестов;

цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

В практической работе по коррекции звукопроизношения считаю необходимым использовать технику логомассажа.

В последнее время в логопедические группы зачислению подлежат дети с наиболее тяжёлыми речевыми нарушениями. Так, в 2016-2018 учебных годах в логопедические группы для прохождения коррекционного курса реабилитации зачислено 50 % детей, имеющих в логопедическом заключении диагноз – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, отягощённое дизартрией или стёртой дизартрией. Несомненно, с такими детьми обязательно планирую и осуществляю такую технику как логомассаж. Он направлен на качественную и эффективную коррекцию звукопроизносительной стороны речи. При дизартрии применяю приёмы логопедического массажа, дифференцированные для каждого ребёнка, учитываю спастичность или излишнюю вялость мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики. ).

В 2005 году проходила курсы в НИПКи ПРО (105 часов) по применению логопедического массажа в работе.

Планирую проведение массажных мероприятий строго индивидуально, обычно курс состоит из 10-20 процедур. При необходимости циклы повторяю с перерывом от двух недель до двух месяцев. Перед началом проведения массажа провожу консультацию для родителей о значении массажных мероприятий в коррекции речевых нарушений детей.

Считаю, что данная технология дают возможность уменьшать сроки постановки звуков у детей-логопатов, а также выпускать школьников из массовых групп с чистой речью.

Опытом работы по данной технологии делилась на методическом объединении логопедов в 2017 году.

6. Разработка конспекта индивидуального занятия и его проведение.

7. Разработка конспекта фронтального занятия и его проведение.


Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний,

умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную

диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную

логопедическую работу в условиях логопедического пункта.

1. Закрепить и углубить теоретические знания, полученные при

изучении курсов логопедии, психологии речи, детской и специальной

коррекционной психологии, дошкольной и коррекционной педагог ики

и других смежных дисциплин; развить навыки синтезирования сведений из

2. Определить специфику работы учителя-логопеда в условиях школьного

3. Ознакомиться с состоянием коррекционно-учебной, коррекционно-

воспитательной, психокоррекционной работ ы, с формами и методами

взаимодействия специалистов разного профиля – логопед – врач – психолог.

4. Ознакомить с правилами комплектования логопедических групп, с

практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых

5.Овладеть методами, методиками, приемами психолого-педагогической

и логопедической диагностики детей, научиться методам планирования и

логопедического прогнозирования с учетом анализа индивидуальных

6. Сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения

фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьм и с разными

Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана

средняя общеобразовательная школа п. Виля Выксунского района.


2. Анализ оборудования и материалов логопедического

Логопедический кабинет находится в здании начальной школы.

Кабинет эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Площадь

кабинета 20 кв.м., что соответствует параметрам. Кабинет хорошо освещен и

На двери кабинета имеется табличка с расписанием работы логопеда,

2. Шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической

4. Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над

звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.

5. Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула

6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов,

10. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту

11. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного


2. Пособия для автоматизации и дифференциации звуков (печатные

издания, настольно-печатные игры, раздаточный и демонстрационный

материал на все звуки, материал для работы над звукослоговой структурой и

Читайте также: