Самоанализ логопедического занятия в школе дифференциация с ш

Обновлено: 07.07.2024

-воспитание правильной звуковой культуры речи.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Вика, сегодня к нам на занятие придет интересный гость. А кто, попробуй отгадать? Послушай загадку:

Два пушистых длинных ушка,

Любит грызть капустный лист,

Прыгать может как лягушка

Всех вокруг боится лис! (Зайчик)

2. Артикуляционная гимнастика.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Язык широкий положи,

И спокойным удержи.

Потолочек красим в цвет,

Язычку преграды нет.

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе-

Язычок я подниму и

Зубы верхние – смотри:

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

- Молодец, Степашке очень понравилась твоя зарядка для язычка.

-Степашка загадал слова. Отгадай их, закончив слово нужным звуком [С] или [Ш].

глобус автобус мышь

камыш душ финиш

ананас абрикос кактус

насос детеныш нос

шалаш карандаш ландыш

-Степашка очень любит сочинять. Замени в словах звук [С] на звук [Ш] и назови новое слово. Но не забывай правильно произносить звуки [С ]или [Ш].

суметь — шуметь нас — наш

стуки — штуки басня — башня

5. Образование притяжательных прилагательных.

-Степашка не знает, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ему.

1. Суп из фасоли какой? – фасолевый.

2. Каша из пшена какая? – пшенная.

3. Сок из ананасов какой? – ананасовый.

4. Шапка из шерсти какая? – шерстяная.

5. Шляпа из соломы какая? - соломенная.

6. Компот из груш какой? – грушевый.

7. Рубашка в полоску какая? – полосатая.

8. Сок из вишни какой? – вишневый.

9. Джем из смородины какой? – смородиновый.

10. Компот из абрикосов какой? – абрикосовый.

На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.

-Степашка приготовил для тебя новое задание, послушай его и выполни.

стих — стишок соловей — соловушка

- А сейчас давай немножко отдохнем, и вместе со Степашкой выполним упражнения.

Вот Степашкина зарядка,

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись,

Выше, выше потянись.

Ну-ка, плечи распрями,

Подними и опусти,

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

- Молодец, у тебя все отлично получилось.

- Степашка и Каркуша решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки для игры выберет Каркуша, а какие – Степашка? Не забывай, что Каркуше нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Ш], а Степашке в названиях которых есть звук [С].

9. Развитие лексико-грамматического строя речи.

- Измени словосочетания, правильно произнося звуки [Ш ]и [С].

веселый малыш - веселые малыши

10. Развитие мелкой моторики.

-Послушай внимательно шуточное стихотворение и выучи наизусть.

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

- Каждому приятно получить в подарок свой портрет. Если правильно соберешь пазлы, то получится портрет Степашки. Давай соберем и подарим ему. Степашка очень обрадуется.

(Ребенок собирает).

11. Итог занятия.

-Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться со Степашкой. Он очень доволен, как ты выполняла задания. И дарит тебе раскраску.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

При постановке целей занятия и его планировании мною были учтены возрастные, характерологические и речевые особенности ребёнка. Старалась, чтобы занятие было построено логично, все этапы были тематически взаимосвязаны, чтобы структурные элементы были соблюдены. Использование разнообразных методов и приёмов работы соответствовало задачам каждой структурной части занятия. Присутствовала постоянная смена видов деятельности, что способствовало повышению работоспособности ребёнка и активизации внимания. Эмоциональный фон во время занятия был положительный. На занятии мною был использован разнообразный наглядный и дидактический материал. Считаю, что поставленные задачи на занятии были реализованы. Но данная работа по дифференциации свистящих и шипящих звуков требует дальнейшего продолжения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель - логопед

Самоанализ логопедического занятия.

Тема занятия: Дифференциация (различение) звуков С -Ш .

При планировании данного логопедического занятия мной был и поставлен ы следующ ие цели и задачи:

Цели: закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах с-ш

а) образовательные:

- закрепить правильное произношение звуков с-ш;

- учить выделять и дифференцировать звуки и буквы с-ш в слогах, словах,

словосочетаниях и предложениях, соотносить их с буквами;

- учить образовывать и анализировать предложения с заданными словами

б) развивающие:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать зрительное восприятие, память;

- развивать общую и мелкую моторику;

- уточнять и обогащать словарь учащихся

в) воспитательные:

- формировать умение работать в коллективе;

- воспитывать контроль за собственной речью

Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Использовала логопедические методы и приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Метод обсуждения изучаемого материала - активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, которые были необходимы в работе, что привело к правильному результату.

Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление детьми артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями.

На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод - использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению с целью психологической настройки, побуждения к учению.

Методы контроля и самоконтроля з а эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования наглядных методов обучения.

улучшить восприятие информации;

развивать визуальное восприятие;

улучшить память, внимание;

усилить мотивацию к образовательному процессу.)

На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения логопатов, реализацию его природного потенциала:

элементы проблемно-диалогической технологии;

технология объяснительно-иллюстративного обучения;

Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и задачами, которые были поставлены.

На данном занятии дети отрабатывали механические навыки движения руки, используя методы: письмо в воздухе, письмо глазами, тактильные ощущени.

К ожидаемым результатам можно отнести:

повышение активности учащихся на уроках в классе;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности .

При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему занятия.

Далее учащиеся закрепляли дифференциацию звуков через выработку четкой зрительно-моторной координации:

Дифференциация букв с -ш в предложении проходила через развитие мышления, памяти, словаря и развитие речи.

В конце занятия проведена рефлексия. Выявлено эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другую.

На занятии сочетались индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности.

В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. На каждом этапе занятия использовался метод поощрения учащихся.

Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом , как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях.
Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонем в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, мячи синего и красного цветов.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
  3. Объявление темы занятия.
  4. Произношение изолированного звука
  5. Анализ артикуляции по плану.
  6. Характеристика звука (гласный - согласный ).
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов.
  9. Закрепление звука в словах.
  10. Итог занятия.
  11. Оценка работы на занятии.

Ход занятия

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

Трудолюбивая божья коровка
  1. Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
  2. Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

3.Объявление темы занятия.
Сегодня мы продолжим правильно произносить звуки С и Ш

4.Произношение изолированного звука
Какой звук я назвала первым? Вторым?

5.Анализ артикуляции по плану.

  1. губы в улыбке;
  2. верхние зубы не заходят за нижние, а стоят на них;
  3. язык за зубами,внизу (Еще раз-где язык? Продемонстрировать рукой)
  4. щеки не надуваются.

Предложить ребенку спеть песенку водички (с-с-с…)
Звук [ш].

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. посередине идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  4. язык за зубами,вверху (Еще раз-где язык? Продемонстрировать рукой)
  5. голос не звучит.

Предлагаем детям как выходит воздух из проколотой шины и шипит (ш-ш-ш…), следя за правильной артикуляцией звука.

6.Характеристика звука (гласный - согласный ).
Какое сейчас время года? Закройте глаза, а я загадаю волшебную загадку
Одеяло белое
Не руками сделано -
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось (снег).
Какой первый звук ? Какой он : гласный или согласный Почему согласный?

7.Развитие фонематического слуха.

8.Закрепление звука в слогах.
Повторяй слоги, четко произнося звуки С и Ш
а)слоги са-са-сы са-сы-сы са-сы-са са-са-сы са-сы-сы са-сы-са
Какой первый звук в этих словах?
Повтори медленно и четко:
Шма шмо шму шмэ
Шка шко шку шкэ
Шта што шту штэ
Подбери слово, близкое по смыслу и звучанию:
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … (машине).
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула … (зайчишку).
А для того,чтоб сыграть в следующую игру, нам необходимо вспомнить, какие звуки С и Ш:гласные или согласные? В каком замке они живут? Значит для игры со звуками С и Ш какого цвета мячик возьмем?
Измени слоги

  1. СУ- вместо С надо произнести Ш –ШУ СА- СЫ- СО- СЭ-

9.Закрепление звука в словах.
Игра с мячом
Измени слово так, чтобы в назва­нии появился звук [ш].

Хлеб — хлебушек.
Орехи — орешки.
Муравей — муравьишка.
Воробей — воробышек.
Корова — коровушка.
Горох — горошек.

Рыба — рыбёшка.
Петух — петушок.
Мальчик — мальчишка.
Девочка — девчушка.
Камни — камешки.
Мама — матушка.

10.Итог занятия.
Занятие закончено. Напомни мне ,какие звуки мы учились правильно и четко говорить? При произношении С где находится язычок? А Ш?

11.Оценка работы на занятии.
Ты занималась очень хорошо, правильно держала язычок ,губы и язык. А если также будешь разговаривать и в группе, то все ребята будут стараться говорить правильно, как ты. А божья коровка из сказки дарит тебе сюрприз.

Читайте также: