С вольного дона выдачи нет краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Принцип "С Дона выдачи нет" касался крепостных крестьян, которые бежали на Дон и поодиночке, и целыми семьями, спасаясь от своей усиливающейся крепостной зависимости. Эти бегства совершались и во времена Ивана Грозного, и после его правления - при царе Федоре.

Казаки были свободолюбивым народом, и потому как раз на далекий Дон шли искать спасения от крепостного права крестьяне. В основной своей массе они осаживались в верховьях Дона.

Правильным вариантом ответа будет последний - вариант Д.

Холопы, не стерпевшие притеснений знати, бросали все и устремлялись за Дон, где на степных просторах начинали новую жизнь. Свободные от крепостничества донское казачество пополнялись беглыми крестьянами, не желавшими жить по царской указке. Сюда же стекались и другие лихие люди, мечтавшие о вольной жизни.

Донское казачество имело свои принципы, а выражение "С Дона выдачи нет" означало, что никого из людей по требованию властей не отдавали, а речь чаще всего шла о беглых крепостных, и это - вариант ответа D.

Донские казаки были вольнолюбивыми людьми, не ведавшими, что такое крепостное право, поэтому все, кто искал пристанища и убежища в донском казачестве, автоматически становились такими же вольными людьми - их не принято было выдавать властям, поэтому из всех представленных вариантов выбираем ответ "D) Беглых крепостных" (вот в этой статье читаем подробнее)..

Эти места не зря называли Донская вольница, казаки больше всего на свете ценили свою свободу, а люди, которые умеют дорожить своей свободой, будут уважать и свободу других людей. Поэтому крепостные крестьяне, которым становилось невмоготу житье под постоянным гнетом, бросали все немногое, что имели и уходили на Дон. Правда туда же стремились и люди имевшие нелады с законом, но таких было много меньше. И казаки никогда не выдавали с Дону беглых крепостных.

Все чаще в экранов ТВ звучит фраза, что русские - свободолюбивый народ, и комментируют ее шутя, поясняя, что территория большая и есть где укрыться. Так вот возвращаясь к вопросу, предполагаю, что, сбежавшие от барского гнета, крепостные, пополнявшие вольное и свободолюбивое братство казачество и есть тот верный ответ. Хотя варианты "а, б и с" тоже не лишены логики-).

Беглых крепостных не выдавали казаки.

P.S. редкий гражданин России не имеет в своих родственных связях казака-)

Ну даже рассуждая, бежали чтобы спрятаться, верно? Так как же казаки могут предать укрывшийся у них народ? Никак!

Ну, поскольку с материнской стороны, я сама из рода беглых, то могу сказать с достаточной достоверностью, что с Дона не выдавали беглых крепостных. Правда, мои предки бежали не на Дон, а аж, за Волгу-матушку. Оттуда тоже выдачи не было.Там было свое казачество.

Для любого казака на первом месте всегда стояла личная вольница, свобода. Ведь эта этносоциальная группа во многом состояла из беглых крепостных, не захотевших гнуть спину на помещика. Так что казаки не выдавали D) беглых крепостных, выбираем последний вариант ответа.

Казаки всегда были вольным народом, не зря же места проживания казаков называли Казачьей вольницей. Крепостные уставшие от гнета своих господ довольно часто сбегали именно в Казачью вольницу, так как казаки никогда не выдавали беглых крепостных.

Выбираем ответ - D) беглых крепостных.

Правильный ответ - Д. Принцип - выдачи с Дона нет означает, что не выдавали беглых крепостных.

Также не выдавали лихих людей, должников и других нарушителей закона. Поэтому Дон считался "свободной" землей, куда стремились такие люди.

Не зря персонажи одного из романов украинского классика стремились попасть на Дон, зная, что там будут в безопасности и смогут построить новую жизнь (увы, почти дошли, но не судьба им было стать счастливыми и свободными).

D) беглых крепостных не выдавали с Дона. Казаки охраняли границы, потому им и было такое послабление, потери бойцов надо же было как-то восстанавливать.

Черкасск ежегодно затоплялся весенними разливами Дона, к тому же застройка в городе была хаотичной и частые пожары часто уничтожали большое количество домов,не было надёжных сухопутных подъездных путей.Атаман Платов решил перенести столицу ,заложив Новочеркасск в 1805 году

Очень много однотипных вопросов.

Поэтому я даю ссылку, где уже подробно написал на эту тему - откуда корни.

Есть очень интересное исследование казака-историка Евграфа Савельева, жившего вначале 20 века.

На основании прочитанного и изложил основную мысль.

Казаки, это древний народ не славянского происхождения, принявший христианство на целый век раньше Киевской Руси, обитавший в низовьях Дона и Днепра и потерявший свой язык в раннем средневековье. Казаки проживавшие на Дону стали говорить на московском диалекте русского языка, а на Днепре на киевском диалекте. Это признано во всем Мире (был в 25-ти странах и всегда интересовался), только вот в современной России почему-то упорно это не хотят признавать, выдвигая всякие теории о происхождении казаков от беглых мужиков из Московского царства и так-далее, что, на мой взгляд, абсолютно, не состоятельно. Поэтому казаки были и бывают только донские и запорожские, все другие-кубанские, терские, черноморские, уссурийские и так-далее, это производное от них, они просто служили в Кубанском, Черноморском и других казачьих войсках. А отапливали они свои жилища, дровами, кизяком, соломой, углем стали топить их потомки только в в конце пятидесятых годов прошлого-20-го века. Конечно, мачтового леса в низовьях Дона и Днепра не было, климатическая зона там степная, но кустарника, хвороста, не больших деревьев было вполне достаточно, кроме того топили кизяком или кизеками, как говорили на казачьем Дону. Топили и соломой. Мне уже идет восьмой десяток лет и мне посчастливилось быть современником настоящих казаков и казачек, родившихся еще в семидесятые годы позапрошлого-19-го века и жить в казачьем курене (хате), где кроме обычной печки, которую топили дровами и кизеками, там была еще и вторая печка-подземка, она располагалась под большой супружеской кроватью, её с вечера протапливали соломой, дымоход был под полом и пол всегда был теплым, что было очень важно для маленьких детей. Кизяк или кизеки заготавливали осенью, после содержания скота на базах, там накапливался и уплотнялся навоз, слой доходил до толщины в 20-ти сантиметров, его резали острой лопатой на "кирпичи", сушили и зимой топили печи. Вот так отапливались казаки и их потомки в хуторах и станицах, вплоть до середины двадцатого века.

Я выскажу свою точку зрения. Донское казачество знаменито в первую очередь тем, что оттуда вышел гениальный писатель, лауреат Нобелевской премии Михаил Шолохов. По сути всемирно известный писатель!

Донским казаком является и Емельян Пугачев. Об этом человеке очень мало известно. Слишком сильно царские в ту пору немецкие борзописцы историки испоганили имя этого великого русского казака. Сейчас историки пытаются разобраться, но получается скверно. Имя его скорее всего не Пугачев. Это придумали царские сатрапы от слова "пугать". Он и вправду был не простым человеком. Не был он ни вором ни разбойником. Сейчас у историков бытует мысль, что был он атаманом великой страны Тартарии, которая простиралась от Урала и до Аляски вместе с Севером Америки. О ней много написано в английской энциклопедии 17 века, но совершенно ничего нет в наших. Вымарано немецкими "историками". Не зря его не могли долго победить, пока не снарядили всю армию во главе с Суворовым. И не следует забывать, что Екатерина вторая не хотела, чтобы его казнили. Уважала за что-то значит! Пока это загадка истории.

Но даже два этих великих человека уже прославляют Донское казачество. А сколько раз оно спасало страну в тяжелых войнах! Не сосчитать!

В этот день в 1708 году (6 мая по ст. ст.) восставшие казаки в Черкасске казнили донского атамана Лукьяна Максимова и старшин Ефрема Петрова, Обросима Савельева, Никиту Соломату и Ивана Машлыкина, хранивших верность Петру I. Войсковым атаманом был провозглашен Кондратий Булавин.

А Булавин в грамоте своей "прелестной" напишет так:

Разумеется, Петр I дела так не оставил. Брату убитого, Василию Долгорукому, Петр I вручил указ, согласно которому надлежало опустошить - по Донцу сверху до Лугану - " . по Айдару все. По Деркулу все. По Калитвам и другим запольным речкам все. " Без преувеличения можно сказать, что то был самый настоящий геноцид - Петр уничтожал казачество. Василий Долгорукий указ выполнил, и даже с лихвой: " . непокоряющиеся и бунтующие с сопротивлением станицы, как-то: по Донцу почав с Шулгинки . и все окольные их места, даже до самой Луганской станицы, - все вырублены и до основания истреблены и сожжены ".

История из истории

Булавинское восстание: "с Дону выдачи нет. "

Кондратий Булавин

История из истории народных восстаний, – того самого бунта, который с легкой руки великого поэта назван "великим и беспощадным". И если второе в принципе неоспоримо, то первое определение – заведомо оценочное. И вот – конкретный пример.

А в 1707 году Петр издал указ о сыске беглых в донских городах и станицах и возвращении их владельцам.

(Запись программы слушайте в аудиофайле)

© Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Галина Келина


Галина Келина

Угу,было.И не пахали первые века,чтоб своих бар не растить..а позже и прием в казаки стал редким,и черноземы распахали,и батраков завели..

Сергей Григорьев

Dim Rex

Сергей Григорьев

Геннадий Стройков

😳

Ну с евреями вы погорячились.

Dim Rex

Сергей Коваленко

Это больше на запорожцев похоже,да и на картинах они!После Петра на дону стали наказные атаманы,многие вообще не из казаков,да и прикрутил петруша донские вольности,запорожцы не сдались за что и была разрушена сечь!Справедливости ради стоит сказать что и предательство Мазепы многие поддержали.

Дмитрий Шелков

Алексей Лоскутов

Дмитрий Шелков

От того, что не было выдачи с Дона, не означает, что беглые становились казаками!
Это очередное заблуждение, которое выдаётся за правду!

Dim Rex

Дмитрий Шелков

Dim, чего именно не надо!
В казачьей среде не все входили в служивое так сказать сословие, были работники на земле которые платили налоги, десятину, что шло в том числе на содержание войска!
У Запорожцев эти люди ("работники") назывались посполитые, они были свободными людьми!

Dim Rex

Дмитрий Шелков

Dim, я к Носовскому относился бы настороженно, польза в том, что озвучил проблемные вопросы, заявил о них!

Dim Rex

Дмитрий, Люди нашли воров нашей истории Календарей культуры
ГОрадарики =Это потом стало Ордой Гора +сжаво Ой =правильно = Ай =Ой =вожжи .Ай =Господин хозяин
Так Это все было на восток в сторону Камчатки
Ой Ий =Бытовняк как Хозяин в виде правящий вожжами
Показать полностью.

Читайте также: