Рылеев державин краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

О русском поэте Державине. Мужчина бродил по кладбищу и увидел гробницу поэта. Присел у гробницы и загрустил, но потом вспомнил, что Державин жив в наших сердцах, что его деятельность, которой он прославлял Русь, не забыта, что ему возводят памятники.

Наверное о том, что роз на Земле на самом деле очень много, но роза говорила Принцу что она такая одна. И действительно, все розы одинаковы, а такая только у принца.В этом заключается тайный смысл. Допустим все красивые девушки были глупые и наивные, а принцы на девушка нет(что смогла)

Вот краткое содержание Отечественной войны 1812 года. Наполеон во главе огромной 600-тысячной армии форсировал Неман 12 июня 1812 года. Российская армия, насчитывавшая только 240 тыс. человек, была вынуждена отступать вглубь территории страны. В битве под Смоленском Бонапарту не удалось одержать полной победы и разбить соединившиеся 1-ю и 2-ю Русские армии.

В августе главнокомандующим был назначен Кутузов М.И. Он не только обладал талантом стратега, но и пользовался уважением среди солдат и офицеров. Генеральное сражение французам он решил дать близ села Бородино. Позиции для русских войск были выбраны наиболее удачно. Левый фланг защищали флеши (земляные укрепления), а правый фланг – река Колочь. В центре располагались войска Раевского Н.Н. и артиллерия.

Наверное, он чувствовал, что был неправ перед Ленским. Страх породил жестокость. Когда Онегин увидел, что Ленский действительно хочет убить его, он выстрелил первым, чтобы не быть раненным или убитым. Трусость порождает жестокость. Онегин стрелял на поражение в грудь. Его выстрел не оставлял шансов Ленскому.

Для сравнения. Если взять дуэль Павла Петровича Кирсанова и Базарова Евгения Васильевича из "Отцов и детей", то Базаров целился в ногу. То есть рана уже не была бы смертельной. Возможно, в этом еще и проявлялось благородство врача с клятвой Гиппократа и принципом "не навреди". Да еще Базаров не был так неправ как Онегин. Ведь Евгений Васильевич не ухаживал за Фенечкой (женой брата Павла Петровича). Здесь не было еще чувства вины.

Онегин все же был эгоистом и у него было чувство вины перед Ленским. Он понял, что отношения между ним и другом никогда не будут прежними. Чувство предательства дружбы мучило его.

Составьте пожалуйста цитатный план сказки Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" ( Только, чтобы был подробный а не в 4-5 пункта)

Справедливо ли выражение: "Без растений нет почвы,а без почвы в природе не вырастет ни одно наземное растение". Докажите сказанн

За Рылеевым закрепился образ поэта-декабриста, воспевающего и прославляющего свободу. Однако, творчество его довольно разнообразно, а сам он прошел огромный путь совершенствования своего таланта в различных направлениях. Сам он был известен, ка человек справедливый, а вольномыслие его выделяло среди многих литературных деятелей. Так же, писатель обладал отличными сатирическим и обличительным талантами.

Рылеев не был романистом, но зато в некоторых его творениях можно встретить сентиментальные ноты. Это стихотворения его раннего творческого периода – шутливые любовные произведения и послания.

Сарказма Кондратию Федоровичу было не занимать. Постепенно перешел он к написанию различных обличительных произведений и стихотворений-насмешек над неудавшимися поэтами, считавшими себя при этом талантливыми, и другими личностями. Среди его произведений можно встретить не только стихи, но и очерки, комедии.

Далее последовала лирика, обличающая и осуждающая произвол самодержавия. Здесь- то и раскрылся весь потенциал писателя в полной своей мере. Наряду с этим звучит в его произведениях и патриотичная тема любви к своей родной земле, к ее ценностям. Но, родина и государство(самодержавие) – вещи разные. В его понимании, служить отчизне вовсе не означало склоняться и перед монархом. Тот строй, что существовал в стране, не видел Рылеев способствующим ее развитию.

Он создает образ поэта-патриота, коим считает себя. И подчеркивает то, что в первую очередь он – гражданин. Долгом своим считает он призвать народ к борьбе за свободу и просветить его.

Так, основными темами произведений Рылеева стали: гражданско-патриотическая, социальная (солдатские песни писателя), стремление к свободе и просветительская.

У Рылеева Рогнеда также покинутая жена. Однако автор думы заставил ее пылать и тираноборческой страстью. Вот как в ссылке поучает она сына:

Пусть Рогволодов дух в тебя

Вдохнет мое повествованье;

Пускай оно в груди младой

Зажжет к делам великим рвенье,

Любовь к стране твоей родной

И к притеснителям презренье.

Забыл, во мне чья льется кровь,

Забыл ты, кем убит родитель.

Ты, ты, тиран, его сразил!

…Испепелив мой край родной,

Рекой ты кровь в нем пролил всюду

И Полоцк, дивный красотой,

Преобразил развалин в груду.

…Тебе я сына даровала…

И что ж. еще презренья хлад

В очах тирана прочитала.

…С такою б жадностию я

На брызжущую кровь глядела,

С каким восторгом бы тебя,

Тиран, угасшего узрела.

Рогнеда не единственный образ героической женщины в думах Рылеева, она встает рядом с дочерью князя Глинского, последовавшей за отцом в темницу, с княгиней Наталией Долгоруковой, предвосхитившей подвиг жен декабристов, добровольно отправившихся в Сибирь, с женой пана Чаплицкого, которая (пусть не в истории, а только у Рылеева в думе) порвала с мужем-тираном и освободила из темницы Хмельницкого. В том же ряду колоритная фигура защитницы древней вольности Новгорода Марфы Посадницы.

Речь Марфы полна гордого достоинства:

Свершила я свое предназначенье;

Что мило мне, чем в свете я жила:

Детей, свободу и свое именье —

Все родине я в жертву принесла.

Ах! если б возвратить я мог

Блаженства общего залог,

Былую праотцев свободу.

Грозен князь самовластительный!

Но наступит мрак ночной,

И настанет час решительный,

Час для граждан роковой.

Летим — и возвратим пароду

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

…Несутся полные отваги,

Волн упреждают быстрый бег:

Летят как соколы — и стяга

Противный осеняют брег.

Мгновенно солнце озарило

Равнину и брега реки

И взору вдалеке открыло

Татар несметные полки.

Луга, равнины, долы, горы

Толпами пестрыми кипят;

Всех сил объять не могут взоры…

Повсюду бердыши блестят.

Редко встретишь в поэзии начала 1820-х годов такую, например, картину утра в лесу:

Сусанин ведет их… Вот утро настало,

И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,

То тускло засветит, то вновь пропадет.

Стоят не шелохнясь и дуб и береза,

Лишь снег под ногами скрипит от мороза,

Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,

И дятел дуплистую иву долбит.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Рылеев в своей думе еще более заострил гражданские черты Державина, создав образ во многом идеальный — образец для подражания, особенно в первом варианте думы:

К неправде он кипит враждой,

Ярмо граждан его тревожит;

Как вольный славянин душой,

Он раболепствовать не может.

Повсюду тверд, где б ни был он —

Наперекор судьбе и року;

Повсюду честь — ему закон,

Везде он явный враг пороку.

Греметь грозой нротиву зла

Он чтит святым себе законом

С спокойной важностью чела

На эшафоте и пред троном.

Не лишним будет отметить (разумеется, не ставя его на одну доску с Державиным), что Рылеев-поэт, равно как и Рылеев-человек, соответствует этой стихотворной характеристике. И соответствует неизмеримо больше всех других современных ему поэтов.

Державин родился 1743 года в Казани. Он был воспитан сперва в доме своих родителей, а после в Казанской гимназии, в 1760 записан был в инженерную школу, а в следующем году за успехи в математике и за описание болгарских развалин переведён в гвардию в чине поручика, отличился в корпусе, посланном для усмирения Пугачева. В 1777 году поступил в статскую службу, а в 1802 году пожалован был в министры юстиции. Скончался июля 6 дня 1816 года в поместье своём на берегу Волхова.

С дерев валится жёлтый лист,
Не слышно птиц в лесу угрюмом,
В полях осенних ветров свист,
И плещут волны в берег с шумом.
Над Хутынским монастырём
Приметно солнце догорало,
И на главах златым лучом,
Из туч прокравшись, трепетало.

И засияли, как росой,
Слезами юноши ресницы,
И он с удвоенной тоской
Сел у подножия гробницы;
И долго молча он сидел,
И, мрачною тревожим думой,
Певец задумчивый глядел
На грустный памятник угрюмо.

Но вдруг, восторженный, вещал:
«Что я напрасно здесь тоскую?
Наш дивный бард не умирал:
Он пел и славил Русь святую!
Он выше всех на свете благ
Общественное благо ставил
И в огненных своих стихах
Святую добродетель славил.

Он долг певца постиг вполне,
Он свить горел венок нетленной,
И был в родной своей стране
Органом истины священной.
Везде певец народных благ,
Везде гонимых оборона
И зла непримиримый враг,
Он так твердил любимцам трона:

„Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно!
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно;
Что он орудье власти есть,
Всех царственных подпора зданий;
Должны быть польза, слава, честь
Вся мысль его, цель слов, деяний“ [1] .

О, так! нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда — долг его,
Предмет — полезным быть для света.
Служитель избранный творца,
Не должен быть ничем он связан;
Святой, высокий сан певца
Он делом оправдать обязан.

Ему неведом низкий страх;
На смерть с презрением взирает
И доблесть в молодых сердцах
Стихом правдивым зажигает.
Над ним кто будет властелин? —
Он добродетель свято ценит
И ей нигде, как верный сын,
И в думах тайных не изменит.

Таков наш бард Державин был, —
Всю жизнь он вёл борьбу с пороком;
Судьям ли правду говорил,
Он так гремел с святым пророком:
„Ваш долг на сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять
И свято сохранять законы.

Ваш долг несчастным дать покров,
Всегда спасать от бед невинных,
Исторгнуть бедных из оков,
От сильных защищать бессильных“ [2] .
Певцу ли ожидать стыда
В суде грядущих поколений?
Не осквернит он никогда
Порочной мыслию творений.

Повсюду правды верный жрец,
Томяся жаждой чистой славы,
Не станет портить он сердец
И развращать народа нравы.
Поклонник пламенный добра,
Ничем себя не опорочит
И освященного пера —
В нечестьи буйном не омочит.

Творцу ли гимн святой звучит
Его восторженная лира —
Словами он, как гром, гремит,
И вторят гимн народы мира.
О, как удел певца высок!
Кто в мире с ним судьбою равен?
Откажет ли и самый рок
Тебе в бессмертии, Державин?

Примечания Рылеева

  1. ↑ См. „Вельможа“, соч. Державина.
  2. ↑ См. „Властителям и судиям“, его же.
  3. ↑ См. „Памятник“, подражание Державина Горациевой оде: „Exegi monumentum a ere peiennius…“

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Читайте также: