Рыцарь сифар краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Walker R. M. Tradition and technique in "El libro del cavallero Zifar" / Roger M. Walker. - London : Tamesis books, 1974. - XVI, 252 c. ; 24 см. - (Colección Támesis . Serie A - Monografías ; 36). - Библиогр.: с. 232-243. - Указ.: с. 245-252

Купить

Реферат по теме Tradition and technique in "El libro del cavallero Zifar" = Традиция и технические приемы в "Книге рыцаря Сифара"

Курсовая по теме Tradition and technique in "El libro del cavallero Zifar" = Традиция и технические приемы в "Книге рыцаря Сифара"

ВКР/Диплом по теме Tradition and technique in "El libro del cavallero Zifar" = Традиция и технические приемы в "Книге рыцаря Сифара"

Диссертация по теме Tradition and technique in "El libro del cavallero Zifar" = Традиция и технические приемы в "Книге рыцаря Сифара"

Заработать на знаниях по теме Tradition and technique in "El libro del cavallero Zifar" = Традиция и технические приемы в "Книге рыцаря Сифара"

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Tradition and technique in "El libro del cavallero Zifar" = Традиция и технические приемы в "Книге рыцаря Сифара"

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

--> --> Свердловская область, Екатеринбург городской округ, Екатеринбург, Ленинский район, Центр
Куйбышева, 63
Расположение на карте

Пн: 10:00-14:00 15:00-19:00
Вт: 10:00-14:00 15:00-19:00
Ср: 10:00-14:00 15:00-19:00
Чт: 10:00-14:00 15:00-19:00
Пт: 10:00-14:00 15:00-19:00
Сб: 10:00-16:00

--> --> Тюменская область, Тобольск городской округ, Тобольск
Свердловский переулок, 2
Расположение на карте

--> --> Самарская область, Тольятти городской округ, Тольятти, Комсомольский район
Ярославская, 27
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 12:00-19:00
Вт: 12:00-19:00
Ср: 12:00-19:00
Чт: 12:00-19:00
Пт: 12:00-19:00
Сб: 11:00-18:00

--> --> Рязанская область, Рязань городской округ, Рязань, Московский округ, Приокский
Магистральная, 17
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 12:00-19:00
Вт: 12:00-19:00
Ср: 12:00-19:00
Чт: 12:00-19:00
Сб: 12:00-19:00
Вс: 12:00-19:00

--> --> Ханты-Мансийский автономный округ, Сургут городской округ, Сургут, Северный жилой район, 13а микрорайон
Лермонтова, 6/3
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Красноярский край, Ачинск городской округ, Ачинск
Привокзальный 3-й микрорайон, 37а
Расположение на карте

--> --> Нижегородская область, Дзержинск городской округ, Дзержинск
Циолковского проспект, 21г
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Пн: 10:00-19:00
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Пермский край, Пермь городской округ, Пермь, Индустриальный район, Балатово
Мира, 80а
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца; июнь-август: пн-пт 10:00-18:00
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00

--> --> Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ, Новокузнецк, Орджоникидзевский район, Белые дома ж/м
Новаторов, 10
Расположение на карте

санитарный день: последняя ср месяца; летний период: пн-пт 10:00-18:00
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Вс: 09:00-17:00


В Книга рыцаря Зифара (первоначально Ливро дель Кавальеро Сифар, в современной орфографии Libro del caballero Zifar) - самая ранняя приключенческая сказка в проза в испанский язык. Он был написан около 1300 г., вероятно, священником Толедо Ферраном Мартинесом (не Ферран Мартинес, Архидиакон Экии), упомянутый в прологе. Книга во многом перекликается с современными произведениями рыцарский роман.

Книга представляет собой экранизацию легендарной жизни Святой Юстас, который до своего обращения был римским полководцем по имени Плацид (Plácidas на испанском). Рыцарь Зифар - средневековый Плацид-Кам-Юстас, и его история частично разделяет дидактическую функцию Евстасиана. агиография, но в остальном эпично и рыцарски. После разлуки со своей семьей Зифар оказывается королем Ментона. Его сын Робоам, получив образование, разлучается со своей семьей только для того, чтобы стать императором.

Современные издания

Издание Вагнера (1929) по-прежнему является окончательным и было воспроизведено с небольшими изменениями как Рикером (1951), так и Буэндией (1961).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета

Ученый секретарь совета,

кандидат филологических наук, доцент В.Я. Малкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Решение поставленных задач возможно в рамках исторической поэтики, которая и является теорико-методологической основой исследования. В данной работе рассматривается процесс эволюции жанровой формы, именно этим занимается историческая поэтика. В области испанского рыцарского романа базовыми являются работы А. Дурана, М.Р. Лиды де Малькьель, А.Дейермонда, Х.Б. Авалье-Арсе, М. де Рикера.

Научная новизна исследования. Рыцарский роман станет главным прозаическим жанром испанской литературы. В процессе его зарождения, развития и умирания вырабатывались многие повествовательные механизмы и стилистические приемы, которые затем были использованы в других литературных жанрах, пришедших ему на смену. Принципы сюжетосложения, характерные для рыцарской литературы, активно использовались как плутовским романом, так и Сервантесом. Это позволяет провести линию от испанского рыцарского романа к роману Нового времени и, таким образом, лучше понять процесс его становления.

Исследователи не всегда единодушны относительно принадлежности того или иного текста к жанру рыцарского романа [1] . Оснований для этого достаточно: слишком различную трактовку получают в них основополагающие элементы поэтики рыцарской литературы. Рыцарский роман (и – более широко – рыцарскую литературу) всегда определяли через перечисление и описание наиболее часто повторяющихся его элементов, как тематических, так и структурных [2] . При этом никогда не предпринималась попытка выстроить эти элементы в иерархическом порядке и указать, какие из них являются обязательными, а какие факультативными. В данной работе широкий круг текстов, создававшихся в XIII-XVI вв., проанализирован с точки зрения их сюжетной схемы. Регулярное воспроизведение основных ее компонентов в текстах различных эпох и авторов позволяет сделать вывод о том, что именно специфический способ построения и развертывания сюжетной схемы может быть выделен в качестве верхней ступени этой иерархии. Рассмотренные с этой позиции, книги о рыцарях предстают как разные этапы развития единого жанра. Это позволяет выделить в них константную категорию, формирующую жанровую модель.

Научно-практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при проведении вузовских спецкурсов и спецсеминаров по истории испанской литературы Средних веков и Возрождения.

Апробация результатов работы. Результаты исследования и основные положения диссертации отражены в статьях и на заседаниях кафедры сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются выбор темы, научная новизна, актуальность и методологическая основа диссертации, определяются цели, задачи и методы исследования, приводится обзор наиболее значительных отечественных и зарубежных работ, связанных с заявленной темой, очерчивается круг проблем, возникающих при изучении текстов рыцарской литературы, а также описывается принцип отбора материала. Кроме того, во введении представлена некая типовая модель испанского рыцарского романа, с опорой на которую в главах проводится анализ различных текстов.

Возникновение авантюры, ее завязка – это момент нарушения мира, которое всегда вызвано внешним вмешательством (и в этом принципиальное отличие испанского рыцарского романа от романов Кретьена де Труа, где конфликт, побуждающий героя к действию, имел внутренний характер). Возможны различные варианты нарушения мира: нападение врагов, недостача (например, желание завоевать королевство), несправедливость в отношении тех, кто находится под защитой рыцаря. В результате поединка рыцаря с врагом (или битвы с врагами) нарушение устраняется и восстанавливается мир – это развязка авантюры. Способ взаимодействия авантюр друг с другом может быть разным: так, две непосредственно следующие друг за другом авантюры бывают связаны причинно-следственной связью, другие, наоборот, возникают сами по себе и не оказывают влияния на дальнейший ход событий. Таким образом, в романе сочетаются кумулятивный и циклический способы сюжетосложения.

В третьем разделе первой главы проводится сопоставление первых рыцарских романов с основным прозаическим жанром средневековой литературы – хроникой. На протяжении XIII-XIV вв. хроника представляет собой магистральную линию испанской словесности, вбирающую в себя самые разнообразные сюжеты: от библейских до собственно романных. Поэтому принципиально важно выявить специфику рыцарского романа в сопоставлении с хроникой.

Сам сюжет сопротивляется превращению текста в рыцарский роман. История о Флуаре и Бланшефлор, хорошо известная, как и легенда о Тристане и Изольде [10] , не могла быть трансформирована в сюжет рыцарского романа, иначе бы пришлось полностью сместить смысловой центр тяжести. Специфическая модель испанского рыцарского романа могла в полной мере реализоваться только в рамках собственного сюжета, вводящего нового, незнакомого героя, биография и генеалогия которого сочинялись вместе с романом. Особенностью этой модели являлся линейный принцип развертывания действия, вширь, а не вглубь, как было с бретонскими сюжетами во Франции. Показателем тот факт, что сюжеты об Амадисе, Пальмерине и Лисуарте дописываются, но не переписываются. Не создается вариантов, создаются продолжения, которые подхватывают действие на том моменте, где остановился предыдущий автор, и присоединяют к нему новые эпизоды, подобные тем, которыми уже полон роман.

Итак, все действие романа развивается в пределах нескольких больших циклов авантюр, пересекающихся друг с другом. Однако сама логика повествования обнаруживает и иной возможный взгляд на композицию романа. Он связан с очевидным делением сюжета на авантюрные круги, которое организует повествование на несколько ином уровне. В случае с циклами границы очерчены определенными локусами, в рамках которых, по большей части, протекает действие. Авантюрные круги устроены иначе. Под ними понимается приключение (или серия приключений) протагониста, имеющее определенную структуру, в результате которого происходит приращение благ (приобретение), значимых с точки зрения рыцарского идеала. В роли таких благ могут выступать: дама, материальные богатства (замок, город, государство, деньги, драгоценности и т.д.), воинская слава и почет, волшебный предмет, благородное спасение человека. Авантюрные круги можно разделить на большие и малые. Большой авантюрный круг – обозначение условное, подразумевающее авантюры, содержащиеся в пределах круга. Общее число авантюр совпадает с количеством малых авантюрных кругов, которые и являются собственно авантюрами. Большой авантюрный круг – это как бы искусственная надстройка над реально существующими авантюрами. Он состоит из нескольких авантюр, в которых герой преследует определенную цель. Например, все авантюры первого большого круга так или иначе связаны со стремлением героя завоевать принцессу, второго – одержать победу в Большом турнире и т.д. Иными словами, по определенным признакам несколько авантюр объединяются в одно целое. Основанием выделения циклов служила циклическая организация художественного пространства текста, больших авантюрных кругов – некая общая цель героя, объединяющая несколько следующих друг за другом авантюр.

Таким образом, проанализировав тексты различных этапов становления испанского рыцарского романа, можно выделить основные компоненты, формируюшие его сюжет:

Идеальность: в отличие от кретьеновских героев, герои испанского рыцарского романа не могут нарушить равновесие между двумя составляющими куртуазного идеала;

Связь с богом, избранность.

сочетание кумулятивного и циклического принципов сюжетостроения: некоторые авантюры могут быть извлечены из повествования, что останется незамеченным для сюжета и общей линии, другие авантюры вытекают одна из другой;

авантюра – основная (и единственная) композиционная единица: текст членится единственным способом на авантюры и авантюрные круги (серии авантюр), объединены общей конкретной целью; наличие разных типов авантюр; особое устройство авантюры; заполнение пространства между авантюрами (дорога, празднования, знакомства, разговоры, описания); определенный принцип расположения авантюр;

невозможность композиционного и смыслового завершения: повествование завершается либо на пороге нового приключения, либо оно может быть с легкостью присоединено к последнему (это связано с отсутствием внутреннего конфликта, с исчезновением которого необходимость в новом приключении отпадает).

любое приключение рыцаря имеет смысл.

жизненный путь героя от рождения (как правило, предварительно рассказана история родителей);

повествование никогда не завершается смертью героя (существующий прецедент с Амадисом лишь подтверждает правило);

Дама-возлюбленная: воплощение куртуазного женского идеала.

идеальный влюбленный – непременная составляющая рыцарского идеала, которому протагонист должен соответствовать; в рамках этого идеала невозможна какая-либо неверность;

наличие любовных авантюр, целью которых является завоевание или спасение дамы;

тайный брак героев, завершающийся браком законным;

любовная линия не является единственной в романе.

6. Устойчивый комплекс сюжетообразующих мотивов:

тайна, связанная с рождением героя; любовь по слухам; испытание; дорога; поиск; разлука; неузнавание; сокрытие имени.

7. Присутствие элементов сказочного и фантастического:

некоторые из авантюр героя направлены на получение волшебного предмета; наличие персонажей, обладающих волшебной силой, и сказочных существ (карлики, драконы, великаны и т.д.).

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

[2] Традиционно выделяют такие признаки как присутствие чудесного в романе, отнесение времени действия в далекое прошлое, тип героя (странствующий рыцарь), авантюру как основную форму активности рыцаря, которая в то же время является его главной целью, а также обязательное наличие любовной линии и связанных с ней любовных авантюр. Однако можно назвать рыцарские книги, в которых отсутствует тот или иной из перечисленных признаков. Для решения этой проблемы необходимо найти такой признак, который присутствовал бы во всех текстах, относимых к рыцарской литературе.

[3] Разграничим авантюру как синоним любого приключения и авантюру в том смысле, который мы описали выше. В первом значении это слово применимо, разумеется, к событиям и византийского романа, и христианского жития, и многих других жанров. В данном случае слово употреблено во втором значении.

[4] Первые образцы византийских романов появились в Европе в XII веке и тогда же были переведены на латинский язык. Элементы сюжетной схемы этого жанра, имеющего очень устойчивую структуру, встречаются и в более позднем рыцарском романе, и в новеллистике XVI века.

[6] Они связаны с одной из важнейших для романа идей – идеей воспитания. Не случайно одна из частей романа полностью состоит из советов и наставлений, которые герой дает своим сыновьям, желая объяснить им, каким должен быть настоящий рыцарь и правитель.

[10] Не случайно эти две пары часто упоминаются рядом как образец верной и преданной любви (например, у архипресвитера Итского). Такое соположение может свидетельствовать о том, что в испанском литературном сознании эти сюжеты очень близки как истории, смысловым центром которых является любовь героев.

Рыцарская литература - это крупное направление творчества, которое получило свое развитие в Средневековье. Героем ее являлся совершающий подвиги воин-феодал. Самые известные произведения этого направления: созданная во Франции Готфридатом Страсбургским "Песнь о Роланде", в Германии - "Тристан и Изольда" (стихотворный роман), а также "Песнь о Нибелунгах", в Испании - "Родриго" и "Песнь о моем Сиде" и другие.

рыцарская литература

В школе в обязательном порядке освещается тема "Рыцарская литература" (6 класс). Ученики проходят историю ее возникновения, основные жанры, знакомятся с главными произведениями. Однако тема "Рыцарская литература Средневековья" (6 класс) раскрывается сжато, выборочно, упускаются некоторые важные моменты. В этой статье мы бы хотели более подробно ее раскрыть, чтобы у читателя было более полное представление о ней.

Рыцарская поэзия

рыцарская литература в средние века

Рыцарская литература включает в себя не только романы, но также и поэзию, которая воспевала верность некоей даме сердца. Ради нее рыцари с риском для жизни подвергали себя различным испытаниям. Прославлявшие эту любовь в песнях поэты-певцы назывались миннезингерами в Германии, трубадурами - на юге Франции, и труверами - на севере этой страны. Самые известные авторы - Бертран де Борн, Арно Даниэль, Джауфре Рюдель. В английской литературе 13 века важнейший памятник - баллады, посвященные Робин Гуду.

Рыцарская литература в Италии представлена в основном лирической поэзией. Основал новый стиль, который прославлял любовь к даме, Гвидо Гвиницелли, болонский поэт. Крупнейшие его представители - Гвидо Кавальканти и Брунетто Латини, флорентийцы.

Образ рыцаря и прекрасной дамы

рыцарская литература средневековья

Слово "рыцарь" означает в переводе с немецкого "всадник". Оставаясь воином, он должен был в то же время иметь прекрасные манеры, поклоняться даме сердца, быть культурным. Именно с культа последней и возникла куртуазная поэзия. Представители ее воспевали благородство и красоту, а знатные дамы относились благосклонно к этому виду искусства, который превозносил их. Возвышенной была рыцарская литература. Картинки, представленные в этой статье, подтверждают это.

Куртуазная любовь, конечно, была в некоторой мере условной, так как подчинялась полностью придворному этикету. Воспеваемая дама, как правило, была супругой сюзерена. А рыцари, влюбленные в нее, оставались лишь почтительными придворными. Поэтому куртуазные песни, которые льстили женскому самолюбию, окружали одновременно феодальный двор сиянием исключительности.

Куртуазная поэзия

рыцарская и городская литература

Куртуазная любовь была тайной, поэт не осмеливался называть по имени свою даму. Это чувство выглядело как трепетное обожание.

Созданных в то время поэтических текстов очень много, и авторство большинства из них потеряно. Но в ряду многочисленных бесцветных поэтов возникали и запоминающиеся, яркие фигуры. Самыми известными трубадурами были Гираут де Борнейль, Бернарт де Вентадорн, Маркабрюн, Джауфре Рюдель, Пейроль.

Виды куртуазной поэзии

Существовало множество видов куртуазной поэзии в Провансе, но самыми распространенными были: альба, кансона, пасторела, баллада, плач, тенсона, сирвентес.

Кансона (в переводе - "песня") излагала в повествовательной форме любовную тему.

Альба (что означает "утренняя звезда") посвящалась разделенной, земной любви. В ней говорилось о том, что влюбленные после тайного свидания расстаются на заре, о ее приближении их извещает слуга либо стоящий на страже друг.

Пасторела - это песня, в которой повествуется о встрече пастушки и рыцаря.

В плаче поэт тоскует, оплакивая собственную долю, либо скорбит о гибели близкого ему человека.

Тенсона - своеобразный литературный спор, участие в котором принимают либо два поэта, или же Прекрасная Дама и поэт, поэт и Любовь.

Сирвентес - песня, где затрагиваются социальные вопросы, важнейший из которых: кто достоин любви больше - бесславный барон или учтивый простолюдин?

Такова вкратце рыцарская куртуазная литература.

рыцарская литература 6 класс

Трубадуры, о которых мы уже упоминали, являются первыми куртуазными поэтами Европы. После них были немецкие "певцы любви" - миннезингеры. Но чувственный элемент в их поэзии сыграл уже меньшую роль, чем в романской, преобладал скорее морализаторский оттенок.

Жанр рыцарского романа

В 12 веке рыцарская литература ознаменовалась возникновением рыцарского романа - нового жанра. Создание его предполагает, кроме творческого восприятия окружающего мира и вдохновения, и обширные познания. Рыцарская и городская литература тесно связаны между собой. Авторами ее чаще всего являлись люди ученые, пытавшиеся своим творчеством примирить идеалы равенства всех перед Богом с нравами и обычаями эпохи, существовавшими в действительности. В качестве протеста против последней выступали идеалы куртуазности. Эта мораль, которую отражала рыцарская литература в Средние века, была утопична, но именно она показана в романе.

рыцарская куртуазная литература

Французский рыцарский роман

Расцвет его знаменует бретонский цикл. К самым известным из романов данного цикла относятся: "Брут", "Эрек и Энида", "Клижес", "Тристан и Изольда", "Ивэйн", "Прекрасный незнакомец", "Парцифаль", "Роман о Граале", "Гибельный погост", "Перлесваус", "Смерть Артура" и другие.

Во Франции рыцарская литература Средневековья была широко представлена. Более того, она является родиной первых рыцарских романов. Они были своеобразным сплавом позднеантичных пересказов Овидия, Вергилия, Гомера, эпических кельтских преданий, а также рассказов о неведомых странах крестоносцев и куртуазных песен.

Кретьен де Труа был одним из создателей этого жанра. Наиболее известным его творением является "Ивейн, или Рыцарь со львом". Мир, который создал де Труа, является воплощением рыцарственности, потому герои, обитающие в нем, стремятся к подвигам, к авантюре. В этом романе Кретьен показал, что подвиг сам по себе бессмыслен, что любые авантюры должны быть целенаправленны, наполнены смыслом: это может быть защита некоей оклеветанной дамы, избавление девушки от костра, спасение родственников своего друга. Самоотречение и благородство Ивейна подчеркнуто его дружбой с царем зверей - львом.

В "Повести о Граале" этим автором использовались еще более сложные приемы, раскрывающие характер человека. Подвиг "трудности" героя обрекает на аскетизм. Однако это отнюдь не христианская аскеза для спасения своей души, по внутренним побуждениям глубоко эгоистическая, а великая целеустремленность и собранность. Персиваль, герой произведения, покидает не благодаря религиозному мистическому порыву свою подругу, а в результате целого комплекса чувств, в котором смешалась печаль о брошенной матери с желанием помочь Королю Рыболову, дяде героя.

Рыцарский роман в Германии

У другого известного средневекового романа, "Тристан и Изольда", совершенно другая тональность. В основу ее были положены ирландские сказания, описывающие несчастную любовь прекрасных молодых сердец. Отсутствует в романе рыцарская авантюра, выдвигается на первый план конфликт между общепринятыми нормами и побуждениями возлюбленных. Страсть королевы Изольды и юноши Тристана толкает их на то, чтобы попрать супружеский и вассальный долг. Трагический оттенок приобретает книга: герои становятся жертвой рока, судьбы.

рыцарская литература картинки

В Германии рыцарский роман был представлен в основном в переложении произведений французских: Генрих фон Фельдеке ("Энеида"), Готфрид Страсбургский, Гартманн фон Ауэ ("Ивейн" и "Эрек"), Вольфрам фон Эшенбах ("Парциаль"). Они отличались от последних углублением религиозно-нравственной проблематики.

Рыцарский роман в Испании

В Испании рыцарский роман до 16 века не получил развития. Известен в 14 веке только один под названием "Рыцарь Сифар". В следующем, 15 столетии, появляются "Куриал и Гвельфа" и "Тирант Белый", написанные Жоанотом Мартурелем. В 16 веке Монтальво создал "Амадис Гальский", также появился анонимный роман "Пальмерин де Оливия" и другие, всего более 50.

Рыцарский роман в Италии

Рыцарская литература Средневековья этой страны характеризовалась в основном заимствованными сюжетами. Оригинальным вкладом Италии является поэма "Вступление в Испанию", написанная безымянным автором в 14 веке, а также "Взятие Памплоны", ее продолжение, созданное Никколо из Вероны. Итальянский эпос развивается в творчестве Андреа да Барберино.

Читайте также: